Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Правила размещения в сети Интернет информации об образовательном учреждении
Проректор И. А. Дементьев сообщил, что с 1 мая в соответствии с требованиями правительства РФ государственные образовательные учреждения обязаны публиковать довольно большой объем сведений о себе на специальном электронном ресурсе (см. постановление Правительства РФ от 18.04.2012 № 343 «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении»). Это в основном формы государственной статистики и до недавнего времени они были известны органам власти, но не были публичными.
Санкт-Петербургский университет уже публикует эту информацию с сентября 2011 года в соответствии с решением ректора. Теперь вся информация, которую в Университете публиковали разрозненно и по собственной инициативе (на сайте СПбГУ и на сайтах органов власти), будет публиковаться на едином государственном электронном ресурсе.
Ассоциация ведущих университетов пришла к выводу, что объем информации и ее качество для вузов могут быть расширены: например, важно знать перечень научного оборудования, которое имеется в распоряжении университета, и пр. Эта дополнительная информация будет публиковаться только на сайте Ассоциации, а потом руководство АВУ обратится в правительство, чтобы публикация этих сведений стала обязательной для всех вузов.
И. А. Дементьев попросил деканов представить предложения о том, какую информацию необходимо публиковать: что нам интересно узнать о других вузах, что интересно рассказать о нашем Университете. Такую же просьбу он адресовал проректорам, студсоветам, профкомам и вообще всем универсантам. Эту информацию надо представить срочно — так как АВУ начала подготовку к формированию предложений в законопроект «Об образовании» (в соответствии с указом президента РФ от 7 мая, работа по его подготовке входит в завершающую стадию.Ректор напомнил, что электронный документооборот становится обязательной практикой для госучреждений. Скоро он станет главной и обязательной формой общения и внутри Университета, и с органами власти. Поэтому обязательным условием заключения трудовых договоров с деканами и проректорами теперь будет наличие навыков работы с электронным документооборотом. Пока не все коллеги работают с компьютером. Но научиться этим навыкам можно. И нужно (Подробнее читайте в интервью ректора: Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки», ответ 8, «QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответ 3).
Об издании приказа о размещении государственного заказа в условиях крайней необходимости
Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев напомнил, что Университет постепенно отказывается от непрофильных видов деятельности (например, от уборки помещений) и привлекает внешние компании. Опыт такой организации работы есть у проректоров С. И. Богданова, Е. Г. Черновой, Л. А. Цветковой. Здания, находящиеся в ведомстве С. И. Богданова, уже три года убираются внешней компанией (Си энд Си).
В этом году в ходе аукциона подрядчик почти в два раза понизил цену от первоначальной и выиграл аукцион. Но через 3 месяца пришел к выводу, что работа в СПбГУ для него убыточна. Это объясняется тем, что в Университете сложился действенный механизм общественного и административного контроля за действиями подрядчиков. Особенно активны студенты-филологи, но и другие не отстают. В итоге любое нарушение правил уборки выявляется. А сумма штрафов оказалось столь велика, что подрядчик начал понимать: он работает себе в убыток. В разговоре подрядчик признался, что во время конкурса он понизил цену контракта, так как полагал, что главное — победить в аукционе, а далее его работу все равно никто не станет жестко проверять. И он ошибся. Университету пришлось в одностороннем порядке отказаться от договора. Но позволить себе не убирать здания до окончания срока проведение нового конкурса Университет, безусловно, не может. На этот период Г. С. Васильев — действуя в условиях крайней необходимости (когда действия должностного лица, формально содержащие признаки правонарушения, не являются таковыми в силу того, что направлены на защиту более значимых интересов личности, общества, государства) — заключил договор без проведения торгов и уведомил об этом федеральную антимонопольную службу (ФАС). Документы на новые торги готовятся. В начале июля будет новый подрядчик, и тогда прекратятся отношения по внеконкурсному договору.
