Материалы ректорского совещания
- О приеме на основные образовательные программы
- Подготовка к новому учебному году
- Об организации практик
- День первокурсника СПбГУ — 2020
- О Концепции реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования
- Программа развития СПбГУ на 2021–2030 годы
- Итоги конкурса ПАО «Газпром нефть» «Лига вузов»
- Итоги конкурса на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития
- Об организации ремонтных работ в Университете
1. О приеме на основные образовательные программы
31 июля завершился прием документов и заявлений на программы аспирантуры. В этом году число абитуриентов выросло почти на 300 человек по сравнению с прошлым годом. На данный момент начался период проведения вступительных испытаний на программы аспирантуры.
До 15 августа продолжится прием документов на программы среднего профессионального образования (Медицинский колледж СПбГУ и Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии СПбГУ). По предварительным оценкам динамика количества поданных заявлений сопоставима с прошлогодними показателями (около 1000 абитуриентов).
18 августа завершится прием заявлений и документов у абитуриентов, поступающих исключительно по результатам единого государственного экзамена на бюджетные места, и 26 августа — на платную основу обучения. Ввиду смещения сроков проведения приема на программы бакалавриата / специалитета, обусловленного смещением сроков проведения единого государственного экзамена, проводить сравнительный анализ с прошлогодними показателями за этот период представляется нецелесообразным. Однако можно сказать, что на данный момент времени стать студентами Санкт-Петербургского университета хотят уже около 16 тысяч абитуриентов.
До 11 августа продолжится прием заявлений и документов на программы ординатуры. В настоящее время число абитуриентов превысило прошлогодние показатели на 200 человек.
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную поступило около сотни обращений от абитуриентов и их родителей по различным вопросам, связанным с приемом в Университет, а именно: работоспособность информационных систем, конкурс документов (портфолио), учет индивидуальных достижений, поступление победителей и призеров олимпиад школьников, подведение итогов вступительных испытаний в магистратуру и многим другим. По всем вопросам, поступающим в Виртуальную приемную, решения принимаются оперативно: если подтверждается обоснованность поступивших заявлений, по всем таким случаям принимаются положительные решения в отношении абитуриентов. При этом многие абитуриенты направляют в Виртуальную приемную повторные обращения с благодарностью и просьбой отозвать ранее поданное заявление, поскольку проблема уже решена. Такая обратная связь демонстрирует высокую степень эффективности Виртуальной приемной как способа коммуникации и быстрого решения возникающих у заявителей проблем.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 889 «Об особенностях порядка и критериев распределения организациям, осуществляющим образовательную деятельность, дополнительных контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2020 году» Министерством науки и высшего образования Российской Федерации было осуществлено распределение дополнительных контрольных цифр приема на 2020/21 учебный год по образовательным организациям высшего образования. Следует отметить, что при распределении данных дополнительных контрольных цифр приема Министерство науки и высшего образования Российской Федерации не запрашивало у Университета какой-либо заявки на предоставление дополнительных бюджетных мест. Решением Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Университету были выделены следующие дополнительные бюджетные места на 2020/21 учебный год: по трем программам ординатуры («Рентгенология» — одно место, «Инфекционные болезни» — два, «Онкология» — четыре), а также два места — на программу бакалавриата «Физическая культура и спорт». Для сравнения: Московскому государственному университету имени М. В. Ломоносова было выделено 17 дополнительных контрольных цифр приема на 2020/21 учебный год, при этом всего Министерство науки и высшего образования Российской Федерации распределило около 11 тысяч дополнительных бюджетных мест, большая часть которых была направлена в региональные образовательные организации высшего образования.
2. Подготовка к новому учебному году
31 июля министр науки и высшего образования В. Н. Фальков провел совещание ректоров вузов, во время которого он сообщил, что высшие учебные заведения страны начинают образовательный процесс 1 сентября в обычном формате, но с определенными ограничениями, связанными с требованиями по профилактике новой коронавирусной инфекции. Эти требования определены документом, утвержденным главным государственным санитарным врачом России 29 июля 2020 года, в котором определены рекомендации по профилактики COVID-19 в вузах. Это постановление регламентирует не только гигиенические мероприятия (уборка, проветривание), но и организацию всего учебного процесса.
