Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного
45.04.02На русском языке
Уровень обучения Магистратура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 2 года
- Русский язык — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
Основная образовательная программа магистратуры «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного» предполагает подготовку специалистов в области преподавания русского языка как иностранного. Подготовка осуществляется в рамках трех направлений: лингвокультурологического, текстового (анализ и интерпретация) и функционально-семантического. В процессе обучения обучающиеся изучают особенности проявления национальной культуры в функционировании языка, овладевают навыками анализа текста; в процессе обобщения взглядов различных исследователей на ту или иную проблему приобретают навыки выявления тенденций в изучении языковых явлений разных уровней, анализа языкового материала под тем или иным углом зрения, а также применения современных подходов к анализу и интерпретации языковых явлений в практике русского языка как иностранного
Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:
- Психолингвистика
- Живые процессы в русской разговорной речи
- История русской письменности
- Язык современной рекламы и СМИ
- Язык современной публицистики
- Китайский язык для начинающих
- Русский язык как иностранный (любой курс из специализации)
- Английский язык. Подготовка к кандидатскому экзамену
- Стилистика русского языка
- Академическое русское письмо
- Задачи и техника лингвистической экспертизы
- Русский язык как государственный язык в РФ
- Латинский язык. Начальный курс
- Введение в литературоведение
- Арабский язык. Вводный курс, Арабский язык. Часть 2
- Японский язык. Начальный уровень
- Персидский. Начальный разговорный курс
- Персидский язык. Разговорный курс. Часть 2
- Введение в китайскую иероглифику
- Межкультурная коммуникация и перевод
- Страноведение Великобритании и США
- Современная русская литература
- История русской литературы Золотого века
- Нейролингвистика
- Введение в теорию перевода
- История английской литературы
- Теоретическая грамматика английского языка
- Турецкий язык для начинающих
- История литературы Серебряного века
- Русская литература XVIII века: пути развития и культурноисторический контекст
- История русской литературы 2 половины XIX века
- История советской литературы
- Литература русского зарубежья
- Современные проблемы теории обучения иностранным языкам
- Лингводидактические основы тестирования
- Лингвокультурология
- Лингвистический анализ и интерпретация текста
- Современные лингвистические концепции в теории и практике РКИ
- Методология научного исследования в практической деятельности РКИ
- Национальная картина мира: формирование и история развитии
Элективы
- Методика преподавания русского языка как иностранного
- Лингвометодические основы разработки урока в рамках педагогической онлайн-практики порусскому языку как иностранному
- Художественный текст: принципы анализа
- Компьютерные технологии в лингвистических исследованиях
- Интернет-лингвистика: функционирование русского языка в виртуальной среде
- Цифровая культура: технологии и безопасность (ЭО)
- Язык эффективной коммуникации в цифровом обществе (онлайн-курс)
- Осуществляется углубленное изучение различных подходов к исследованию семантических и прагматических особенностей нарушений, допускаемых иностранцами в устной и письменной речи на русском языке, что позволяет выпускникам программы в дальнейшем самостоятельно разрабатывать методики описания русского языка как иностранного для практических целей
- Учащиеся приобретают знания о лингвокультурологических особенностях русского языка: ценностных доминантах национального языкового сознания, национальной специфике речевого поведения русских, русской паремиологии, символе и метафоре в русском языке
- В процессе обучения ставятся задачи познакомить учащихся с приёмами анализа и интерпретации разных жанров художественного текста на русском языке, поэтикой литературных направлений и авторских индивидуальных стилей, а также особенностями письменной и устной форм письменной речи (на материале современных российских СМИ), научить анализировать особенности воспринимаемости текста
- В процессе подготовки будущих специалистов-иностранцев формируется высокий уровень владения русским языком, позволяющий решать коммуникативные задачи в сфере профессионального общения. Значительное внимание уделяется повышению уровня владения иностранными языками, что позволит решать коммуникативные задачи в сфере профессионального общения
- Выпускник владеет навыками использования делового русского языка, публичной устной и письменной речи, понимает значение русского языка как государственного
- Выпускник владеет английским языком на уровне, сопоставимом с В2 CEFR
- Иностранный обучающийся может изучать русский язык как иностранный вместо английского; в этом случае выпускник владеет русским на уровне, сопоставимом с ТРКИ-3
- Ю. Е. Прохоров — доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Филологические науки. Научные доклады высшей школы», член редакционной коллегии журнала «Мир русского слова», член редакционной коллегии серии «Стилистическое наследие», член Совета при президенте Российской Федерации по русскому языку, председатель Координационного совета преподавателей русского языка и литературы высшей школы
- К. А. Рогова — доктор филологических наук, профессор, почетный профессор СПбГУ, член правления РОПРЯЛ, главный редактор журнала «Мир русского слова»
- Е. И. Зиновьева — доктор филологических наук, профессор, участник Международного фразеологического семинара под руководством профессора В. М. Мокиенко при Межкафедральном словарном кабинете имени профессора Б. А. Ларина филологического факультета СПбГУ, входит в авторский коллектив Словаря обиходного русского языка Московской Руси
XVI-XVII веков - Н. А Любимова — доктор филологических наук, профессор. Автор около 200 научных работ, в том числе монографий, учебников и учебных пособий
- Л. В. Московкин — доктор педагогических наук, профессор. Автор более 200 учебных и научных трудов, среди которых «Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному» и «Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного»
- Т. И. Попова — доктор филологических наук, профессор. Специалист в области анализа речевого поведения в различных сферах общения. Под ее руководством создан онлайн-курс «Русский как иностранный» на платформе Coursera. Имеет более 150 опубликованных научных и научно-методических работ
- Н. Л. Федотова — доктор педагогических наук, профессор. Имеет более 70 опубликованных научных и научно-методических работ
- Цукубский университет (Япония)
- Университет Хельсинки (Финляндия)
- Барселонский университет(Испания)
- Карлов университет (Чехия)
- Функционально-семантические особенности языковой системы
- Лингвокультурология
- Текст: анализ и интерпретация
Обучение предполагает прохождение следующих практик
- Издательство «Златоуст»
Перечень ключевых профессий
Выпускники могут работать преподавателями русского языка как иностранного, научными сотрудниками библиотек, научными сотрудниками в Институте лингвистических исследований, на радио и телевидении, в бизнес-центрах, связанных с приемом и обеспечением деятельности иностранных граждан (научной, деловой, туристической, культурно-просветительской) в средних и высших учебных заведениях. При наличии сертификата об обучении на дополнительной образовательной программе «Лингводидактическое тестирование» — тестором по русскому языку как иностранному.
Организации, в которых работают выпускники
- Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
- Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
- Михайловская артиллерийская академия
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Петербургский государственный университет путей сообщения
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет»
- Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Державинский институт»