Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О рабочей встрече ректора с Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев подробно проинформировал о своей рабочей встрече с Председателем Правительства Российской Федерации, председателем Попечительского совета СПбГУ Д. А. Медведевым, которая состоялась 18 марта в Москве в Доме Правительства.
По результатам этой рабочей встречи Д. А. Медведев дал ряд поручений:
- министру финансов А. Г. Силуанову, министру образования и науки Д. В. Ливанову — подготовить предложения о ремонте здания по Кадетской линии и Университетской набережной
- министру образования и науки РФ Д. В. Ливанову — подготовить предложения по изменению закона «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» в части предоставления двум ведущим российским университетам — МГУ и СПбГУ права самостоятельно формировать диссертационные советы и присуждать ученые степени, которые сейчас может присуждать только ВАК
- министру образования и науки — проработать идею мониторинга центров коллективного пользования
См. также: Материалы ректорского совещания от 13.10.2014, п. 1.
О визите в СПбГУ вице-премьера Госсовета КНР г-жи Лю Яньдун и вице-премьера РФ О. Ю. Голодец
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин сообщил о том, что 28 марта в СПбГУ состоялась встреча вице-премьера Госсовета КНР г-жи Лю Яньдун и заместителя Председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец с российскими и китайскими студентами Университета. Этот визит был связан с церемонией открытия годов молодежных российско-китайских обменов. После выступлений гостей российские и китайские студенты задали наиболее интересующие их вопросы. Универсанты обсудили с вице-премьерами программы студенческих обменов между Россией и Китаем, их роль в развитии стратегического партнерства двух стран и другие важные для молодежи темы.
По итогам встречи вице-премьер Госсовета КНР г-жа Лю Яньдун дала поручение министру образования КНР проработать вопрос об открытии представительств СПбГУ в ведущих вузах КНР и пригласила 100 студентов СПбГУ на знаковые мероприятия, которые будут проходить в Китае в рамках российско-китайских годов дружественных молодежных обменов. В СПбГУ прорабатывается вопрос о проведении летних школ и приглашении китайских студентов в Россию, а также решение о выделении пяти мест постдоков и нескольких мест подготовки в аспирантуре СПбГУ, рассчитанных на соискателей из КНР.
В книге почетных гостей СПбГУ г-жа Лю Яньдун оставила запись об Университете: «Колыбель столпов государства, мост дружеского сотрудничества между Китаем и Россией» (см. также: Материалы ректорского совещания от 26.05.2014, п. 4).
О введении электронного расписания
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк напомнила, что в СПбГУ больше года апробируется проект введения электронного расписания СПбГУ в рамках образовательных программ по направлениям подготовки «Востоковедение и африканистика» и «Филология». Результаты этого эксперимента признаны успешными. С сентября 2014 года планируется ввести электронное расписание по всем образовательным программам СПбГУ. Е. Г. Бабелюк объявила о старте подготовительного этапа этого проекта. В рамках электронного расписания:
- будет вестись распределение педагогических поручений преподавателям
- будет создана база данных об аудиторном фонде (площадь помещений, количество посадочных мест, мультимедийное и другое оборудование)
- будет создана база данных о помещениях для внеучебных занятий (в том числе об актовых залах и спортивных сооружениях)
Все это позволит создать своеобразное расписание работы Спортивного клуба СПбГУ, театральных и других коллективов.
Единая электронная база данных о помещениях Университета, мультимедийном оборудовании и т. д. позволит эффективно их использовать для учебных занятий и внеучебной работы, спортивной и культмассовой.
Проректор сообщила, что с рабочей версией электронного расписания можно будет познакомиться на специальном совещании, которое она готова организовать по заявкам деканов факультетов и директоров институтов. И поручила им направлять предложения по усовершенствованию электронного расписания СПбГУ (см. также: Материалы ректорского совещания от 20.07.2015, п. 5; от 12.05.2014, п. 2).
Инициативы студентов
Проректор И. А. Дементьев сообщил о предложениях, высказанных членами студсоветов на встречах с ректором, прошедших за последние недели:
- о расширении сотрудничества СПбГУ с ведущими компаниями по организации практик и научных исследований
- о включении представителей работодателей в учебно-методические комиссии
- о реальных честных конкурсах на должности НПР
- об оплате «платных» публикаций научных работ студентов в высокорейтинговых журналах
- о совершенствовании процедуры организации зарубежных стажировок студентов СПбГУ
Проректор поручил деканам факультетов и директорам институтов провести встречи со студентами (студсоветами) и обсудить на этих встречах формы сотрудничества с базовыми организациями для прохождения практик обучающихся и получения заказов на научные исследования.
См. также: В кругу звездных друзей (ответы 6 и 8); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 15 и 16); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 3); За Нобелем (ответы 10–14); Материалы ректорского совещания от 12.01.2015, п. 1; от 13.04.2015, п. 2; от 12.05.2015, п. 2; от 08.06.2015, п. 2; от 07.04.2014, п. 3; от 14.04.2014, п. 3.
