Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Доцент СПбГУ — лауреат премии Президента РФ для молодых ученых
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев напомнил, что доктор химических наук, доцент кафедры физической органической химии СПбГУ Надежда Бокач удостоена премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2012 год. Торжественная церемония вручения премии состоялась в Кремле 8 февраля, в День российской науки (а также в День рождения СПбГУ, старейшего университета России).
Надежда Арсеньевна Бокач — блестящий химик-синтетик, ведущий специалист петербургской школы координационной и металлоорганической химии (см. материал на сайте Президента РФ, Доцент СПбГУ Надежда Бокач — лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций, Все по Хиршу и др.).
О рейтинге Webometrics
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что 8 февраля опубликован очередной рейтинг Webometrics. Испанское рейтинговое агентство Cybermetrics Lab два раза в год публикует рейтинг университетов мира на основе анализа их сайтов. Этот рейтинг показывает эффективность работы вуза по открытости его информационных ресурсов, отражающих деятельность вуза — прежде всего научную. В рейтинге 2013 года ранжированы 21 700 университетов мира. СПбГУ занял 446 строчку в общем рейтинге, 15 — в рейтинге университетов Восточной Европы и вторую — в России. В 2007 году (когда рейтинг Webometrics был впервые опубликован) СПбГУ занимал 927 место, в прошлом году — 538. И за год поднялся вверх на 92 позиции (а МГУ — только на 68).
Продвижение СПбГУ в рейтинге Webometrics И. А. Горлинский объяснил существенным увеличением общего количества веб-страниц сайта СПбГУ, видимых информационными системами (в первую очередь Google). Это связано с политикой расположения интернет-ресурсов Университета под единым доменным именем.
Следующий шаг в этом же направлении — формирование репозитория публикаций университетских ученых (включая диссертации), который создается в СПбГУ, для чего идет процесс объединения технических ресурсов Университета. Еще один — дальнейшее развитие англоязычной версии университетского сайта (см. также: Честность и открытость, ответ 2, 8–10; Правила жизни университета, ответы 10, 11, 13; За Нобелем, ответы 10–13).
Реализация проекта «Открытый университет»
И. А. Горлинский напомнил о системе действий, которые способствуют реализации в СПбГУ проекта «Открытый университет»:
- абитуриентам предоставлена возможность заполнения заявлений в режиме он-лайн
- председателями приемных комиссий СПбГУ назначаются только лица, не работающие в Университете
- в программу вступительных испытаний обязательно включается письменный компонент
- производится аудио- и видеозапись вступительных испытаний
- протоколы заседаний приемных комиссий публикуются на сайте СПбГУ
- ведется видеотрасляции заседаний диссертационных советов, научных семинаров, публичных лекций и т. д.
- созданы разделы «Планируемые закупки», «Вакансии и конкурсы» на сайте СПбГУ
- «Виртуальную приемную СПбГУ» уже посетило больше 2 млн пользователей
- материалы и решения Ученого совета СПбГУ, материалы ректорских совещаний, приемов граждан ректором и обращений к ректору публикуются на сайте СПбГУ
- работают разделы «Правовая клиника», «Юрисконсульт для студентов», «Правовая помощь призывникам», «Общественное обсуждение» на сайте СПбГУ
Эта политика открытости будет развиваться дальше, подчеркнул И. А. Горлинский и более подробно остановился на новых направлениях реализации проекта «Открытый университет».
Трансляция он-лайн и видеозапись заседаний ученых советов факультетов
Инициатива СПбГУ видеозаписи и трансляции он-лайн защиты диссертаций, начатая в 2010 году, была поддержана Президентом РФ В. В. Путиным и стала недавно обязательной для всех диссертационных советов России. Теперь та часть заседания ученых советов факультетов СПбГУ, которая посвящена проведению конкурсного отбора и обсуждению кандидатур на должности НПР, будет транслироваться в интернете он-лайн и записываться. Это станет обязательным условием проведения конкурсных процедур в СПбГУ. И если трансляции / записи не было, то процедура будет считаться нарушенной. Такая видеозапись уже производится на основании заявлений участников конкурсов (см. Материалы приема граждан от 15.01.2013, п. 2; Материалы ректорского совещания от 28.01.2013, п. 2, от 09.12.2013, п. 7).
