Материалы ректорского совещания
Открытие в СПбГУ пунктов гуманитарной помощи
4 марта в СПбГУ открылись пункты приема гуманитарной помощи для беженцев из ДНР, ЛНР и Украины в рамках проекта #МЫВМЕСТЕ, организованные Волонтерским центром СПбГУ.
Гуманитарную помощь принимают по следующим адресам:
- Университетская наб., д. 13б, 2 этаж, помещения 2–6
- Биржевая линия В. О., д. 6, пом. 10–11
- Петергоф, Университетский проспект, д. 28, кабинет 4329
Прием гуманитарной помощи осуществляется по графику:
понедельник, среда, пятница — с 10:00 до 17:00
вторник, четверг — с 14:00 до 20:00
Подробная информация о том, что принимается в качестве гуманитарной помощи, размещена на странице Управления по работе с молодежью.
Посетить пункт приема гуманитарной помощи #МЫВМЕСТЕ в СПбГУ и внести свой вклад в сбор помощи могут не только универсанты, но и все желающие помочь. Собранная гуманитарная помощь будет передаваться Санкт-Петербургскому региональному отделению общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест».
Об организации обучения в вузах участников специальной военной операции
Одной из важных мер поддержки военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и сил специальных операций является предоставление возможностей для получения высшего образования и повышения квалификации.
Проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич подготовил проект обращения ректора к министру науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фалькову с предложением инициировать внесение изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с целью социальной поддержки участников специальной военной операции Российской Федерации по защите населения Донбасса. В письме предлагается предоставить участникам специальной военной операции РФ по защите населения Донбасса и их детям дополнительные возможности по реализации ими права на получение высшего образования.
Предложено дополнить закон «Об образовании в Российской Федерации» положениями, на основании которых участники специальной военной операции Российской Федерации по защите населения Донбасса и их дети получат право:
- поступать на обучение по программам бакалавриата и специалитета без вступительных испытаний
- при наличии высшего образования бесплатно получать второе или последующее высшее образование уже имеющегося у них уровня
Предложение А. В. Бабича было поддержано всеми участниками совещания. Письмо направлено министру науки и высшего образования, в аппарат Правительства РФ, в Государственную думу и в Совет Федерации Федерального собрания РФ.
Оказание помощи обучающимся из ДНР, ЛНР, Украины
Сотрудники Психологической клиники Санкт-Петербургского государственного университета готовы оказать помощь обучающимся, прибывшим в СПбГУ и другие вузы Санкт-Петербурга и СЗФО в порядке перевода из высших учебных заведений Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины.
Сотрудники Психологической клиники СПбГУ будут оказывать помощь этим обучающимся вне очереди, также будет осуществляться индивидуальное кризисное консультирование (Университет готов поддерживать студентов).
В ближайшее время начнет работать телефон доверия: группа волонтеров уже набрана, началось обучение.
По поручению ректора СПбГУ руководитель Психологической клиники СПбГУ примет участие во встречах со студентами, которые переведутся в СПбГУ из высших учебных заведений ДНР, ЛНР и Украины, для обсуждения текущих вопросов и возможных мер поддержки.
Как сообщила декан факультета психологии СПбГУ Алла Вадимовна Шаболтас, в связи с необходимостью обеспечения оперативной поддержки в адаптации и сопровождении обучающихся, которые прибывают в вузы Санкт-Петербурга из ДНР, ЛНР и Украины для продолжения обучения в нашем городе, психологи СПбГУ готовы объединить профессиональные усилия и ресурсы в области оказания высококвалифицированной психологической помощи с коллегами из других вузов города, в связи с чем ректором СПбГУ направлено обращение в адрес руководителей образовательных организаций высшего образования города Санкт-Петербурга с предложением помощи и методической поддержки.
О сохранении данных, переходе к использованию других платформ для организации учебного и научного процессов, внеучебной работы
Специалисты Управления — службы информационных технологий заканчивают сравнение и оценку сервисов и программного обеспечения, которые могли бы заменить ныне эксплуатируемые зарубежные сервисы ZOOM, MS Teams, Google for Education и другие, в случае если они перестанут быть доступны для использования. Кроме этого, получена резервная копия данных из тех облачных хранилищ, которые ранее использовались и продолжают использоваться универсантами, прорабатываются варианты организации доступа к этим данным.
Рассматриваются продукты как давних партнеров СПбГУ: Яндекс, VK (Mail.ru Group), Сбер и др., так и других перспективных компаний — например, Pruffme, TrueConf, Webinar.Ru, разработчики офисных приложений «Р7», «Мой Офис». За время своего существования вообще и за время пандемии в частности уровень экспертизы и качества продуктов этих компаний существенно повысился, сформированы предложения для цифровой трансформации СПбГУ, равносильные зарубежным.