Ректор подчеркнул важность общественного контроля за работой внешних организаций. Результат эффективный. Но контроль должен быть и за работой внутренних университетских структур. Н. М. Кропачев высказал уверенность, что выполнение требований нового договора также будет контролироваться универсантами, которые хотят реально участвовать в решении вопросов университетской жизни. Это делают и студенты, и члены профкома, и другие сотрудники Университета. Такая активная позиция нужна по всем направлениям.
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов спросил, какие виды деятельности уже переведены на внешнее обслуживание, и какие планируется добавить туда. Г. С. Васильев ответил: уже два года по этой схеме работает общественное питание. Постепенно переводят на внешнюю систему обслуживания уборку помещений, мытье фасадов и окон, частично — автохозяйство (заказывают автобусы для разовых поездок) и пр. В СПбГУ, например, несколько сотен уборщиков, но заработная плата у них невелика, и сложно воздействовать на качество их работы. А внешнюю компанию можно штрафовать за нарушения условий договора.
Н. М. Кропачев попросил уточнить, какие критерии уборки описаны в техническом задании. Г. С. Васильев привел пример: влажная уборка каждый день всех помещений. Если компания этого не сделала, то сразу штраф. А если наша уборщица не выполнила, то ее наказать сложнее.
Ректор добавил еще несколько примеров — передача оздоровительного комплекса «Университетский» профкому сотрудников СПбГУ. И профсоюз навел там порядок в первые же месяцы. Еще — договор на бронирование мест в гостиницах для участников конференций и приглашенных в Университет специалистов (это была инициатива И.А.Горлинского). Проректор И.А.Горлинский напомнил, что у СПбГУ в связи с действующими соглашениями с зарубежными университетами-партнерами есть обязательства: на период командировки в Петербург обеспечивать преподавателям определенный уровень проживания. Ранее для этого предоставляли места в студенческих общежитиях или специальные квартиры Университета в городе. То, что эти так называемые места в общежитиях для иностранцев и особенно квартиры в городе постоянно использовались не по назначению, «налево», все теперь прекрасно знают. Достаточно сказать, что даже информация о том, сколько всего таких квартир принадлежит Университету и где они располагаются, стала доступной новому руководству Университета далеко не сразу. Сейчас эти квартиры используются для расселения квартир в Менделеевском центре. Что же касается поселения иностранных специалистов, то с прошлого года мы пытаемся научиться это делать на основании специального соглашения с гостиницами Петербурга, победившими в соответствующем конкурсе.
Н. М. Кропачев напомнил, что в свое время планировалось, что строительство для размещения ВШМ СПбГУ будет вести управление делами Президента РФ, однако руководство Университета сделало все, чтобы убедить тех, кто принимал окончательное решение, что в Университете есть прекрасные специалисты, которые под бдительным контролем многоопытного проректора Л. В. Огнева способны успешно вести это капитальное строительство. Как успешно велись эти работы в 2006–2008 годах — об этом скоро на ректорском совещании расскажет проректор М. Н. Кудилинский. Этот негативный опыт необходимо обязательно учесть, и не повторить ранее допущенных ошибок — в случае получения согласия на финансирования капитального строительства на Ново-Адмиралтейском острове.
Декан Химического факультета И. А. Балова спросила: СПбГУ получил возможность расторжения договора в одностороннем порядке — это только для одного случая или для всех? Г. С. Васильев объяснил: раньше был конфликт норм законов — в Гражданском кодексе РФ была простая схема расторжения в одностороннем порядке, а в ФЗ–94 о размещении госзаказа было условие: либо по соглашению сторон, либо в суде (что означает заморозить отношения примерно на год) Но спорная ситуация разрешилась: Высший арбитражный суд РФ решил однозначно, что нормы ГК РФ имеют приоритет. И теперь Университет начнет активно пользоваться этой возможностью.
