Главный методист ЦЯТ СПбГУ рассказала о тестах для детей-инофонов из российских школ
В пресс-центре ТАСС эксперты обсудили проблемы и перспективы развития проектов по обучению детей-мигрантов русскому языку. В мероприятии приняла участие главный методист Центра языкового тестирования СПбГУ Ирина Ильичева.
Она обратила внимание слушателей на то, что, по мнению эксперта, основная проблема в области обучения детей-инофонов русскому языку — это отсутствие нормативной базы, которая позволила бы организовать их инклюзивное обучение и на которую могли бы опираться директора школ, учителя, родители и специалисты, которые разрабатывают методические пособия и языковые тестирования. В настоящее время организации, которые взаимодействуют с этими аудиториями, работают стихийно, им не хватает упорядоченности.
Ирина Ильичева также рассказала о проектах в области тестирования по русскому языку как иностранному для детей, которые реализуются специалистами Университета.
Мы разработали языковые тесты: распределительный, промежуточный и итоговый. Дело в том, что учителям бывает сложно определить уровень ребенка: есть ребята, которые умеют читать, говорят и пишут, есть те, которые не умеют читать и писать, но при этом говорят, а есть те, кто ничего не умеет на этапе зачисления в школу.
Главный методист Центра языкового тестирования СПбГУ Ирина Ильичева
Ирина Ильичева объяснила, что в период тестирования и зачисления в школу могут возникнуть этические проблемы: 15-летних детей нельзя зачислять в начальную школу (это крайне болезненная для ребенка ситуация), а бывают случаи, когда по уровню владения языком некоторые подростки дотягивают лишь до первоклассников.
Говоря подробнее об опыте Центра языкового тестирования СПбГУ в разработке тестов, его главный методист отметила, что подобная диагностика проверяет именно речевую компетенцию. «Когда мы разрабатывали распределительный тест, мы ориентировались на то, что нам нужно понять уровень владения языком: насколько ребенок будет готов учиться на русском языке в общеобразовательной школе», — пояснила Ирина Ильичева.
Центр языкового тестирования СПбГУ ведет работу не только в России, но и за ее пределами. Так, например, его главный методист рассказала о дополнительных образовательных программах для учителей общеобразовательных школ в Узбекистане.
Подобная деятельность, по ее мнению, является крайне важной, поскольку подготовка или переквалификация кадров осуществляется непосредственно в странах исхода мигрантов, приезжающих в Россию со своими детьми.
Подытоживая, она обратила внимание на важность работы с мигрантами по изучению русского языка: в процессе учебы они не просто овладевают коммуникативными навыками, но и проходят социокультурную адаптацию, которая позволяет им быстрее и проще влиться в российское общество.