Универсанты могут оказать активную помощь в тестировании и выборе новых отечественных решений, сообщив о своем участии, методических рекомендациях, опыте использования средств для коммуникации и совместной работы (как зарубежных, так и отечественных производителей). Для этого необходимо направлять предложения на специализированный почтовый ящик УСИТ: digital@it.spbu.ru.
Участники ректорского совещания обсудили возможности использования новых сервисов и программных продуктов для организации онлайн-совещаний, встреч директоров и деканов с заведующими кафедрами, представителями студентов. Ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев напомнил, что теперь многие совещания и встречи можно и нужно проводить в очном формате.
О текущих проблемах организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 11 обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 13 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Обращения были на разные темы, в том числе: о возможности перевода преподавателя на дистанционный формат работы; о переводе на бюджетную основу обучения.
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в установленном порядке.
Принимая во внимание постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.03.2022 № 163 «О внесении изменений в постановление от 13.03.2020 № 121», с учетом итогов ректорского совещания от 03.03.2022, а также во исполнение п. 3 приказа от 04.03.2022 № 1871/1 «О смягчении ограничений, вызванных необходимостью соблюдения мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» издан приказ от 04.03.2022 № 1893/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 07.03.2022», в соответствии с которым на основании предложений руководителей учебно-научных подразделений Университета определен формат учебных занятий и промежуточной аттестации по основным образовательным программам с 07.03.2022. В большинстве случаев руководители УНП предложили смешанный формат обучения с постепенным наращиванием количества аудиторных занятий, что будет отражаться в электронном расписании. Сроки вводимых изменений учитывают необходимость для преподавателей и студентов заранее подготовиться к выходу на аудиторные занятия. Обращено внимание, что для обучающихся, которые по объективным причинам не смогут находиться в России, обучение будет организовано с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В адрес декана математико-механического факультета поступило обращение от обучающегося с заявлением о пересмотре оценки, полученной на пересдаче экзамена по дисциплине «Алгебра и теория чисел» аттестационной комиссии. По мнению обучающегося: не было соблюдено время и место проведения пересдачи, которые отличались от заявленных в расписании; на пересдаче, по словам обучающегося, присутствовали посторонние люди, а к проведенным лекционным занятиям у него есть претензии. По указанному обращению организована проверка. О результатах обучающийся будет проинформирован.
Встречи со студентами и представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако во многих коллективах такие встречи прошли.
На встречах руководителей факультета политологии, экономического факультета, факультета прикладной математики — процессов управления, факультета социологии, биологического факультета, филологического факультета, факультета иностранных языков, медицинского колледжа, колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии с обучающимися обсуждалось внесение изменений в формат обучения в связи с отменой некоторых противоэпидемических ограничений.
Декан юридического факультета Сергей Александрович Белов спросил, почему вначале для студентов-юристов были запланированы лекции в очном формате, но потом в расписание они не были включены — якобы, из-за рекомендаций Роспотребнадзора (сотрудники учебного отдела говорили о невозможности проведения занятий в одной аудитории разных учебных групп). Ректор попросил первого проректора связаться с руководством Роспотребнадзора и уточнить информацию о действующих противоэпидемических мерах. Через некоторое время Елена Григорьевна Чернова сообщила: жесткие ограничения Роспотребнадзора сняты, остались только ограничения на максимальное число участников массовых мероприятий (100 человек), сохранено применение мер индивидуальной защиты (масок) и регулярной дезинфекции помещений.
На встречах деканов факультета иностранных языков, факультета искусств, факультета прикладной математики — процессов управления, факультета математики и компьютерных наук, факультета международных отношений, факультета психологии, факультета свободных искусств и наук, факультета стоматологии и медицинских технологий, математико-механического, медицинского, филологического, физического, экономического факультетов, а также в Институте истории, Институте наук о Земле, Институте философии и Институте химии СПбГУ с обучающимися обсуждались меры поддержки обучающихся из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины (Университет готов поддерживать студентов).
В адрес декана факультета международных отношений поступило обращение от иностранного обучающегося, который в настоящее время находится в Санкт-Петербурге, но правительство его страны рекомендовало гражданам срочно покинуть территорию Российской Федерации. Однако студент заинтересован в продолжении обучения в СПбГУ, поэтому обратился с просьбой об удаленном формате обучения. Как сообщалось ранее, во всех подобных случаях обучающимся будет предоставлена возможность продолжить обучение дистанционно.
Текущие вопросы организации учебного процесса обсуждались на встречах с членами студенческих советов руководителями физического факультета, факультета прикладной математики — процессов управления, факультета социологии, математико-механического факультета, Института наук о Земле, факультета свободных искусств и наук, Института истории, филологического факультета, Института философии.