О решении Арбитражного суда по заявлению СПбГУ о признании ненормативных актов Росфиннадзора недействительными
И. А. Дементьев сообщил, что на прошлой неделе пришло решение давнего судебного разбирательства по итогам проверки Росфиннадзором деятельности СПбГУ по строительству кампуса ВШМ СПбГУ в 2010 году. Решение в пользу Университета — предписание было отменено целиком, что сэкономило большую сумму. Это успех наших юристов. Ректор подчеркнул, что в судебных спорах с Федеральной налоговой службой и Росфиннадзором победить очень сложно.
Поводом к проверке, сообщил И. А. Дементьев, была жалоба известной группы лиц, которая рассылает письма (в том числе и анонимные) веером во все инстанции. Причем письма рассылаются по любому поводу — от проблем с бадминтонными ракетками (Материалы ректорского совещания от 28.11.2011) до проблем со строительством… А недавно в ФАС пришла жалоба на «неправомерные действия» Университета в ходе работ по строительству кампуса для ВШМ в 2006 году. Но рассмотрение затянулось, поэтому из ФАС обратились с письмом о необходимости продления срока рассмотрения к заявителю. И были очень удивлены ответом, поскольку «заявитель» сообщил, что он никакой жалобы не писал и никуда не обращался. И таких примеров уже два за две последних недели (обращения в ФАС и в прокуратуру). Ректор заметил, что даже и от таких жалобщиков есть положительный эффект — нам не дают расслабляться, постоянно держат в рабочем тонусе (Подробнее читайте в интервью ректора: Построить страну «одних уст», ответы 9 и 11, Сделать из хорошего – отличный, ответ 14).
Государственное задание СПбГУ на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский напомнил, что законом 83–ФЗ был изменен механизм финансирования деятельности государственных учреждений: от сметного принципа перешли к финансированию госзадания в виде единой субсидии. И. А. Горлинский сообщил, что 6 мая министр — руководитель аппарата правительства РФ А. Э. Вайно утвердил госзадание СПбГУ на 2012 год и плановые 2013 и 2014 годы № 2116–П17.
Первая часть этого документа посвящена оказанию государственных услуг физическим лицам, а вторая — государственным работам. Из услуг СПбГУ прежде всего важна образовательная деятельность. В документе указан объем и качество услуг в 2012 и 2013–2014 годах по программам бакалавриата, магистратуры и т. д. В ходе дискуссии с минобрнауки и аппаратом правительства Университет отстоял свою концепцию характеристик качества — эти показатели были увязаны с Программой развития СПбГУ. И теперь это зафиксировано документально.
Вторая часть посвящена проведению НИР, фундаментальных и прикладных исследований: всего 15 пунктов по составу работ, характеристике работ и пр. по областям знаний. Характеристики НИР отражают результаты интеллектуальной деятельности: публикации, доклады на конференциях, научные отчеты и пр., а также проведение государственных мероприятий (форумы «Петербургский диалог» и «Диалог Россия — Республика Корея»). Общий объем субсидии на 2012 год: 6 млрд 728 млн рублей Университет работает с этими деньгами уже давно. Важно отметить, что теперь есть новые возможности: общий объем субсидии руководство Университета может само распределять по сферам применения и направлять деньги туда, куда считает нужным (есть, конечно, защищенные статьи — например, зарплата!). Это новая фаза отношений с учредителем: есть задание, есть отчетность, есть финансирование, которое нужно потратить оптимальным образом.
Методика составления госзадания будет совершенствоваться. И. А. Горлинский попросил деканов присылать предложения по изменениям, которые помогут улучшить методику.
Предложение минфина о запрете работодателям платить заработную плату наличными
И. А. Дементьев напомнил, что в СПбГУ почти десять лет ведется работа по переводу выплат заработной платы на банковские карточки. Цель — прозрачность, экономическая безопасность, безопасность работников, которые отвечают за наличные средства. А также экономия средств, которые тратятся на выплаты в денежной форме: содержании касс, инкассаторов и прочего. Но есть еще единичные случаи, когда работники СПбГУ получают зарплату в кассе.
