Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного

45.04.02На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Профили подготовки
  • Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного
Вступительные испытания
  • Анализ и интепретация текста в аспекте РКИ — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
  • Анализ и интепретация текста в аспекте РКИ — конкурс документов (портфолио)* (для иностранных граждан)

*При оценке портфолио за наличие результата тестирования по русскому языку как иностранному (не ниже ТРКИ–2) начисляется пять баллов

Основные учебные курсы
  • Современные проблемы теории обучения иностранным языкам
  • Лингводидактические основы тестирования
  • Лингвокультурология
  • Лингвистический анализ и интерпретация текста
  • Современные лингвистические концепции в теории и практике РКИ
  • Методология научного исследования в практической деятельности РКИ
  • Национальная картина мира: формирование и история развития
Преимущества образования
  • Осуществляется углублённое изучение различных подходов к исследованию семантических и прагматических особенностей нарушений, допускаемых иностранцами в устной и письменной речи на русском языке, что позволяет выпускникам программы в дальнейшем самостоятельно разрабатывать методики описания русского языка как иностранного для практических целей
  • Учащиеся приобретают знания о лингвокультурологических особенностях русского языка: ценностных доминантах национального языкового сознания, национальной специфике речевого поведения русских, русской паремиологии, символе и метафоре в русском языке
  • В процессе обучения ставятся задачи познакомить учащихся с приёмами анализа и интерпретации разных жанров художественного текста на русском языке, поэтикой литературных направлений и авторских индивидуальных стилей, а также особенностями письменной и устной форм письменной речи (на материале современных российских СМИ), научить анализировать особенности воспринимаемости текста
  • В процессе подготовки будущих специалистов-иностранцев формируется высокий уровень владения русским языком, позволяющий решать коммуникативные задачи в сфере профессионального общения. Значительное внимание уделяется повышению уровня владения иностранными языками, что позволит решать коммуникативные задачи в сфере профессионального общения
  • Выпускник владеет навыками использования делового русского языка, публичной устной и письменной речи, понимает значение русского языка как государственного
  • Выпускник владеет английским языком на уровне, сопоставимом с В2 CEFR
  • Иностранный обучающийся может изучать русский язык как иностранный вместо английского; в этом случае выпускник владеет русским на уровне, сопоставимом с ТРКИ–3
Известные преподаватели
  • Ю. Е. Прохоров — доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Филологические науки. Научные доклады высшей школы», член редакционной коллегии журнала «Мир русского слова», член редакционной коллегии серии «Стилистическое наследие», член Совета при президенте Российской Федерации по русскому языку, председатель Координационного совета преподавателей русского языка и литературы высшей школы
  • К. А. Рогова — доктор филологических наук, профессор, почетный профессор СПбГУ, член правления РОПРЯЛ, главный редактор журнала «Мир русского слова»
  • В. П. Казаков — доктор филологических наук, профессор
Основные направления исследований
  • Функционально-семантические особенности языковой системы
  • Лингвокультурология
  • Текст: анализ и интерпретация
Будущая карьера

Выпускники могут работать преподавателями русского языка как иностранного, научными сотрудниками библиотек, научными сотрудниками в Институте лингвистических исследований, на радио и телевидении, в бизнес-центрах, связанных с приёмом и обеспечением деятельности иностранных граждан (научной, деловой, туристической, культурно-просветительской) в средних и высших учебных заведениях. При наличии сертификата об обучении на дополнительной образовательной программе «Лингводидактическое тестирование» — тестором по русскому языку как иностранному.

Организации, в которых работают выпускники
  • Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
  • Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
  • Михайловская артиллерийская академия
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  • Петербургский государственный университет путей сообщения
  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
  • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет»
  • Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Державинский институт»