Материалы ректорского совещания

№ 185
от 15.12.2014

Повестка совещания

    Научное открытие генетиков СПбГУ Олега и Андрея Глотовых

    Ученые СПбГУ Олег и Андрей Глотовы (кафедра генетики и биотехнологии) выявили маркеры наследственной предрасположенности к гипертрофической кардиомиопатии. Появилась возможность с помощью маркеров выявить это тяжелое сердечно-сосудистое заболевание на ранней стадии: Что нужно знать о своем геноме, чтобы не умереть раньше времени?; Генетики СПбГУ вычислили опасный ген, приводящий к серьезным проблемам с сердцем; Генетики СПбГУ вычислили опасный ген, приводящий к серьезным проблемам с сердцем.

    См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 5); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 3); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 5); В России появится первая база данных ДНК всех народов РФ (Российская газета, 2 февраля 2015); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 2 и 5).

    Проректор по научной работе С. П. Туник сообщил, что гипертрофическая кардиомиопатия связана с утолщением сердечной мышцы, это заболевание прежде выявляли только на поздних стадиях. Хотя для больных пагубны тяжелые физические нагрузки, они часто даже не знают, что находятся в группе риска.... Университетские генетики вычислили опасный ген, приводящий к серьезным проблемам с сердцем, и разработали надежный и недорогой метод диагностики по анализу крови. Их исследования по выявлению маркеров наследственной предрасположенности к болезни были бы невозможны без современного оборудования ресурсного центра «Развитие молекулярных и клеточных технологий» Научного парка СПбГУ. Авторы открытия подготовили к печати публикацию. В ближайшее время СПбГУ подготовит к оформлению патентную заявку на методику диагностики заболевания. Генетики Олег и Андрей Глотовы входят в одну из научных групп, которая участвует в реализации проекта «Трансляционная медицина в СПбГУ» по гранту РНФ (см. Материалы ректорского совещания от 24.11.2014, п. 3; от 08.12.2014 , п. 6).

    О работе диссертационных советов

    Директор Центра экспертиз СПбГУ Л. А. Цветкова проинформировала об итогах совещания в Министерстве образования и науки РФ, посвященного анализу работы диссертационных советов на базе вузов. Она отметила, что в Минобрнауки поддерживают инициативу СПбГУ по введению собственных ученых степеней. В современных условиях (когда наука, с одной стороны, активно развивается в междисциплинарных областях, а с другой, все более узко специализируется) традиционные ВАКовские диссертационные советы не всегда эффективны — трудно собрать в одном совете 19 ученых, специализирующихся в одной области науки. А тот формат диссоветов, который предложен в СПбГУ (семь специалистов по теме диссертации собираются для рассмотрения конкретного диссертационного исследования, из них 2–3 зарубежных и 2–3 из других организаций), оказался гораздо более результативным, что было отмечено представителями Минобрнауки в интервью в СМИ. Этот формат позволяет нашему Университету развивать партнерство с университетами, входящими в первую сотню мировых рейтингов, и двигаться в направлении того, чтобы в рамках того же диссовета параллельно присуждать ученую степень, например, Хельсинского университета.

    Л. А. Цветкова сообщила данные, прозвучавшие на совещании в министерстве: в своем выступлении председатель ВАК В. М. Филиппов отметил, что приостановлена или закрыта деятельность почти 1000 советов из 3161 совета, действовавших в России (по сведениям на 1 января 2014 года) — в том числе трех диссоветов на базе МГУ. Состав членов дисссоветов обновлен на 70%, состав руководителей — на 90 %. Ни один из диссоветов, работавших на базе СПбГУ, не закрыт, поскольку задолго до начала реформы советов во всей стране в нашем Университете такая реформа была проведена по инициативе ректора: были закрыты и объединены 9 диссоветов. Позднее и эта инициатива СПбГУ по объединению дублирующих советов (в СПбГУ параллельно действовали несколько советов, например, по истории, экономике, математике, биологии, юриспруденции, геологии) тоже нашла поддержку в министерстве...