Министерство финансов РФ предлагает с 2013 года запретить работодателям выдавать работникам зарплату наличными. Университет давно готовился к этому решению. Оно выгодно и для работников, и для Университета, который сэкономит средства на инкассацию.
Ректор объяснил, что для организации нет разницы, сколько человек получают деньги в кассе: даже ради десятка работников надо содержать кассу. Важно довести работу по переводу на банковские карточки полностью до конца. Есть три банка, которые предлагают хорошие условия обслуживания для сотрудников СПбГУ — можно выбрать любой… Ректор попросил деканов объяснить в коллективах, что всех работников ждет перевод на безналичный расчет. Те, кто продолжает по старинке получать зарплату в кассе, думают, что это их личный выбор, и не осознают, что это проблема для всего Университета, который теряет около 1,5 млн рублей каждый год на содержание касс. И. П. Бойко может представить деканам списки сотрудников, которые получают зарплату в кассе (Материалы с приема граждан 21.04.2015, п. 2).
Презентация электронного расписания
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила, что старт работы над электронным расписанием СПбГУ был дан в июле 2011 года. Часто под электронным расписанием понимают просто текст расписания занятий, который размещен в Интернете. Но на самом деле электронное расписание — это куда более сложный управленческий инструмент, с помощью которого можно решать много задач:
- оптимизация использования аудиторного фонда
- эффективное использование мультимедийного оборудования СПбГУ
- ознакомление с расписанием и его изменениями студентов и преподавателей через сайт
- учет выполнения учебного плана
- учет нагрузки и рабочего времени преподавателя
Е.Г. Бабелюк прокомментировала эти задачи.
- В университете очень острый вопрос — о рациональном использовании лекционных аудиторий вместимостью более 100 человек. Электронное расписание позволяет оптимизировать использование аудиторного фонда.
- С его помощью всегда есть возможность узнать, где, в какой аудитории и когда доступно мультимедийное оборудование. Это важно, в том числе и для проведения круглых столов, семинаров, конференций и других внеучебных и научных мероприятий.
- Можно будет познакомиться в реальном времени через сайт с изменениями в расписании. Сегодня студент узнает о них только из объявления на двери аудитории или на доске объявлений учебного отдела.
- Электронное расписание составляется на основе учебного плана, так что можно оценить его выполнение — все ли занятия были проведены.
- И как была выполнена педагогическая нагрузка преподавателей — тоже можно проверить, что даст возможность бухгалтерии правильно посчитать заработную плату. Электронное расписание также позволит планировать поездки преподавателей в командировки на конференции и т. п.
П. А. Карпенко, начальник отдела информационного сопровождения учебной деятельности СПбГУ, рассказал о том, что были изучены иные разработки расписаний, которые применяются в других университетах России («Галактика», Tandem, «1С: предприятие», «Система управления образовательной деятельностью МВТУ имени Баумана» и др.). Е. Г. Бабелюк отметила, что в Университете своя специфика организации учебной деятельности в связи с принятием собственных образовательных стандартов — и поэтому единственно возможным вариантом является создание Университетом собственного программного продукта (его рабочее название — «Юнитаймс»). В противном случае, либо нужно всю деятельность перестраивать под логику чужих стандартов, либо же заниматься адаптацией уже существующих продуктов. А как показывает практика информатизации, в учебных процессах нередко дешевле и эффективнее написать с нуля, чем переделывать чужое.
Разработка электронного расписания, сообщил П. А. Карпенко, была разбита на пять этапов:
- сбор и анализ требований
- проектирование информационной системы
- разработка модуля «Конфигуратор»
- разработка модуля «Редактор расписания» и тестирование информационной системы
- развертывание информационной системы «Электронное расписание СПбГУ»
Сейчас заканчивается четвертый этап. Впереди последний, пятый, — внедрение системы «Юнитаймс». Пилотный проект сначала развернут на одной площадке: Средний пр, д. 41–43. В этом здании пересекаются интересы организации учебного процесса по разным образовательным программам.
