Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О предварительных итогах приема на основные образовательные программы СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет в соответствии с установленным государственным заданием завершил прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. На первый курс были зачислены 2385 человек (2210 на обучение по программам бакалавриата и 175 на обучение по программам специалитета). Зачисление на обучение на договорной основе будет производиться 12 и 21 августа.
Кроме того, 1896 человек зачислены на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам магистратуры.
Контрольные цифры приема на образовательные программы аспирантуры также выполнены, и 11 августа предполагается зачисление в СПбГУ 550 человек. Однако в рамках программ аспирантуры придется провести перераспределение мест в рамках направлений подготовки «Языкознание и литературоведение», «Математика и механика», «Компьютерные и информационные науки», «Информатика и вычислительная техника». Оказалось, что объявленная структура приема не соответствует пожеланиям абитуриентов, которые «проголосовали» за такие программы, как «Прикладная математика и процессы управления», «Математическая кибернетика», «Системный анализ, информатика и управление», «Германские языки». Значительно меньше, чем предполагали деканы Филологического и Математико-механического факультетов, желающих было обучаться на таких программах, как «Математика», «Вычислительная математика и кибернетика», «Информатика» и «Фольклористика».
Если бы у ректора Университета не было права своим собственным решением перераспределять бюджетные места, мы столкнулись бы с существенным недовыполнением контрольных цифр. Напомним, что эти контрольные цифры приема формировались по предложениям деканов факультетов, которые, как оказалось, не смогли правильно спрогнозировать востребованность у выпускников вузов этих конкретных образовательных программ. Этот факт будет учитываться при объявлении приема на 2016 год. Также при объявлении контрольных цифр на следующий год СПбГУ примет во внимание сегодняшнюю конкурсную ситуацию. Так, на 70 из 76 образовательных программ бакалавриата и специалитета, куда были зачислены абитуриенты 4 августа (Информация о перечне образовательных программ, на которые проводится прием в 2015 году, перечне и формах проведения вступительных испытаний, значениях минимальных баллов, подтверждающих их успешное прохождение, контрольных цифрах приема на основные образовательные программы бакалавриата в 2015 году; Информация о перечне образовательных программ, на которые проводится прием в 2015 году, перечне и формах проведения вступительных испытаний, значениях минимальных баллов, подтверждающих их успешное прохождение, контрольных цифрах приема на основные образовательные программы специалитета в 2015 году), средний балл составил более 80. При этом были и программы, на которых средний балл зачисленных был ниже 80, а именно:
Направление (образовательная программа), форма обучения |
Средний балл |
01.03.03 Механика и математическое моделирование (Механика и математическое моделирование), очная |
79,74 |
03.03.03 Радиофизика (Радиофизика), очная |
79,72 |
03.03.01 Прикладные математика и физика (Прикладные математика, информатика и физика), очная |
79,25 |
54.03.01 Дизайн (Дизайн среды), очная |
78,12 |
05.03.01 Геология (Геофизика и геохимия), очная |
76,49 |
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (Музыкально-инструментальное искусство), очная |
68,40 |
Также 1 августа завершился прием документов на программу среднего профессионального образования «Физическая культура». По остальным образовательным программам среднего профессионального образования прием ведется до 15 августа, а 21 августа планируется издание приказов о зачислении на программы ординатуры.
И. о. ректора Е. Г. Чернова напомнила: когда обсуждался вопрос об установлении минимальных баллов при приеме на образовательные программы бакалавриата и специалитета, раздавались скептические возгласы, связанные с предполагаемыми проблемами с формированием набора, в первую очередь на бюджет. Однако решение было принято осознанно, с учетом конкурсной ситуации, и расчет оправдался: в этом году средний балл зачисленных на большинство основных образовательных программ бакалавриата существенно выше, чем в прошлом. Это будет служить основанием для того, чтобы рекомендации Университета, касающиеся контрольных цифр приема на 2017 год, были услышаны учредителем. При этом учитывается ряд факторов, среди которых средний балл зачисленных на образовательные программы ранее является одним из решающих.
