Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О заседании совета по русскому языку при Правительстве России
К русскому языку как к государственному языку Российской Федерации предъявляются особые требования. Соответственно, для рассмотрения ключевых вопросов государственной политики в области поддержки и развития русского языка при Правительстве Российской Федерации создан специальный орган — совет по русскому языку. Председателем совета является О. Ю. Голодец, заместитель председателя Правительства РФ. В состав совета входят представители исполнительной власти, деятельность которых прямо связана с вопросами использования русского языка в качестве государственного, и известные ученые, ректоры вузов, деятели науки, культуры и образования, от деятельности которых зависит научное обоснование и правильность выбора подходов, инструментов и методов разработки и реализации государственных решений в области поддержки русского языка.
17 июля состоялось очередное заседание совета. В повестке дня, кроме проблем кадрового и учебно-методического обеспечения развития образования на русском языке, отдельно значился пункт «О распространении лучших практик повышения качества использования русского языка в профессиональных целях». Президент РАО Л. А. Вербицкая рассказала о единых подходах к разработке учебников по русскому языку, о предстоящем третьем Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы и о ходе подготовки к XIII Конгрессу МАПРЯЛ «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры». Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А. К. Волин проинформировал о рейтинге грамотности наиболее популярных российских СМИ, основанном на подсчете числа ошибок в опубликованных текстах (см. материалы на сайте минкомсвязи РФ, в газете «Известия», на сайте «Независимой газеты»).
Затем выступил ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. В его докладе не было подсчетов конкретных ошибок, которые, к сожалению, делают представители разных профессий и в письменной, и в устной речи. Ректор остановился на таком важном аспекте коммуникативной функции языка, как деловое общение между гражданами в профессиональной среде — аспекте, явно недооцененном в общественном сознании. Новый взгляд на связанные с этим проблемы основан на результатах междисциплинарных фундаментальных исследований ученых СПбГУ и социологических опросов, проведенных в Центре социологических и интернет-исследований СПбГУ.
Значение собранной и представленной информации выходит далеко за рамки отдельно взятого экспертного органа, даже такого представительного, как Совет по русскому языку, — вопрос касается каждого отдельного человека. Общеизвестно, что русский язык в каждой профессиональной среде имеет какие-то свои отличия. Исследованию особенностей профессиональных особенностей языка врачей, юристов, политологов посвящено немало научных и научно-популярных работ. Своеобразие этих «языков» настолько велико, что уже нормой стало регулярное переиздание словарей типа «Большой словарь официальных юридических терминов», «Словарь медицинских терминов», «Современный словарь по политологии», «Толковый словарь экономических терминов» и даже «Технический железнодорожный словарь».
Предполагается, что все мы говорим на одном всем понятном русском (государственном!) языке. На самом деле все мы являемся субъектами коммуникаций во многих разных профессиональных средах: в паспортном столе, в поликлинике, в автомастерской и т. п. Является ли тот язык, на котором говорит большинство нашего общества, достаточным средством, обеспечивающим эффективную коммуникацию людей вне зависимости от их профессии? Готовы и хотят ли представители разных профессий говорить с любым человеком на понятном для него русском языке? Если нет, то что мешает? Что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему? Об этом и говорилось в докладе ректора СПбГУ (см. доклад ректора СПбГУ Н. М. Кропачева).
И. о. ректора И. А. Дементьев отметил, что в СПбГУ исследования на эту тему будут развиваться. Работа будет строиться в том числе в рамках госзадания. Необходима концентрация усилий разных специалистов: лингвистов, социологов, психологов, экономистов, юристов и др. (см. также: Материалы ректорского совещания от 11.04.2016, п. 3).
О реализации проекта СПбГУ «Российские геномы»
И. о. ректора И. А. Дементьев рассказал, как на заседании секции «Науки о жизни» научно-координационного совета при ФАНО России обсуждались пути реализации проекта СПбГУ «Российские геномы». Этот проект представлен президенту РФ, и на заседании шла речь об использовании ресурсов различных научных организаций, подведомственных ФАНО. Усилиями одного Университета реализовать столь глобальный проект будет очень трудно. Мы надеемся, что к нашим ученым будут подключаться коллеги из других вузов и научных центров, если не биологи и генетики, то этнографы, психологи, социологи, специалисты в области защиты информации. Один из выводов, который можно сделать по результатам заседания секции: далеко не все лучшие специалисты сосредоточены в СПбГУ. Их надо привлекать для работы и над проектом, и для постоянной работы в СПбГУ.
