В СПбГУ подвели первые итоги реформы контрольно-надзорной деятельности
В Санкт-Петербургском университете состоялась ежегодная летняя школа административного права «Государственный контроль и надзор». Эксперты обсудили направления развития законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и актуальные проблемы правоприменения.
Участие в работе летней школы приняли ученые и эксперты из России, Республики Беларусь, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, представители Минэкономразвития России, судьи, адвокаты, уполномоченные по защите прав предпринимателей, представители контрольных (надзорных) органов и бизнеса из разных регионов России.
Реформа системы контроля и надзора призвана поддержать экономику, снизить препятствующую развитию бизнеса и созданию новых рабочих мест административную нагрузку за счет сокращения числа проверок, отмены устаревших обязательных требований, внедрения риск-ориентированного подхода и приоритетной реализации профилактических мероприятий.
Реформу контрольно-надзорной деятельности зачастую связывают с изменением законодательства о госконтроле, о котором было объявлено в 2019 году на Петербургском международном юридическом форуме. Однако начало этим изменениям было положено еще в 2003 году. Тогда в нашей стране был дан старт административной реформе, а потому изменение подхода к организации и осуществлению государственного контроля и надзора необходимо рассматривать в контексте направлений административной реформы. Как рассказал декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов, реформа пережила несколько этапов развития. Так, в 2005 году распоряжением Правительства была определена концепция реформы. В 2012 году был издан указ президента о совершенствовании госуправления. Эксперт объяснил: изменение экономических систем вследствие глобализации и цифровизации вынудило многие страны мира начать реформы государственного управления.
Большую роль в этом сыграли транснациональные корпорации. Масштаб их влияния на экономику государств очень велик, и многие государства были вынуждены уступить их требованиям сокращения административного вмешательства в их работу. Многие исследования бизнес-менеджмента показывают, что частный менеджмент часто оказывается эффективнее, чем госуправление. Эти идеи отчасти были восприняты и в России, они прослеживаются в документах, сопровождающих административную реформу, издаваемых и в начале нулевых годов, и десятью годами позже. В России, помимо глобальных трендов влияния на экономику — внедрения механизмов аутсорсинга, стимулов для госслужащих, цифровизации административных процессов, законодательство развивалось в соответствии с необходимостью реализации принципов Конституции 1993 года, где провозглашались гарантии единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, права граждан использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности.
В Санкт-Петербургском университете реализуется программа повышения квалификации «Контроль и надзор государства: новый подход». Цель программы — систематизация, обновление и получение дополнительных знаний для осуществления профессиональной деятельности, ориентированные на формирование целостного представления об организации контрольно‑надзорной деятельности государства в условиях ее реформы.
Многое было воплощено в жизнь. В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» отменены десятки тысяч устаревших обязательных требований, появились эффективные механизмы взаимодействия государства и граждан, государства и предпринимателей — сервис «Госуслуги», цифровые платформы налоговой службы, многофункциональные центры, работающие по принципу «одного окна». В рамках реформы была запущена так называемая регуляторная гильотина, приняты ключевые федеральные законы, регулирующие эту сферу («Об обязательных требованиях в РФ», «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»), а также «закон-спутник», в разработке которого приняли участие ученые СПбГУ.
Эксперт СПбГУ: «Законопроект о госконтроле — прорыв в развитии административного законодательства»
Однако, по оценке экспертов, главная цель — сокращение форм регулирования и вмешательства государства в деятельность бизнеса и граждан — полностью достигнута не была, сохраняется и проблема множественности контроля. Отмечено, что государство по-прежнему считает себя ответственным за предотвращение вреда, а механизмы частноправовой защиты, например защита прав гражданина в суде, контроль за качеством услуг саморегулируемыми организациями, не получили распространения.
Директор Междисциплинарного центра исследований контрольно-надзорной деятельности в СПбГУ доцент Екатерина Дмитрикова подчеркнула: законодательство о государственном контроле, основанное на риск‑ориентированном подходе, предсказуемая и эффективная практика его применения являются условиями экономического роста. Необходимо сохранить баланс интересов всех участников — государства, бизнеса и потребителей, именно минимизация риска причинения вреда обозначена в качестве цели государственного контроля (надзора). Не менее важно установить критерии и условия для определения оптимального «набора» контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в зависимости от объектов контроля и статуса контролируемых лиц.
По традиции руководители профильного департамента Министерства экономического развития России поделились с участниками летней школы информацией о состоявшихся изменениях в осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, планами по дальнейшему реформированию законодательства о контрольно-надзорной деятельности и цифровой трансформации контрольной (надзорной) деятельности.
Участники летней школы оценили результаты реформы контрольно‑надзорной деятельности: переход к риск-ориентированному подходу для большинства видов контроля, формирование индикаторов риска, замещение проверочных мероприятий профилактикой нарушений обязательных требований, внедрение системы досудебного обжалования, а также обсудили потенциал таких инструментов, как мониторинг, медиация, исковой порядок обеспечения исполнения обязательных требований. В выступлениях были отмечены особенности осуществления таможенного контроля, лицензионного контроля, банковского надзора.
В СПбГУ открыт Центр медиации, эксперты которого готовы помочь с разрешением споров в области контроля и надзора в досудебном порядке.
В рамках выступлений и дискуссий состоялось обсуждение актуальных проблем применения законодательства о контрольно-надзорной деятельности, включая вопросы оспаривания предписаний контрольно‑надзорных органов, типовые нарушения требований к процедуре проведения контрольных (надзорных) мероприятий, взаимосвязь предмета судебного контроля и способов защиты, необходимость гармонизации с законодательством об административных правонарушениях, осуществление государственного контроля (надзора) за органами публичной власти. Экспертами были предложены пути дальнейшего развития законодательства о контрольно-надзорной деятельности и варианты корректировки практики его применения, акцентировано внимание на особенностях осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в условиях действия моратория.
Обозначенные проблемные вопросы во многом проиллюстрировали тезисы выступлений о методологических вопросах правового регулирования контрольно-надзорной деятельности и конституционных основах соотношения законодательства о контрольно-надзорной деятельности и административной ответственности.
Базовые законы, регулирующие государственный контроль и надзор, должны быть гармонично увязаны с Конституцией и детализировать конституционные положения.
Судья Конституционного суда РФ Сергей Князев
Впервые в рамках летней школы обсудили законодательство о контрольно‑надзорной деятельности на пространстве СНГ. С докладами выступили профессор Ташкентского государственного университета, руководители Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета и Института политических процессов, дипломатии и глобальных проблем Академии государственного управления при Президенте Республики Таджикистан.