Публикация стандартов, учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин
И. А. Горлинский сообщил, что проректорам по направлениям дано поручение публиковать на сайте СПбГУ учебные планы (до конца февраля будет утверждена единая форма представления учебных планов на сайте Университета), рабочие программы учебных дисциплин. Эта работа будет носить системный характер — с тем, чтобы, по мере расширения технических возможностей, публиковать и регулярно обновлять на сайте СПбГУ информацию обо всех учебных планах и рабочих программах учебных дисциплин как основных, так и дополнительных образовательных программ. С такими предложениями / требованиями уже обращаются студенты — см., например, вопрос и ответ проректора по учебной работе М. Ю. Лавриковой в «Виртуальной приемной» от 10 января.
Ректор добавил, что для выполнения этой задачи важно не только наличие технических возможностей публикации планов и программ. Важнее, чтобы в коллективах факультетов были готовы к этому. В Университете привыкли к тому, что в СПбГУ публикуются правила и приказы, активно идет работа по созданию общего электронного расписания. Через некоторое время мы привыкнем и тому, что публикуются учебные планы и рабочие программы. Ректор выразил уверенность, что скоро так будет во всех российских вузах.
Декан Геологического факультета С. В. Аплонов сообщил, что коллектив факультета перешел на систему Blackboard, и все программы выложены в этой программе. И. А. Горлинский подчеркнул, что система Blackboard доступна только пользователям внутри Университета. А речь идет об открытом доступе к учебным программа на сайте СПбГУ. С. В. Аплонов высказал сомнение, стоит ли программы учебных дисциплин размещать в открытом доступе (не теряем ли мы конкурентные преимущества?). Ректор отметил, что учебные планы наших юристов и менеджеров уже давно публикуются на сайте СПбГУ.
Говоря о защите интеллектуальных ресурсов университета, Н. М. Кропачев вспомнил историю, произошедшую в 1992 году. Тогда некоторые «особо продвинутые» сотрудники ректората пытались создать «альтернативный платный юридический факультет» и уже объявили в газетах и по радио о приеме на платную «образовательную» программу «Юриспруденция» (с выдачей диплома о высшем образовании) продолжительностью всего девять месяцев. В цокольном этаже ректорского флигеля первые студенты программы второго высшего образования уже заплатили за свое обучение… Для организации такого «ускоренного» обучения забрали из деканата юрфака все учебные планы, списки учебной литературы и т. п. Но у этих инициативных сторонников супер-ускоренного платного образования ничего не вышло, так как преподаватели юридического факультета все как один отказались там работать. А уровень квалификации чужих специалистов не позволяет им эффективно работать по нашим планам… В результате, после непродолжительного (всего два-три месяца) противостояния и жесткой поддержки позиции преподавателей юрфака со стороны депутатов Ленсовета, вместо девятимесячной «образовательной» программы в полуподвале ректорского флигеля на 22-й линии был открыт первый в СПбГУ специализированный (отраслевой) факультет с трехлетней программой обучения по юриспруденции для лиц, уже имеющих высшее (неюридическое) образование (см. раздел ректора). Не стоит бояться открытости, уверил ректор. Она заставляет работать лучше (см. также: Материалы ректорского совещания от 02.03.2015, п. 1; от 18.02.2013, п. 5).
Канал СПбГУ на Youtube
И. А. Горлинский сообщил, что канал СПбГУ зарегистрирован на образовательной платформе популярного сервиса Youtube, где располагаются каналы других университетов мира — Youtube Edu. Это создает новые возможности для информирования большой аудитории о достижениях Университета. СПбГУ пока проигрывает МГУ (на 11 февраля у нас 108 подписчиков, у них 1897, но они раньше начали). На сегодняшний день зафиксировано больше 51 тыс. просмотров наших видеороликов (еще до официальной регистрации канала). Ректор дал поручение начальнику управления по связям с общественностью М. В. Максимовой размещать на этом канале видео самых важных и интересных информационных материалов об Университете. Особо ценны видеоролики на английском языке.
Так, например, в Университете уже не первый год проводится крупная международная конференции по теории игр, где выступают в том числе и нобелевские лауреаты. Лекции этих гостей Университета безусловно должны быть опубликованны на канале СПбГУ на Youtube Edu...
