Как хайп, фейки и «дзюдо» влияют на коммуникацию XXI века
В Санкт-Петербургском университете состоялась V Международная конференция «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике», широко известная в научных и профессиональных кругах под брендом Стратком. Эксперты обсудили возможные сценарии развития коммуникаций на ближайшие десятилетия — от технологических аспектов до трансформации аудитории.
Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ профессор Анатолий Пую поприветствовал исследователей, приехавших в Санкт-Петербург со всей России, а также из-за рубежа. Он особо отметил роль работодателей в проведении конференции.
Мы признательны вам за то, что сегодня вы помогаете нам постоянно улучшать качество университетского образования и выпускать специалистов, готовых работать в условиях современного медиарынка.
Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Анатолий Пую
Практика — во главе угла
Спикерами Стратком стали руководители департаментов по коммуникациям ведущих промышленных и обслуживающих компаний, среди которых Ленинградская атомная электростанция, «МегаФон», «БСХ Бытовые Приборы», «Сахалин Энерджи», «ВТБ 24», «Газпром нефть», «БКС» и другие.
PR-директор Северо-Западного филиала ПАО «МегаФон» Кермен Манджиева рассказала о влиянии хайпа и фейков на репутацию компаний. Также спикер отметила, что сегодня возникает новая форма получения прибыли за счет раздувания скандальных новостей — «хайпономика»: резонансные сюжеты, зачастую вырванные из контекста, увеличивают трафик интернет-ресурсов СМИ, а значит — влияют на их доходность.
Руководитель дирекции по маркетингу розничного бизнеса финансовой группы «БКС», выпускник СПбГУ («Реклама и связи с общественностью») Андрей Нестеров посвятил свое выступление нарративам — механизмам обработки информации человеческим мозгом, в результате работы которых события приобретают субъективно обусловленную взаимосвязь. Зная причины и принципы этих искажений, можно манипулировать аудиторией — уверен эксперт.
Люди любят рассказывать истории, и, рассказывая их, они делают выводы. Таким образом происходит сужение окружающей реальности, формируются новые смыслы, которые не всегда являются верными.
Руководитель дирекции по маркетингу розничного бизнеса финансовой группы «БКС» Андрей Нестеров
Пресс-секретарь Северо-Западного отделения банка «ВТБ 24», выпускник СПбГУ («Журналистика») Иван Макаров поделился своим опытом работы со СМИ. Он сравнил разные способы работы с журналистами с видами боевых искусств — каратэ и дзюдо — с точки зрения инициирования публикации. Если для приверженцев «каратэ» характерен полный контроль пресс-службы компании, то в «дзюдо» инициатива передается в руки сотрудников медиа.
Научный взгляд в будущее коммуникаций
Исполнительный директор Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Юлия Грязнова представила свое видение того, как изменится подход к коммуникациям в перспективе пары десятков лет. «У каждого человека очень сложный внутренний опыт, при этом дифференциация между нами с этой точки зрения все больше и больше нарастает, — поделилась спикер. — С другой стороны, сегодня появляются коллективные субъекты, с которыми раньше мы практически не имели дела. И для коммуникации это большой вызов».
Международная конференция «Стратком» проводится с 2013 года и собирает на одной площадке ведущих исследователей массовых коммуникации, представителей профессионального сообщества и студентов. Цель конференции — налаживание диалога российских и зарубежных ученых в области стратегических коммуникаций, PR и рекламы, дальнейшее развитие коммуникационного образования в России и стимулирование межуниверситетских и международных научных связей.
По мнению эксперта, в ближайшее десятилетие перед специалистами по коммуникациям встанет две основные задачи. Во-первых, будущее — за развитием диалога с аудиториями, построенного на эмпатии и стремлении понять опыт собеседника. Во-вторых, необходимо будет организовать такой информационный обмен, который бы помог в создании нового знания, а не просто бы навязывал людям некое представление, выгодное для субъекта коммуникаций.
Почетным гостем мероприятия стал профессор Федерального университета Рио-де-Жанейро, писатель Муниц Содре (Muniz Sodré de Araujo Cabral), который представил доклад о роли медиа в актуализации протофашизма — политических явлений, где признаки фашизма существуют в незавершенной форме.
Его российский коллега — профессор СПбГУ Дмитрий Гавра (кафедра связей с общественностью в бизнесе) — продолжил тему трансформации коммуникационной системы на мировой арене. По мнению ученого, сегодня происходит перезагрузка парадигмы глобальной стратегической коммуникации, и это связано с целым рядом причин. В их числе — изменение геополитической обстановки и смена агентов мирового влияния, переход роли меньшинств в роль большинства, ускорение информационного обмена, появление «информационного фастфуда» и появление феномена «нового национализма». Все это приводит к тому, что сосуществующие сегодня разные общественные уклады пользуются одними инструментами и технологиями. «Это история о детях и спичках, — прокомментировал профессор Гавра. — Сегодня мы говорим о том, что представители самых разных укладов получили в руки одни и те же спички. И думать, что мы пользуемся технологиями лучше других, не стоит».
Экологические проекты как компонент устойчивого развития
Одной из ключевых тем конференции стала экология. Так, при поддержке «ТГК-1» (ООО «Газпром энергохолдинг») состоялась панельная дискуссия «Экологическая коммуникация как инструмент стратегической кооперации», экспертами которой выступили представители крупных ресурсодобывающих компаний («Сахалин Энерджи Инвестмент Дивелопмент», ЛАЭС (Росатом), Росгеология, Polymetal International, Водоканал Санкт-Петербурга), некоммерческих организаций (Институт стратегии устойчивого развития, Ассоциация экологических журналистов Санкт-Петербурга) и СМИ («Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», GEO).
Мне кажется, вполне логично, что именно Университет выступил организатором этого круглого стола. Ведь это мероприятие объединило и специалистов по коммуникациям, и журналистов, и ученых. Судя по активности участников и жаркой дискуссии, тема интересна и востребована, это не может не радовать.
Начальник департамента по связям с общественностью ПАО «ТГК-1» Лариса Семенова
Начальник департамента внешних и корпоративных отношений компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» Андрей Клепиков рассказал о том, как первой в России компании по производству сжиженного природного газа удается удерживать лидирующие позиции в экологических рейтингах и формировать репутацию ответственного бизнеса.
Роли PR-служб атомных предприятий в экологическом просвещении общественности был посвящен доклад начальника отдела управления информации ЛАЭС, выпускницы СПбГУ («Реклама и связи с общественностью») Татьяны Корнышевой. Она рассказала об информационной открытости ЛАЭС, социологических исследованиях общественного мнения и трудностях, с которыми сталкиваются специалисты по коммуникациям в сфере атомной электроэнергии.
Участники дискуссии пришли к выводу о том, что взаимодействие представителей социально ответственного бизнеса, экологических журналистов и сотрудников НКО должно происходить на регулярной основе. По мнению экспертов, лучшей площадкой для подобного диалога может стать Санкт-Петербургский государственный университет.
В этом году Стратком был представлен целым рядом мероприятий, посвященных инструментам бизнес-PR, политическим коммуникациям и политической журналистике, стратегическим коммуникациям в сфере досуга, финансовом секторе, коммуникации в глобальном измерении и другим темам. Кроме того, в рамках конференции состоялось заседание Ассоциации преподавателей по связям с общественностью.