Участники совещания обратили внимание на то, что некоторые представители студенческих советов после встреч с директорами и деканами начинают распространять среди обучающихся некорректную информацию (что легко выясняется при сверке с протоколами либо в общении с другими участниками совещаний). По результатам совещания было принято решение впредь директорам и деканам привлекать к регулярным встречам не только представителей студенческих советов, но и других представителей студенчества (например, старост отдельных курсов и групп) — с целью организовать более оперативное и широкое прямое распространение информации среди студентов.
Последствия предъявления обучающимися подложных документов о временной нетрудоспособности
За последние годы в Университете значительно сократилось число фактов предъявления обучающимися поддельных документов, в частности справок о временной нетрудоспособности. Для этого в СПбГУ налажены механизмы проверки представляемых справок и определены компетенции ответственных сотрудников, изданы локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность по данному вопросу. Обучающихся регулярно информируют о последствиях предъявления поддельных справок.
Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, утвержден и действует Регламент проверки документов, представляемых поступающими и обучающимися Санкт-Петербургского государственного университета (приказ первого проректора по учебной и методической работе, проректора по воспитательной работе и организации приема от 18.08.2021 № 8087/1).
В пределах имеющихся полномочий сотрудниками СПбГУ — работниками учебных отделов проводятся проверки представляемых студентами документов, а также разъяснительные беседы о недопустимости подлога соответствующих документов и о его последствиях.
Информирование проводится устно до приема от обучающегося заявления, к которому прилагаются соответствующие официальные документы. При приеме заявления проверяется наличие в нем отметки об указанном информировании обучающегося, предусмотренном формой соответствующего заявления.
Каждому обучающемуся, представляющему в учебный отдел документы, дающие некоторые права или освобождающие от обязанностей, разъясняется, что в случае если подлинность документа не будет подтверждена выдавшим ее учреждением, обучающийся будет отчислен из Санкт-Петербургского государственного университета в соответствии с подпунктом «з» пункта 51 Устава СПбГУ, а также о том, что в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ч. 3 ст. 327 УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за приобретение, хранение, перевозку в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а именно — наказание ограничением свободы на срок до одного года либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.
Также, в соответствии с пунктом 9 Приложения № 1 к приказу от 02.06.2021 № 5951/1 «О новой редакции приказа от 10.12.2013 № 4515/1 "О порядке проведения промежуточных аттестаций студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования"»: «В случае подачи студентом заявления о предоставлении индивидуального графика сдачи зачетов и экзаменов согласно Приложению № 6 к настоящему приказу в связи с временной нетрудоспособностью с приложением справки о временной нетрудоспособности (листка нетрудоспособности) на период проведения зачетов или экзаменов (их пересдач) начальник учебного отдела обеспечивает ее регистрацию в журнале регистрации справок о временной нетрудоспособности (листков нетрудоспособности) студентов, форма которого утверждена в Приложении № 5 к настоящему приказу, направление запроса о подтверждении подлинности справки (листка нетрудоспособности) в медицинское учреждение (на следующий рабочий день после дня представления справки или листка нетрудоспособности), подготовку проекта приказа о предоставлении индивидуального графика сдачи зачетов и экзаменов в течение трех рабочих дней после дня представления справки (листка нетрудоспособности) и хранение в личном деле студента его заявления, справки (листка нетрудоспособности), запроса о подтверждении подлинности и ответа из медицинского учреждения».
Согласно пункту 10 указанного приказа: «Если на отправленный запрос медицинское учреждение отвечает, что соответствующий документ (справка или листок нетрудоспособности) не выдавался, студент подлежит отчислению за представление поддельного документа (справки)».
Таким образом, по каждому выявляемому в Университете факту представления поддельных документов в установленном законодательством РФ порядке запрашиваются письменные объяснения и инициируется рассмотрение вопроса о применении дисциплинарного взыскания, а также подготовка запросов в правоохранительные органы для проведения проверок и принятия предусмотренных законом мер реагирования по факту представления поддельных документов.
В рамках мер по повышению уровня правовой грамотности обучающихся Университета информация об указанных фактах и последствиях подлога документов доводится до сведения универсантов, в частности, посредством размещения соответствующих публикаций на ресурсах СПбГУ. Вопросы о подложных медицинских справках и отчислении периодически рассматриваются и в ходе ректорских совещаний и публикуются в соответствующих материалах.
За период с января 2018 по февраль 2022 года зафиксировано 63 случая представления поддельных официальных документов, в частности, справок о временной нетрудоспособности: в 2018 году — 34, в 2019 — 10, в 2020 — 10, в 2021 — 4, в январе-феврале 2022 года — 5. По результатам проведенных проверок в рамках установленных правил Университета все обучающиеся, представившие поддельные справки, были отчислены без права на восстановление.
