Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Как улучшить процедуры ГИА?
Подведены итоги общественного обсуждения вопроса о совершенствовании процедур государственной итоговой аттестации в 2017 году.
Эти мнения будут учтены при подготовке ГИА — 2017. В частности, от универсантов поступили предложения:
- в составы ГЭК включать более 50 % представителей работодателей
- предоставление доступа всем членам ГЭК к электронным версиям ВКР
- рекомендовать научным руководителям ВКР присутствовать на защитах выпускников
- привлекать представителей организаций-работодателей в качестве консультантов при подготовке ВКР
- подготовить методические рекомендации по порядку и процедуре проведения государственных аттестационных испытаний
Также проанализированы предложения по этому вопросу от директоров и деканов, председателей учебно-методических комиссий.
Предложения, связанные с составом ГЭК:
- включить в составы ГЭК по соответствующим образовательным программам более 50 % представителей работодателей: больше 70 % (декан Факультета международных отношений И. Н. Новикова), две трети ГЭК (директор Института истории А. Х. Даудов),
50–70 % (директор Института философии С. И. Дудник) - установить требования к представителям работодателей: профильное высшее образование; по отдельным программам в качестве работодателей в составах ГЭК по соответствующим образовательным программам рассматривать представителей высшей школы (директор Института философии С. И. Дудник, декан Филологического факультета Л. А. Вербицкая), руководителей научных институтов и руководителей мегагрантов (директор Института химии И. А. Балова)
Предложения, связанные с процедурой проведения ГЭК:
- по форме ИГА: предложено исключить экзамен и проводить только защиту ВКР (декан Медицинского факультета П. К. Яблонский)
- письменного экзамена недостаточно, предлагают вернуться к устному экзамену (декан Экономического факультета)
- предлагают усовершенствовать систему регистрации ВКР в системе Blackboard
На этой неделе на портале СПбГУ размещены программы, методики, системы оценивания ГИА.
Организация работы с кураторами
Институт кураторов возрожден в Университете по всем образовательным программам бакалавриата, магистратуры в 2014 году. Сейчас кураторами студентов первого курса являются преподаватели. Институт кураторства необходим для того, чтобы повысить уровень адаптации первокурсников в СПбГУ, их информированности о мероприятиях, структуре Университета, а также, чтобы разнообразить и совершенствовать внеучебную деятельность. Некоторые директора и деканы считают сложившуюся систему достаточно эффективной и предложений по совершенствованию у них нет (декан Факультета искусств В. А. Гергиев, декан Факультета политологии С. Г. Еремеев, декан Экономического факультета О. Л. Маргания, декан Восточного факультета М. Б. Пиотровский, декан Факультета стоматологии и медицинских технологий Ю. А. Щербук, декан Медицинского факультета П. К. Яблонский, директор Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» А. С. Пую).
Тьюторы будут; материалы ректорского совещания от 30.12.2013, от 20.01.2014, от 26.09.2016
Другие директора и деканы, их заместители высказали предложения по совершенствованию работы кураторов. В частности, поступили предложения по внесению изменений в полномочия кураторов:
- активнее привлекать кураторов к участию в заседаниях учебно-методических комиссий (и. о. декана Биологического факультета И. А. Тихонович, декан Факультета международных отношений И. Н. Новикова, директор Института истории А. Х. Даудов)
- предоставить кураторам право присутствовать на процедурах промежуточной аттестации, в том числе на заседаниях аттестационных комиссий (И. А. Тихонович)
- предоставить кураторам доступ к персональным данным обучающихся, например, адрес проживания студента в общежитии (заместитель декана Физического факультета С. Е. Горчаков)
- возложить на кураторов функцию вовлечения обучающихся в организацию работы с абитуриентами: проведение олимпиад и интеллектуальных соревнований, работа с СОУ (И. А. Тихонович)
- возложить на кураторов полномочия по проверке пунктов питания и качества пищи (декан Математико-механического факультета Г. А. Леонов)
- предоставить кураторам право проводить опросы на тему возникающих проблем в общении с преподавателями и административными работниками (заместитель декана Юридического факультета А. В. Ильин; И. А. Тихонович)
- проводить работу по освоению социально-культурной среды Санкт-Петербурга и СПбГУ (декан Факультета социологии Н. Г. Скворцов). Нужна конкретизация этого предложения
- распространить институт кураторства на второй и последующие курсы (директор Института философии С. И. Дудник; С. Е. Горчаков; первый заместитель декана Факультета свободных искусств и наук Т. В. Черниговская; директор Института наук о Земле К. В. Чистяков)
- четко прописать полномочия кураторов: например, непонятны полномочия в ситуации, когда студент обращается с просьбой помочь разрешить конфликт с преподавателем (Н. Г. Скворцов). Кураторы — не административные работники, поэтому не предполагалось, что нужны какие-то инструкции или регламенты их деятельности
- уточнить перечень мероприятий, в которых куратор обязан принимать участие (И. А. Тихонович)
- уточнить список должностных лиц, к которым куратор должен обращаться в первую очередь (И. А. Тихонович)
Больше заявок — больше выигрышей
Проанализированы итоги участия обучающихся — студентов и аспирантов СПбГУ — в конкурсах по присуждению премий правительства Санкт-Петербурга в 2016 году в сравнении с результатами других вузов города. Приходится констатировать, что количество обучающихся СПбГУ среди участников конкурсов на премии правительства Санкт-Петербурга составляет только 8 % (среди студентов). При этом, например, доли участников из двух других вузов города составляют 24 % и 45 %. Аналогичным образом выглядит и ситуация с аспирантами: доля аспирантов СПбГУ среди участников конкурса составила только 9 %. Если обратить внимание на тот факт, что результаты конкурса, проводимого правительством Санкт-Петербурга, уже не первый год показывают жесткую корреляцию числа поданных заявок от вуза и числа выигрышей участников конкурса от этого вуза, то чем меньше количество поданных универсантами заявок, тем меньше количество выигранных ими грантов и премий. Директорам и деканам поручено представить предложения по увеличению количества заявок.
