Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Как составлять расписание?
Завершается работа по учету предложений директоров институтов, деканов факультетов и председателей учебно-методических комиссий, которые были представлены на проект новой редакции «Методических рекомендаций по составлению расписаний учебных занятий, промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся в СПбГУ». Большинство поступивших предложений носило в значительной мере редакционный характер. Конечно же, не вызвало возражений предложение деканов о создании «одного окна», куда преподаватели должны направлять информацию о невозможности проведения занятий. Обеспечивать эту работу коллективов преподавателей будут сотрудники управления кадров — их телефоны и электронные адреса будут в открытом доступе.
Учтено предложение — не ставить в расписание занятия отдельным научно-педагогическим работникам (деканам, заместителям деканов, заведующим кафедрами, членам Ученого совета СПбГУ, членам ученых советов институтов и факультетов, членам диссертационных советов) в определенные дни и в определенное время (например, в дни и во время проведения заседаний ученых советов и диссоветов), не занимать определенные аудитории (для проведения заседаний ученых советов и диссоветов) в конкретное время по расписанию — в случае если информация будет своевременно предоставляться сотрудникам Учебного управления, составляющим расписание.
Ряд предложений не был учтен. Например, не соответствует действующему законодательству и Правилам обучения предложение: в случае, когда у преподавателя нет возможности проводить занятие и нет возможности перенести его, единовременно корректировать программу дисциплины (в части изменения количества часов).
Некоторая часть предложений не связана с совершенствованием текста «Методических рекомендаций по составлению расписаний учебных занятий, промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся в СПбГУ». Например, предложение: сделать возможным по фамилии преподавателя осуществлять поиск данных о занятиях, которые он проводит, то есть о его личном расписании (эта функция уже реализована в информационной подсистеме «Электронное расписание»).
В служебных записках директоров и деканов говорится о трудностях, возникающих в период летних отпусков, с получением согласования текста расписания председателем учебно-методической комиссии (возможно, стоит ввести исполняющих обязанности председателей учебно-методических комиссий в этот период).
Директора и деканы предлагают определить научно-педагогического работника, с которым будет взаимодействовать заместитель начальника Управления образовательных программ для определения конкретного преподавателя, который может заменить отсутствующего.
Часть замечаний в действительности носит характер вопросов, требующих пояснения текста, а не внесения изменений в «Методические рекомендации по составлению расписаний учебных занятий, промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся в СПбГУ». Например: «Кем конкретно разрабатываются рекомендации по реализации дисциплин?» (должностное лицо указано в приказе проректора по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковой от 24.12.2014 «О формах учебно-методической документации»).
Есть и предложения, которые не всегда выполнимы по объективным причинам, но которые диспетчер обязан, по возможности, учитывать при составлении расписания. Например, минимизировать и, по возможности, полностью устранить проведение учебных занятий в аудиториях, занимаемых коллективами кафедр.
Изменение сроков представления сведений для составления расписания (срок должен позволять диспетчеру начать составление расписания 1 августа).
В ходе обсуждения звучали предложения о том, чтобы расписание составлялось еще раньше. Ректор дал поручение первому проректору по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк: создать комиссию из директоров и деканов под руководством и. о. декана юридического факультета Н. Ю. Рассказовой для выработки предложений по оптимизации сроков составления электронного расписания.
Новые программы, новые правила
1 октября 2016 года были объявлены правила приема и перечни образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры СПбГУ, на которые будет вестись прием в 2017 году. Портфель образовательных программ обновлен и оптимизирован. В бакалавриате на шесть новых образовательных программ больше, чем в 2016 году:
- Экономика (с углубленным изучением экономики Китая и китайского языка)
- Организация туристской деятельности (с углубленным изучением китайского языка)
- Электромагнитные и акустические процессы
- Математические методы системного анализа и управления в информационно-экспертных системах
- Инженерно-ориентированная физика
- Россиеведение
А также новый профиль «Бизнес в странах Ближневосточной Азии (с углубленным изучением китайского, корейского и японского языков)».
В магистратуре открыто еще 19 новых программ:
- Опасные гидрологические явления: от мониторинга до принятия решений (ГОЯ)
- Физическая океанография и биопродуктивность океанов и морей
- Молекулярная биология и агробиотехнология растений
- Ядерные физика и технологии
- Методы системного анализа и оптимизации информационно-экспертных систем и технологий
- Медиация
- Социология в России и Китае
- Правовое обеспечение конкуренции
- Юрист в сфере финансового рынка (финансовый юрист)
- Современный Китай: экономика, политика, общество
- Россия и Китай в современной мировой политике
- Профессиональная речевая деятельность в массмедиа
- Управление человеческими ресурсами
- Этнологическая экспертиза
- Классическое китаеведение и китайская традиционная культура
- Культура и искусство Венгрии
- Регионоведение России
- Туристские дестинации России
- Русская культура (на английском языке)
При приеме на программы магистратуры увеличилось количество вступительных испытаний, проводимых в форме конкурса документов (портфолио): в 2017 году прием по портфолио будет проводиться на 50 образовательных программ, что на 12 больше, чем в 2016 году. Такая форма вступительного испытания позволяет объективно оценивать подготовку поступающего для освоения конкретной образовательной программы с различными профилями внутри нее, и при этом абитуриентам не обязательно приезжать для сдачи документов. Кроме того, представлять документы для портфолио можно будет уже с 1 марта 2017 года.