См. также: Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 1); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 1); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 9–11); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответ 1); Университету кризис не страшен (Невское время, 26 июня 2015, ответы 11–14).
Также на ректорском совещании обсуждалось снижение интереса абитуриентов к программам магистратуры, количество мест на которых невелико (менее пяти). Причем их отпугивает не малое количество бюджетных мест, а то, что эти программы являются «близнецами» других образовательных программ СПбГУ. Как правило, совсем недавно эти программы еще были просто частью других программ и оформились в качестве самостоятельных программ вовсе не исходя из потребностей рынка (желания работодателей), а исходя из желания того или иного преподавателя гордо величаться лидером «своей собственной магистерской программы». Поэтому предстоит большая работа аналитического характера, связанная с пересмотром портфеля образовательных программ, реализуемых СПбГУ, в первую очередь программ магистратуры. Это не означает, что невозможно открытие новых образовательных программ. Но подобные шаги должны быть мотивированы и должны предприниматься в соответствии с результатами соответствующей экспертизы, в первую очередь, внешней экспертизы — мнения работодателей.
О предложениях по разработке магистерских программ совместно с работодателями
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк проинформировала о предложениях директоров институтов и деканов факультетов, которым было поручено определить потенциальных работодателей, способных принять участие в разработке новых магистерских программ СПбГУ. Проректор сообщила, что на данный момент не была получена информация от деканов экономического и восточного факультетов. Е. Г. Бабелюк отметила, что, открывая новую магистерскую программу, нужно четко понимать, кто будет потенциальным работодателем для выпускников СПбГУ. Она также обратила внимание на комментарий, полученный от руководства факультета свободных искусств и наук: не предполагается открытие новых магистерских программ. Проректор подчеркнула, что речь идет не только об открытии новых образовательных программ, но и о пересмотре портфеля уже существующих с учетом реальных интересов работодателей. Поэтому решение не открывать новые программы не означает, что программы, которые уже реализуются, сохранятся в Университете на долгие годы. Решение об их функционировании будет пересматриваться с учетом не только конкурса, но и востребованности у работодателей, с которыми необходимо начать налаживать работу уже сейчас.
Кроме того в соответствии с Уставом Университета, по крайней мере, последние 50 лет в Университете действует правило, что решение об открытии / закрытии программ, изменении содержания программ принимает вовсе не декан факультета или ученый совет факультета (к сожалению, действительно ученый совет этого факультета несколько раз принимал решения, выходящие за рамки своих полномочий, предусмотренных Уставом СПбГУ, то есть посягал на полномочия других коллегиальных органов Университета, вводя и студентов и сотрудников в заблуждение относительно действительно принятых решений и дальнейшего развития событий — см. Материалы ректорского совещания от 02.03.2015, п. 2).
См. также: Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 13 и 14); Честность и открытость (Парламентская газета, 30 июля 2014, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций (Эксперт Северо-Запад, специальный проект, сентябрь 2014, ответ 3); Николай Кропачев: «Компетенцию выпускников вуза должен определять работодатель (Российское агентство правовой и судебной информации, 26 июня 2015).
Также проректор заметила, что деканы представили очень куцый перечень работодателей, которые, на их взгляд, заинтересованы в приеме на работу выпускников наших образовательных программ. В связи с этим проректор планирует обратиться к Студенческому совету Университета с предложением провести опрос студентов с целью понять, где именно хотели бы работать и на каких условиях студенты, обучающиеся по конкретным образовательным программам. Кроме того во все организации, которые названы деканами как потенциальные работодатели для выпускников конкретных образовательных программ, будут направлены запросы, чтобы можно было узнать их мнение по этому вопросу.
