Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Высокие награды
22 сентября в Екатерининском зале Кремля прошла церемония вручения государственных наград Российской Федерации. Из рук Президента РФ В. В. Путина ордена получили универсанты:
- президент СПбГУ, декан Филологического факультета СПбГУ Л. А. Вербицкая — орден «За заслуги перед Отечеством» первой степени
- художественный руководитель Мариинского театра, декан Факультета искусств СПбГУ В. А. Гергиев — орден Александра Невского
- президент НИЦ «Курчатовский институт», декан Физического факультета СПбГУ М. В. Ковальчук — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
- генеральный директор Государственного Эрмитажа, декан Восточного факультета СПбГУ М. Б. Пиотровский — орден Дружбы
Коллеги поздравили деканов с заслуженными наградами.
О приеме — 2017
В соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 1147 от 14.10.2015, 1 октября СПбГУ опубликована информация о приеме в 2017 году:
- правила приема, утвержденные организацией самостоятельно
- количество мест для приема на обучение по различным условиям поступления: в рамках контрольных цифр (с указанием особой квоты, без указания целевой квоты); по договорам об оказании платных образовательных услуг
- информация о сроках проведения приема, в том числе о сроках начала и завершения приема документов, необходимых для поступления, проведения вступительных испытаний, завершения приема заявлений о согласии на зачисление на каждом этапе зачисления
- по различным условиям поступления:
- перечень вступительных испытаний с указанием приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих
- минимальное количество баллов
- информация о формах проведения вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно
- информация об особых правах и преимуществах, указанных в пунктах 33, 37 и 38 Порядка (право на прием без вступительных испытаний, право быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательному предмету)
- информация об особых правах, указанных в пунктах
34–36 Порядка (право на прием на обучение в пределах особой квоты, преимущественное право зачисления) - информация о возможности сдачи вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, на иностранном языке
- информация о языке (языках), на котором осуществляется сдача вступительных испытаний при приеме на обучение по программам магистратуры с иностранным языком (языками) образования
- информация о порядке учета индивидуальных достижений поступающих
- информация о возможности подачи документов для поступления на обучение в электронной форме
- информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья
- правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно
- информация о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования)
- программы вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно
- образец договора об оказании платных образовательных услуг
- информация о местах приема документов, необходимых для поступления
- информация о почтовых адресах для направления документов, необходимых для поступления
- информация об электронных адресах для направления документов, необходимых для поступления, в электронной форме (если такая возможность предусмотрена правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно)
- информация о наличии мест в общежитиях
Какими будут летние практики?
Проанализированы предложения директоров и деканов по совершенствованию организации и проведения летних студенческих практик в 2016/2017 учебном году. Предложения, которые поступили от 16 руководителей, можно объединить в три группы.
Первая — предложения по организации проведения практик.
- Заключить договоры с новыми организациями и компаниями-партнерами.
- Создать систему наставничества «выпускник СПбГУ — студент СПбГУ», в которой будет налажено взаимодействие между лучшими работодателями и студентами (директор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций А. С. Пую).
- Наладить организацию выездных практик таким образом, чтобы за счет специальных стипендий или спонсорской поддержки отправлять обучающихся в крупнейшие региональные компании, которые являются флагманами отрасли, но базируются не в Москве или Санкт-Петербурге (А. С. Пую, декан Биологического факультета И. А. Тихонович).
- Организовать прохождение практик в Научном парке СПбГУ (директор Института химии И. А. Балова).
- Актуализировать разработанные программы практик на предмет овладения обучающимися конкретными трудовыми функциями и навыками, что связано с вступлением с 1 июля 2016 года в силу статьи 195.3 Трудового кодекса РФ «Порядок применения профессиональных стандартов». Профессиональный стандарт является одним из обязательных документов, на основании которого осуществляется деятельность сотрудников организации, поэтому у студентов появится возможность овладеть конкретными знаниями, умениями и навыками с точки зрения соответствия профессиональным стандартам (заместитель декана Экономического факультета).
- Провести анонимное анкетирование студентов 4 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры о предпочтительных, по их мнению, местах проведения производственной практики и потенциального трудоустройства (и. о. декана Юридического факультета Н. Ю. Рассказова).
- Определение необходимых мест практики руководителями образовательных программ магистратуры с учетом их содержания (заранее согласовывать кандидатуры практикантов с руководителями образовательных программ на основе поставленных задач исследовательской деятельности с учетом интересов принимающих организаций) (Н. Ю. Рассказова).
