Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного
45.04.02На русском языке
Реализуется по модели «два диплома»
Уровень обучения Магистратура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 2 года
Направление Языкознание и литературоведение
- Русский язык — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
- Основная образовательная программа магистратуры «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного» предполагает подготовку специалистов в области преподавания русского языка как иностранного. Подготовка осуществляется в рамках трех направлений: лингвокультурологического, текстового (анализ и интерпретация) и функционально-семантического.
- В процессе обучения обучающиеся изучают особенности проявления национальной культуры в функционировании языка, овладевают навыками анализа текста; в процессе обобщения взглядов различных исследователей на ту или иную проблему приобретают навыки выявления тенденций в изучении языковых явлений разных уровней, анализа языкового материала под тем или иным углом зрения, а также применения современных подходов к анализу и интерпретации языковых явлений в практике русского языка как иностранного
-
Реализуется совместно с Ферганским государственным университетом (Узбекистан) в формате 1+1 (1 год обучение в СПбГУ, 1 год обучение в ФГУ). Выпускник получает 2 диплома: диплом Санкт-Петербургского государсвтенного университета и диплом Ферганского государственного университета
Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:
- Психолингвистика
- Нейролингвистика
- Межкультурная коммуникация и перевод
- Лексикология английского языка
- Теоретическая грамматика английского литература
- Японский язык
- История русской литературы Золотого века
- История литературы Серебряного века
- Современная русская литература
- Деловой английский язык
- Business Russian Communication (любой курс из специализации)
- Китайский язык для начинающих
- Китайский язык для начинающих (часть 2)
- Русский язык как иностранный (любой курс из специализации)
- Живые процессы в русской разговорной речи
- История русской письменности
- Язык современной публицистики
- Английский язык. Подготовка к кандидатскому экзамену
- Стилистика русского языка
- Академическое русское письмо
- Задачи и техника лингвистической экспертизы
- Государственный язык в России и за рубежом
- Язык современной рекламы и СМИ
- Латинский язык. Начальный курс
- Арабский язык. Вводный курс
- Арабский язык (часть 2)
- Персидский язык. Начальный разговорный курс
- Персидский язык. Начальный разговорный курс. Часть 2
- Турецкий язык для начинающих
- Введение в литературоведение
- Русская литература XVIII века: пути развития и культурноисторический контекст
- История советской литературы
- Литература русского зарубежья
- Введение в китайскую иероглифику
- Корейский для начинающих
- Китайский язык для начинающих: основы фонетики
- Китайский язык: пять шагов к успеху (любой курс из специализации)
- Современные проблемы теории обучения иностранным языкам
- Лингводидактические основы тестирования
- Лингвокультурология
- Лингвистический анализ и интерпретация текста
- Современные лингвистические концепции в теории и практике РКИ
- Методология научного исследования в практической деятельности РКИ
- Национальная картина мира: формирование и история развитии
Элективы
- Методика преподавания русского языка как иностранного
- Лингвометодические основы разработки урока в рамках педагогической онлайн-практики порусскому языку как иностранному
- Художественный текст: принципы анализа
- Компьютерные технологии в лингвистических исследованиях
- Интернет-лингвистика: функционирование русского языка в виртуальной среде
- Цифровая культура: технологии и безопасность (ЭО)
- Язык эффективной коммуникации в цифровом обществе (онлайн-курс)
- Осуществляется углубленное изучение различных подходов к исследованию семантических и прагматических особенностей нарушений, допускаемых иностранцами в устной и письменной речи на русском языке, что позволяет выпускникам программы в дальнейшем самостоятельно разрабатывать методики описания русского языка как иностранного для практических целей
- Учащиеся приобретают знания о лингвокультурологических особенностях русского языка: ценностных доминантах национального языкового сознания, национальной специфике речевого поведения русских, русской паремиологии, символе и метафоре в русском языке
- В процессе обучения ставятся задачи познакомить учащихся с приёмами анализа и интерпретации разных жанров художественного текста на русском языке, поэтикой литературных направлений и авторских индивидуальных стилей, а также особенностями письменной и устной форм письменной речи (на материале современных российских СМИ), научить анализировать особенности воспринимаемости текста
- В процессе подготовки будущих специалистов-иностранцев формируется высокий уровень владения русским языком, позволяющий решать коммуникативные задачи в сфере профессионального общения. Значительное внимание уделяется повышению уровня владения иностранными языками, что позволит решать коммуникативные задачи в сфере профессионального общения
- Выпускник владеет навыками использования делового русского языка, публичной устной и письменной речи, понимает значение русского языка как государственного
- Выпускник владеет английским языком на уровне, сопоставимом с В2 CEFR
- Иностранный обучающийся может изучать русский язык как иностранный вместо английского; в этом случае выпускник владеет русским на уровне, сопоставимом с ТРКИ-3
- К. А. Рогова — доктор филологических наук, профессор, почетный профессор СПбГУ, член правления РОПРЯЛ, главный редактор журнала «Мир русского слова»
- Е. И. Зиновьева — доктор филологических наук, профессор, участник Международного фразеологического семинара под руководством профессора В. М. Мокиенко при Межкафедральном словарном кабинете имени профессора Б. А. Ларина филологического факультета СПбГУ, входит в авторский коллектив Словаря обиходного русского языка Московской Руси
XVI-XVII веков - Н. А Любимова — доктор филологических наук, профессор. Автор около 200 научных работ, в том числе монографий, учебников и учебных пособий
- Л. В. Московкин — доктор педагогических наук, профессор. Автор более 200 учебных и научных трудов, среди которых «Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному» и «Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного»
- Т. И. Попова — доктор филологических наук, профессор. Специалист в области анализа речевого поведения в различных сферах общения. Под ее руководством создан онлайн-курс «Русский как иностранный» на платформе Coursera. Имеет более 150 опубликованных научных и научно-методических работ
- Н. Л. Федотова — доктор педагогических наук, профессор. Имеет более 70 опубликованных научных и научно-методических работ
- Цукубский университет (Япония)
- Университет Хельсинки (Финляндия)
- Барселонский университет(Испания)
- Карлов университет (Чехия)
-
Краковский педагогический университет (Польша)
-
Ферганский государственный университет (Узбекистан)
- Функционально-семантические особенности языковой системы
- Лингвокультурология
- Текст: анализ и интерпретаци
Места прохождения практик
- практика в СПбГУ с активным уроком (траектория 1)
- практика в СПбГУ с защитой конспекта урока (траектория 2)
- практика в издательстве «Златоуст» с разработкой и апробацией интерактивного обучающего видеоконтента (траектория 3)
- практика в СПбГУ в форме peer-to-peer (траектория 4)
- практика в СПбГУ с проведением урока-экскурсии (траектория 5)
Перечень ключевых профессий
Выпускники могут работать преподавателями русского языка как иностранного, научными сотрудниками библиотек, научными сотрудниками в Институте лингвистических исследований, на радио и телевидении, в бизнес-центрах, связанных с приемом и обеспечением деятельности иностранных граждан (научной, деловой, туристической, культурно-просветительской) в средних и высших учебных заведениях. При наличии сертификата об обучении на дополнительной образовательной программе «Лингводидактическое тестирование» — тестором по русскому языку как иностранному
Организации, в которых работают выпускники
- Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
- Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
- Михайловская артиллерийская академия
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Петербургский государственный университет путей сообщения
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет»
- Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Державинский институт»
- другие учебные заведения