Одним из главных требований является соблюдение масочного режима во время лекций, придерживаться которого должны все задействованные в учебном процессе лица. Смена одноразовых средств индивидуальной защиты должна происходить регулярно. Маску можно снимать в двух случаях: при проведении учебных занятий творческих направлений, а также преподавателям во время проведения лекций. Кроме этого, необходимо обеспечивать проветривание учебных помещений во время перерывов, а также проводить измерение температуры всех, кто заходит в здания Университета. Также не допускаются в здания вуза лица с признаками инфекционных заболеваний. В случае если эти признаки будут выявлены во время учебного процесса, незамедлительно будет вызвана бригада скорой помощи для госпитализации людей с признаками инфекционных заболеваний. После приезда в Россию иностранные студенты будут допускаться к учебному процессу, но только после четырнадцатидневного карантина и по результатам тестирования ПЦР.
Кроме того, к аудиторной работе не будут допускаться научно-педагогические работники старше 65 лет и научно-педагогические работники независимо от возраста с хроническими заболеваниями. Все требования, зафиксированные документом от 29 июля, будут неукоснительно соблюдаться и учитываться при составлении расписания на новый учебный год. Также Роспотребнадзор рекомендует (если есть такая возможность) закрепить за каждой учебной группой определенное помещение для проведения учебных занятий, принимать меры по минимизации общения студентов, предотвращать их массовое скопление вне аудиторных занятий.
Директорам и деканам дано поручение: подробно ознакомиться с данным документом и представить свои предложения по обеспечению этих требований к научно-образовательному процессу.
3. Об организации практик
На основании предложений директоров институтов и деканов факультетов издана новая редакция Приказа от 20.05.2020 № 4471/1 «О проведении практик в 2019/20 учебном году» (с последующими изменениями и дополнениями) (Приказ от 24.07.2020 № 6904/1). В связи с тем, что в настоящее время продолжают действовать определенные ограничения, связанные с новой коронавирусной инфекцией, выездные полевые практики СПбГУ перенесены на другие сроки и / или будут проводиться в другом формате. Часть практик будет интегрирована в учебный процесс предстоящих семестров.
4. День первокурсника СПбГУ — 2020
В связи с тем, что на территории Санкт-Петербурга продолжает действовать запрет Роспотребнадзора на проведение массовых мероприятий с участием студентов, праздник посвящения в студенты СПбГУ 31 августа пройдет в смешанном формате. Большая часть мероприятий пройдет онлайн. Продолжается активная подготовка к празднику. Директора и деканы записывают обращения к новым универсантам и поздравления с началом нового учебного года. Часть мероприятий — запуск «корабликов надежды», торжественное поднятие флага — пройдет в офлайн-формате (присутствовать будут только непосредственные участники). В программе праздника также запланированы лекции ведущих ученых Университета.
5. О Концепции реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования
13 июля 2020 года министр науки и высшего образования РФ В. Н. Фальков в рамках заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (Владимир Путин провел заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам) представил Концепцию реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования до 2030 года. В новом документе выделены целевые ориентиры и общественно значимые результаты в сфере высшего образования. Так, необходимо обеспечить бюджетными местами в вузах не менее половины выпускников в субъектах Российской Федерации. Помимо этого, предлагается программа стратегического академического лидерства, которая приходит на смену проекту 5-100. Новая программа будет интегрировать результаты нескольких действующих федеральных проектов: «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Экспорт образования» и «Инфраструктура НП Наука».
В программе содержатся конкретные показатели, которые должны быть достигнуты вузами-участниками, есть и общие показатели для всей системы высшего образования. Например, увеличение вдвое числа иностранных обучающихся в вузах России. Этот показатель будет закреплен и в Программе развития СПбГУ до 2030 года. Еще один пример показателя общего для всей системы высшего образования: концепция реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования предусматривает ремонт 380 тысяч мест из одного миллиона мест в общежитиях вузов РФ. Для сравнения: состояние общежитий СПбГУ существенно хуже, чем в среднем по России. 65 % мест в общежитиях Университета требует капитального ремонта, более 30 % — нуждается в текущем ремонте. Общая изношенность инженерной инфраструктуры зданий СПбГУ превышает 80 %. Первый проректор Е. Г. Чернова напомнила участникам совещания, что еще в 1998 году деканы трех спецфакультетов провели общий анализ состояния зданий СПбГУ и представили ректору свои выводы и предложения. Один из выводов: если здания Университета и дальше не будут ремонтироваться, то к 2006 году здания и сооружения СПбГУ начнут разрушаться («Ремонт "под присмотром"» (часть первая и часть вторая), «Строительные работы в СПбГУ: прошлое и настоящее» (часть первая и часть вторая), Материалы ректорского совещания от 23.09.2019, Материалы ректорского совещания от 28.10.2019).
