Эмоции или рациональность: в СПбГУ прошла международная конференция по сравнительным медиаисследованиям
Какое место занимают эмоции в журналистском тексте? Как формируется эмоционально окрашенный политический дискурс в СМИ? Как журналисты в разных государствах выражают субъективную позицию в своих материалах?
На эти и другие вопросы попробовали найти ответ участники Шестой международной конференции Comparative Media Studies in Today’s World, которая прошла под заголовком «Эмоции и рациональность в медиадискуссиях». Мероприятие состоялось при поддержке Фонда имени Фридриха Эберта и Центра изучения Германии и Европы СПбГУ и Билефельдского университета.
Участие в конференции приняли представители Кембриджского университета, Лидского университета, Манчестерского университета, Университета Шеффилда, Кардиффского университета, Университета штата Пенсильвания, Университета Северной Каролины, Свободного университета Берлина, Ольденбургского университета, Университета прикладных наук Гамбурга, Рурского университета, Карлова университета и других вузов Великобритании, США, Германии, Италии, Нидерландов, Китая, Бразилии, Индии, Португалии, Чехии и Хорватии.
Участников мероприятия поприветствовал директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессор Анатолий Пую.
Я благодарен нашим иностранным гостям за то, что они нашли возможность посетить Санкт-Петербургский университет для участия в нашей конференции. СПбГУ является крупным международным центром, объединяющим исследователей из разных стран. Зарубежные коллеги не только сотрудничают с нашими учеными над совместными научными проектами, но и читают лекции для студентов Университета. Такая международная открытость представляет для нас особую ценность.
Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессор Анатолий Пую
Эмоциализация медиаконтента — следствие развития технологий или политический инструмент?
Ведущим мероприятием конференции стала подиумная дискуссия Comparative Media Studies in Today’s World. Участие в ней приняли известные исследователи медиа из США, Китая, Германии и России: профессор Иллинойсского университета в Чикаго Зизи Папахарисси (Zizi Papacharissi), преподаватель Гонконгского баптистского университета Бесс Ю Ванг (Bess Yue Wang), научный сотрудник Технического университета Дортмунда Каролин Линдекамп (Caroline Lindekamp), а также профессор СПбГУ Дмитрий Гавра. Модератором выступила профессор СПбГУ Светлана Бодрунова.
«Королева Интернета», известный исследователь Всемирной паутины Зизи Папахарисси убеждена: определить, что движет нами в большей степени — эмоции или разум, невозможно, поскольку по своей природе человек и эмоционален, и рационален одновременно. Эмоции, по ее мнению, это мощный инструмент выражения несогласия социальных групп, и многие политики используют его в своих целях.
С ней согласилась Каролин Линдекамп: по мнению эксперта из Германии, открытое выражение эмоций в политическом дискурсе, как правило, говорит о популистской позиции говорящего. Каролин Линдекамп сообщила, что важную роль в формировании общественного мнения играют эмоционально окрашенные слова. Так, слово «кризис», которое некоторые немецкие СМИ употребляли для характеристики ситуации с ростом количества мигрантов, прижилось настолько, что стало общим названием для всего процесса — «кризис беженцев».
Только нейтральность может быть инструментом объективности, считает Бесс Ю Ванг. По ее мнению, термин «эмоциональный интеллект» лучше всего подходит для того, чтобы описать задачу журналиста с точки зрения трансляции эмоций. Бесс Ю Ванг сообщила, что современный Гонконг испытывает двойственное состояние и это находит отражение в СМИ. С точки зрения закона, с недавних времен мегаполис стал территорией Китая. С другой стороны, Гонконг сохраняет относительную экономическую самостоятельность. Парадоксально, что его жители (в том числе и журналисты) испытывают ностальгию по прошлому, когда фактически Гонконг был колонией Великобритании.
