Разумность и обоснованность: какими должны быть обязательные требованиям к работе граждан и бизнеса

В Санкт-Петербургском университете состоялся круглый стол «Требования к требованиям: принципы установления и оценки применения». Эксперты обсудили, как ключевой закон реформы контрольно-надзорной деятельности будет отсекать необоснованные и несоразмерные административные предписания.

В прошлом году президент России Владимир Путин в обращении к Правительству обозначил задачу: необходимо провести реформу контрольно-надзорной деятельности — пересмотреть обязательные требования, которые должен выполнять бизнес в ходе своей работы. Сегодня, по оценке Минэкономразвития, актов, устанавливающих обязательные требования, больше двух миллионов. Представители бизнеса заявляют, что требования зачастую специфические, их слишком много и выполнять их сложно.

В работе круглого стола приняли участие заместитель министра экономического развития РФ, руководитель Федеральной службы по аккредитации Алексей Херсонцев, председатель Юридического комитета Санкт-Петербурга Екатерина Аксенова, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов, юристы Петербурга и Москвы.

Аналитический центр при Правительстве занимается сбором абсурдных предписаний. Среди них нашлись, например, упоминания о темно-зеленых школьных досках или окраске пчелиных ульев в определенные цвета, прямоугольности кабинетов в образовательных учреждениях, заправке салатов соусами в столовых и температуре блюд. Такие требования либо выполняются формально, либо не выполняются вообще. Главная цель реформы — снизить нагрузку на предпринимателей, уменьшив при этом и риски для клиентов: новый подход призван повысить безопасность производства и качество продукции и услуг.

Запущенная президентом реформа получила название «регуляторной гильотины», поскольку первым ее этапом стало сокращение числа актов, которые регулируют государственный контроль. Постепенно будут отменены потерявшие актуальность советские законы, нормативные правовые акты Правительства РФ, акты субъектов и муниципальные правовые акты.

Основным предметом обсуждения стал законопроект «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» — это рамочный правовой акт, определяющий механизм установления административных требований в конкретных сферах. Заместитель министра экономического развития РФ, руководитель Росаккредитации Алексей Херсонцев в ходе работы круглого стола подчеркнул: «Нашей задачей было зафиксировать идеологию дальнейшей работы». По его словам, с развитием технологий и появлением новых отраслей производства и предоставления услуг возрастают и риски: «Нам нужно было найти баланс между защитой от угроз и экономическим развитием».

Декан юридического факультет СПбГУ Сергей Белов рассказал, что Университет активно вовлечен в правовое обеспечение реформы. В июле 2019 года был создан Междисциплинарный центр исследований контрольно-надзорной деятельности в СПбГУ. Ученые из разных областей науки, в том числе юристы, менеджеры, экономисты, социологи, анализируют проекты, которые рассматривает Правительство, представляют экспертные заключения на них, входят в состав правительственных органов — комиссий, рабочих и экспертных групп.

Законопроект об обязательных требованиях — революция для российской правовой системы. Думаю, что это один из самых глобальных законов, с которыми нам приходилось сталкиваться.

Декан юридического факультет СПбГУ Сергей Белов

По итогам реформы и вступления в силу законов, регулирующих госконтроль, объектами надзора станут результаты работы граждан и компаний. Их поделят по уровням риска: от низкого до чрезвычайного, и для каждого будет утверждена своя частота проверок. Большое внимание законодатель уделит профилактике: к предпринимателям будут организовываться профилактические визиты, их будут информировать о возможных угрозах, а добросовестных бизнесменов стимулировать к дальнейшему законопослушному поведению. По словам экспертов, до сих пор акцент ставился именно на проведении проверок, что было более затратным и для бизнеса, и для контрольно-надзорных органов и, кроме того, воспринималось исключительно как репрессивная мера. Теперь ключевым показателем эффективности проверочных мероприятий будет количество устраненных рисков, а не проведенных проверок и выявленных нарушений. Кроме того, для инспекторов контрольно-надзорных органов, проверяющих бизнес, будет создан специальный кодекс этики.

В декабре 2019 года законопроект «Об обязательных требованиях» был внесен в Госдуму. Сегодня проект рассматривается в комитетах Государственной думы, на него поступило около 100 отзывов и заключений от региональных органов власти. Участники круглого стола подчеркнули, что в случае принятия закона реформа позволит сохранить только необходимые требования и тем самым добиться предсказуемости, законности и пропорциональности в отношении работы граждан и предпринимателей.