«Студенты становятся послами русского языка и культуры»: в СПбГУ стартовали Дни русского языка как иностранного
В сентябре 2022 года в СПбГУ отметили 70-летие образования кафедр, преподающих русский язык как иностранный. В честь этого события Университет впервые проводит масштабное научное мероприятие: в течение восьми дней будут проводиться круглые столы, презентации проектов, дебаты и заседание экспертов.
На открытии с приветственным словом выступил декан филологического факультета СПбГУ доцент Михаил Корышев. «Я думаю, что подберу правильный эпитет, если скажу, что кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания — одна из самых красивых на нашем факультете. На ней всегда делаются самые большие, самые красивые и самые нужные дела. Она очень хорошо учит множество студентов, благодаря ей с русским языком, культурой и литературой знакомятся наши иностранные студенты, которые дальше становятся послами русского языка и культуры по всему миру», — убежден он.
Ознакомиться с программой Дней русского языка как иностранного в СПбГУ и узнать подробности о мероприятии можно здесь.
Профессор СПбГУ Леонид Московкин (кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания) в своем выступлении рассказал о разнообразии событий, подготовленных для универсантов и их коллег. «Дни русского языка как иностранного включают в себя совершенно разные по своему характеру мероприятия. Это и круглые столы по актуальным проблемам преподавания русского языка как иностранного, это дискуссии, дебаты по вопросам, которые интересуют преподавателей (в частности, связанные с научной работой), это видеопрезентации и видеоэкскурсии. Идея состоит в том, чтобы представить разные форматы нашего общения. И в этом, наверное, заключается главная особенность нашего мероприятия», — считает профессор Леонид Московкин.
Участникам мероприятия было зачитано приветствие декана филологического факультета РУДН Виктора Барабаша. Он высоко оценил работу, ведущуюся в СПбГУ.
Ваши выпускники трудятся практически во всех странах нашей планеты. Научные исследования, в том числе методики преподавания РКИ, учебники, учебно-методические пособия вашего университета широко известны не только в высших учебных заведениях нашей страны, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Декан филологического факультета РУДН Виктор Барабаш
После открытия состоялся круглый стол «Язык специальности: учим языку или предмету?». На нем, помимо прочих, выступили представители Университета: так, научный руководитель Подготовительного отделения СПбГУ доцент Наталья Буре (кафедра русского языка для гуманитарных и естественных факультетов) выступила с докладом «Принципы предметно-языковой интеграции как основа создания учебников по языку специальности».
На международной книжной ярмарке в Тунисе прошел День русской литературы
В ходе доклада Наталья Буре затронула некоторые аспекты предметно-языковой интеграции при обучении на подготовительном отделении для иностранных граждан СПбГУ. Она подробно рассказала о работе с пособием «Введение в язык специальности. Химия. Биология. Анатомия», которое может использоваться для предвузовской подготовки учащимися, осваивающими русский язык на уровне B1. Информацию о пособии можно будет найти на сайте Издательства СПбГУ.
Каждая из частей издания («Химия», «Биология» и «Анатомия») включает в себя пять адаптированных научных текстов по наиболее важным темам дисциплины. В ходе работы учащиеся знакомятся с основными понятиями и базовой профессиональной лексикой, а также с грамматическими конструкциями научного стиля речи. Студенты не только читают тексты, но и отвечают на вопросы по содержанию, выполняют задания и расширяют свой кругозор с помощью раздела «Это интересно».
В заключение доклада Наталья Буре показала запись с занятия, в ходе которого студенты работают с пособием.
Логичным продолжением темы стал доклад специалиста Центра языкового тестирования СПбГУ Ирины Ильичевой. Она рассказала о разработанном в Университете тесте, который учащиеся могут сдавать в рамках курса по русскому языку как иностранному, ориентированного на изучение химии, биологии и анатомии. Тест включает в себя три части: «Лексика. Грамматика», «Чтение» и «Письмо». Его цель — комплексная проверка знаний по трем дисциплинам. Несмотря на то, что тест создавался для проверки знаний после прохождения определенного курса, он является достаточно универсальным и может использоваться преподавателями, чьи студенты занимаются естественно-научными дисциплинами.
В рамках круглого стола свои доклады представили также исследователи из других российских университетов. Так, профессор МГУ Марина Сидорова рассказала о когнитивном и коммуникативном смысле обучения языку специальности; доценты Санкт-Петербургского горного университета Наталья Потапова и Елена Корнилова поделились опытом профессионально-ориентированного обучения РКИ в своем вузе; доклад доцентов Российского государственного гидрометеорологического университета Марины Ляпидовской и Елены Николаевой был посвящен профессиональным компетенциям в области экологии и метеорологии в аспекте изучения русского языка как иностранного.