Ректор также сообщил, что в пятницу, 4 апреля, он будет встречаться с руководством Студенческого совета по ряду вопросов, которые были заданы на встречах со студентами, и по проектам решений, которые подготовлены по этим вопросам: об организации зарубежных стажировок, оплате публикаций в зарубежных высокорейтинговых журналах.
О ходе обсуждения развития научного парка СПбГУ
В связи с вопросом, обсуждавшимся на ректорском совещании (см. Материалы ректорского совещания от 11.03.2014, п. 5), на сайте СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение» высказываются мнения и предложения по вопросу Общественное обсуждение развития научного парка СПбГУ. Универсантам были заданы следующие вопросы:
- Какие аспекты существующих ресурсных центров научного парка СПбГУ требуют своего развития (какие конкретные методики необходимо еще развивать/разрабатывать) для обеспечения научных проектов?
- Что необходимо усовершенствовать в процедурах подачи заявок на использование возможностей ресурсных центров научного парка СПбГУ, исполнения заявок, получения обратной связи с передачей результатов заявителям?
- В рамках каких направлений научной деятельности необходимо создание новых сервисных ресурсных центров научного парка СПбГУ и для реализации каких проектов? (требуется развернутое обоснование).
Проректор по научной работе С. П. Туник сообщил результаты предварительного анализа хода обсуждения вопросов развития научного парка СПбГУ. По его мнению, активность пока явно недостаточна: либо деятельность научного парка вполне устраивает пользователей, либо они по каким-то личным причинам не желают принимать участие в дискуссии. С. П. Туник отметил, что предложения по расширению спектра используемых приборов и методик более чем разумны, после анализа предложений и сопоставления с бюджетом развития научного парка на текущий год будут приняты соответствующие решения.
Наиболее спорным, по его мнению, является вопрос о возможности совмещения собственной научной деятельности (за плату, по проектам внутренним и внешним) с работой в качестве сотрудника/руководителя РЦ. Разрешение на такую работу (в текущей ситуации) приведет к конфликту интересов, что очевидно по комментариям с обеих сторон, как сторонников, так и противников этого предложения. Проректор отметил, что вести совместную научно-методическую работу никто не запрещает, запрет касается выплат за эту работу, которые приводят к риску явного или неявного приоритета выполнения работ по «оплаченным» проектам.
Мнение одного из активных пользователей РЦ и участника дискуссии на сайте явно раскрывает этот конфликт интересов. Алла Красикова считает (запись 28.03.2014): «К дискуссии о сохранении специалистов РЦ, которые для необходимого сохранения своей высокой квалификации должны проводить самостоятельные исследования на оборудовании РЦ. Если сотрудникам ресурсных центров будет разрешено часть своего рабочего времени уделять научно-исследовательской и/или педагогической работе, то и требования к таким сотрудникам должны быть такими же, как и к научно-педагогическим работникам СПбГУ. В этом случае сотрудники РЦ, которые определенную часть своего рабочего времени будут уделять самостоятельной научной работе (а проконтролировать, какую часть времени, будет очень сложно), должны также брать на себя обязательства по публикации определенного числа статей в WoS в год, причем без соавторства с пользователями РЦ. Кроме того, при приеме на работу высококвалифицированные сотрудники РЦ, которые будут заниматься самостоятельными научными исследованиями в свое рабочее время, должны проходить открытый конкурс с теми же критериями, что и для научно-педагогических сотрудников. В настоящее время многие сотрудники РЦ занимаются собственными научными исследованиями с использованием как оборудования, так и расходных материалов, выделяемых РЦ, но насколько продуктивна эта работа, понять сложно...»
См. также: Быть в тренде (ответ 2); Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответ 4); Экспертный совет по любому вопросу (ответ 6); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 10); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 3); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответы 1 и 5); Повышение профессиональных компетенций (ответ 5); Университету кризис не страшен (ответ 7).
С. П. Туник добавил: анализ запроса на совместительство по проекту одного из сотрудников РЦ магнитно-резонансных методов исследования показал, что за словами о выполнении «интересной научной работы» стоял тривиальный материальный интерес. Поэтому политика в этой части деятельности РЦ останется без изменений, поощрение работников РЦ, как и ранее, будет происходить по результатам анализа эффективности их деятельности как специалистов, инженеров, лаборантов в рамках исполнения заказов пользователей, а не за их собственную научную активность.
Об участии универсантов в Олимпиаде в Сочи
А. А. Заварзин напомнил, что в Олимпиаде 2014 года в Сочи приняли участие универсанты (выпускники Университета, студенты и преподаватели): членом олимпийской сборной (скелетон, шестое место) была выпускница СПбГУ Мария Орлова, почетным гостем Олимпиады была доцент СПбГУ С. М. Лукина, флаг Олимпиады нес декан Факультета искусств В. А. Гергиев. Среди членов сборной страны (слалом) был и студент СПбГУ Владислав Новиков (2 курс, образовательная программа «Юриспруденция»). Он обучается в Университете по индивидуальному плану с использованием дистанционных технологий обучения по направлению «Юриспруденция».
Ректор добавил, что Университет готов развивать подобные технологии обучения по направлениям «История» и «Психология». Но важно, чтобы коллективы преподавателей, историков и психологов были готовы к такой работе.