Директорам и деканам дано поручение: к следующему ректорскому совещанию подробно изучить представленную министром концепцию.
6. Программа развития СПбГУ на 2021–2030 годы
В Университете продолжается работа над проектом Программы развития СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 15.06.2020, Материалы ректорского совещания от 10.02.2020). Ранее директорам и деканам было дано поручение: представить свои предложения по новым направлениям, мероприятиям и индикаторам для учета при создании новой программы. Всего было получено свыше 160 таких предложений, 109 из которых учтены в готовящемся проекте программы.
На совещании были представлены основные итоги за 2010–2019 годы по всем сферам деятельности Университета. Так, за эти годы СПбГУ удалось существенно увеличить число иностранных обучающихся (2010 год — 1809, 2019 — 3775). К 2030 году, согласно Концепции реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования, этот показатель также необходимо будет удвоить. Кроме того, наблюдается рост числа дополнительных образовательных программ и их слушателей. Если за 2010 год общее число слушателей составило 1472 человека, то в 2019 году этот показатель вырос до 11084 человек. Расширилось и количество вузов-партнеров. Уверенно развивается клиническая модель прохождения практик: вместо двух клиник сейчас функционирует восемь. С годами существенно выросло число участников Олимпиад школьников СПбГУ, что стало возможным благодаря включению Олимпиад в перечень, утвержденный Минобрнауки РФ. Одним из самых существенных результатов за указанный период в сфере образования стало значительное увеличение среднего балла поступающих в СПбГУ: с 76,3 баллов в 2010 году до 92,4 в 2019.
В рамках предыдущей Программы развития была поставлена задача увеличения образовательных программ, реализуемых по модели двух дипломов. С 2010 по 2019 год число таких программ выросло с 4 до 14. Значительно увеличилось количество партнеров-работодателей Университета: теперь представители работодателей входят в составы учебно-методических комиссий, советы образовательных программ, государственные аттестационные комиссии. Также наблюдается положительная динамика прироста иногородних абитуриентов (Шаги к открытому приему).
В области науки наблюдается существенный рост числа научных журналов СПбГУ, вошедших в индексируемые наукометрические базы (в 2010 году — один журнал из 19, в 2019 — 16 из 28). Почти 80 иностранных ученых работают в Университете по трудовым договорам. По состоянию на 2019 год, 118 проектов ученых СПбГУ было поддержано Российским научным фондом и 315 — Российским фондом фундаментальных исследований. Увеличилось число публикаций, проиндексированных в Scopus: с 1307 (2010) до 4338 (2019) и Web of Science: с 1098 до 3799. Кроме того, за этот период в СПбГУ с нуля было создано 19 малых инновационных предприятий и получено 11 грантов на создание мегалабораторий под руководством ведущих ученых мира.
Экспертная деятельность СПбГУ за период с 2010 по 2019 год характеризуется расширением предметных областей экспертизы. Если в 2010 году экспертиза в основном ограничивалась всего десятью предметными областями, то сегодня Университет позиционируется как экспертный центр органов государственной власти с расширением поля экспертных областей до 36 направлений. Также увеличилось число задействованных в экспертной деятельности научно-педагогических работников примерно в четыре раза. Благодаря усилиям руководства Университета экспертная деятельность вошла в состав государственного задания Санкт-Петербургского университета (Антон Попов: «За экспертизой в СПбГУ может обратиться каждый», Как мы сегодня пишем историю Университета? или Историческая память поколений, Экспертный университет).
Кроме того, руководству Университета удалось добиться включения в число видов основной деятельности Университета музейной деятельности. Сейчас общее количество предметов, которые находятся в музейном фонде Университета, составляет три миллиона единиц («Музеи Университета: победный рывок из прошлого в будущее» (часть первая и часть вторая)).