    Напомним, что когда ректор по собственной инициативе начал объединять дублирующие диссоветы, это вызвало агрессивную критику его действий со стороны руководителей этих диссоветов, руководителей факультетов, да и многих универсантов. Чего боялись аспиранты, докторанты и их научные руководители? Что теперь не будет «своего, домашнего» (факультетского) совета, а в чужом совете («чужой» диссовет — это диссовет, который возглавляет преподаватель из коллектива другого факультета) защищаться труднее, чем в своем. В отличие от аспирантов, докторантов и их научных руководителей, руководители сокращаемых диссоветов категорически не хотели остаться без административного ресурса («своего» диссовета), при этом они боялись попасть в административную зависимость от руководителей новых (не своих, «чужих») диссоветов. Как известно, решение о сокращении дублирующих диссоветов ректор сопроводил целой системой управленческих решений, которые должны лишить руководителей диссоветов и деканов факультетов административного ресурса в организации и проведении защит кандидатских и докторских диссертаций.

    По решению ректора в нормативных актах СПбГУ были реализованы такие меры:

    • право любого доктора наук, работающего в Университете, изъявить желание (напрямую проректору по научной работе) о вхождении в состав диссертационного совета
    • кандидатуры председателя совета, его заместителя и ученого секретаря предлагают ректору не деканы факультетов, а общее собрание на заседании кандидатов в члены совета
    • запрет администраторам входить в состав диссоветов — в том числе ректору, проректорам, советникам проректоров, выполняющим административные функции, и пр.
    • по каждой из специальностей в вузе открывается только один диссертационный совет (при этом в одном совете может быть представлено несколько разных специальностей)

    Эти нововведения СПбГУ по совершенствованию работы диссертационных советов были одобрены ВАКом в сентябре 2012 года (см. Материалы ректорского совещания от 27.04.2012, п. 4; от 10.09.2012, п. 3).

    Л. А. Цветкова сообщила также, что до 31 января 2015 года можно направлять в ВАК письменные запросы о включении изданий в список ВАК.

    В 2013 году в среднем по стране в каждом диссовете была защищена одна докторская диссертация и 13 кандидатских (экономика и медицина оказались самыми популярными областями науки — они первые в рейтинге числа защит). На совещании в Минобрнауки директор департамента аттестации научных и научно-педагогических работников И. А. Шишканова просила не отказывать соискателям в поддержке и сообщила о том, что открыта горячая телефонная линия ВАКа. Результаты проверок показали недостаточное количество научных публикаций у членов диссоветов, а также некачественную подготовку диссертационных дел. Л. А. Цветкова предупредила, что в ВАКе завели паспорт каждого диссовета, контроль за их деятельностью усилен, и все претензии будут направляться в организацию, на базе которой создан диссовет. Критерии строгие: два необоснованных решения диссовета могут служить основанием для его закрытия, а трех случаев возврата из ВАКа документов на доработку достаточно для приостановки его деятельности. Компетентность членов диссоветов оценивается по их публикационной активности и по наличию у них грантов.

    Декан Факультета журналистики Л. П. Громова предложила довести подробную информацию о новых правилах работы диссоветов до председателей и ученых секретарей советов. И. о. ректора И. А. Дементьев ответил, что в Университете любой научно-педагогический работник со степенью доктора наук может стать членом диссовета, поэтому об этом должны знать все универсанты (см. также: Материалы ректорского совещания от 07.12.2015, п. 2).