О формировании Перечня рецензируемых научных изданий
Проректор по научной работе С. П. Туник ознакомил с реакцией Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России на запросы на включение серий «Вестника СПбГУ» в Перечень рецензируемых научных изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Согласно информации на сайте ВАК, руководители серий «Вестника СПбГУ» направили только 14 заявок, хотя серий «Вестника СПбГУ» 17. Все заявки, поданные СПбГУ, находятся во временном статусе «форма заявки не соответствует требованиям». Это не означает отказ, потому что для такой категории заявок существует специальный раздел. Несоответствие заявок требованиям связано с тем, что 14 июля 2015 года ВАК выпустила новое распоряжение о форме заявок, а ответственные редакторы серий СПбГУ подали свои заявки раньше.
Проректор по научной работе объяснил, что, помимо других изменений, теперь заявки подаются не только в письменной форме. Их нужно заполнять на сайте и распечатывать соответствующую форму после того, как заявка будет подтверждена ВАК. С. П. Туник напомнил, что ответственные редакторы должны еще раз тщательно изучить список документов и требований, в которые входит размещение на сайте издания информации на русском и английском языках о тематике журнала, а также правила рецензирования научных статей.
И. о. ректора Е. Г. Чернова обратила внимание на то, что сегодня перед руководством серий «Вестника СПбГУ» поставлена задача не только войти в перечень журналов, рецензируемых ВАК, но и начать двигаться в сторону включения в базы Scopus и Web of Science. Совершенно очевидно, что требования, предъявляемые к журналам Высшей аттестационной комиссией, похожи на те, что предъявляют Scopus и Web of Science. Поэтому неполучение статуса в ВАК означает, что журналы СПбГУ не смогут войти в эти базы. В связи с этим Университетом принято решение о том, что журналы, которые в обозримой перспективе не решат эту задачу, не будут финансироваться из средств СПбГУ. Именно поэтому необходимо предпринять усилия, чтобы научно-педагогические работники повысили качество своих публикаций, а руководители редакционных коллегий хотя бы предприняли соответствующие усилия, чтобы правильно оформить документы.
О распределении объемов педагогических поручений
И. о. начальника Главного управления по организации работы с персоналом С. В. Морозова проинформировала о подготовке и издании приказов о распределении объемов педагогической нагрузки. По состоянию на этот день в распоряжении начальника Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеева находятся списки научно-педагогических работников с объемами педагогических поручений следующих коллективов: Юридического факультета, Факультета искусств, Факультета психологии, Физического факультета, Факультета свободных искусств и наук, Института химии и института «Высшая школа менеджмента», а также кафедры физической культуры и спорта. Утверждено приказами распределение объемов аудиторной работы коллективов Юридического факультета и института «Высшая школа менеджмента».
Остальные списки, представленные начальником Управления образовательных программ, находятся в стадии проверки в части наличия трудовых отношений с сотрудниками, упомянутыми в списках, и правильности указания должностей. С. В. Морозова отметила, что распределение аудиторной работы утверждается только для штатных работников СПбГУ и тех, с кем планируется заключить договоры гражданско-правового характера. Также по мере поступления на работу в СПбГУ научно-педагогический работников в данные приказы будут вноситься изменения и дополнения.
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила, что, в соответствии с Правилами обучения, расписание занятий должно быть размещено на сайте до 25 августа. Поэтому если с какими-то сотрудниками не будут оформлены трудовые отношения, они не будут допускаться к занятиям. Это связано с тем, что в электронное расписание информация попадает только через систему, сформированную в отделе кадров — если человека нет в ней, его не будет и в расписании. Для обеспечения непрерывности учебного процесса в случае отсутствия ставки, непроведенных конкурсных процедур и т. д. с преподавателями должны быть заключены договоры гражданско-правового характера. Консультации по этим вопросам можно получить у заместителей С. В. Морозовой по соответствующим направлениям и в самом Главном управлении по организации работы с персоналом.