См. также: В России появится первая база данных ДНК всех народов РФ (Российская газета, 2 февраля 2015); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 2, 4–5).
Первый заместитель декана свободных искусств и наук Т. В. Черниговская отметила, что к этим специалистам должны быть добавлены и лингвисты. Сравнение геномов и языков, на которых говорят этнические группы, — одно из направлений их исследований. У специалистов есть, например, база генетических данных, которая собиралась по деревням. Ее следует включить в проект «Российские геномы».
О подготовке общежитий Университета к новому учебному году
Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С .Васильев сначала напомнил о том, в каком состоянии находились наши общежития, и было это еще совсем недавно. В частности, в период с 2008 по 2014 год из общежитий выселено более 1500 незаконно проживающих, закрыто четыре гостиницы общей вместимостью 770 койко-мест. В 2012 году почти 1000 кв. м площади общежитий, ранее занятых учебными и хозяйственными службами, были перепланированы под жилые места (137 мест). В 2008 году вследствие аварийного состояния пустовало более 1000 койко-мест, а процесс поселения требовал от каждого студента провести день в очередях (см. Материалы ректорского совещания от 02.04.2012, п. 3; от 29.08.2011, п. 2; от 05.09.2011, п. 5; от 10.10.2011, п. 5).
См. также: Материалы приема граждан 05.07.2016, п. 1; Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответы 3 и 4); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответ 12).
И только после этого проинформировал о том, что к новому учебному году будут подготовлены 980 мест в ремонтируемом общежитии № 12 по адресу ул. Ботаническая, д. 66/3. Руководство Университета и сегодня находит средства на модернизацию общежитий: в 2013 году из бюджета СПбГУ было выделено на эти цели 115 млн рублей, в 2014 году — до 215 млн, в этом году будет выделено порядка 190 млн рублей. Эти средства позволили нам отремонтировать два общежития: на ул. Халтурина, д. 15/1 и на пр. Солидарности, д. 27, что дало более 1 000 мест для поселения обучающихся. Проректор отметил, что все студенты, нуждающиеся в общежитии, в новом учебном году будут поселены.
О ходе приема документов от абитуриентов, поступающих в СПбГУ
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк проинформировала о ходе приема документов от абитуриентов, поступающих в СПбГУ на основные образовательные программы аспирантуры. Она напомнила, что заявки Университета на КЦП на образовательные программы аспирантуры в этом году были удовлетворены в полном объеме. И только теперь выясняется, что на некоторые программы эта заявка была завышена по просьбе руководителей подразделений. В связи с этим Приемной комиссией СПбГУ было принято решение: прием заявлений и документов от поступающих на направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Математика и механика» (все образовательные программы), «Компьютерные и информационные науки» (все образовательные программы), «Физика и астрономия» (все образовательные программы) и «Информатика и вычислительная техника» (все образовательные программы) продлить до 25 июля.
См. также: Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 1); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 1); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 9–11); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 1); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 11–14).
Е. Г. Бабелюк сообщила также о приеме иностранных абитуриентов. Госзадание в этом году нам было увеличено до 514 мест (вместо 440 в прошлом году). Часть этих мест распределяет Минобрнауки РФ, а на 315 мест Университет проводит собственный отбор иностранных обучающихся по своим правилам (еще в 2011 году в Университет ежегодно поступало менее 200 иностранных граждан). Проректор показала динамику приема за два года: какие программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры более популярны у иностранных абитуриентов, из каких стран едут учиться в СПбГУ, какие конкурсы на разные программы. Например, расширилась география приема на программы бакалавриата (65 стран вместо 58 в прошлом году). Напомним, что еще в 2011 году к нам поступали учиться иностранные граждане только из 32 стран. Е. Г. Бабелюк отметила большое значение, которое имеет академическая мобильность студентов: получив положительный опыт обучения в СПбГУ, иностранные студенты, вернувшись на родину, рекомендуют другим поступать в наш Университет.
Об итогах опроса «Будущее электронного расписания»
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк проанализировала результаты опроса «Будущее электронного расписания», который проводился на портале СПбГУ. В опросе участвовали около 1 000 человек (из них всего 9 % преподавателей), Обучающиеся по образовательным программам бакалавриата были наиболее активными, хотя от магистрантов в течение года поступало больше вопросов по поводу электронного расписания. Больше всего мнений высказали юристы, меньше всего — политологи.