Что изменилось в системе организации международной деятельности СПбГУ
Рассматривались изменения в системе организации международной деятельности СПбГУ за последние годы на примере сотрудничества с вузами, научными организациями, госучреждениями и частными корпорациями Японии.
До 2011 года
- В СПбГУ отсутствовали единые правила направления обучающихся и научно-педагогических работников на стажировки в зарубежные университеты-партнеры. Это приводило к тому, что деканы самостоятельно заключали соглашения с иностранными университетами на условиях, которые, как правило, ограничивали возможность поездок на стажировки в эти «приватизированные» университеты работников других специальностей и обучающихся других образовательных программ. Информация о таком сотрудничестве, как правило, не была доступна коллективам других факультетов.
- Отбор обучающихся и научно-педагогических работников на поездки в университеты-партнеры осуществлялся вне конкурса и без утвержденных правил. В условиях отсутствия открытой и достоверной информации это приводило к тому, что за счет бюджетных средств на стажировки, как правило, ездили только те, кто был лично знаком с сотрудниками международных служб. А при финансировании поездок из внебюджетных средств, находящихся в распоряжении деканов, — те, кто пользовался расположением декана.
- Прием иностранных студентов и научно-педагогических работников также ограничивался отдельным факультетом без предоставления информации обо всех возможностях Университета. Например, делегации из японских университетов в основном посещали Восточный факультет, а информация об их визитах не распространялась среди коллективов других факультетов. В результате научное сотрудничество ограничивалось одной-двумя областями знаний.
В итоге академическая мобильность между СПбГУ и, например, японскими университетами-партнерами была узкопрофильной и незначительной. До 95 % научно-педагогических работников, участвующих в обменах, представляли гуманитарные направления (в основном «Востоковедение»). Совместные публикации появлялись редко и ограничивались одной-двумя областями знаний («Востоковедение», «Филология»). При этом ведущие японские университеты в плане сотрудничества интересны, прежде всего, в тех областях знаний, где они имеют высокие показатели.
С 2011 года
Начиная с 2011 года, в Университете проходила реорганизация системы управления международной деятельностью СПбГУ, в результате которой удалось качественно изменить ситуацию:
- организация визитов иностранных делегаций осуществляется на общеуниверситетском уровне с приглашением специалистов по различным направлениям и публикацией сообщений о результатах переговоров на портале СПбГУ
- соглашения с вузами-партнерами заключаются с учетом потребностей и предложений всего Университета
- создана и опубликована на портале Университета база соглашений с зарубежными партнерами (см. Реестр международных соглашений)
- организовано открытое информирование обучающихся и работников о возможностях научных и образовательных обменов (см. Студенческая мобильность; Международные программы академической мобильности; Сотрудникам СПбГУ)
- утверждены регламенты организации обменов научно-педагогических работников и обучающихся (см. Обмен по линии межуниверситетского сотрудничества)
- с 2011 года работает система открытых конкурсов на участие в программах обмена и конференциях для обучающихся и научно-педагогических работников СПбГУ
- обеспечена транспарентность системы финансирования международных проектов
- в результате достигнутых ректором договоренностей установлены долгосрочные партнерские отношения с некоторыми ведущими мировыми компаниями, вследствие чего возросло финансирование программ обмена и других проектов
Открытость конкурсов способствовала расширению спектра направлений (с шести до 16 за пять лет) и увеличению в пять раз числа научно-педагогических работников СПбГУ, принимающих участие в обменах с японскими организациями. Количество обучающихся СПбГУ, принимающих участие в обменах, возросло многократно (с нуля до 35). Увеличилось количество партнеров СПбГУ в Японии (с четырех в 2009 году до 21 в 2016 году). Среди партнеров крупнейшие компании — Mitsui&Co., JTI, Panasonic, Shimadzu. В результате переговоров ректора с руководителями японских компаний увеличился совокупный объем финансирования со стороны японских компаний-партнеров в десять раз (с 3 млн до 30 млн рублей). В
Использование книжных и электронных ресурсов
Во время встреч ректора со студентами — членами библиотечных советов обсуждалась, в том числе, организация доступа обучающихся к электронным и библиотечным ресурсам Университета. Проведенный после этого опрос показал степень удовлетворенности студентов библиотечными сервисами: 82 % опрошенных полностью довольны библиотекой, а 6 % высказали критические замечания и пожелания, которые касаются времени работы библиотеки, обеспеченности учебной литературой. По учетным записям Научной библиотеки в первые два месяца этого учебного года исследовались уровни активности использования книжных и электронных ресурсов студентами разных образовательных программ. В расчете на одного обучающегося самыми активными оказались студенты:
- по использованию электронных ресурсов (по направлениям «Юриспруденция», «Искусства и гуманитарные науки», «Химия»)
- по посещению отраслевых отделов библиотеки (по направлениям «Юриспруденция», «Востоковедение», «Экономика»)
- по книговыдаче (по направлениям «Юриспруденция», «Химия», «Медицина и стоматология», «Менеджмент»)
Директорам и деканам дано поручение: проанализировать, насколько рабочие программы учебных дисциплин предусматривают использование книжных и электронных ресурсов библиотеки, предусмотрено ли учебными планами обучение использованию электронных ресурсов, как организовано это обучение.
