Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного

45.04.02На русском языке

Два диплома Реализуется по модели «два диплома»

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Вступительные испытания
  • Русский язык — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
Описание программы
  • Основная образовательная программа магистратуры «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного» предоставляет обучающимся уникальную возможность не только получить широкие знания в области лингвистики, изучения русского языка, но и в области изучения  русского языка как иностранного, методики его преподавания, в области изучения культурологии, межкультурной коммуникации, русской культуры
  • В процессе обучения у учащихся на основе глубоких теоретических знаний по изучению лингвистики текста, лексики, синтаксиса и других областей изучения русского языка, методики, культурологии, истории, страноведения будут сформированы компетенции, необходимые для специалиста в области межкультурного и межъязыкового взаимодействия, для преподавателя  русского языка как иностранного
Зачет онлайн-курсов

Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:

Основные учебные курсы
  • Современные проблемы теории обучения иностранным языкам
  • Лингводидактические основы тестирования
  • Лингвокультурология
  • Лингвистический анализ и интерпретация текста
  • Современные лингвистические концепции в теории и практике РКИ
  • Методология научного исследования в практической деятельности РКИ
  • Национальная картина мира: формирование и история развитии
Элективы
  • Методика преподавания русского языка как иностранного
  • Лингвометодические основы разработки урока в рамках педагогической онлайн-практики порусскому языку как иностранному
  • Художественный текст: принципы анализа
  • Компьютерные технологии в лингвистических исследованиях
  • Интернет-лингвистика: функционирование русского языка в виртуальной среде
  • Цифровая культура: технологии и безопасность (ЭО)
  • Язык эффективной коммуникации в цифровом обществе (онлайн-курс)
Преимущества обучения
  • Осуществляется углубленное изучение различных подходов к исследованию семантических и прагматических особенностей нарушений, допускаемых иностранцами в устной и письменной речи на русском языке, что позволяет выпускникам программы в дальнейшем самостоятельно разрабатывать методики описания русского языка как иностранного для практических целей
  • Учащиеся приобретают знания о лингвокультурологических особенностях русского языка: ценностных доминантах национального языкового сознания, национальной специфике речевого поведения русских, русской паремиологии, символе и метафоре в русском языке
  • В процессе обучения ставятся задачи познакомить учащихся с приёмами анализа и интерпретации разных жанров художественного текста на русском языке, поэтикой литературных направлений и авторских индивидуальных стилей, а также особенностями письменной и устной форм письменной речи (на материале современных российских СМИ), научить анализировать особенности воспринимаемости текста
  • В процессе подготовки будущих специалистов-иностранцев формируется высокий уровень владения русским языком, позволяющий решать коммуникативные задачи в сфере профессионального общения. Значительное внимание уделяется повышению уровня владения иностранными языками, что позволит решать коммуникативные задачи в сфере профессионального общения
  • Выпускник владеет навыками использования делового русского языка, публичной устной и письменной речи, понимает значение русского языка как государственного
  • Выпускник владеет английским языком на уровне, сопоставимом с В2 CEFR
  • Иностранный обучающийся может изучать русский язык как иностранный вместо английского; в этом случае выпускник владеет русским на уровне, сопоставимом с ТРКИ-3
Известные преподаватели
  • К. А. Рогова — доктор филологических наук, профессор, почетный профессор СПбГУ, член правления РОПРЯЛ, главный редактор журнала «Мир русского слова»
  • Е. И. Зиновьева — доктор филологических наук, профессор, участник Международного фразеологического семинара под руководством профессора В. М. Мокиенко при Межкафедральном словарном кабинете имени профессора Б. А. Ларина филологического факультета СПбГУ, входит в авторский коллектив Словаря обиходного русского языка Московской Руси XVI-XVII веков
  • Н. А Любимова — доктор филологических наук, профессор. Автор около 200 научных работ, в том числе монографий, учебников и учебных пособий
  • Л. В. Московкин — доктор педагогических наук, профессор. Автор более 200 учебных и научных трудов, среди которых «Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному» и «Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного»
  • Т. И. Попова — доктор филологических наук, профессор. Специалист в области анализа речевого поведения в различных сферах общения. Под ее руководством создан онлайн-курс «Русский как иностранный» на платформе Coursera. Имеет более 150 опубликованных научных и научно-методических работ
  • Н. Л. Федотова — доктор педагогических наук, профессор. Имеет более 70 опубликованных научных и научно-методических работ
Международные связи
  • Цукубский университет (Япония)
  • Университет Хельсинки (Финляндия)
  • Барселонский университет(Испания)
  • Карлов университет (Чехия)
  • Краковский педагогический университет (Польша)

Основные направления исследований
  • Функционально-семантические особенности языковой системы
  • Лингвокультурология
  •  Текст: анализ и интерпретаци
Практика и будущая карьера
Места прохождения практик
  • практика в СПбГУ с активным уроком (траектория 1)
  • практика в СПбГУ с защитой конспекта урока (траектория 2)
  • практика в издательстве «Златоуст» с разработкой и апробацией интерактивного обучающего видеоконтента (траектория 3)
  • практика в СПбГУ в форме peer-to-peer (траектория 4)
  • практика в СПбГУ с проведением урока-экскурсии (траектория 5)
Перечень ключевых профессий

Выпускники могут работать преподавателями русского языка как иностранного, научными сотрудниками библиотек, научными сотрудниками в Институте лингвистических исследований, на радио и телевидении, в бизнес-центрах, связанных с приемом и обеспечением деятельности иностранных граждан (научной, деловой, туристической, культурно-просветительской) в средних и высших учебных заведениях. При наличии сертификата об обучении на дополнительной образовательной программе «Лингводидактическое тестирование» — тестором по русскому языку как иностранному

Организации, в которых работают выпускники
  • Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
  • Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
  • Михайловская артиллерийская академия
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  • Петербургский государственный университет путей сообщения
  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
  • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет»
  • Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Державинский институт»
  • другие учебные заведения