Почти в два раза выросла исходящая мобильность студентов СПбГУ, которые прошли обучение в зарубежном вузе-партнере. Также увеличилось число вузов-партнеров (с 319 до 533). Санкт-Петербургский университет открыл четыре представительства за рубежом, увеличил число иностранных преподавателей и студентов, принявших участие в программах академической мобильности (Как изменилась система организации международной деятельности СПбГУ). С 6 до 80 увеличилось число Центров языкового тестирования СПбГУ «Русский язык как иностранный» за рубежом, которые выполняют важную функцию продвижения русского языка за пределами России («Те, кто решил изучать русский язык, — удивительные люди»: о работе Центра языкового тестирования, От одного до двадцати языков: как работает Центр языкового тестирования СПбГУ, Интерес к русскому языку резко возрос: СПбГУ проведет онлайн-марафон для преподавателей более 100 стран).
В 2018 году ректору удалось выполнить наказ избирателей, который был дан ему как кандидату на выборах на должность ректора СПбГУ в 2008 году (Материалы ректорского совещания от 9 июля 2012 года). У СПбГУ, наконец-то, появилась своя медицинская клиника. Клиника высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова — одна из наиболее эффективных профильных хирургических организаций России, которая обладает мощным потенциалом высококвалифицированных врачей (Клиника завтрашнего дня уже сегодня, Клиника имени Пирогова СПбГУ — в рейтинге лучших медицинских учреждений Петербурга, За время пандемии в Клинике высоких медицинских технологий СПбГУ провели более 5000 операций, Клиника имени Пирогова СПбГУ — на первом месте в рейтинге медицинских учреждений Петербурга).
В 2011 году в Санкт-Петербургском университете была создана Виртуальная приемная — первый подобный инструмент в арсенале российских вузов, обратиться в которую может любой желающий (Студсовет СПбГУ и права обучающихся: от прошлого к настоящему, Студенты влияют на качество образования в СПбГУ, Материалы ректорского совещания от 23.03.2020). За время существования число обращений в Виртуальную приемную выросло с 397 до 2533. В период пандемии она стала единственной возможностью для студентов и преподавателей обратиться с любым вопросом к администрации вуза.
Во время ректорского совещания первый проректор СПбГУ Е. Г. Чернова рассказала об основных требованиях к структуре и содержанию Программы развития университета. Так, в рамках программы развития необходимо определить цели, пути их достижения и комплекс мероприятий, которые позволят достигнуть поставленных целей. Структура программы должна содержать количественные и содержательные характеристики, вынесенные в пакет приложений программы. Требования к содержанию определены Министерством науки и высшего образования. Прежде всего программа должна соответствовать стратегическим документам, современным вызовам экономики, запросам рынка труда и рынка технологий и передовым научным достижениям. Содержание должно отвечать требованиям амбициозности, но в то же время быть реалистичным и обеспечивать преемственность развития тех целей, которые ставились предшествующей Программой развития и были достигнуты полностью или частично, впитывать в себя лучшие практики и накопленные научные и исследовательские достижения.
7. Итоги конкурса ПАО «Газпром нефть» «Лига вузов»
В начале июня 2020 года ПАО «Газпром нефть» впервые объявило конкурс на участие вузов в проекте «Лига вузов ПАО «Газпром нефть». СПбГУ направил информацию в рамках конкурсного отбора, а также подготовил заявку, включая презентацию с проектами СПбГУ (20 проектов). Заявка была представлена 01.07.2020. Всего в финальной стадии отбора приняли участие более 40 российских университетов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска, Тюмени, Омска, Уфы и других городов. Согласно письму ПАО «Газпром нефть» от 31.07.2020 № НК-20/010745, СПбГУ вошел в состав привилегированных партнеров компании — членов Лиги вузов Газпром нефти. В ближайшее время планируется заключение соглашения между СПбГУ и ГПН о сотрудничестве в рамках проекта «Лига вузов».
8. Итоги конкурса на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития
Министерство науки и высшего образования объявило результаты конкурса на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития. По итогам конкурса из 367 была поддержана 41 заявка. Среди победителей есть три заявки, в которых СПбГУ входит в число исполнителей проекта в составе консорциума. Это заявки ФГБУН «Институт физики полупроводников имени А. В. Ржанова Сибирского отделения РАН» «Квантовые структуры для посткремниевой электроники» (ответственный от СПбГУ — А. М. Шикин), ОИЯИ «Сверхтяжелые ядра и атомы: пределы масс ядер и границы Периодической таблицы Д. И. Менделеева» (ответственный от СПбГУ — В. М. Шабаев), ФГБУН «Институт космических исследований РАН» «Теоретические и экспериментальные исследования формирования и эволюции внесолнечных планетных систем и характеристик экзопланет» (ответственный от СПбГУ — Р. В. Балуев). Максимальная сумма каждого гранта составит 300 млн рублей на весь срок выполнения проекта (для всех членов консорциума). Финансирование по грантам будет осуществляться до 2023 года.