Дисциплинарные меры
Решения комиссии по этике СПбГУ от 22 сентября и 5 октября были приняты после рассмотрения:
- жалобы на нарушение этических норм поведения доцентом П. А. Таракановым при исполнении обязанностей заместителя председателя приемной комиссии по направлению «Математика» в период приемной кампании 2016 года
- заявления о нарушении этических норм поведения в трудовом коллективе старшего инспектора отдела поселения Управления по работе с молодежью Н. П. Болюх
- заявлений старшего преподавателя кафедры театрального искусства СПбГУ О. К. Румянцевой-Лобановой и студента 4 курса В. К. Никитина с жалобами на неэтичное поведение друг друга
- жалобы на неэтичное поведение начальника РЭО № 11 Управления главного инженера СПбГУ С. Е. Парфёнова по отношению к подчиненным
- жалобы на неэтичное поведение ведущего специалиста отдела договоров аренды Е. Д. Самсоновой
На основе этих решений начальником Главного управления по организации работы с персоналом приняты соответствующие меры дисциплинарного воздействия:
- доценту П. А. Тараканову объявлено дисциплинарное взыскание (замечание), и принято решение: не привлекать его к работе в комиссии по приему документов летом 2017 года (см. Материалы ректорского совещания от 24.10.2016)
- старшему инспектору отдела поселения Управления по работе с молодежью Н. П. Болюх объявлен выговор за неэтичное поведение в стенах Университета, а 10.10.2016 она уволена из Университета (см. Материалы ректорского совещания от 10.10.2016)
- старшему преподавателю кафедры театрального искусства СПбГУ О. К. Румянцевой-Лобановой в приказе указано на недопустимость для преподавателя неэтичного поведения в отношении студентов
- начальник РЭО № 11 Управления главного инженера СПбГУ С. Е. Парфёнов принес публичные извинения своим подчиненным, вопрос обсужден на общем собрании трудового коллектива, конфликт улажен
- ведущему специалисту отдела договоров аренды Е. Д. Самсоновой указано на необходимость соблюдения этических норм взаимоотношений в коллективе
Об образовательной программе «Теология»
Закончила работу комиссия по изучению вопроса об открытии в СПбГУ образовательной программы «Теология». В своем заключении комиссия рассмотрела весь круг вопросов, связанных с созданием и реализаций образовательных программ в области теологии в светских университетах. Среди них: исторические аспекты взаимосвязи систем теологического и светского образования, вопросы взаимосвязи и противоречий в образовательных стандартах по направлениям «Теология» и «Религиоведение», вопросы востребованности таких образовательных программ в современном обществе. Особое внимание комиссия уделила проблемам реализации таких программ в многоконфессиональном обществе с учетом того, что образовательные программы по теологии имеют явно или скрыто, но исключительно моноконфессиональный характер, на что указывает и наличие конфессиональных профилей в стандарте по теологии.
Материалы ректорского совещания от 06.06.2016, Материалы приема граждан от 11.12.2012
Затронула комиссия и вопросы взаимодействия с религиозными организациями при создании и реализации программ в области теологии, а также проблемы кадрового обеспечения таких программ, которые потребуют привлечения в СПбГУ ведущих ученых в области теологии и развития научных исследований в этой области. В случае создания в СПбГУ образовательной программы по направлению «Теология» комиссия считает целесообразным рассмотреть вопрос об интеграции теологии, традиционной для религиозных организаций, в систему преподавания гуманитарных и социальных дисциплин высшего светского образования в СПбГУ.
В случае принятия решения об открытии в СПбГУ образовательной программы по направлению «Теология» наиболее благоприятной формой комиссия считает академически ориентированную магистерскую программу, которая в наибольшей степени может отвечать статусу СПбГУ. Вопрос о проработке концепции и создании такой программы будет вынесен на рассмотрение учебно-методической комиссии СПбГУ.