Е. Г. Бабелюк подчеркнула, что составление электронного расписания — процесс довольно трудоемкий, особенно для начинающих. Готовить его надо за 2–3 месяца до начала занятий очередного семестра (например, расписание осеннего семестра — уже в июне). Только так можно составить качественное расписание, чтобы были учтены интересы и преподавателей, и обучающихся. Чтобы студентам не надо было тратить время на переходы из здания в здание, чтобы не было «окон» у преподавателей и пр.
П. А. Карпенко показал, что формирование модуля «Конфигуратор» состоит в заполнении и редактировании каталогов данных:
- об аудиторном фонде
- о профессорско-преподавательском составе
- об учебных планах (учебных периодах)
- об организационных единицах (курс, поток, группа)
- о педагогических поручениях ППС
Е. Г. Бабелюк пояснила, что сотрудники, которые составляют электронное расписание, должны хорошо понимать логику учебных планов и формирования педпоручений. Это довольно сложная работа — на юрфаке, например, два диспетчера составляют расписание 20 образовательных программ. Нужно продумать алгоритм внесения изменений в расписание. И сроки командировок хорошо было бы знать заранее, чтобы учебный процесс не останавливался.
Е. Г. Бабелюк рассказала, что система электронного расписания «Юнитаймс» интегрируется с информационными системами, уже используемыми в Университете. Сведения о профессорско-преподавательском составе можно брать из SAP. А сведения об аудиторном фонде — из информационной системы «Управление недвижимости и земельных ресурсов» (разработка ее завершается). Сейчас бывают случаи, когда занятия назначаются в аудиториях, где число мест на 20–40 меньше числа студентов. И диспетчеры объясняют это тем, что, дескать, все равно все студенты не придут…
Одновременно ведется работа по интеграции электронного расписания с информационной системой «Обучение»: модулем «Учет обучающихся» и модулями «Учебные планы» и «Дисциплины», которые разрабатываются параллельно. Можно будет проверить конфликты расписания, особенно когда преподаватель участвует в реализации разных учебных программ.
Ректор подчеркнул: важно фиксировать причины изменений в расписании, чтобы их анализировать и делать выводы, оптимизируя работу. Н. М. Кропачев вспомнил, что в 2000 году, когда электронное расписание вводили для обеспечения образовательной программы «Юриспруденция», вначале было довольно-таки трудно, некоторые преподаватели были недовольны какое-то время. Но потом увидели преимущества работы в таком режиме электронного расписания: с одной стороны, оно ставит жесткие рамки, но, с другой, позволяет планировать время — занятия наукой, практическую деятельность, участие в общественных мероприятиях, командировки и даже личную жизнь. Каждому хочется иметь больше свободного времени, а с помощью электронного расписания преподаватели могут согласовать свой график на полгода вперед. При этом замены, переносы и прочее — безусловно, происходят, но все это происходит открыто и по правилам, известным всем. Ректор попросил деканов познакомиться с системой электронного расписания, чтобы можно было ее скорректировать еще до внедрения.
П. А. Карпенко продемонстрировал на экране, как работает диспетчер, составляя электронное расписание занятий. Слева есть список лекций, семинаров, лабораторных работ. При «вписывании» занятия в график какого-то дня, система показывает возможные аудитории для обозначенной группы студентов. Показывает она и возникающие конфликты расписания: например, два разных занятия в одно время у одного преподавателя.
Е. Г. Бабелюк объяснила: переход на электронное расписание в Университете не произойдет одномоментно, вначале на опытных площадках будет проводиться эксперимент. В свое время так же начиналось внедрение электронной системы визирования приказов в Учебном управлении. И с расписанием наступит момент, когда всем надо будет начать работать в новой системе. И он наступит относительно скоро. В планах — осуществить общий запуск с началом зимнего семестра следующего учебного года (то есть с февраля 2013 года). Система электронного расписания будет развиваться, и в будущем может формировать 30 тысяч индивидуальных виртуальных расписаний — свое для каждого из обучающихся.