Профессор Светлана Бодрунова обратила внимание участников дискуссии на то, что историческая память все чаще становится предметом эмоциональных политических дискуссий. Исторические события — крайне чувствительная тема для вынесения в общественный дискурс, потому что они относятся к частной истории семей и напрямую связаны с нашей генеалогической памятью. Затрагивание таких личных тем может спровоцировать нарастание напряжения в обществе, поэтому на такие темы в журналистике наложено своеобразное табу, считает Светлана Бодрунова.
Политический консультант, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра отметил, что сегодня мы наблюдаем два важных процесса в медиасфере: развитие новых инструментов (новые медиа, социальные сети, big data), что открывает новые возможности для анализа и планирования коммуникации и вместе с тем — повышение эмоционального градуса политических дискуссий в некоторых странах.
Нейрофизиология не может определить, какие части мозга отвечают за эмоциональное обоснование, а какие — за логическое. И в этом смысле наш мозг — это действительно «черный ящик».
Профессор СПбГУ Дмитрий Гавра
Попытка контент-анализа на предмет наличия в тексте эмоций также сталкивается с рядом методологических проблем. Дмитрий Гавра убежден, что наша эмоциональность стала ответом на ускорение мира: становится физически невозможным сформировать рациональную позицию относительно новостей в условиях их стремительного появления и не менее стремительного устаревания.
Одной из ключевых тем дискуссии стала тема стандартов журналисткой работы и их трансформации. Зизи Папахарисси выразила мнение, что мы живем в эпоху отсутствия журналистских стандартов: с распространением Интернета медиахолдинги начали искать новые экономически выгодные модели построения бизнеса — и ответом стала сама архитектура Интернета. Во главу угла поставлена кликабельность (число переходов по сообщению в Интернете), и этому принципу оказалась подчинена не только реклама, но и журналистика. Задача сегодняшнего журналиста, по ее мнению, сделать заголовок статьи таким, чтобы пользователь захотел кликнуть на него. И в этом смысле эмоциональность помогает СМИ сделать свой контент привлекательным для аудитории.
Эксперты подиумной дискуссии также обсудили появление «рыночной журналистики», когда массмедиа вынуждены не формировать повестку дня, а подстраиваться под запросы аудитории, проводя постоянные мониторинги ее интересов и реагируя на запросы как с позиции содержания, так и с точки зрения формы.
Аудитория в состоянии аффекта
Зизи Папахарисси прочла гостевую лекцию для участников конференции, темой которой стал феномен «аффективных сообществ». Эксперт рассказала об исследовании группы ученых из Чикаго (членом которой она являлась), касающегося сообщений в «Твиттере» во время революции в Египте в начале 2011 года и протестного гражданского движения «Захвати Уолл-стрит» (Occupy movement) в сентябре того же года.
Зизи Папахарисси — профессор, руководитель департамента коммуникаций, сотрудник кафедры политологии Иллинойсского университета в Чикаго. Исследователь специализируется на социальных и политических последствиях деятельности онлайн-медиа. Является автором более 60 журнальных статей, множества книг, членом редакционных коллегий 15 журналов. Сотрудничала с Apple, Microsoft, выступала консультантом избирательных кампаний. Читала лекции в университетах в Европе, Азии, Африке и США. Ее работы были переведены на греческий, немецкий, корейский, китайский, венгерский, итальянский, турецкий и персидский языки.
В последнее десятилетие мы становимся свидетелями того, как политические и общественные движения используют цифровые ресурсы для выражения своей точки зрения и вовлекают в протесты пользователей Интернета. Социальные медиа создают ощущение сопричастности к событиям, зачастую обращаясь к чувственному восприятию и формируя впечатление, что человек становится частью развивающейся истории.
В числе причин выбора для анализа именно «Твиттера» ученый указала целый ряд предпосылок. Во-первых, для многих «Твиттер» представляет своеобразную подборку новостей: благодаря короткому формату сообщений пользователь экономит время на чтении. Во-вторых, этот ресурс дает возможность не только получать информацию, но и быстро ее распространять посредством репостов. Именно поэтому для многих молодых и активных людей «Твиттер» стал альтернативным источником информации.