Обучение студентов СПбГУ на курсах Университета Цинхуа
Благодаря сотрудничеству в рамках Всемирного союза МООК (СПбГУ — соучредитель и первый представитель России во Всемирном союзе массовых открытых онлайн-курсов, Участники Всемирного союза массовых открытых онлайн-курсов обсудили перспективы развития и планы на будущее) и давнему партнерству СПбГУ с Университетом Цинхуа было организовано онлайн-обучение студентов СПбГУ на курсах Университета Цинхуа (дистанционно в синхронном режиме) в весеннем семестре 2020/21 учебного года и в осеннем семестре 2021/22 учебного года.
Как рассказал директор Центра развития электронных образовательных ресурсов Владимир Андреевич Старостенко, в весеннем семестре 2020/21 учебного года предложенные Университетом Цинхуа курсы охватывали широкий круг актуальных тем. Среди них студентов СПбГУ заинтересовали такие, как «Вероятностные и стохастические процессы», «Основы компьютерной графики», «Введение в распределенные системы», «Введение в системы больших данных», «Анализ рынка недвижимости», «Поведенческая экономика» и другие. В осеннем семестре 2021/22 учебного года преподавателями Университета Цинхуа были предложены новые курсы: «Введение в принятие решений», «Микроэкономика: средний уровень», «Исследования Китая: промышленность, культура, общество», «Процессы и методы управления проектами по разработке ПО» и другие.
По итогам обработки заявок было произведено более 150 зачислений студентов СПбГУ на курсы Цинхуа как в качестве вольнослушателей, так и с возможностью перезачета полученных оценок.
В начале весеннего семестра 2021/22 учебного года была организована совместная работа по записи студентов СПбГУ на курсы Цинхуа, в результате которой китайские коллеги произвели 88 записей на следующие курсы:
- Поведенческая экономика (6 человек)
- Краткое введение в психологию (7)
- Сравнительное и международное образование (1)
- Конфуций и его критики (1)
- Корпоративные финансы (7)
- Deep-learning (1)
- Экология в китайской традиционной культуре (1)
- Электромагнитное поле и волна (1)
- Английский для докторантов (3)
- Этика в эпоху глобализации (1)
- Экспериментальная экономика (3)
- Основы логики (1)
- Основы компьютерной графики (1)
- Теория игр (2)
- Общая теория относительности (2)
- Правительство и политика Китая (14)
- Международная экономика (5)
- Разработка и управление проектами международного экологического сотрудничества (1)
- Международная макроэкономическая теория и политика (9)
- Введение в когнитивную науку (1)
- Современная западная философия (5)
- Обработка естественного языка (1)
- Вероятность и случайные процессы (1)
- Публичная дипломатия: глобальная и сравнительная перспективы (7)
- Избранные темы истории современной китайской архитектуры и урбанизма (2)
- Технологические инновации и предпринимательство (2)
- Теория и практика устойчивого дизайна (2)
Наибольшей популярностью пользовался курс «Правительство и политика Китая», который выбрали бакалавры и магистранты сразу нескольких направлений.
При условии успешного прохождения курсов 27 обучающихся смогут получить транскрипты с результатами обучения, которые можно зачесть в СПбГУ, остальные зачислены на курсы как вольнослушатели.
В ходе обсуждения порядка зачета обучения на онлайн-курсах и периодов обучения, стажировок в зарубежных вузах естественно возник вопрос о ходе реализации договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами Европы, США, Японии, Кореи. Ректор поручил С. В. Андрюшину подготовить для ректорского совещания информацию о ходе реализации договоров о сотрудничестве с иностранными вузами, научными организация, фондами.
Об организации бесплатного доступа к онлайн-курсам СПбГУ пользователям платформы Coursera
4 марта международная образовательная платформа Coursera объявила о своем решении приостановить сотрудничество с российскими вузами и ограничить для пользователей доступ к их контенту. На данный момент на платформе было размещено 198 онлайн-курсов и 20 специализаций СПбГУ, имеющих почти миллион слушателей. Необходимо подчеркнуть, что СПбГУ занимает первое место по числу курсов среди вузов Европы и входит в топ-5 в мире.
В связи со сложившейся ситуацией руководством СПбГУ принято решение продублировать на собственной платформе СПбГУ и на платформе «Открытое образование» онлайн-курсы СПбГУ, размещенные на платформе Coursera. Также принято решение разрешить пользователям платформы Coursera продолжить обучение на собственной онлайн-платформе СПбГУ и на национальной платформе «Открытое образование», на которой уже размещено более 160 онлайн-курсов СПбГУ (первое место в РФ). В настоящий момент ведутся активные работы по переносу контента (Слушатели платформы Coursera смогут учиться на онлайн-курсах СПбГУ на платформе СПбГУ и на «Открытом образовании»).
Как рассказал на совещании директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Андреевич Старостенко, в рамках поддержки слушателей из ЛНР, ДНР, Украины, которые хотели бы пройти обучение на онлайн-курсах СПбГУ, а также других иностранных слушателей, не успевших завершить обучение на платформе Courserа, СПбГУ принял решение о предоставлении для таких пользователей бесплатного доступа, поскольку первостепенной миссией Университета является приумножение и распространение знаний. Для получения бесплатного доступа нужно будет заполнить специальную форму на сайте СПбГУ, приложив мотивационное письмо.
