Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О заседании Экспертной комиссии СПбГУ
Проректор И. А. Дементьев сообщил, что 19 декабря прошло заседание Экспертной комиссии СПбГУ. Рассматривался вопрос оценки заявок на выполнение в 2013 году научно-исследовательских работ, финансируемых из средств СПбГУ.
Итоговый рейтинг был сформирован в два этапа. На конкурс было подано больше 200 заявок, и на первом этапе их оценивали независимые эксперты (заключения по каждой заявке готовили до трех экспертов), они составили технический рейтинг заявок. На втором этапе заявки рассматривались на заседании Экспертной комиссии, которая в процессе обсуждения могла изменить количество баллов и место заявки в рейтинге — с учетом значимости каждой конкретной работы. В результате был сформирован итоговый рейтинг заявок НИР, которые будут финансироваться Университетом.
Экспертная комиссия, подчеркнул И. А. Дементьев, принимала решение об общем рейтинге проектов, а не о том, какие из них финансировать! Все проекты (в порядке, выстроенном Экспертной комиссией) могут быть профинансированы — из разных источников. В этом году собирали заявки в связи с тем, что в 2013 году высвободится около 40 млн рублей (заканчиваются проекты, которые реализовывались ранее). Однако далее такой рейтинг будет составляться Экспертной комиссией ежегодно. И проекты должны финансироваться из всех имеющихся в Университете источников. Но значимость проектов, а значит и порядок их финансирования определяется решением Экспертной комиссии. Из средств федерального бюджета в первую очередь будут финансироваться проекты, которые заняли лидирующие места в рейтинге заявок. Остальные можно финансировать из внебюджетных источников, из средств, которыми распоряжаются проректоры по направлениям, и др. — но финансироваться они будут в том порядке, который определила Экспертная комиссия. Это реальный путь многоканального финансирования научных проектов.
И. А. Дементьев также отметил, что в связи с планируемым вводом ресурсных центров, схема мероприятий по обеспечению НИР будет изменяться. Постепенно будут сокращаться объемы средств, направляемые на финансирование отдельных, самостоятельных конкурсов на материальное обеспечение научных исследований. Все эти средства также будут направлены на финансирование победителей конкурса НИР.
Создание институтов в составе Физического факультета и Медицинского факультета
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев сообщил, что подписаны два приказа первого проректора по учебной и научной работе о мерах по повышению эффективности научной деятельности в области физики и медицины. Этими приказами создаются шесть институтов в составе Физического факультета (институты теоретической и математической физики, ядерной физики и ядерных методов исследований, физики твердотельных материалов и наноструктур, полимеров и молекулярной биофизики, оптики и спектроскопии, моделирования и мониторинга геосфер) и два института в составе Медицинского факультета (институт высоких медицинских технологий и институт остеопатии).
Институты у нас и так есть в составе факультетов, напомнил ректор. Но в связи с открытием ресурсных центров, формированием единой политики Университета в области финансирования научной работы всё большее значение приобретает согласованность научных исследований. Особенность этого решения — в создании инструментов координации наших действий в научной сфере, в том числе междисциплинарной. Поэтому приказ именно о повышении эффективности научной деятельности в области физики, а не о повышении эффективности научных исследований в коллективе Физического факультета. В работе институтов, в регулярных обсуждениях научных проблем с коллегами могут принимать участие не только наши физики, но и все те, кому интересна данная проблематика (химики, математики, биологи и другие специалисты). Перед директорами институтов ректор поставил задачу «выйти за пределы факультетов», превратить институты в интеллектуальные площадки, где будут обсуждаться и решаться актуальные вопросы развития науки.
В связи с обсуждаемым вопросом Н. М. Кропачев напомнил о том, что он неоднократно предлагал декану Юридического факультета задуматься о создании института публичного права и института частного права. Аналогичные действия могут инициировать и деканы других факультетов.