    О дополнительных образовательных программах СПбГУ

    Преподавателей Университета поблагодарили за высокий уровень организации и проведения обучения сотрудников налоговых органов Санкт-Петербурга в рамках дополнительной образовательной программы СПбГУ. Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова сообщила, что в СПбГУ реализуется несколько сотен дополнительных образовательных программ, на которых обучаются, в том числе, работники налоговых органов и арбитражных судов из регионов (республики Коми, Вологодской, Псковской областей и др.). Она поручила директорам институтов и деканам факультетов рассмотреть в коллективах возможности увеличения числа программ и подготовить предложения. При этом учесть, что дополнительные программы важны, во-первых, для расширения контактов с потенциальными работодателями, а во-вторых, как репутационный ресурс. В Университет приходят повышать квалификацию представители государственных учреждений, частных компаний и важно поддержать их стремление получить в СПбГУ образование высокого качества (см. также: От качества юридического образования зависит будущее России, ЭЖ-Юрист, № 47, ноябрь 2014, абзац 2)).

    О сотрудничестве с коллективом лаборатории математических проблем физики института имени В. А. Стеклова РАН

    Состоялась встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с профессором СПбГУ, академиком РАН Л. Д. Фаддеевым, на которой обсуждались вопросы развития математического образования в России и, в частности, в СПбГУ, а также сотрудничество СПбГУ с коллективом лаборатории математических проблем физики Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В. А. Стеклова РАН.

    См. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 13); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3).

    Об участии РАН в анализе результатов фундаментальных научных исследований

    Проректор по научной работе С. П. Туник проинформировал об участии Российской академии наук в разработке программы фундаментальных научных исследований, проводимых в России, и в анализе результатов фундаментальных научных исследований. Он отметил, что оценивать работу ученых СПбГУ будет пристально и заинтересовано. Советник ректора профессор Р. А. Эварестов спросил о механизме оценки. С. П. Туник ответил, что этот механизм разрабатывается. В рабочих группах по разработке программы и оценке сотрудники Университета тоже принимают участие. Их задача — сформулировать строгие критерии оценки, чтобы не было претензий в предвзятости и лоббировании. И. А. Дементьев подчеркнул важность обеспечения высокого качества научных исследований в Университете.

    Пример неравнодушного отношения выпускника Университета к своей alma mater

    В адрес ректора поступило письмо выпускницы СПбГУ, в котором сообщается о недавней публикации в Интернете материала с недостоверной информацией об одном из великих универсантов и о готовности коллег бороться за восстановление исторической справедливости. Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин привлек внимание к этому факту как к примеру неравнодушного отношения выпускника к Университету.

    Об обращениях студентов

    Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила о решении вопросов, поставленных в обращениях студентов, поступающих в Виртуальную приемную и задаваемых во время приема граждан ректором и проректорами:

    • преподаватель, принимающий зачет, во время выполнения студентами письменных работ громко разговаривала по телефону; студент 2 курса, который не сдал этот зачет и был отчислен за академическую неуспеваемость, попросил признать недействительными результаты зачета; преподаватель в объяснительной записке сообщила, что вынуждена была позвонить другому члену аттестационной комиссии, а студенты указали, что звонков было несколько, но они им не мешали; по итогам проверки результаты пересдачи зачета этим студентом были аннулированы, приказ о его отчислении отменен (см. Материалы приема граждан от 25.11.2014, п. 1, с дополнением от 19.12.2014). Преподаватель не привлечен к дисциплинарной ответственности в связи с истечением срока давности и лишен годовой премии лишь частично — только потому, что он в течение года неоднократно был поощрен за успешную работу, в том числе высококлассные экспертные заключения
    • во время пересдачи экзамена было двое сдающих и два билета; студент, который тянул билет последним и не сдал экзамен, оспорил результаты пересдачи, ссылаясь на то, что у него не было права выбора. Результаты экзамена отменены
    • в Виртуальную приемную написали студенты 3 курса с жалобой на преподавателя дисциплины NNN: по их словам, преподаватель не знает читаемого курса, отказывается отвечать на вопросы студентов, он нечетко формулирует задания, студентам не хватает времени для выполнения заданий; студенты просят провести независимую оценку их работ и проверить компетентность преподавателя: по их мнению, его действия идут вразрез со стандартами и здравым смыслом; для проверки жалобы В. В. Еремеев создал специальную комиссию (до окончания проверки название курса и ФИО преподавателя разглашаться не будут)

    Е. Г. Бабелюк рассказала также, что от студентов ей известно, что преподаватели опаздывают на занятия. Но сообщить конкретные данные проректору они обещали только после сессии из-за боязни «мести» преподавателей — хотя проректор объяснила студентам, что в таком случае нельзя будет привлечь нарушителя к дисциплинарной ответственности из-за срока давности...