Онлайн-курсы открывают новые возможности в образовании. Директорам и деканам поручено представить предложения об организации летних и зимних школ по разным направлениям обучения (искусствам, естественным наукам, истории, политологии и другим) с участием иностранных участников.
Работа представительств СПбГУ
Представительства СПбГУ продолжают активную работу
В настоящее время все представительства СПбГУ продолжают свою работу. Как рассказал заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, по инициативе немецкой стороны временно приостановлена деятельность только представительства в Берлине. В остальных странах проходят мероприятия в соответствии с утвержденным планом (а представительства СПбГУ работают в Республике Корея, Китае, Испании, Греции, Италии и Турции). Так, в частности, в Испании в ближайшее время запланировано:
- проведение летней школы фортепиано и вокала с участием преподавателей СПбГУ
- проведение Дня открытых дверей СПбГУ в Испании (презентации Университета, особенностей поступления, интеллектуальных соревнований, олимпиад, конкурсов и другое)
- проведение занятий по русскому языку как иностранному (РКИ), а также тестирования по РКИ
С полным перечнем мероприятий можно ознакомиться в приложенном файле (приказ от 15.02.2022 № 1212/1).
Директорам и деканам поручено представить предложения по реализации обозначенных и иных проектов для активного использования площадок представительств СПбГУ за рубежом.
СПбГУ обучает русскому языку граждан Республики Зимбабве
По инициативе ректора в СПбГУ была организована работа по расширению сотрудничества с африканскими партнерами. Одно из этих направлений — обучение русскому языку граждан Республики Зимбабве. В целях реализации этого предложения руководством Университета были проведены переговоры с посольством РФ в Республике Зимбабве.
В результате в феврале 2021 года в СПбГУ обратился посол Российской Федерации в Республике Зимбабве с просьбой организовать на безвозмездной основе курсовое обучение русскому языку как иностранному граждан Зимбабве. Во исполнение поручений ректора была организована соответствующая работа: привлечен административный и профессорско-преподавательский состав, составлена программа обучения и подобрана учебная литература, произведен набор студентов.
6 мая 2021 года стартовал первый курс обучения для 50 зимбабвийцев (аудитория обучающихся была привлечена с участием посольства, а также партнерской организации — Дипломатической академии Зимбабве). Занятия проводились в дистанционном формате два раза в неделю продолжительностью по два академических часа. Программа курса ориентирована на достижение обучающимися элементарного уровня владения русским языком (А1). Курс завершился в январе 2022 года.
В ноябре 2021 года параллельно с первым потоком был запущен второй, интенсивный курс, занятия проводились до февраля 2022 года. На втором потоке обучались члены Союза молодежи Зимбабве, сотрудники министерства внутренних дел этой страны, сотрудники зимбабвийских телеканалов, а также выпускники еще советских университетов с начальным или базовым уровнем знания языком. К группе выпускников присоединились мотивированные студенты первого потока. Аудитория второго потока — более 200 человек. Для реализации обучения второго курса СПбГУ был получен грант в форме субсидии от Министерства просвещения Российской Федерации.
Кроме того, в 2021 году более 100 студентов двух курсов дистанционно прошли государственное тестирование по русскому языку как иностранному (ТРКИ) на уровень А1 и получили соответствующий сертификат.
С 14 марта стартует третий поток обучения, занятия будут проходить до конца 2022 года (СПбГУ успешно продолжает обучать русскому языку граждан Зимбабве). Основная аудитория этого курса — студенты вузов Зимбабве, а также сотрудники министерства внутренних дел. К занятиям на этом потоке по результатам набора приступят более 500 студентов. Занятия будут проводиться в онлайн-формате два раза в неделю по два академических часа, как и ранее.
Как рассказал директор Центра языкового тестирования СПбГУ Дмитрий Викторович Птюшкин, помимо прохождения курса, обучающиеся принимают участие и в иных мероприятиях СПбГУ, в частности, в информационных встречах по истории и культуре России, организованных Университетом. Кроме того, в 2021 году несколько десятков граждан Зимбабве через посольство подали документы на обучение в СПбГУ на подготовительном факультете с заинтересованностью в последующем зачислении на программы бакалавриата Университета.
Д. В. Птюшкин отметил, что этот проект СПбГУ в Зимбабве является первым за 30 лет (с момента распада СССР) проектом российского вуза в этой стране. После снятия в Зимбабве ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, будет организовано очное обучение на базе Дипломатической академии Зимбабве. В настоящее время подобрано четыре кандидата, проживающих в этой стране, для прохождения профессиональной переподготовки в СПбГУ и последующего очного ведения преподавательской деятельности в рамках данного проекта. Это представляется особенно востребованным ввиду того, что качество интернет-соединения в Зимбабве является нестабильным, из-за чего многие заинтересованные в обучении и прохождении итоговой аттестации (ТРКИ) студенты не могут присоединиться к курсу.