О порядке отчисления студентов согласно новой редакции Устава СПбГУ
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк рассказала об изменениях, которые будут внесены в правила обучения в СПбГУ в части, связанной с основаниями для отчисления обучающихся. Это связано с необходимостью привести локальные акты СПбГУ в соответствие с новой редакцией Устава (см. Материалы ректорского совещания от 20.07.2015, п. 8). Проректор обратила внимание на то, что в соответствии с изменениями, которые будут внесены в правила до 1 сентября, основаниями для отчисления являются:
- предоставление письменной работы, в том числе отчета о прохождении практики, курсовой, экзаменационной работы, выполненной другим лицом или лицами, либо с использованием неправомерных заимствований
- предоставление поддельных документов, справок при прохождении обучения. В использование неправомерных заимствований при выполнении письменной работы входит использование технических средств: телефонов, шпаргалок. Всё это теперь является основанием для отчисления. Кроме того плагиат и заимствования относятся к основаниям для отчисления, не позволяющим восстановиться для обучения в Университете.
См. также: В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответы 6 и 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 15 и 16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответ 3); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 10–14).
Также к основаниям для отчисления относится нарушение Устава СПбГУ, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитии и иных локальных нормативных актов Университета, относящихся к вопросам организации образовательной деятельности. И. о. ректора Е. Г. Чернова сообщила, что с изменениями в правилах обучения обязаны ознакомиться через сайт СПбГУ не только обучающиеся, но и преподаватели. Это необходимо сделать еще и потому, что в сентябре начнется дополнительная сессия и будут определены дополнительные дни сдачи итоговой государственной аттестации для лиц, которые по объективным причинам не смогли пройти ее в июне, как это полагалось. В это время уже будут действовать новые правила.
О проекте новой редакции Положения о премии СПбГУ «За педагогическое мастерство»
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила о результатах общественного обсуждения предложений директоров институтов и деканов факультетов относительно критериев присуждения премии. В порядке доработки Положения о премии СПбГУ «За педагогическое мастерство» было принято решение разделить ее на две части и вручать отдельно за педагогическое мастерство и отдельно за методическое. Участники обсуждения, которое прошло на сайте СПбГУ, поддержали следующие положения, касающиеся премии за педагогическое мастерство:
- привлечение студентов к участию в грантах
- активное участие в профориентационной работе
- владение новейшими методиками работы
- обязательное использование презентаций на занятиях
- уверенные навыки работы в системе Blackboard
- опыт создания онлайн-курсов
- результаты опросов студентов.
Также участники обсуждения поддержали следующие положения, касающиеся премии за методическое мастерство:
- активное участие в создании образовательных программ, принципиально новых для СПбГУ
- издания лауреата должны быть рекомендованы учебно-методической комиссией и ученым советом института или факультета, а также иметь соответствующий гриф
- разработка и внедрение образовательных процессов новых учебных дисциплин авторского характера, которое обеспечено учебно-методическим комплексом
- участие в создании совместной образовательной программы с компанией-партнером
- участие в создании международных образовательных программ.
По результатам этих обсуждений будут изданы соответствующие приказы. Новые критерии будут учитываться при присуждении премий в 2015/2016 учебном году.
О прекращении деятельности совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук
И. о. директора Центра экспертиз СПбГУ Т. В. Анисимова проинформировала о решении Высшей аттестационной комиссии России, согласно которому диссертационный совет ДМ.212.232.21 при Санкт-Петербургском университете прекратил свою деятельность.
15 октября 2014 года Министерством образования и науки был издан приказ о приостановлении деятельности диссертационного совета ДМ.212.232.21 в связи с тем, что его состав не соответствовал пункту 65 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13.01.2014 № 7 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». Было дано полгода на то, чтобы изменить состав совета, но при рассмотрении этого вопроса председатель приостановленного объединенного совета выразил пожелание о том, чтобы совет существовал как обычный, а не как объединенный. Поэтому документы для возобновления деятельности объединенного совета не подавались. В настоящее время вопрос о том, можно ли диссертационный совет ДМ.212.232.21 привести в соответствие с действующими требованиями, пока открыт. Ходатайство, в котором представлены члены совета, соответствующие всем требованиям, будет отправлено в ВАК.
