Как СПбГУ помогает иностранцам освоить русский язык
За последние годы интерес к изучению русского языка в мире заметно вырос: все больше школьников и студентов из самых разных стран принимают участие в международных олимпиадах, становятся слушателями «Онлайн-школы СПбГУ», а затем и абитуриентами Санкт-Петербургского университета.
О том, как развивается Центр дополнительных образовательных программ по направлению «Русский язык как иностранный» СПбГУ, чтобы соответствовать требованиям времени и помогать людям осваивать один из самых сложных языков мира, рассказала его директор Ольга Попова.
Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных проектах, которые вы запустили за последние несколько лет.
Центр дополнительных образовательных программ развивается так быстро, что перечислить все его достижения непросто: это и разработка и реализация новых программ для иностранцев, и открытие новых курсов повышения квалификации для преподавателей РКИ, и издание новых учебно-методических пособий, и научная работа, включающая в себя проведение методических семинаров. Поэтому я позволю себе остановиться только на некоторых из них.
За последние два года были открыты такие программы, как «Школа русского языка как иностранного в сфере туризма», «Русский язык как иностранный для студентов, говорящих на английском языке» и авторский курс профессора СПбГУ Андрея Степанова, посвященный современной русской литературе. А недавно мы зарегистрировали зимнюю школу, которая вызвала большой интерес наших партнеров. Ее учебная и культурная программа позволит усовершенствовать разговорный русский язык и погрузиться в атмосферу русской зимы. Практические занятия будут проходить в разнообразных интерактивных формах ― перевернутый класс, ролевая игра, запуск мини-проектов с использованием мультимедийного оборудования. Первые заявки на участие уже начали поступать.
Подробнее о программе «Русский язык как иностранный. Основной курс» вы можете прочитать в материале на сайте СПбГУ.
Должна отметить, что самой популярной программой на сегодняшний день все же остается «Русский язык как иностранный. Основной курс». Она реализуется более пяти лет и не сдает своих позиций: именно на нее записывается самое большое количество обучающихся. Программа имеет уникальное модульное строение, что позволяет производить набор обучающихся круглый год. Поступить на нее могут слушатели всех уровней — от тех, кто никогда не изучал русский язык (А1), до продвинутых иностранных обучающихся (С1).
Программа «Русский язык как иностранный. Основной курс» постоянно продолжает совершенствоваться. Недавно в издательстве СПбГУ вышло первое учебное пособие из серии «Я читаю по-русски», разработанное кандидатом филологических наук Галиной Юдиной в соответствии с рабочей программой учебного модуля В1. Выполняя задания по текстам о жизни современной России, читатели смогут обучиться разным видам чтения и сформировать умение интерпретировать изложенную информацию. Сейчас к выпуску готовятся книги для слушателей уровней В1-2 и В1-3, а следующими пособиями, которые планируется издать, станут учебники по аудированию и грамматике.
В этом году во всем мире вырос интерес к изучению русского языка. Повлияло ли это на количество слушателей центра?
Действительно, мы замечаем этот интерес по количеству вопросов от иностранных граждан, которые приходят на нашу корпоративную почту. К нашим обучающимся из Китая, Японии, Кореи, Италии и других уже привычных стран присоединились ребята из Сингапура, Бангладеш, Шри-Ланки, Мексики, а также Перу, Аргентины и Бразилии. Однако я не могу сказать, что в этом году слушателей стало больше, возможно, даже наметился некоторый спад. Он вызван тем, что в сентябре иностранные обучающиеся еще надеялись, что границы вот-вот откроются и они смогут приехать учиться в СПбГУ. Тем не менее заявки на обучение по программе «Русский язык как иностранный. Основной курс» продолжают поступать. Каждую неделю мы открываем новые группы, и я думаю, что к концу учебного года общее количество слушателей будет не меньше, чем в предыдущие годы (ежегодно на наших дополнительных программах обучаются более тысячи человек). На сегодняшний день понятно, что в связи с пандемией онлайн-обучение останется с нами надолго, поэтому желающих освоить ДОП по русскому как иностранному в удаленном режиме может стать еще больше.
Сейчас обучение по всем программам по русскому языку для иностранных граждан проходит в дистанционном формате. Использовался ли он в Центре ДОП РКИ до начала пандемии?
Иностранные обучающиеся всегда стремились приехать в Санкт-Петербург, поскольку многим нравится и наш город, и прославленный Университет, и возможность погрузиться в языковую среду, тем более что на наших программах используется беспереводная методика обучения русскому языку без языка-посредника. Однако я могу заметить, что наши преподаватели и ранее пользовались дистанционным форматом. В 2014 году для тех, кто только начинает изучать русский язык, был разработан электронный учебник «Успех+». Таким образом, онлайн-обучение давно используется для организации самостоятельной работы во внеучебное время, а также для выполнения домашних заданий.
С какими сложностями вы столкнулись в процессе перехода в онлайн-формат? Какими преимуществами, на ваш взгляд, он обладает?
Конечно, этот год был особенным из-за пандемии коронавирусной инфекции, и весной, когда только объявили о переходе на дистанционное обучение, нам пришлось очень непросто, поскольку сделать это потребовалось едва ли не за один день. Первоначально трудности носили в основном технический характер: преподавателям и слушателям было необходимо очень быстро овладеть программами Zoom и MS Teams, с которыми многие до этого не сталкивались, а у кого-то был медленный интернет. Кроме того, при составлении расписания нужно было учитывать значительную разницу во времени между Россией и некоторыми странами. Примерно за неделю нам удалось решить большинство проблем. Мы быстро включились, обучили наших преподавателей, и на сегодняшний день я могу с уверенностью сказать, что все эти сложности преодолены.
Забыть о слове «невозможно»: как перейти на дистанционное обучение за считанные дни
У дистанционного образования есть, несомненно, и определенные преимущества: это и возможность охватить более широкую аудиторию из разных уголков света, и большая свобода творчества, и применение разнообразных электронных ресурсов, и обучение людей с ограниченными возможностями.
В конце ноября стартовали первые онлайн-занятия Методического клуба, участниками которого стали студенты СПбГУ и Цюрихского университета. Когда и в связи с чем появилась идея его создания?
Методический клуб работает в Университете уже второй год, руководит им доцент СПбГУ Наталья Афанасьева (кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания). Основная цель клуба ― предоставить студентам, будущим преподавателям РКИ, возможность дополнительной педагогической практики. А для иностранных студентов, которые обучаются за рубежом, он интересен тем, что здесь они могут развить свои разговорные навыки. Мы заранее информируем партнеров о возможности стать участниками Методического клуба, а они через сайты вузов и соцсети приглашают своих студентов.
Хотела бы заметить, что в период пандемии работа клуба стала еще более интенсивной и ребята посещают его с удовольствием. Все настолько соскучились по общению, что приглашение даже на виртуальные встречи вызывает отклик и большой интерес иностранных обучающихся. На последнем занятии студенты СПбГУ и Цюрихского университета, нашего давнего партнера, обсуждали актуальную сегодня тему здоровья и смогли получить дополнительные разговорные навыки.