Опыт реализации этого проекта оценивается как положительный, а принимая во внимание высокую востребованность таких занятий, представляется возможным масштабировать проект и организовать проведение подобных курсов в других африканских странах.
Кроме того, для поддержки проведения третьего потока обучения в 2022 году также планируется подача заявки на получение гранта от Министерства просвещения Российской Федерации. В настоящее время финансирование проекта осуществляется за счет внебюджетных средств СПбГУ.
Повышение квалификации работников СПбГУ
До 2019 года повышение квалификации работников СПбГУ организовывалось в заявительном порядке и централизованно не планировалось. За период с 2014 по 2018 год в среднем в год повышение квалификации проходили около 800 человек. С 2019 года организован централизованный сбор заявок на повышение квалификации работников СПбГУ по представлению директоров и деканов, а также руководителей структурных подразделений.
Как рассказал проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, в 2019 году по результатам проведенной работы поступило и было согласовано 2193 заявки, из них 1391 — от научно-педагогических работников (29 % от всех НПР) и 802 — от административных сотрудников (13 % от числа сотрудников, не являющихся НПР). В соответствии с этими заявками было организовано обучение 1717 человек, из них — 919 научно-педагогических работников и 798 сотрудников из числа административного персонала. По разным причинам (неудобное расписание, занятия в рабочее время, но без отрыва от производства, в период сессии и т. д.) отказались от участия в мероприятиях по повышению квалификации 74 человека (3 % от общего числа записавшихся), из них — 57 научно-педагогических работников и 17 сотрудников.
В 2019 году механизм организации обучения работников Университета на дополнительных образовательных программах еще не был сформирован, не был установлен порядок зачисления на дополнительные образовательные программы СПбГУ, а также порядок предоставления скидок на оплату обучения. Поэтому, к сожалению, не смогли пройти обучение 402 человека из-за того, что не были открыты необходимые программы ДОП СПбГУ.
В 2020 году, благодаря утверждению «Положения о порядке снижения размера оплаты для работников СПбГУ за обучение по ДОП СПбГУ», стало возможным предоставление работникам Университета скидок за обучение, в том числе полное освобождение от оплаты тех, кто был направлен на повышение квалификации по обоснованному поручению работодателя.
В 2020 году с учетом планировавшейся процедуры прохождения аккредитации всего было обучено 7444 человека (4414 научно-педагогических работников и 3030 сотрудников), из них — с полным освобождением от оплаты 2773 человека. Вместе с тем 246 работников по разным причинам не смогли пройти обучение (не открылась ДОП, прекратились трудовые отношения с работником и другие причины).
Повышение квалификации работников СПбГУ, которое осуществляется с целью получения ими допуска к работе, прохождения регулярных необходимых проверок знаний, поддержания актуального уровня знаний и компетенций (так называемое нормативное обучение), до 2021 года осуществлялось в заявительном порядке. Руководители подразделений направляли в адрес Управления по работе с персоналом заявки на повышение квалификации, которые удовлетворялись в порядке «живой очереди». Проведенная проверка эффективности организации работы показала, что руководители не всегда имели точное представление о том, кого из работников и чему следует учить. Как правило, хорошо был налажен контроль за обучением по электротехническим допускам, допускам для работы на высоте, для работы с сосудами под давлением и т. п. Многие другие направления повышения квалификации оставались вне зоны внимания и руководителей подразделений, и работников Управления по работе с персоналом.
В феврале 2021 года утверждено «Положение о нормативном обучении работников Санкт-Петербургского государственного университета» (приказ от 02.02.2021 № 810/1). Работниками Управления по работе с персоналом в марте 2021 года была собрана информация по широкому кругу компетенций, которые должны обеспечиваться нормативным обучением. В соответствии с планом нормативного повышения квалификации в 2021 году обучено 2439 человек.
Кроме программ обучения, внесенных в план повышения квалификации, работники Управления по работе с персоналом обеспечивали обучение по оперативным поручениям должностных лиц СПбГУ. В общей сложности было обучено 1042 человека сверх плана, в том числе по перспективным направлениям: информационные технологии, деловая коммуникация, управление проектами и др.
За последние два года предприняты серьезные усилия по организации повышения квалификации научно-педагогических работников. Особо следует отметить возобновление повышения квалификации в области иностранного языка. После пятилетнего перерыва усовершенствовали свои знания по английскому языку 589 человек.
Начиная с осени 2022 года, в минимальные квалификационные требования при избрании на должности научно-педагогических работников включено требование о наличии удостоверения о повышении квалификации, полученное в течение трех последних лет, или в области информационных технологий, или методики преподавания, или в предметной области знания.
