Отменять нельзя оставить: эксперты СПбГУ о «регуляторной гильотине»

Что такое «спящие нормы» и как они мешают нам жить? Ученые СПбГУ обсудили, нужны ли России декреты «О чеканке золотых червонцев», «О безвозмездном изъятии племенных лошадей» и постановление «О борьбе с бандитизмом».

Отмена советских законов — часть полномасштабной реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей название «регуляторной гильотины», напомнил модератор дискуссии, декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов. Такие изменения призваны помочь избавиться от избыточного нормативного регулирования в разных сферах. По оценке Минэкономразвития, сегодня в России действует больше двух миллионов правовых актов, устанавливающих обязательные требования к ведению бизнеса. Одной из причин этого является устаревшее законодательство, принятое в советское время и не отмененное до сих пор. Всего к отмене предлагается больше 20 тысяч правовых актов советского периода.

Эксперты Санкт-Петербургского университета — юристы, политологи, социологи — по запросу аппарата Правительства РФ проанализировали составленный органами исполнительной власти список нормативных актов, которые предлагается отменить. Ученые получили в работу более 20 тысяч нормативных актов, изданных в период с 1917 по 1991 год. Среди них были, в частности, декреты Совета народных комиссаров, постановления Совета министров и декреты Всероссийского центрального исполнительного комитета. Университет изучил, например, юридические документы, принятые в 20-х годах прошлого столетия: декреты «Об оказании помощи хозяйствам, лишившимся лошадей на гужевой повинности», «О чеканке золотых червонцев», «О безвозмездном изъятии племенных лошадей из государственных учреждений, организаций и трестов», постановление «О борьбе с бандитизмом».

Каждый акт требовал тщательной проверки. Некоторые документы получали однозначное решение об отмене, если, к примеру, в них были упомянуты территории, которые после распада Советского Союза оказались вне границ Российской Федерации. Еще одной причиной отмены становилось отсутствие адресата — например, давно ликвидированных государственных органов или участников Гражданской войны, для которых предусматривались определенные льготы.

Также экспертная группа проверяла, ссылаются ли сегодня на отменяемые акты суды. Если выяснялось, что закон давно забыт, ученые указывали в своем заключении, что он подлежит отмене. В случае же, если акт до сих пор используется правоприменителями, необходимо было выяснить, насколько он актуален и не избыточен ли он — не дублируется ли он современными законами и кодексами.

Это проблема «спящих норм». Обязательные требования, принятые много десятилетий назад, до сих пор становятся предметом проверок, создают избыточную нагрузку на бизнес. Предприниматели вынуждены их исполнять.

Доцент СПбГУ, руководитель Междисциплинарного центра исследований контрольно-надзорной деятельности в СПбГУ Екатерина Дмитрикова

Кроме того, все документы, которые признаны устаревшими, должны были пройти анализ рисков — необходимо было выяснить, можно ли отменить их без замены на новые. Так, положения, в которых указаны социальные гарантии, льготы, например «северные» трудовые надбавки, акты, предусматривающие специальные правила расчета пенсионного стажа, рекомендуется сохранить.

Полученная в ходе экспертной работы СПбГУ информация была направлена в Правительство и Минюст. Ирина Ульянова, директор Департамента регуляторов политики и развития законодательства Минюста России, поблагодарила Санкт-Петербургский университет за проведенное исследование. Она подчеркнула, что ведомство использует эти данные при итоговой проверке актов. По ее словам, сейчас первый этап реформы — рассмотрение правительственных актов — подходит к концу, но впереди еще оценка ведомственных. Сергей Белов предположил, что СПбГУ сможет взять часть предстоящей экспертизы на себя.

В ходе реформы уже были отменены почти 1300 актов. Постановление об этом было подписано в Правительстве РФ 13 января. Еще более трех с половиной тысяч проанализированы, документ об их отмене должен быть подписан в ближайшее время.

Председатель Юридического комитета администрации губернатора Санкт-Петербурга Екатерина Аксенова заметила: «Отмена советских нормативных актов федерального уровня — это лишь первый шаг к той стратегической цели, которую поставил президент, — избавиться от ненужного и устаревшего регулирования. Впереди — аналогичная работа уже с актами, изданными в российских регионах». Юристы согласились, что есть случаи, когда акты, даже принятые уже в современной России, противоречат друг другу, содержат взаимоисключающие нормы, и это требует последовательной систематизации и упорядочивания.

Эксперты убеждены — успешная реализация реформы позволит обеспечить единообразную правоприменительную практику в нашей стране.