Декан Геологического факультета С. В. Аплонов спросил, планируются ли «курсы молодого бойца» для обучения диспетчеров. Е. Г. Бабелюк ответила, что обучение, конечно, планируется — и основное, и дополнительное, и для «отстающих». С. В. Аплонов спросил, как электронное расписание интегрируется с системой Blackboard. Е. Г. Бабелюк ответила, что задачи, которые решаются при помощи Blackboard, серьезно отличаются от задач электронного расписания Но они будут интегрированы, чтобы можно было проводить, например, промежуточную аттестацию с использованием Blackboard в определенный момент, установленный в электронном расписании. Н.М.Кропачев добавил: с помощью электронного расписания можно будет составить индивидуальное расписание для студента. А система Blackboard как раз и направлена обеспечение индивидуального общения студента с преподавателем.
Декан Философского факультета С. И. Дудник поинтересовался, как сложность составления электронного расписания зависит от числа образовательных программ. И где найти специалистов достаточно высокого уровня квалификации, если им сложно найти работников даже для ручного формирования расписания? Ему ответила декан Юридического факультета Н. А. Шевелёва, которая начала заниматься внедрением электронного расписания для юристов еще десять лет назад. Она объяснила, что количество программ значения не имеет — навыки можно выработать на составлении одной программы. По своему опыту она знает: когда на юрфаке квалифицированный диспетчер заболел, то второго, новичка, научили работать за 2–4 дня. Освоить систему не так уж сложно. Е. Г. Бабелюк добавила, что лучше обучить своего сотрудника, а не работника со стороны — важно, чтобы он понимал, что такое педагогическая нагрузка и учебный план, знал специфику обучения по определенным образовательным программам.
И. о. декана Факультета журналистики С. Г. Корконосенко напомнил: не остается времени на переходный период — всего полгода от пилотного проекта до внедрения электронного расписания во всем Университете. Есть ли график перехода? Е. Г. Бабелюк ответила, что в июне такой график будет направлен деканам на согласование. Но деканам уже в ближайшее время нужно составить учебные планы и педагогические поручения на осенний семестр. Практика прошлых лет, увы, показала, что обычно в сентябре бывает только 10 % утвержденных учебных планов…
Н.А. Шевелёва объяснила: электронное расписание — это мощный инструмент управления в руках декана. Она лично готова каждому из коллег-деканов рассказать о плюсах и минусах и агитировать за этот продукт. При всех издержках его польза очевидна. Можно учесть даже плановую госпитализацию или школьные каникулы детей преподавателей…
Подводя итоги обсуждения, Н. М. Кропачев подчеркнул: сложнее всего будет последнему, кто будет входить уже в работающую систему электронного расписания. Она позволяет учесть специфику каждого, но труднее будет «вписать» последнего (Материалы ректорского совещания от 20.07.2015, п. 5; подробнее читайте в интервью ректора: Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки», ответ 4, Сделать из хорошего – отличный, ответ 1).
Поздравления ректору
Президент СПбГУ Л. А. Вербицкая напомнила, что ровно четыре года назад 21 мая 2008 год Конференция трудового коллектива Университета избрала Николая Михайловича Кропачева ректором СПбГУ. До этого, начиная с 18 февраля 2008 года, Н. М. Кропачев являлся исполняющим обязанности ректора. Федеральным законом № 259–ФЗ от 10.11.2009 «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» был установлен порядок назначения ректоров двух ведущих университетов, и Н. М. Кропачев был назначен на должность ректора указом президента РФ от 21.12.2009 № 1452 сроком на пять лет.
Все видят массу позитивных изменений в жизни Университета, которые произошли за это время. Людмила Алексеевна от имени коллег поздравила Николая Михайловича, пожелала беречь здоровье и сохранить его огромную энергию. Присутствующие аплодисментами поддержали это поздравление. Н. М. Кропачев поблагодарил коллег за поддержку.