Напомним, впервые в Университете электронное расписание было введено еще в конце 1990-х годов в образовательной программе «Юриспруденция» (см. Материалы ректорских совещаний от 21.05.2012, п. 6; от 24.12.2012, п. 5; от 18.02.2013, п. 3; от 31.03.2014, п. 3; от 12.05.2014, п. 2). Задача создать электронное расписание по всем образовательным программам СПбГУ далеко не из легких. Всего в Университете 835 основных образовательных программ, по ним обучаются свыше 23 тыс. студентов, с ними работают более 5 тыс. преподавателей, занятия ведутся более чем в 40 зданиях.
В опросник было включено 40 вопросов, в том числе открытый: высказать свои пожелания по совершенствованию электронного расписания. Е. Г. Бабелюк поблагодарила сотрудников ресурсного центра социологических и интернет-исследований СПбГУ, которые оперативно обработали информацию опросов. Она отметила, что электронное расписание дорабатывается, вносятся изменения в методические указания и в техническое описание.
В ходе опроса также выяснилось, что порой фактическое расписание не соответствует электронному. Многие всё еще пытаются жить не по расписанию, а всю информацию о занятиях получают либо на стенде около учебных отделов, либо в группах в социальных сетях. К сожалению, не редки еще случаи, когда студенты сами составляют свое расписание и договариваются с преподавателями. К чему это приводит? Если результаты зачета или экзамена не устраивают студента, он может подать жалобу, ссылаясь на то, что промежуточная аттестация проводилась не по утвержденному расписанию… Таких примеров за последний год было несколько.
Проректор сделала организационные выводы: электронное расписание единое, оно размещается только на странице Электронного расписания портала СПбГУ и не будет дублироваться ни на какой другой странице (случаи, когда «староста сделал нам расписание — и мы им пользуемся…», будут прекращены). Есть порядок, в котором указаны основания, по которым можно изменять расписание (командировка преподавателя, больничный лист и др.). Эти правила едины, известны всем. Проректор предупредила: сотрудники учебного управления будут наказываться за вывешивание объявлений на стендах, которые не согласованы с электронным расписанием.
И. о. ректора И. А. Дементьев еще раз отметил важность введения электронного расписания в СПбГУ. Студенты и преподаватели могут заранее планировать свою загруженность каждый день. Видна наполняемость каждой аудитории, можно организовать доступ в помещения, выдавать ключи и т. п. Электронное расписание постепенно будет влиять на многие стороны жизни Университета (см. Материалы ректорского совещания от 02.03.2015, п. 1).
Об обращениях студентов в Виртуальную приемную
На конкретных примерах проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк вновь рассказала о работе с обращениями студентов, поступившими в Виртуальную приемную (см. Материалы ректорского совещания от 12.12.2011, п. 7; от 10.10.2011, п. 3; от 15.12.2014, п. 7; от 29.06.2015, п. 2; от 06.07.2015, п. 3). Она отметила, что в последнее время студенты в своих жалобах оспаривают оценки (в том числе на госэкзаменах и защите выпускной квалификационной работы). Наиболее частая претензия — предвзятое отношение преподавателя. Порой пишут и о том, например, что «вынуждены вскрыть произвол, коррупцию на кафедре…». Правда, в этом конкретном случае связаться с заявителем для приглашения на прием к должностному лицу, чтобы уточнить сведения, ни по указанному в обращении телефону, ни через родителей не удалось. Проректор подчеркнула, что она готова бороться с любыми проявлениями коррупции и протекционизма, но для этого и студенты должны проявлять свою готовность противодействовать коррупции и протекционизму.
См. также: В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответы 6 и 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 15 и 16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответ 3); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 10–14).
Результаты всех проверок публикуются на портале Университета. Проректор подчеркнула, что она будет рада конкретным предложениям по совершенствованию этой работы в СПбГУ.
Об ученой степени гражданина Эстонии
В адрес ректора СПбГУ Н. М. Кропачева поступило письмо от президента Эстонской академии наук г-на Т. Соомере, в котором сообщается, что на одном из интернет-ресурсов появилась информация о плагиате кандидатской диссертации гражданина Эстонии. В письме отмечается, что автор этой диссертации является членом Эстонского парламента, и выражено беспокойство по поводу сложившейся ситуации. Как считает президент Эстонской академии наук, только университет, который присудил ученую степень, может рассматривать вопрос о ее лишении. Поэтому г-н Т. Соомере просит ректора СПбГУ рассмотреть вопрос соответствия этой диссертации требованиям, предъявляемым к ученым степеням (по мнению г-на Т. Соомере, эта ученая степень в начале 2000-х была присуждена нашим Университетом).