Запуск обновленной версии англоязычного сайта СПбГУ
Сотрудниками Управления по связям с общественностью с ноября 2021 года велась работа по обновлению англоязычной версии сайта СПбГУ. К этой сложной работе были также привлечены коллектив факультета иностранных языков, начальник Управления маркетинга и сотрудники Управления — службы информационных технологий.
28 февраля обновленная версия запущена и доступна всем пользователям по адресу: english.spbu.ru.
Основным отличием новой версии от старой является визуальная составляющая: дизайн англоязычного сайта теперь повторяет дизайн русскоязычной версии. Также в новой версии англоязычного сайта применен ряд необходимых технических решений, ранее доступных только на русскоязычной версии сайта: в частности, сайт полностью адаптирован под мобильные устройства, настроена версия для слабовидящих. Полностью переработаны и структурированы разделы, посвященные поступлению в Университет и обучению, создан полноценный каталог образовательных программ на английском языке (по аналогии с русскоязычной версией), установлены необходимые фильтры с учетом целевой аудитории.
В ближайшее время также будет прорабатываться вопрос обновления и китаеязычной версии сайта по аналогии с русскоязычной и англоязычной версиями.
Комментарии и предложения по доработке сайта можно направлять в адрес Управления по связям с общественностью: pro@spbu.ru.
О решении суда по иску к гражданину о распространении в Интернете ложных сведений об СПбГУ
Начиная с 2008 года, некий человек под именем «Смуров А.» на своей странице ВКонтакте начал писать негативные комментарии о СПбГУ. Среди его высказываний, например, такие: «СПбГУ, МВД, прокуратура в сговоре и скрывают данные, не расследуют происшествия со студентами на территории вуза», «СПбГУ замалчивает данные о погибших на территории вуза студентах», «В СПбГУ пьянство среди преподавателей и студентов», «В вузе коррупция, выпускники коррупционеры», «Ученые СПбГУ не занимаются наукой, а только тратят деньги», «Образование в СПбГУ плохое/никакое и т. п.», «Выпускники плохие, аморальные, глупые»... Только за последний год было размещено более 400 сообщений с общей аудиторией более 700 тысяч человек.
Предположительно негативные высказывания гражданина были вызваны тем, что его сын, студент СПбГУ, погиб, подорвавшись на мине времен Великой Отечественной войны, обнаруженной неподалеку от территории СПбГУ.
Как рассказал заместитель ректора по правовым вопросам Юрий Витальевич Пенов, было принято решение об обращении СПбГУ с иском в суд. На момент обращения в Санкт-Петербурге уже имелся прецедент принятия и рассмотрения именно арбитражными судами таких исков, поданных в защиту государственных образовательных и научных учреждений к гражданину — иск НМИЦ имени В. А. Алмазова к гражданке Т. А. Шакурской. Положительное решение по этому делу состоялось уже после предъявления СПбГУ иска к Смурову.
Поэтому было решено подавать иск именно в арбитражный суд. Проблема осложнялась тем, что не было известно никаких данных об этом «Смурове А.», кроме имевшегося в личном деле его сына заявления о приеме, в котором были указаны фамилия, имя, отчество отца (Смуров Александр Николаевич) и матери поступающего, место жительства подступающего (но не Смурова А., местом жительства и местом работы которого был указан вообще другой субъект Федерации — Волгоград, без указания адреса).
Поэтому иск был предъявлен к Смурову А. Н. по последнему известному месту жительства сына — в Арбитражный суд Астраханской области. И уже суд обязан с помощью органов МВД установить место жительства ответчика для направления ему процессуальных документов.
Судебные заседания прошли в отсутствии сторон, при этом отзыв ответчика на исковое заявление в СПбГУ не поступал, но из содержания судебных актов можно было сделать вывод, что ответчик заявил ходатайство о передаче дела в суд общей юрисдикции. Однако поскольку на момент рассмотрения дела уже имелось не вступившее в законную силу решение арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по иску к Шакурской, а также определение 13 ААС по жалобе Шакурской, подтвердившее компетенцию арбитражных судов по рассмотрению таких исков, в удовлетворении ходатайства ответчика о передаче дела в суд общей юрисдикции было отказано.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02.03.2022 исковые требования СПбГУ были удовлетворены в полном объеме. Суд решил:
- признать несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию СПбГУ сведения, изложенные Смуровым Александром Николаевичем в комментариях на своей странице на сайте: https://vk.соm/
- обязать Смурова Александра Николаевича в течение семи дней с даты вступления решения суда в законную силу опровергнуть указанные сведения (комментарии), не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию СПбГУ, путем размещения на странице на сайте: https://vk.com/ комментариев с указанием на недостоверность ранее распространенных сведений и ссылкой на решение суда
- обязать Смурова Александра Николаевича в течение семи дней с даты вступления решения суда в законную силу удалить со страницы на сайте: https://vk.com/ сведения (комментарии), признанные судом несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию СПбГУ
Участники совещания предложили и дальше использовать судебный механизм защиты интересов СПбГУ от лиц, распространяющих в Интернете ложную информацию об СПбГУ.