Открытость необходима во всех аспектах жизни Университета:
- в работе приемных и переводных комиссий
- в работе ученых советов, научных и учебно-методических комиссий факультетов и Университета
- в работе стипендиальных комиссий
- в работе тендерных и конкурсных комиссий
- в работе комиссий по приемке работ и услуг
- в работе ГАКов и диссертационных советов
- в работе студенческого совета и профсоюзной организации
- в работе должностных лиц по организации приема граждан и работе с письменными обращениями граждан
То есть, везде и всюду! Такая открытость меняет к лучшему и нас самих, и наш родной Университет, а порой ее позитивное воздействие выходит далеко за пределы Университета.
Ректор напомнил, как в Великобритании несколько веков назад активная жизненная и профессиональная позиция преподавателей, которые стали собирать и публиковать решения судов в университетских журналах, изменила английскую судебную систему. А в России именно в СПбГУ в 1997 году впервые начали публиковать судебные решения. Ректор попросил деканов высказывать свои идеи о расширении проекта «Открытый университет».
Кадровая политика СПбГУ
Анализ величин средних зарплат научно-педагогических работников в разрезе возрастов
Проректор И. А. Дементьев сообщил некоторые результаты анализа величин средних зарплат научно-педагогических работников СПбГУ в разрезе возрастов. Оказалось, что средние зарплаты НПР (для всех, кто работает больше чем на 0,25 ставки) для восьми групп по возрастам: 20–30 лет, 30–40 и т. д. выглядят следующим образом.
Наивысший уровень зарплат — у категории работников в возрасте 60–70 лет (46 тыс. рублей в месяц). У всех остальных категорий зарплаты ниже (от этой «вершины» точки на графике плавно спускаются в обе стороны): 20–30 лет — 23 тыс. рублей, 30–40 лет — 34, 40–50 лет — 39, 50–60 лет — 42, 60–70 лет — 46, 70–80 лет — 43, 80–90 лет — 43, 90–100 лет — 27 тыс. рублей (таких оказалось шесть (!) человек).
По коллективам факультетов картина разная. У химиков наивысший уровень зарплат — у категорий 20–30 и 30–40 лет. У социологов и математиков-прикладников — 70-80 лет. У математиков и географов — 80–90 лет.
Если объединить по две категории и посчитать доли средств, то получится, что на зарплаты НПР 30–50 лет (таких насчитывается около 40 %) идет 35 % всех зарплатных денег. А на зарплаты НПР 50–70 лет (таких тоже около 40 %) — 46 % денег. Как видно, акцент смещен в область НПР более старшего возраста.
В среднем по Университету доля средств, идущих на зарплату молодым НПР 20–30 лет — всего 6 %. Такова политика деканов, формирующих представления на премии и доплаты. На общем фоне выделяется только коллектив Факультета прикладных коммуникаций: здесь доля средств на НПР 20–30 лет — больше 20 % (подробнее см. Зарплаты НПР по возрастам; см. также: Материалы ректорского совещания от 01.07.2013, п. 1; от 10.06.2013, п. 3).
Доля грантов СПбГУ, идущая на поддержку молодых ученых
По условиям конкурса финансирования НИР 2009 года (фундаментальные исследования) объем средств, выплачиваемых студентам, аспирантам и молодым ученым до 35 лет из грантов СПбГУ, составлял 20 %. И. А. Горлинский напомнил, что затем норматив был увеличен.
По конкурсам СПбГУ на фундаментальные исследования 2010–2011 годов (Мероприятия 1 и 2) фонд оплаты труда молодых ученых до 35 лет, студентов и аспирантов должен составлять 30 %, по конкурсу прикладных исследований (Мероприятие 3) 2012 года — 50 %.
По составу исполнителей фундаментальных НИР, начавшихся в 2010 году, студенты, аспиранты и молодые ученые составили 26 % исполнителей. Доля молодых исполнителей конкурсов НИР растет. Средний процент исполнителей из числа студентов, аспирантов и молодых ученых по темам НИР, выполнявшимся в 2012 году за счет средств федерального бюджета в рамках госзадания СПбГУ, составил 37,3 % от общего числа исполнителей. Фонд оплаты труда, направляемый на оплату студентов, аспирантов и молодых ученых до 35 лет, выполнявших фундаментальные и прикладные НИР, составил 35 % от общей выплаченной суммы.