Начало работы ученых советов факультетов по проведению конкурсов
Начальник ГУАТОиД. В. П. Журавлёв напомнил, что подготовка к передаче ученым советам факультетов некоторых функций Ученого совета Университета продолжается (см. Материалы ректорского совещания от 22.10.2012, п. 1). И с 5 марта вопросы конкурсного отбора на должности НПР будут решаться учеными советами факультетов. В журнале «Санкт-Петербургский университет» и на сайте СПбГУ в разделе «Вакансии и конкурсы» с 5 декабря публикуются объявления об этих конкурсах на замещение должностей НПР.
Ректор напомнил, что успешно проходит регистрацию страница сайта «СПбГУ-конкурсы» (в общем домене spbu.ru) как электронное средство массовой информации. После ее регистрации объявления о конкурсах будут размещаться на электронном ресурсе на двух языках, русском и английском. Там будет полная и оперативная информации о зарплате, педагогической нагрузке по каждой должности, других условиях работы и требованиях к претендентам (см. Материалы ректорского совещание от 29.10.2012, п. 4; от 14.01.2013, п. 4).
Об официальном открытии ресурсных центров
Ректор сообщил, что с 1 марта откроются еще десять ресурсных центров СПбГУ. Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский провел рабочие встречи с проректорами по видам деятельности и начальниками служб, подчиненных ректору, чтобы определить их готовность обеспечить функционирования ресурсных центров (охрана, уборка помещений и т. д.). Некоторые новые ресурсные центры уже работают — в режиме опытной эксплуатации. И ученые на новом оборудовании уже получают значимые научные результаты. А вычислительный центр СПбГУ, междисциплинарный ресурсный центр по направлению «Нанотехнологии», ресурсный центр социологических и интернет-исследований давно работают в штатном режиме.
Ректор напомнил, что на сайте СПбГУ имеется раздел «Ресурсные центры СПбГУ». И знакомясь с материалами этого раздела, можно видеть настроение сотрудников Университета. Они рады от того, что наконец-то получили возможность работать в полную силу! Работать на самом современном оборудовании и решать с его помощью актуальные научные задачи (см. также: Материалы ректорского совещания от 01.04.2013, п. 3).
О введении электронного расписания
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк напомнила о презентации электронного расписания весной. Тогда же подробно говорилось об этом сложном управленческом инструменте и о множестве задач, которые можно решать с его помощью (см. Материалы ректорского совещания от 21.05.2012, п. 6). Приближается следующая стадия — внедрение электронного расписания на отдельном участке работы Университета. Для проверки работоспособности технологии электронного расписания выбрали участок едва ли не самый трудный — комплекс образовательных программ по направлениям филология, востоковедение. Е. Г. Бабелюк охарактеризовала масштабы и многообразие выбранного участка: 1644 учебных дисциплины, около 1000 преподавателей, 1023 разные учебные группы, от минимальных до самых больших.
В январе расписание два семестра по этим направлениям подготовки сотрудники учебного управления будут составлять в электронном режиме. Возможно, на первых порах где-то потребуется работа или корректировка в ручном режиме. Но если стадия проверки на трудном участке пройдет успешно, то есть надежда, что электронное расписание по другим направлениям будет организовать легче. В марте начнется обучение сотрудников других направлений. Те, кто обучатся, будут составлять электронное расписание летней сессии по своим направлениям. Задача — к новому учебному году, к сентябрю 2013-го составить электронное расписание по всем образовательным программам СПбГУ. А для этого самая трудная часть — распределение педагогических поручений — должна быть готова к началу июля.
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов напомнил, что в магистратуру студенты поступают в конце июня. И спросил, не усложнит ли это составление электронного расписания. Е. Г. Бабелюк ответила, что при составлении электронного расписания будут исходить из максимальной загруженности учебных групп, поскольку исключить что-то из расписания гораздо легче, чем добавить.