Директор Института наук о Земле С. В. Аплонов заметил, что уже высказал свое отношение к этой проблеме: в течение полугода на обращения директора Центра экспертиз СПбГУ он отвечал о нецелесообразности возобновления деятельности данного совета, поскольку все предшествующие годы его работа была эпизодична, а кадровая возможность привести совет в соответствие с действующими требованиями ВАК и сделать его работу эффективной, к сожалению, пока отсутствует. Вероятно, правильнее было бы направить в ВАК упреждающее обращение с просьбой о прекращении деятельности совета, однако это сделано не было, вследствие чего ВАК прекратила деятельность совета своим приказом по истечении установленного срока.
И. о. ректора Е. Г. Чернова пояснила, что 7 июля 2015 года в Министерстве образования и науки был подписан приказ о прекращении деятельности диссертационного совета ДМ.212.232.21 при Санкт-Петербургском университете. Поэтому этот совет был открыт, другое дело — работал он или нет. Эти обстоятельства обязательно будут учитываться при составлении ходатайства о возобновлении деятельности совета. И. о. ректора также отметила, что сейчас ВАК ужесточает требования к деятельности советов, и со своей стороны СПбГУ ввел предварительную многоуровневую экспертизу при формировании состава совета. Но даже ее проведение не является гарантией дееспособности совета и отсутствия нарушений.
Работа по совершенствованию многоуровневой экспертизы будет продолжена директором Центра экспертиз СПбГУ. Одно из самых распространенных нарушений при формировании диссертационного совета — когда одна и та же публикация научно-педагогического работника фигурирует в качестве основания для его включения в состав советов по разным специальностям. Конечно, не исключается ситуация, когда работа действительно написана на стыке разных специальностей, но это явление не может иметь системный характер.
О заседании Научного совета по присуждению премий правительства Санкт-Петербурга
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк рассказала об участии студентов и аспирантов СПбГУ в Конкурсе грантов для студентов вузов, аспирантов вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, проводимом Правительством Санкт-Петербурга. Этот конкурс предполагает финансирование в размере 15 млн рублей, при этом выплаты победителям составляют 50 тыс. рублей для аспирантов и 20 тыс. рублей для студентов.
Общее количество заявок от обучающихся СПбГУ — 136 (65 аспиранты, 71 студенты). Из них было отклонено 13 заявок (пятеро — аспиранты, восемь — студенты), то есть 9,6 %. В среднем (по данным топ–13 организаций-участников Конкурса) отклоняется около 10 % заявок.
Е. Г. Бабелюк ознакомила со статистикой других вузов Санкт-Петербурга: СПбГПУ (Политех) — 536 заявок (шесть отклонено), НИУ ИТМО — 477 заявок (17 отклонено), СПбГГУ (Горный) — 116 заявок (четыре отклонено).
Какие недочеты совершали студенты и аспиранты СПбГУ при подаче заявок:
- отсутствие отзыва научного руководителя — пять случаев
- заявка подана в 1 экземпляре — пять случаев
- на заявке отсутствует гербовая печать Университета — четыре случая
- в пакете документов отсутствует заявление-анкета участника — два случая
- документы не сброшюрованы — два случая
Проректор по учебной работе отметила, что перед Университетом стоит задача работать над количеством и качеством заявок студентов и аспирантов, ведь участие в городских конкурсах дает преимущество на правительственных конкурсах и конкурсах Президента РФ, а также позволяет иметь больше шансов для получения других стипендий. Анализ, проведенный в этом году, показал, что студенты и аспиранты СПбГУ, обучающиеся по программам «Философия» и «Социология», в конкурсах практически не участвуют. Однако кто, как не студенты классического университета, должны побеждать в подобных номинациях? Очевидно, что даже многие преподаватели не осознают необходимость стимулирования студентов для участия в конкурсах. Е. Г. Бабелюк также сообщила, что наряду с кураторством для первого курса не исключает появления научных кураторов для студентов.