Приказом Минобрнауки РФ российским вузам были сокращены общие объемы контрольных цифр приема по ряду укрупненных групп направлений подготовки на 2017/2018 учебный год (например, сокращению на 23 % подверглись объемы по укрупненной группе «Политические науки и регионоведение» и на 29 % — по укрупненной группе «Экономика и управление»). Поэтому при подготовке к объявлению приема на 2017 год был проведен ряд совещаний с директорами институтов и деканами факультетов СПбГУ, на которых были подготовлены согласованные предложения для Приемной комиссии СПбГУ о распределении мест между образовательными программами в рамках подвергшихся сокращению укрупненных групп. В результате не только сохранены образовательные программы, на которые проходил прием в 2016 году, но и открыт ряд новых программ.
О работе универсантов в УМО
В 31 федеральном УМО (из существующих 57) работают 108 представителей СПбГУ (в том числе четыре председателя УМО и пять заместителей председателя УМО). Была проанализирована их деятельность в новых учебно-методических объединениях. Одна из главных задач УМО — не только обновление федеральных образовательных стандартов, но и их актуализация с учетом введенных в действие профессиональных стандартов. Важна также экспертиза ФГОС советами по профессиональным квалификациям, согласование с работодателями методических разработок. Только после этого ФГОС будут приниматься министерством образования и науки РФ. Активная позиция представителей СПбГУ, работающих в составе УМО, позволяет на начальном этапе влиять на формирование правил и стандартов, которые через некоторое время станут обязательными к исполнению всеми вузами России.
Каким будет электронный реестр тем ВКР?
На основании предложений организаций-работодателей, научно-педагогических работников и обучающихся СПбГУ с осени 2016 года в Университете будет формироваться открытый для всех пользователей локальной сети СПбГУ электронный реестр тем выпускных квалификационных работ студентов с информацией о научных руководителях этих работ. Готовится проект приказа о формировании электронного реестра тем ВКР. Согласно указанному проекту планируется три источника формирования тем ВКР: предложения работодателей, предложения преподавателей, самостоятельные предложения студентов. Замечания и предложения по этому проекту есть только у 12 директоров и деканов. Эти замечания будут учтены в проекте приказа. Однако не все коллеги, представившие замечания, обратили внимания, что данным приказом будет регулироваться порядок формирования электронного реестра, а не вся процедура согласования и утверждения тем. Именно поэтому в нем не отражены вопросы, связанные с порядком согласования тем ВКР на заседаниях кафедр, поскольку в Университете более 300 кафедр, и на каждой из них сложились свои (иногда даже вековые) традиции, и нет необходимости вводить единый стандарт в этом вопросе.
Планируется, что после заполнения электронного реестра тем ВКР любой преподаватель, сотрудник и обучающийся сможет узнать, кто в Университете какой проблематикой занимается. Это позволит коллективам теснее сотрудничать в смежных отраслях.
Получение ученых степеней СПбГУ в рамках «упрощенной» процедуры
Разработан проект приказа «Порядок присуждения Санкт-Петербургским государственным университетом ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук лицам, имеющим степень Ph. D., степень Doctor of Science SPbSU». Проект приказа направлен директорам и деканам для внесения предложений. После корректировки проект будет выставлен на общественное обсуждение на портале СПбГУ.
О правилах оформления отзывов, рецензий
По результатам анализа работы по удостоверению подписей научно-педагогических работников на различного рода документах (отзывах на авторефераты и диссертации, письмах, обращениях в редакции и т. п.) и в связи с поступившими предложениями работников Университета внесены изменения в порядок удостоверения личных подписей работников. Теперь, если документ подготовлен в инициативном порядке (не в рамках служебного задания), удостоверение личной подписи автора может осуществляться с указанием наименования занимаемой должности: «В случае если документ подготовлен в инициативном порядке, удостоверение личной подписи автора при указании или без указания в документе занимаемой должности осуществляется посредством оттиска наборного штампа «Личную подпись заверяю», «Документ подготовлен по личной инициативе» и «Текст документа размещен в открытом доступе на сайте.
Помощь сотрудникам СПбГУ, проживающим в общежитиях
Продолжается работа с нанимателями, являющимися работниками СПбГУ. Им оказывается юридическая, организационная, финансовая помощь. Проведены собеседования еще с двумя работниками с целью определения необходимой помощи со стороны СПбГУ для решения их жилищных проблем. Зафиксированы дополнительные условия и способы оказания им помощи.
Приняты меры дисциплинарного воздействия в отношении работника СПбГУ
Комиссия по этике СПбГУ, рассмотрев обращение работника Управления по работе с молодежью, признала факт нарушения этических норм в общении со студентами со стороны старшего инспектора отдела поселения Н. П. Болюх. В связи с этим издан приказ № 10964/2 от 06 октября 2016 года об объявлении ей выговора за неэтичное поведение в стенах Университета (а 10 октября 2016 года сотрудница уволена из Университета).
Где публиковать результаты научных исследований?
Проведен анализ публикаций ученых СПбГУ в высокорейтинговых журналах, которые были использованы для составления рейтинга Nature Index 2016 Rising Stars, в сравнении с публикациями ученых других научных организаций и вузов России и мира. Отмечена возможность расширения круга высокорейтинговых журналов, где публикуются ученые СПбГУ, особенно в области наук о человеке. Подчеркнута возможность публикования статей в журналах с более высоким импакт-фактором (на основе оценки уровня публикуемых статей и сравнения ее с уровнем журналов).