Аффективность, по определению Зизи Папахарисси, — это особое состояние, характеризующееся силой ощущения надвигающихся перемен.
«Аффективное сообщество» — мобилизованная и соединенная посредством Интернета группа, члены которой чувствуют свою идентичность, — складывается вокруг эмоционально напряженных, стремительно развивающихся политических событий. Представители сообществ поддерживают связь между собой, однако не участвуют в коллективных действиях, убеждена Зизи Папахарисси.
Основным способом подачи «аффективных новостей», согласно исследователю, является сторителлинг (организация текста через последовательное повествование). Именно такой нарратив позволяет задать нужный ритм и эмоциональную окраску сообщению, которое мгновенно воспринимается читателем.
Исследование показало, что большинство материалов, которые были посвящены протестам, были аффективно окрашены, то есть создавали у читателя ощущение приближающихся перемен. По сути, аффект — это «вовлеченная пассивность», сформированная готовность и желание изменений.
Зизи Папахарисси отметила, что с этим чувством каждый из нас встречается достаточно часто, но совсем необязательно, что за таким состоянием последуют реальные изменения. Несмотря на то, что состояние аффекта является исключительно личным, внутренним чувством, на его формирование оказывают влияние действия извне — в том числе деятельность журналистов. Когда в действительности перемены не следуют за публикациями, возникает разочарование в обещаниях СМИ и журналисты становятся виновниками.
Пулитцеровская премия и эмоции
Профессор Кардиффского университета Карин Валь-Йоргенсен (Karin Wahl-Jørgensen) поделилась результатами исследования, посвященного изучению эмоциональной составляющей журналистских материалов, удостоенных Пулитцеровской премии в 1995–2017 годах.
Карин Валь-Йоргенсен — профессор, директор отдела исследований по охране окружающей среды Школы медиа, журналистики и культурологии Кардиффского университета. Автор книг, статей и исследований по проблематике развития медиа. Была ведущим британским исследователем в рамках проекта EUROSPHERE Европейской комиссии. С 2012 года является председателем редакционной коллегии баз данных Scopus в области лингвистики, коммуникации и журналистики, а также входит в консультативный совет по выбору контента для Scopus.
В начале своего выступления профессор Карин Валь-Йоргенсен отметила, что сегодня перед исследователями медиа стоит важная задача — понять механизм того, как эмоции из созидательных могут становиться разрушительными. Каждый из нас испытывает огромное количество чувств и страстей, но без контроля над ними общественная жизнь невозможна — в этом Карин Валь-Йоргенсен солидарна с Гоббсом, Руссо, Миллем и Кантом.
Журналисты в этом аспекте играют особую роль. Так, стандарты так называемой островной журналистской традиции Великобритании и США предполагают максимальную объективность автора, полный отказ от эмоций и обращение только к надежным источникам. Тем не менее главной задачей многих публицистических жанров является выражение общественного негодования. К их числу спикер отнесла журналистские расследования.
Анализ лучших, по признанию профессионального сообщества, публикаций показал, что все они напрямую связаны с эмоциональностью. Однако журналист в них выступает не как транслятор собственных чувств, а как выразитель эмоций других людей — как индивидов, так и социальных групп. Таким образом, эмоциональный компонент становится неявным, скрытым в тексте. Такое явление Карин Валь-Йоргенсен назвала «аутсорсингом эмоционального труда». Рассказать историю не только с помощью речевых средств, но и визуального ряда помогают мультимедийные форматы, которые все чаще используются в журналистской практике.
Для журналиста эта миссия представляет особую задачу, которая переходит из области исключительно профессиональных компетенций в личностную сферу. Журналист должен уметь понять эмоциональное состояние собеседника и объективно о нем рассказать, а этот навык, в свою очередь, заставляет его самого испытывать серьезные психологические нагрузки.