    Вопрос взаимоотношений преподавателей и студентов заинтересовали многих участников совещания. Обсуждали проблемы - необоснованных жалоб, работу кураторов первого курса по адаптации студентов, возможности применения дисциплинарных мер и замены преподавателя. Первый заместитель директора института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ Ю. В. Федотов подробно рассказал об опыте организации преподавания по программе «Менеджмент», подчеркнул значение перехода на письменную форму зачетов и экзаменов, которая позволила снять многие проблемы, предупредить конфликтные ситуации во взаимоотношениях преподавателей и студентов.

    См. также: За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 10–13); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 10); Материалы приема граждан от 25.11.2014, с дополнениями от 19.12.2014 и от 03.01.2015, п. 1; от 23.06.2015, п. 1; Материалы ректорского совещания от 22.06.2015, п. 6; от 20.07.2015, п. 6.

    Итоги обсуждения подвел и. о. ректора И. А. Дементьев. Он отметил: есть правила обучения в Университете, процедура преподавания и приема экзаменов и зачетов — это не личные отношения преподавателя со студентами, он обязан соблюдать правила. Видеозапись экзаменов и зачетов, письменная форма приема экзаменов и зачетов — это инструменты контроля за соблюдением установленных процедур.

    О дополнительных премиях научно-педагогическим работникам

    И. о. ректора И. А. Дементьев проинформировал о дополнительных премиях научно-педагогическим работникам, привлекшим в Университет финансирование на НИР из внешних источников (более 1 млн рублей — в зависимости от объема привлеченных средств), и преподавателям, разработавшим и читающим учебные курсы на иностранных языках (для этих целей выделено 24 млн рублей, премии назначаются по представлению директоров институтов и деканов факультетов).

    См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 3); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответ 5); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 4); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 6); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 3 и 6); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 13); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 3 и 4); Материалы ректорского совещания от 29.12.2014, п. 4; от 28.09.2015, п. 3.

    Проректор по научной работе С. П. Туник сообщил, что подписал приказ, где перечислены основные конкурсы грантов, в которых универсанты могут принять участие. Он посоветовал руководителям подразделений организовать «курс молодого бойца» для тех членов коллективов, кто впервые подает заявку на конкурс, чтобы успешные ученые-грантополучатели поделились опытом подачи заявок. И. о. ректора И. А. Дементьев сообщил, что по решению ректора информация о том, что руководителям грантов и преподавателям, разработавшим и читающим учебные курсы на иностранных языках, будут выплачиваться премии, озвучена лишь сейчас — только после того как директора институтов и деканы факультетов уже направили свои представления о премировании научно-педагогических работников.

    О продвижении образовательных программ

    На портале СПбГУ на странице «Прием в СПбГУ» появилась вкладка «Образовательные программы», оформленная как справочник: Перечень образовательных программ, на которые СПбГУ проводит прием в 2015 году, перечень и формы проведения вступительных испытаний при приеме на данные программы, значение минимальных баллов, подтверждающих успешное прохождение вступительных испытаний, контрольные цифры приема и план приема на места с оплатой стоимости обучения для поступающих на 1 курс. Информация о каждой программе будет дополняться. Уже начали выкладывать архив лекций из цикла «Многоликая Гео» и лекции для студентов-менеджеров. Проректор Е. Г. Бабелюк предложила директорам институтов и деканам факультетов выбрать достойные лекции и подавать заявки А. А. Заварзину для их записи (см. также: Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответ 10)).