Проректор по научной работе С. П. Туник высказал мнение о том, что участие в конкурсах — в большей мере проблема не студентов, а преподавателей. Ведь именно в ходе работы с научным руководителем студент получает консультации и доводит свою деятельность до конечного результата, а затем оценки этого результата в разнообразных конкурсах. Для получения финансирования на исследования студентов необходима заинтересованность преподавателей в подготовке квалифицированных специалистов и использовании их в качестве деятельных участников научных проектов.
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк рассказала об опыте студентов-юристов, для которых введение портфолио послужило дополнительным стимулом для научной деятельности. Также, чтобы еще больше мотивировать студентов, можно ввести в качестве дополнительного вступительного испытания в магистратуру защиту портфолио.
О премиях по итогам учебного года для научно-педагогических работников
И. о. ректора Е. Г. Чернова отметила, что четыре года назад ректором было принято решение о выплате в августе научно-педагогическим работникам премий по итогам учебного года. В коллективе юристов СПбГУ такая практика была введена деканом факультета еще в конце 1990-х годов (см. Материалы ректорского совещания от 27.04.2012, п. 5). Позднее решением ректора в практику университетской жизни была введена и премия по итогам календарного года. На совещании обсуждалось очередное премирование научно-педагогических работников по итогам учебного года. И. о. ректора пояснила, что представлены к премии не могут быть лица, не состоящие на данный момент в трудовых отношениях с СПбГУ, даже если по состоянию на 30 июня они были в составе научно-педагогических коллективов. Также премии можно выплатить не более чем 50 % сотрудников, при этом лучше, чтобы эта цифра была меньше, что позволит оценить вклад каждого должным образом. Для деканов нет смысла включать в представления о премировании лиц, допустивших какое-либо нарушение административного, дисциплинарного характера, поскольку премированы они не будут, а вот средства перераспределить уже не удастся. Премии будут выплачены сотрудникам 25 августа.
И. о. ректора информировала о том, что премия по результатам работы сотрудников в методической комиссии олимпиады и в составе жюри олимпиады уже начислена и будет выплачена научно-педагогическим работникам, поэтому этот критерий при премировании учитывать не нужно.
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк проанализировала отчеты кураторов первых курсов, а также отзывы студентов об их работе, многие из которых были положительными, и поручила дополнительно материально поддержать кураторов, чье дополнительное вознаграждение, согласно соглашению, составляет порядка 1000 рублей. И. о. ректора Е. Г. Чернова рекомендовала направить списки кураторов на имя начальника Главного управления по работе с персоналом В. В. Еремеева, который и будет принимать окончательное решение о премировании.
См. также: Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (Невское время, 27 февраля 2014, ответ 3); Экспертный совет по любому вопросу (Балтинфо, 3 марта 2014, ответ 5); В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответ 4); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 6); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 2, 3 и 6); Он был первым (Российская газета, 18 июня 2014, ответ 13); Правила жизни Университета (Санкт-Петербургские ведомости, 29 декабря 2014, ответы 4–5).
Прозвучал также вопрос о том, могут ли быть премированы сотрудники, работающие на 0,5 ставки. И. о. ректора Е. Г. Чернова объяснила, что при формировании премиального фонда учитывались только те научно-педагогические работники, которые по состоянию на 1 августа 2015 года работали в СПбГУ на 1,00 ставки. Руководители подразделений могут предлагать распределять средства по своему усмотрению, однако критерии формирования фонда стоит учитывать. Если же речь пойдет о премировании сотрудников, участвующих во внутривузовском совместительстве, то такие лица в любом случае не будут премированы. Если человек выполняет функции профессора одной кафедры и на полставки работает сотрудником другой, по основному месту работы должно быть заключено дополнительное соглашение. Это позволит избежать искусственного увеличения численности педагогических работников.