О работе медицинского колледжа
Медицинский колледж СПбГУ основан по решению Ученого совета СПбГУ в ноябре 2006 года. Это первое учебное подразделение в классическом университете, реализующее программы профессионального образования по специальности «Сестринское дело» с углубленной подготовкой. Срок обучения в колледже — 3 года 10 месяцев, средний балл аттестата — 4,7 (средний для колледжей Петербурга — 4,3). Абитуриенты поступают не только из 60 регионов России, но и из Эстонии, Белоруссии, Украины, Казахстана и дальнего зарубежья.
Как рассказала директор медицинского колледжа Анна Михайловна Гермер, в 2021 году были предложены изменения в работе медицинского колледжа по всем направлениям. Программа «Преобразование» предварительно рассчитана до 2025 года, с возможностью пролонгации. Изменения направлены на улучшение образовательного процесса, что позволит колледжу выйти на новый уровень развития и соответствовать стандартам качества в области образования СПО и высокому уровню СПбГУ (Презентация).
Обновление ООП «Сестринское дело» включало в себя не только актуализацию учебных планов и рабочих программ в соответствии с ФГОС, но и обновление учебно-методической документации, пересмотр практической подготовки студентов, внесение изменений в работу приемной комиссии в ходе приемной кампании.
Коснулись реформы и профессорско-преподавательского состава колледжа. Часть преподавателей прошла повышение квалификации, были приняты на работу новые педагоги, в том числе преподаватели-практики с высшим сестринским образованием. Практически все преподаватели по профессиональным модулям проходят дополнительное обучение по основам сестринского дела для лучшего понимания специфики преподавания СПО. Профессиональные циклы распределены в соответствии с квалификацией преподавателей.
Увеличилось число клинических баз. Было произведено обновление договоров и заключены новые, позволяющие покрыть полный спектр услуг по работе среднего медицинского персонала.
Основной уклон в обновлении учебного процесса был сделан на практико-ориентированность. Были увеличены объем и качество практической подготовки, произведено перераспределение практики по модулям, отработка практических навыков была поставлена блоками, введена дополнительная проработка сестринских манипуляций на симуляционном оборудовании. Существенным изменением было использование клинических баз для прохождения не только практики, но и практических занятий, что дало увеличение дополнительных часов для работы с пациентами и расширение профессиональных компетенций (например, работа в отделениях узких специальностей).
За время внедрения изменений налажено более тесное взаимодействие с коллективами других подразделений СПбГУ. Проведена закупка симуляционного оборудования (совместная с РОЦ ВТМ центра медицинских аккредитаций) для формирования профессиональных навыков у студентов, участия в проектах движения «Молодые профессионалы» Worldskills, а также для конкурсов профессионального мастерства. Это оборудование активно используется не только студентами колледжа, но и студентами ОПП «Лечебное дело», «Стоматология».
Инициирована работа по дополнительным программам. На сегодняшний день медицинский колледж предлагает программу «Сестринское дело в паллиативной помощи» (первое обучение запланировано на 14 марта 2022 года), но в разработке еще несколько программ. Также в процессе подготовки к лицензированию программа «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Одной из существенных проблем является преподавательский состав. Недостаток квалифицированных кадров колледж испытывает не только в направлении дополнительного образования, но и по основной образовательной программе «Сестринское дело».
Одним из важных изменений в 2022/23 учебном году станет реализация новой образовательной программы «Сестринское дело» со сроком обучения 2 года 10 месяцев и открытие новой образовательной программы бакалавриата «Сестринское дело» (в том числе на английском языке). Также в планах на 2022/23 учебный год: повышение заинтересованности в программах колледжа, разработка и реализация олимпиады для школьников по оказанию первой помощи с участием сотрудников кафедры основ медицинских и специальных знаний СПбГУ и НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе; реализация программ студенческого научного общества колледжа; сотрудничество с представителями Республики Карелия; участие в программе развития СПбГУ до 2030 года.
Участники совещания отметили, что вопрос о развитии медицинского колледжа впервые за 15 лет обсуждается на ректорском совещании. Директор Института когнитивных исследований профессор Татьяна Владимировна Черниговская отметила важность обучения медсестер именно в классическом университете и выразила готовность оказать посильную поддержку колледжу. Ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев подчеркнул, что для решения проблем развития колледжа (увеличение приема, привлечение новых преподавателей, использование новых помещений, новые образовательные программы и других) необходимо использовать ресурс всего Университета. Были даны поручения соответствующим должностным лицам СПбГУ.