Новая цифровая этика и журналистское образование: в Университете открылся 60-й форум «Медиа в современном мире. Петербургские чтения»
В Санкт-Петербургском университете начался Международный научный форум «Медиа в современном мире. Петербургские чтения», который в этом году отмечает свое 60-летие.
Форум объединяет сразу три крупных мероприятия: научные заседания и дискуссии в рамках основной программы, конференции «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике» (СТРАТКОМ) и «Язык в координатах массмедиа». Раннее, в апреле, под эгидой форума состоялась международная экспертная конференция Comparative Media Studies In Today’s World (CMSTW’2021).
На Северном Кавказе стартовал мастер-класс по цифровой журналистике
Традиционно мероприятие открылось церемонией вручения Невской премии — награды СПбГУ, учрежденной для стимулирования научных исследований в области журналистики и массовых коммуникаций, повышения уровня научно-методических и научно-популярных публикаций по проблемам массмедиа, а также поощрения специалистов за выдающиеся достижения в журналистской науке и образовании.
Ее лауреатами стали:
- в номинации «Теория» — доцент кафедры национальных и глобальных медиа Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета Айрат Бик-Булатов
- в номинации «Просвещение» — доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного национального исследовательского университета Иван Печищев
- в номинации «Признание» — профессор кафедры телерадиожурналистики Санкт-Петербургского государственного университета, главный редактор газеты «Культурный Петербург» Сергей Ильченко
- в специальной номинации «За вклад в развитие международного журналистского образования» — профессор, научный руководитель магистерской программы двух дипломов СПбГУ и Второго пекинского университета иностранных языков (BISU) «Профессиональная речевая деятельность в массмедиа» Чжан Хуэйцинь
Пленарное заседание было открыто совместным докладом «Журналистика: от диктатуры пролетариата до диктатуры искусственного интеллекта», который представили директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессор Анатолий Пую и заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций Камилла Нигматуллина. Выступление было посвящено 75-летию журналистского образования в Университете, которое отмечается в этом году.
В основной части выступления спикеры сделали попытку ответить на вопрос «Какую роль играет университетское журналистское образование в новом, цифровом медиаландшафте?». В частности, был затронут вопрос о месте искусственного интеллекта в журналистике и замене «живого» автора технологиями. По словам Анатолия Пую, искусственный интеллект предоставляет широкий инструментарий — от аналитики и генерации контента до его дистрибуции и взаимодействия с аудиторией. «Тем не менее имеют место опасения по поводу воспринимаемой достоверности этих "автоматических" новостей. Кризис заключается в том, что алгоритмы искусственного интеллекта предельно точны, свободны от субъективностей, ошибок или попыток влияния», — заметил профессор Пую. Ключевой проблемой становится формирование новой цифровой этики. «Возникает вопрос: какую степень юридической и моральной ответственности будут нести владельцы и сотрудники медиакомпаний за опубликованные алгоритмами материалы, как и что конкретно будет регулироваться?» — отметил Анатолий Степанович, добавив, что уровень индивидуальной ответственности снижается, а ответственность медиаорганизаций увеличивается.
В этих условиях важность университетского журналистского образования будет только возрастать. Профессия журналиста будущего будет включать в себя классические компетенции, цифровые навыки и этику. Хорошая новость заключается в том, что этому могут обучить только в университетах.
Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессор Анатолий Пую
Доцент СПбГУ Камилла Нигматуллина продолжила тему будущего высшего образования в области журналистики и массовых коммуникаций. «Наша зона комфорта расширилась от гуманитарных наук до сложных дисциплинарных областей, которые включают в себя знания о коммуникации, о языке, об обществе, о технологиях. Невозможно думать только о жанрах и постановке речи вне общественного и цифрового контекста. Во-вторых, нельзя буквально переносить образовательные принципы из офлайна в онлайн, как нельзя это делать и с традиционных контентом для цифровых платформ, — заметила Камилла Ренатовна. — В-третьих, мы уже понимаем, что большинству прикладных вещей мы не можем и не должны учить — например, таргетингу в соцсетях, разработке мобильных приложений, 3D-анимации».
Задача университета не в «нанизывании» бесчисленных технических навыков, а в том, чтобы осмыслить происходящее, указать на стратегически важные направления, составить индивидуальный маршрут профессионального и исследовательского развития. В этом смысле преподаватель сегодня — это больше ментор или коуч.
Заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций, доцент СПбГУ Камилла Нигматуллина
Формат менторской поддержки обучающихся опробован в рамках реализации программы магистратуры «Медиатекст в массовых коммуникациях» при грантовой поддержке Благотворительного фонда имени Владимира Потанина, добавила Камилла Нигматуллина. Ее базовые принципы заключаются в следующих положениях: сопровождение студенческих проектов силами менторов-практиков, постоянная обратная связь со стороны руководителя программы и внешних независимых консультантов, тестирование навыков публичных презентаций обучающихся в рамках хакатонов и проектов, включение студентов в процесс учебно-методического сопровождения программы, формирование навыков отчетности.
Тему о том, какие перспективы ждут высшее образование, продолжил доцент Пермского государственного национального исследовательского университета, лауреат Невской премии — 2021 Иван Печищев. В своем выступлении он рассказал о трансформации компетентностной модели преподавателя университета в условиях пандемии. По мнению спикера, сегодня становятся недостаточными знания в научной области, педагогике и технологиях — преподаватель должен уметь создавать образовательную среду не только онлайн, но и в аудиториях. При этом преподаватель сегодня совмещает в своей работе огромное количество ролей. Иван Печищев подчеркнул, что, несмотря на их количество, ни одна из них не связана непосредственно с передачей знания: все они касаются организации процессов, поддержки и ориентации обучающихся.
Лауреат Невской премии прошлого года, генеральный директор Фонда независимого радиовещания Наталья Власова выступила с докладом «Профессиональные компетенции выпускника-журналиста: взгляд работодателя», посвященным проведению фестивалей «Вместе медиа» в разных регионах России.