Отвечая на медиавызовы времени

В Университете прошло одно из главных научных событий в сфере изучения журналистики и массовых коммуникаций.

Международный научный форум «Медиа в современном мире. Петербургские чтения», организованный в СПбГУ уже в 57-й раз, является традиционной площадкой для обмена опытом в сфере изучения журналистики и массовых коммуникаций между ведущими медиаэкспертами. Участниками «Петербургских чтений» в этом году стали более 200 исследователей со всей России, а также из Польши, Великобритании, Германии, США, Мексики, Гонконга и стран СНГ.

В адрес делегатов свое приветствие направил председатель Союза журналистов России Владимир Геннадьевич Соловьев. В своем письме он особо подчеркнул растущую сегодня ответственность журналиста перед обществом. «Проявить ее особенно важно сейчас: когда источников информации с каждым днем становится все больше и даже специалистам порой становится сложно отличить правду от фальши», — говорится в обращении.

Количество fake news растет лавинообразно, и кому, как не нам, журналистам, нужно в первую очередь четко следовать профессиональному долгу и всегда стремиться соблюдать в своей работе этические нормы.

Председатель Союза журналистов России Владимир Геннадьевич Соловьев

По сложившейся традиции пленарное заседание форума началось с вручения международной «Невской премии» в области изучения журналистики и массовых коммуникаций. Награда присуждается с 2011 года по трем направлениям: за научно-теоретические публикации, за научно-популярные работы и за достижения в журналистской науке и образовании.

  • в номинации «Теория» был отмечен профессор Университета Борис Мисонжников
  • в номинации «Просвещение» награду получил выпускник СПбГУ, декан факультета фотокорреспондентов Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Павел Маркин
  • в номинации «Признание» лауреатом премии стал один из самых именитых российских научных журналистов, писатель Владимир Губарев

В рамках открытия также прошла сессия пленарных докладов. Доцент СПбГУ и научный сотрудник Свободного университета Берлина Анна Литвиненко представила анализ зарубежного опыта научно-ориентированного преподавания, о креативных рекламных решениях в digital-среде рассказал выпускник Университета, аккаунт-директор рекламного агентства Great Виктор Донюков, а Владимир Губарев посвятил свое выступление роли научно-популярной журналистики в просвещении общества.

Одним из самых ярких и дискуссионных пунктов программы пленарного заседания стал доклад директора института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессора Анатолия Пую. В своем выступлении Анатолий Степанович затронул вопросы подготовки специалистов сферы массмедиа в условиях стремительных изменений рынка печатных и цифровых СМИ. Спикер отметил, что сегодня медиаиндустрия начинает конкурировать с индустрией развлечений за внимание аудитории. Ввиду цифровизации контента печатная пресса оказывается на проигрышных позициях. Профессор Пую подчеркнул, что кризис «бумаги», однако, не является симптомом кризиса журналистики в целом: он сигнализирует о необходимости установления долгосрочных доверительных отношений между журналистом и читателем на новых платформах.

Отвечая вызовам времени, мы обучаем студентов адаптировать текст для разных медиаформатов и разных задач.

Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессор Анатолий Пую

Обсуждение подготовки профессиональных кадров продолжилось в ходе совместного заседания учебно-методических советов (УМС) по направлениям подготовки «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью». На повестку дня совещания была вынесена презентация проектов примерных основных образовательных программ по данным направлениям.

Помимо обсуждения стратегических направлений образовательной политики, на полях форума были рассмотрены различные аспекты изучения журналистики. Всего в рамках «Петербургских чтений» состоялись 22 тематические секции, в фокусе внимания которых оказались дистрибуция контента в новых медиа, медиатехнологии политического лидерства, роль СМИ в противодействии терроризму и экстремизму, коммуникативные агрессии, визуальные ресурсы прессы, развитие научно-популярных жанров, конвергенция СМИ, освещение в прессе вопросов отечественной истории и многие другие темы.