Профессор СПбГУ Татьяна Попова: «Желающих изучать русский язык как иностранный много, это увлекательная специальность»

Этой осенью преподаватели СПбГУ при поддержке фонда «Русский мир» запустили телеграм-канал «Поговорим про РКИ (русский язык как иностранный)».

Присоединиться к ресурсу можно по ссылке.

Руководитель проекта, заведующая кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ профессор Татьяна Попова рассказала, как создавался канал, насколько русский язык востребован за рубежом и интересна ли профессия преподавателя русского языка как иностранного для молодежи.

Кем и когда создавался телеграм-канал «Поговорим про РКИ»?

Телеграм-канал «Поговорим про РКИ» был создан группой преподавателей кафедры РКИ и методики его преподавания СПбГУ. Проект был поддержан фондом «Русский мир». Он существует около месяца, и у нас уже 300 подписчиков, при этом их количество ежедневно растет.

Цель проекта — профессиональное общение преподавателей русского языка как иностранного в России и за рубежом. Есть ли уже сейчас у канала иностранная аудитория? Кого еще вы бы хотели привлечь к каналу?

Уже сейчас, насколько мы можем судить по именам, у нас есть иностранные подписчики из Европы, Азии и Америки. Наши подкасты слушают в Мексике, Вьетнаме, Турции, Италии, Азербайджане и в других странах. Канал открыт для всех, кто имеет отношение к преподаванию русского языка как иностранного, — это и учителя школ, и преподаватели вузов и курсов, и воспитатели билингвальных детских садов, и индивидуальные преподаватели. Словом, все, кто имеет профессиональный интерес в области преподавания РКИ.

Канал интересен и студентам, будущим преподавателям РКИ. Им будут полезны рубрики про учебники, технологии обучения иностранцев русскому языку — мы даем пошаговые рекомендации о введении грамматических тем, про онлайн-курсы и интернет-ресурсы, которые можно использовать в уроке.

Каждую неделю в канале выходят подкасты. Как вы ищете экспертов и выбираете темы выпусков?

Герои подкастов — наши коллеги-профессионалы, российские и зарубежные, которых мы хорошо знаем по конференциям, вебинарам, проектам, учебникам. Специально искать их не нужно.

Первые подкасты были посвящены одной большой теме — качествам преподавателя РКИ и тому, как эти качества развивать. Нашими экспертами были известные методисты: профессора СПбГУ Леонид Московкин и Нина Федотова. Подкаст с доцентом Ириной Гончар начал серию выпусков с авторами учебников. В подкасте с преподавателем Юлией Амлинской мы подняли тему организации курсового обучения русскому языку за рубежом. Планируем записать подкасты с ведущими зарубежными преподавателями.

В канале публиковались опросы о возрасте и работе читателей. Поделитесь результатами — каких преподавателей сейчас больше среди читателей?

Пока рано говорить о социологическом портрете нашего подписчика. Но по первому опросу это молодые преподаватели с опытом работы от трех до пяти лет, которые работают в вузе, и те, кто собирается преподавать РКИ. Это ожидаемые результаты. Конечно, в телеграм-канале больше молодежи.

Планируется ли реализация других проектов, направленных на популяризацию русского языка за рубежом?

Таких проектов много. У нас впереди юбилейный год — 70-летие первой кафедры русского языка как иностранного в СПбГУ. Мы планируем провести «Неделю РКИ» в СПбГУ в сентябре, где будут и круглые столы, и семинары, и конкурсы для студентов, и мастер-классы.

Можно ли оценить, насколько русский язык в настоящее время популярен для изучения иностранцами?

По данным Центра социологических исследований Минобрнауки, в 2018 году число изучающих русский язык в мире составило 38 миллионов человек. За годы пандемии это число не уменьшилось. Так, в этом году в СПбГУ было подано рекордное число заявлений от иностранных абитуриентов — 21 тысяча заявлений, студентами СПбГУ стали 1900 человек из 74 стран мира.

Существует ли в настоящее время нехватка преподавателей РКИ?

В годы пандемии приток иностранных обучающихся в вузы несколько сократился (это не коснулось, как я уже говорила, СПбГУ, где наблюдается рост числа иностранных обучающихся). Конечно, это сказалось на занятости преподавателей РКИ в некоторых вузах. Сейчас ситуация стабилизируется и можно ожидать рост востребованности преподавателей русского как иностранного. Мы ежегодно выпускаем порядка 20 специалистов в области РКИ, и всегда их ждут в университетах города.

Насколько студенты заинтересованы в РКИ? Много ли ребят хотят поступить на это направление в СПбГУ?

Программы РКИ в СПбГУ востребованы. В Университете реализуется программа бакалавриата «Русский язык как иностранный», на которую принимаются от 5 до 10 российских абитуриентов и 40–50 иностранных абитуриентов, и программа магистратуры «Русский язык и русская культура в аспекте РКИ», на которой обучаются ежегодно 20 российских и 60–70 иностранных учащихся. В этом году у нас большой прием в аспирантуру — 26 человек. Желающих получить профессию преподавателя РКИ много. Это увлекательная специальность.