Об отдельном конкурсе на лучшую научную работу в СПбГУ среди молодых ученых
И. А. Горлинский сообщил, что в дополнение к традиционному конкурсу научных трудов СПбГУ новый проректор по научной работе С. П. Туник предложил ему проводить отдельный конкурс на лучшую научную работу среди молодых ученых, начиная с нынешнего года. И. А. Горлинский согласился с этим предложением — такой конкурс будет проводиться с 2013 года. Предложение С. П. Туника нашло поддержку и у Совета молодых ученых СПбГУ. И. А. Горлинский попросил деканов в течение месяца представить свои предложения по реализации этого проекта (см. также: Лучший — докажи, ответ 2; Честность и открытость, ответ 2; Университету кризис не страшен, ответы 8–9).
О постдоках в СПбГУ
И. А. Горлинский напомнил, что в Университете еще в 1998 году возникла программа, условно называемая программой постдоков. В настоящее время в ней принимают участие менее 50 сотрудников. Постдоковские позиции — это позиции преподавателей с минимальной учебной нагрузкой, но повышенной научной. По данным базы Scopus, у этих работников в среднем около восьми публикаций, а у принятых на работу на общих основаниях в этой же возрастной группе — вдвое меньше: 3,6.
И. А. Горлинский попросил деканов в течение месяца представить предложения об организации конкурса на ставки постдоков и постоянных требованиях к ним — в том числе и для привлечения претендентов из других вузов и научных организаций.
Декан Химического факультета И. А. Балова спросила, почему специалистов нужно привлекать именно со стороны. И. А. Горлинский ответил, что сегодня на этих позициях находятся только выпускники СПбГУ. Однако вряд и можно утверждать, что талантливая молодежь работает только у нас. Ректор привел аналогию с конкурсом на должности НПР и с конкурсом при приеме в магистратуру Университета: нужно принимать дополнительные меры для создания конкурентной ситуации. А в качестве примера он привел Надежду Бокач, доцента СПбГУ, лауреата премии Президента РФ для молодых ученых, — выпускницу Вологодского пединститута.
Председатель совета молодых ученых СПбГУ Д. Н. Разеев напомнил, что позиция постдока за рубежом — прежде всего исследовательская, а не преподавательская. И. А. Горлинский попросил деканов при подготовке предложений иметь в виду мировую практику. Но при этом, подчеркнул ректор, ориентироваться на задачи, которые мы решаем, а не слепо копировать западный опыт (см. также: Материалы ректорского совещания от 29.04.2013, п. 4; Кризис образования — общая проблема глобализации, ответы 3 и 12; Он был первым, ответы 15 и 17; Правила жизни университета, ответ 8; СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки, ответы 5 и 10; Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию Университета, ответы 3 и 7; Университету кризис не страшен, ответы 2–4, 7).
О диссертациях и диссертационных советах на базе СПбГУ
О частичном изменении в составах диссертационных советов
И. А. Дементьев сообщил, что за прошедшую неделю ректору поступили на рассмотрение трех (!) комплекта документов (проекты обращений в ВАК о частичном изменении в составах диссертационных советов). Каждый из них содержит просьбу вывести из состава совета лиц, покинувших наш мир… от полугода до трех (!) лет назад. Умершие сотрудники прежде числились в составе советов. Ректор дал поручение проректору по научной работе проверить ситуацию с тем, как производился подсчет кворума в этих советах, как организовывались заседания и т. д.
О проверке диссертаций
Недавно на ректорском совещании обсуждали вопрос о работе диссертационного совета на базе одного из московских университетов (см. Материалы ректорского совещания от 04.02.2013, п. 2). Министерство образования и науки РФ предложило всем вузам России провести проверку кандидатских и докторских диссертаций, которые были подготовлены к защите в диссертационных советах, действующих на базе вузов. И. А. Горлинский сообщил, что в СПбГУ такая проверка будет проводиться поэтапно, и попросил деканов присылать свои предложения по ее организации (см. также: Материалы ректорского совещания от 25.02.2013, п. 2; Открыт всему миру, ответы 1 и 3; СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки, ответ 4; Ректорский прием, ответы 11 и 12).
О празднике СПбГУ
Ректор напомнил, что 8 февраля Университету исполнилось 289 лет (в этот день назад указом Сената Российской Империи были одновременно учреждены Академия наук, Петербургский университет и Академическая гимназия). Празднование Дня рождения СПбГУ состоится 16 февраля на открытом воздухе — во дворе зданий Университета по Кадетской линии. Для всех студентов эта суббота объявляется неучебным днем. В программе праздника — много интересных мероприятий, в том числе возрождающих старинные университетские традиции (см. также: Быть в тренде, ответ 5; Кризис образования — общая проблема глобализации, ответ 1; Он был первым, ответ 20).