Место |
Регистрационный номер заявки |
Наименование юридического лица — участника конкурса |
Тема проекта |
Итоговая оценка заявки в баллах |
Ответственный от СПбГУ |
|
Лот 1. № 2020-1902-01 «Проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития» |
||||||
24 |
2020-1902-01-058 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт физики полупроводников имени А. В. Ржанова Сибирского отделения Российской академии наук» |
Квантовые структуры для посткремниевой электроники |
91,50 |
А. М. Шикин |
|
25 |
2020-1902-01-181 |
Объединенный институт ядерных исследований |
Сверхтяжелые ядра и атомы: пределы масс ядер и границы Периодической таблицы Д. И. Менделеева |
91,50 |
В. М. Шабаев |
|
39 |
2020-1902-01-133 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт космических исследований Российской академии наук» |
Теоретические и экспериментальные исследования формирования и эволюции внесолнечных планетных систем и характеристик экзопланет |
90,00 |
Р. В. Балуев |
Заявки с участием СПбГУ, которые не победили
Место |
Регистрационный номер заявки |
Наименование юридического лица — участника конкурса |
Тема проекта |
Итоговая оценка заявки в баллах |
Ответственный от СПбГУ |
|
44 |
2020-1902-01-310 |
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии» |
Растительно-микробные системы в обеспечении стабильной продуктивности растений: гены, сигналы и внешние факторы |
89,50 |
А. А. Нижников |
|
58 |
2020-1902-01-335 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» Федерального медико-биологического агентства |
Окислительный стресс как драйвер патологий мозга: от молекулярных основ к терапии |
85,50 |
Р. Р. Гайнетдинов |
|
71 |
2020-1902-01-192 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» |
Создание персонализированных функциональных продуктов питания, направленных на достижение активного долголетия человека, снижение риска атеросклероза и заболеваний нервной системы |
83,00 |
А. А. Фролов |
|
79 |
2020-1902-01-246 |
Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно- исследовательский институт гигиены, профпатологии и экологии человека» Федерального медико-биологического агентства |
Разработка новых средств фармакологической защиты и методов лабораторной диагностики острых отравлений веществами нервнопаралитического, метаболического и генотоксического действия |
81,50 |
Гончаров Н.В. |
|
91 |
2020-1902-01-092 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Федеральный исследовательский центр "Кольский научный центр Российской академии наук"» |
Фундаментальные минералогические исследования в интересах минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации и создание новых природоподобных технологий и материалов |
79,50 |
В. В. Гуржий, С. В. Кривовичев |
|
124 |
2020-1902-01-362 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт проблем машиноведения Российской академии наук |
Гибридный интеллект в киберфизических системах, машиностроении и энергетике |
74,00 |
А. Л. Фрадков |
|
169 |
2020-1902-01-247 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова Российской академии наук» |
Гетерогенное моделирование социально-экономического и научно-технологического развития в условиях глобальных трансформаций |
68,00 |
Л. А. Петросян |
|
175 |
2020-1902-01-199 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» |
Формирование методологии синтеза новых функциональных градиентных биосовместимых материалов и комплексное исследование их физико-механических свойств для создания имплантируемых сенсорных устройств |
67,00 |
А. Ю. Арбенин |
|
210 |
2020-1902-01-148 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"» |
Фундаментальные основы разработки нейрогибридных систем |
60,50 |
П. Е. Мусиенко |
|
290 |
2020-1902-01-376 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» |
Генетические и экологические аспекты устойчивости популяций и сообществ беспозвоночных |
47,00 |
М. В. Винарский |
9. Об организации ремонтных работ в Университете
В ближайшее время будет определен объем финансирования на 2021 год ремонтных работ в зданиях СПбГУ, в которых осуществляется учебный процесс и работа коллективов институтов и факультетов. Первый проректор Е. Г. Чернова сообщила, что ректором принято решение о совершенствовании порядка расходования средств. На директоров институтов возлагается определение того, какие помещения будут отремонтированы в зданиях, где работает коллектив института, и очередность ремонтных работ в пределах определенного объема средств. Деканы факультетов, как и ранее, будут делать предложения по ремонтным работам такого рода, решение остается за профильным проректором.