Начальник юридического управления Ю. В. Пенов сообщил, что ученая степень г-ну М. Корбу была присуждена решением ВАК, и рассмотрение подобных вопросов — это компетенция ВАК, а не Университета. СПбГУ не полномочен решать этот вопрос. Соответствующий ответ и был направлен президенту Эстонской академии наук.
О новой редакции Устава СПбГУ
Начальник юридического управления Ю. В. Пенов охарактеризовал изменения, которые внесены в Устав СПбГУ постановлением Правительства РФ от 16.06.2015 № 594 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1241».
- Из наименования Университета и текста Устава исключено слово «профессионального». Полное наименование Университета: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет».
- Увеличено количество сокращенных наименований СПбГУ на английском языке: Saint Petersburg University, St. Petersburg State University, SPbSU, SPbU. Такое решение позволит упростить процесс отнесения публикаций в иностранных журналах к СПбГУ в статистических целях.
- Основные виды деятельности дополнены следующими:
- культурно-творческая деятельность в отношении обучающихся
- медицинская и фармацевтическая деятельность
- организация и проведение экспертиз и экспертно-аналитических работ, а также подготовка экспертных заключений по запросам государственных органов.
- Изменено положение об условиях отдыха и оздоровления работников и обучающихся. Данное положение Устава изложено следующим образом: «создание условий для обеспечения отдыха и оздоровления обучающихся, работников, детей обучающихся и работников Санкт-Петербургского университета и иных физических лиц в детских оздоровительных лагерях, пансионатах, домах культуры, домах отдыха и учебно-оздоровительных комплексах, находящихся в оперативном управлении Санкт-Петербургского университета, оказание физкультурно-оздоровительных, спортивных и культурно-развлекательных услуг».
- На основании внесенных изменений Университет теперь вправе заниматься следующими видами доходоприносящей деятельности:
- реализовывать сувенирную продукцию с изображением символики, товарных знаков и знаков обслуживания Санкт-Петербургского университета
- оказывать услуги по демонстрации кино- и видеофильмов для образовательных и научных целей
- осуществлять экскурсионную деятельность в образовательных и научных целях.
- В Уставе закреплено право самостоятельно осуществлять в установленном Университетом порядке признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации.
- Изменен порядок внесения изменений в Устав СПбГУ и его утверждение. Устав СПбГУ и изменения к нему утверждаются Правительством Российской Федерации.
- Определено местонахождение представительства СПбГУ в Республике Крым: 298441, Российская Федерация, Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Трудолюбовка, ул. Грузинова, д. 1а.
- Институт указан в качестве учебно-научного структурного подразделения СПбГУ. В настоящее время институт, факультет и кафедра являются учебно-научными структурными подразделениями Санкт-Петербургского университета.
- Создание, реорганизация и ликвидация института, факультета и кафедры осуществляются на основании приказа ректора Санкт-Петербургского университета только после обсуждения на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета.
- Изменена система оценивания. В процессе обучения успеваемость обучающихся определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». При освоении образовательных программ высшего образования параллельно может производиться оценивание в соответствии с требованиями Европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (ECTS): A — «отлично», B — «очень хорошо», C — «хорошо», D — «удовлетворительно», E — «посредственно», F — «неудовлетворительно». Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с локальными нормативными актами Санкт-Петербургского университета могут применяться также иные системы оценивания.
- Введена система зачетных единиц. Для определения структуры программ высшего образования и трудоемкости их освоения применяется система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом или образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается приказом ректора Санкт-Петербургского университета или уполномоченного им должностного лица.
- Внесены изменения в положения Устава, регламентирующие обстоятельства, в связи с наступлением которых обучающиеся подлежат отчислению из СПбГУ. В частности, студенты подлежат отчислению:
- за невыполнение обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана — за академическую неуспеваемость:
- при получении трех и более оценок «неудовлетворительно» (F) и (или) «не зачтено» при прохождении промежуточной аттестации
- при получении оценки «неудовлетворительно» (F) и (или) «не зачтено» при пересдаче аттестационной комиссии промежуточной аттестации по одной дисциплине
- в случае если обучающимся не ликвидирована в установленные сроки академическая задолженность
- за неисполнение или нарушение Устава, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил проживания в общежитиях, иных локальных нормативных актов Санкт-Петербургского университета по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
- за представление письменной работы, в том числе отчета о прохождении практики, курсовой или выпускной квалификационной работы, выполненной другим лицом (лицами) либо с использованием неправомерных заимствований, а также за представление поддельных документов и (или) справок при прохождении обучения;
- в связи с привлечением судом к уголовной ответственности.