Ректор добавил: электронное расписание нам всем даст возможность увидеть общие ресурсы Университета. Например, он не раз говорил об использовании здания на 23-й линии, д.26 не только для Правовой клиники, но и для работы психологов, социологов и других специалистов. Но как это сделать, будет ясно после введения электронного расписания всего Университета. Н. М. Кропачев привел и другой пример: о местах проведения обучения по программе «Русский язык как иностранный». Современные методики обучения предполагают использование специального оборудования. Такое оборудование есть, например, в зданиях СПбГУ на 22-й линии, д. 7. и на ул. Чайковского, д. 62. На прошлой неделе ректор дал соответствующе поручение проректорам по направлениям С. И. Богданову, М. Ю. Лавриковой, Л. А. Цветковой: найти аудитории для обучения русскому языку небольших групп иностранцев. Организация таких краткосрочных курсов может принести значительный эффект: количество иностранных граждан, желающих обучаться в СПбГУ, будет расти… Общий ресурс Университета — это не только ресурсные центры, это и здания, аудитории, библиотечные фонды и т. п., которые надо научиться использовать сообща (см. также: Материалы ректорского совещания от 20.07.2015, п. 5).
О реализации проекта «Экспертный университет»
Ректор напомнил, что в СПбГУ продолжается реализация проекта «Экспертный университет». Проректор по научной работе будет подробно докладывать о реализации этого проекта на совещании 14 января. А пока Н. Г. Скворцов сообщил о результатах одной из экспертиз, проведенных сотрудниками Университета. Он рассказал о письме, поступившем 17 декабря в адрес ректора СПбГУ, с благодарностью от С. И. Литвиненко, прокурора Санкт-Петербурга «за оказанную сотрудниками Санкт-Петербургского государственного университета помощь и содействие правоохранительным органам Санкт-Петербурга в сфере противодействия незаконной игорной деятельности».
Н. Г. Скворцов рассказал, что в марте этого года прокурор Василеостровского района И. П. Белик обратился к ректору СПбГУ с просьбой подготовить и представить экспертное заключение по ряду вопросов, связанных с экспертизой изъятого полицией оборудования, использовавшегося одним ООО для организации незаконного игорного бизнеса на территории Василеостровского района. Центр экспертиз СПбГУ организовал соответствующую экспертизу. Под руководством декана Факультета ПМ — ПУ Л. А. Петросяна была сформирована группа экспертов, которая подготовила экспертное заключение о том, что изъятое оборудование является специализированным (то есть игровым). Использование этого оборудования позволило дельцам всего за четыре месяца незаконно обогатиться на 15 млн рублей.
Прокурор Санкт-Петербурга С. И. Литвиненко отмечает в письме, что взаимодействие правоохранительных органов с экспертами СПбГУ «позволило пресечь сложившуюся негативную ситуацию в названной сфере, а также оказало содействие в привлечении организаторов азартных игр к ответственности». Он просит ректора рассмотреть вопрос о поощрении заведующего одной из кафедр и сотрудника этой кафедры, принимавших непосредственное участие в организации и проведении экспертного исследования.
О порядке объявления конкурсов на замещение должностей НПР с использованием ресурса служебного жилья
Ректор сообщил, что к нему обратился декан одного их факультетов с предложением объявить конкурс на замещение должности младшего научного сотрудника — с использованием ресурса служебного жилья для конкретного работника. Н. М. Кропачев пояснил, что порядок действий должен быть другой. Декан должен обращаться к ректору не в связи с тем, что есть работники, которые с точки зрения декана, нуждаются в служебном жилье (такие работники должны были участвовать в конкурсе на заселение служебных квартир, который проводился летом). Вначале должна быть сформулирована задача (необходимость в выполнении конкретных работ, а также в достижении значимых результатов), для решения которой объявляется конкурс на замещение должности НПР. Тогда в условиях конкурса можно указать, что победитель может получить служебную квартиру.
В любой конкурсной документации надо формулировать задачи, которые будут стоять перед победителями конкурса. Груз ответственности, возложенный на деканов, заведующих кафедрами, подчеркнул ректор, должны разделить все сотрудники, каждый на своем участке работы. А служебные квартиры — это один из управленческих инструментов (такой же, как конкурсы на замещение должностей, трудовой договор, дополнительное соглашение, премии, благодарности и т. п.), который может помочь решать поставленные задачи. Например, после того, как стал проводиться конкурс среди ученых СПбГУ с доплатой за публикационную активность, количество публикаций стало значительно больше. Значит, инструмент работает. Служебные квартиры ждут победителей конкурсов на должности НПР. Тот, кто победит в конкурсе, будет решать объявленную задачу — и получит служебную квартиру (см. также: Материалы ректорского совещания от 14.01.2013, п. 4).
Об анонимном заявлении, поступившем в адрес ректора
Проректор И. А. Дементьев сообщил, что в адрес ректора 20 декабря поступило заявление, которое подписано «студенты такого-то факультета». В нем рассказывается о «хамском», по мнению авторов, поведении конкретного преподавателя, высказываются другие оценки в его адрес. И студенты (если это они написали заявление) просят ректора принять меры: перевести этого преподавателя на другую кафедру или на другой факультет, поскольку преподаватель постоянно публично (в том числе и в присутствии студентов) оценивает деловые и нравственные качества своих коллег по работе.
И. А. Дементьев пояснил, что вопросы, заданные в данном заявлении, относятся к компетенции комиссии по этике СПбГУ и подчеркнул, что ни ректор, ни кто-либо другой из должностных лиц СПбГУ, ни комиссия по этике, анонимные заявления не рассматривает и рассматривать не будет.
Ректор добавил, что, если преподавателю не нравится качество работы коллеги, он может и должен открыто обсуждать этот вопрос в коллективе — на кафедре, на заседании ученого совета факультета. Но включать студентов в подобные обсуждения не этично.
Холодная погода не только мешает, но и помогает Университету
Проректор по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильев обратил внимание на то, что в этом году зимняя погода наступила гораздо раньше. И поэтому крупномасштабная замена окон, которую планировали провести в декабре, прервана (см. Материалы ректорского совещания от 19.11.2012, п. 7). Дано указание все работы по замене окон остановить. Успели заменить только 30 % запланированных окон. Когда погода будет теплее, работы продолжатся.
Но холодная погода не только мешает, но и помогает Университету. Г. С. Васильев напомнил, что когда в 2011 году Университету была передана территория и здания бывшей ВАТТ, одно из зданий по адресу Университетская наб., д. 13, занимаемое рестораном Bellini, не могло быть передано из-за долгосрочного договора его владельцев с Минобороны и Росимуществом (см. ответы начальника Юридического управления Ю. В. Пенова в Виртуальной приемной: Аренда помещений рестораном «Беллини» и Получен ли ответ из прокуратуры о законности аренды помещений рестораном «Беллини»?). Кроме самого здания ресторана (которое занимается собственниками ресторана на условиях долгосрочной аренды) его владельцы в свое время незаконно построили на территории, ранее принадлежащей Минобороны, а теперь принадлежащей Университету, другие здания. Минобороны видимо закрывал на эти «шалости» глаза. После получения СПбГУ зданий бывшей ВАТТ, проректор Г. С. Васильев потребовал от владельцев Bellini убрать с нашей территории незаконные постройки. Руководство «Беллини» на эти требования не реагировали, даже несмотря на соответствующее обращение начальника Юридического управления Ю. В. Пенова в прокуратуру. А недавно рычаг воздействия на незаконных владельцев нашелся.
Ресторан Bellini, объяснил Г. С. Васильев, снабжается теплом через трубы, идущие по территории СПбГУ. И по договору с Университетом владельцы ресторана компенсируют стоимость тепла. Ранее владельцы ресторана как-то решали этот вопрос с руководством Академии ТиТ. Заранее, год назад сотрудники, подчиненные проректору Г. С. Васильеву предупредили их о том, что иначе Университет отключит теплоснабжение. Осенью в магистральные трубы были врезаны задвижки, а недавно прошел небольшой плановый профилактический ремонт с отключением теплоснабжения на несколько часов. Несколько дней назад владельцы ресторана Bellini сообщили руководству университета, что они решили... подарить Университету постройки «самовольно возведенные ими ранее на территории Академии ТиТ». В настоящее время договор дарения проходит согласование в Юридическом управлении СПбГУ.