- за невыполнение обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана — за академическую неуспеваемость:
- Изменен порядок восстановления в СПбГУ. Предусмотрено, что обучающиеся, отчисленные по основаниям, указанным в п. 13.2–13.4, не подлежат восстановлению в Университет.
- Изменена компетенция конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся. К её компетенции относится избрание членов Ученого совета Санкт-Петербургского университета.
- Изменена компетенция Ученого совета Университета. В частности, на основании внесенных изменений, «Ученый совет рассматривает кандидатуры на занятие должностей научно-педагогических работников в случаях, установленных локальными нормативными актами Санкт-Петербургского университета».
- Изменен порядок формирования Ученого совета. Членами Ученого совета Санкт-Петербургского университета по должности являются ректор, проректоры, президент и директора институтов Санкт-Петербургского университета. Другие члены Ученого совета Санкт-Петербургского университета избираются тайным голосованием на конференции Санкт-Петербургского университета. Деканы факультетов, а также ученый секретарь Санкт-Петербургского университета баллотируются в состав Ученого совета Санкт-Петербургского университета по должности. Иные кандидаты в члены Ученого совета Санкт-Петербургского университета баллотируются для избрания в состав Ученого совета Санкт-Петербургского университета по представлению ученых советов факультетов и институтов Санкт-Петербургского университета. Норма представительства в Ученом совете Санкт-Петербургского университета от института Санкт-Петербургского университета составляет пять человек, включая директора института Санкт-Петербургского университета. Норма представительства в Ученом совете Санкт-Петербургского университета от факультета, за исключением факультета военного обучения, составляет пять человек, включая декана факультета в случае его избрания. В порядке, установленном локальными нормативными актами Санкт-Петербургского университета, в состав Ученого совета Санкт-Петербургского университета входят 6 представителей из числа обучающихся, а также по одному представителю от совета молодых ученых, факультета военного обучения, кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского университета, представительного органа работников Санкт-Петербургского университета — первичной профсоюзной организации и представительного органа профсоюзной организации обучающихся Санкт-Петербургского университета.
- Изменен порядок прекращения членства в Ученом совете.
- В случае досрочного прекращения полномочий члена Ученого совета Санкт-Петербургского университета на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета может быть избран новый член Ученого совета Санкт-Петербургского университета.
- Введена возможность проведения заочного голосования членами Ученого совета. Решения по вопросам компетенции Ученого совета Санкт-Петербургского университета могут быть приняты без проведения собрания (совместного присутствия членов Ученого совета Санкт-Петербургского университета для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования (опросным путем). Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение (см. Материалы ректорских совещаний от 01.06.2015, п. 1; от 06.07.2015, п. 8).
- Изменен порядок избрания президента СПбГУ, определены его полномочия. Президент Санкт-Петербургского университета избирается на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента Санкт-Петербургского университета между ним и учредителем заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом Санкт-Петербургского университета осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем организации. Избранным на должность президента Санкт-Петербургского университета считается кандидат, получивший по результатам тайного голосования более 50 % голосов членов Ученого совета Санкт-Петербургского университета, если в нем принимали участие не менее двух третей списочного состава членов Ученого совета Санкт-Петербургского университета. Не позднее двух месяцев до истечения срока трудового договора президент Санкт-Петербургского университета отчитывается о проделанной работе на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета. Процедура избрания президента Санкт-Петербургского университета определяется Ученым советом Санкт-Петербургского университета. Президент Санкт-Петербургского университета по согласованию с ректором Санкт-Петербургского университета осуществляет следующие полномочия:
- участвует в деятельности попечительского совета и иных органов Санкт-Петербургского университета
- участвует в разработке Программы развития Санкт-Петербургского университета
- участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной и управленческой деятельности Санкт-Петербургского университета.
- Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников Санкт-Петербургского университета утверждается ректором Санкт-Петербургского университета.
- Введена возможность повышения квалификации в форме стажировки в иных организациях, учреждениях, в том числе зарубежных, а также в органах законодательной, исполнительной и судебной власти (см. также: Материалы ректорского совещания от 10.08.2015, п. 5).