Ректор добавил, что этот акт дарения — не единственный в современной истории Университета (например, бывшие владельцы базы «Горизонт» на Черноморском побережье Кавказа после того, как база cтала университетской, подарили СПбГУ землю, прилегающую к зданиям. Ранее по документам университету были переданы здания базы «Горизонт» и земля на которой находились здания (по контуру зданий, плюс 5 метров от линии зданий).
В связи с информацией проректора Г. С. Васильева, ректор сообщал, что на прошлой неделе сотрудники одной из фирм, участвовавших в конкурсных процедурах, проводимых СПбГУ, после снятия их фирмы с конкурса (в связи с представлением подложной банковской гарантии) высказывали (в кабинете проректора) недвусмысленные угрозы в адрес проректора М. Н. Кудилинского и его семьи (родители М. Н. Кудилинского выслушали все эти угрозы тем же вечером от группы молодых людей, явившихся в дом, по адресу где зарегистрирован М. Н. Кудилинский). В связи с этим, заместитель ректора по бесопасности Е. В. Пикин был вынужден обратиться за помощью в правоохранительные органы. На следующий день руководство фирмы было вызвано в правоохранительные органы, где с ними была проведена «профилактическая беседа» (см. также: Материалы ректорского совещания от 29.04.2013, п. 2).
Анализ предложения деканов по вопросам о библиотеке
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский напомнил, что недавно на ректорском совещании обсуждался вопрос о возрастающих объемах электронных библиотечных ресурсов СПбГУ и об обучении студентов и преподавателей пользованию новыми ресурсами (см. Материалы ректорского совещания от 26.11.2012, п. 2). Он поблагодарил деканов, которые представили предложения по организации процесса такого обучения, рассказали о своем опыте. Анализируя их предложения, И. А. Горлинский сделал несколько выводов. Первый: система информирования о новых электронных ресурсах в Университете есть, но единой справки не существует, информация разрознена в разделах сайта СПбГУ: Научная библиотека имени М. Горького, Управление научных исследований, Новости, на страницах факультетов. Поэтому И. А. Горлинский решил, что необходимо до 10 марта подготовить и опубликовать «Электронный путеводитель по библиотечным ресурсам», рассчитанный в том числе и на новичков (соответствующее распоряжение направлено проректору по научной работе).
Второй вывод: все деканы считают, что обучение необходимо, но ситуация с обучением пользованию новыми ресурсами сегодня пестрая. По некоторым направлениям занятия ведутся, но разные и по-разному. Поэтому И. А. Горлинский принял решение поручить начальнику управления образовательных программ И. М. Григорьеву до 30 марта составить проект общеуниверситетской программы соответствующих учебных курсов для бакалавров, магистров и аспирантов. Умение пользоваться электронными ресурсами должно стать одной из обязательных компетенций выпускников нашего Университета.
Книга о выпускниках-юристах
Декан Юридического факультета Н. А. Шевелёва продемонстрировала коллегам-деканам книгу, только что выпущенную Издательством СПбГУ «Знаменитые студенты Санкт-Петербургского университета. Юридический факультет». Ее подготовили сотрудники отраслевого филиала Научной библиотеки имени М. Горького под руководством Н. Г. Мацневой. Н. А. Шевелёва сказала, что подарит экземпляры книги каждому декану. И предложила сделать общую серию таких книг. По ее мнению, каждый декан может организовать работу по подготовке подобной книги о выпускниках университета.
Н. М. Кропачев вспомнил, как он, став заведующим кафедрой уголовного права, искал в библиотеках и архивах сведения об истории своей кафедры, о первых университетских преподавателях-юристах, подготовил статью об истории своей кафедры, о первых преподавателях начиная с 1724. История кафедр, история преподавания дисциплин, история научных школ, история факультетов — это частички общей истории Университета. Она важна и нужна студентам и сотрудникам СПбГУ.
Декан Филологического факультета Л. А. Вербицкая сообщила, что филологи издали не только книгу об истории факультета и кафедр, но также каждый год издают сборники о преподавателях, работающих на факультете.