- Необходимо более рационально и широко использовать имеющиеся договоры и соглашения о проведении практики. Для этого предлагается создать единую базу договоров о практиках, доступную преподавателям и студентам. Например, ее можно разместить в системе Blackboard (заместитель декана Физического факультета С. Е. Горчаков).
Вторая группа — предложения о внесении уточнений в типовую форму договора об организации проведения практики.
- Разработать механизмы контроля за соблюдением прав и обязанностей сторон, установленных в договорах об организации проведения практики. Внести изменения в договор, с целью закрепления в нем конкретных ответственных лиц за реализацию договора (заместитель декана Экономического факультета).
- В договорах с организациями о проведении практики следует включать пункт о возможном трудоустройстве студентов-выпускников, успешно прошедших практику (С. Е. Горчаков).
Третья группа — предложения по финансированию расходов по практике.
- Для совершенствования системы практик и повышения привлекательности обучения необходимо предусмотреть возможность оплаты труда специалистов, принимающих обучающихся СПбГУ со стороны организации. Это позволило бы включать в программу практики не только отработку навыков и компетенций, сформированных в ходе обучения, но и освоение дополнительных профессиональных практических навыков непосредственно «на производстве» (заместитель декана Факультета свободных искусств и наук). Предложение хорошее. Об этом говорится уже более десяти лет, но, к сожалению, Министерство финансов РФ и Министерство образования и науки РФ не финансируют эти расходы.
- Финансирование практик, к сожалению, недостаточно в части расходов на проживание и суточных (декан Математико-механического факультета Г. А. Леонов; С. Е. Горчаков). В соответствии с пунктом 22 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2015 № 1383, в СПбГУ утвержден и введен в действие с 1 июня 2016 года Порядок оплаты проезда и суточных при проведении выездных практик обучающихся СПбГУ (приказ № 3828/1 от 20.05.2016). Настоящий Порядок применяется при оплате проезда обучающихся к месту проведения практики и обратно, а также определяет размер компенсации дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Суточные, выплачиваемые обучающимся по основным образовательным программам СПбГУ за каждый день выездной практики, включая нахождение в пути к месту практики и обратно, составляют на территории Российской Федерации — 50 рублей.
Информация о партнерах Университета по проведению практик будет более доступной. Уже в этом учебном году планируется ее размещение на портале СПбГУ. Разрабатывается информационная система «Работодатели», куда будет вноситься информация об участии работодателей в жизни Университета (участие в работе ГЭК, учебно-методических и научных комиссиях, советах образовательных программ).
Обсуждается Положение об учебно-методической комиссии
Замечания и предложения директоров и деканов по проекту Положения об учебно-методической комиссии рассматривались 26 сентября на заседании учебно-методической комиссии СПбГУ. По результатам обсуждения подготовлен проект нового Положения об организации работы учебно-методических комиссий, который заменит ранее действовавшее Положение, утвержденное приказом от 17.01.2014 № 75/1. Проект нового Положения содержит перечень вопросов, рассматриваемых учебно-методической комиссией как экспертным органом в порядке, установленном локальными актами СПбГУ.
Проект нового Положения расширяет состав учебно-методических комиссий. Если ранее в состав учебно-методической комиссии входило всего не более 10 человек, включая представителей студсоветов и работодателей, то проект нового Положения увеличивает их количество до 15. Проект предусматривает и внесение изменений в разделы, посвященные порядку работы учебно-методических комиссий, а также правам и обязанностям председателя учебно-методической комиссии. По предложению директоров и деканов в проект нового Положения включены пункты, предусматривающие следующее: по вопросам, определенным на заседании комиссии, может проводиться заочное голосование. Кроме того, включен пункт, согласно которому председатель учебно-методической комиссии вправе давать секретарю учебно-методической комиссии поручения, связанные с организацией ее работы, создавать рабочие группы из числа преподавателей и давать поручения преподавателям факультета, не входящим в состав УМК.
Встречи кураторов с первокурсниками
В начале сентября в Университете по традиции прошли встречи первокурсников с кураторами студентов первого курса бакалавриата, специалитета и магистратуры, на которых студенты познакомились с кураторами, узнали об основных правилах университетской жизни, обучения в Университете, механизмах обратной связи, действенных алгоритмах решения проблем обучающихся. Кураторы проводят регулярные встречи со студентами в течение года, помогают им сориентироваться, выбрать сферы научных интересов, проводить внеучебные мероприятия; участвуют в работе студенческих советов, стипендиальных комиссий и т. п. Кураторы, общаясь со студентами, предлагают им самим изучить документы и при необходимости обращаться к компетентным должностным лицам Университета посредством сервиса «Виртуальная приемная СПбГУ» или приходить к ним на прием.
Эта работа позволяет повысить уровень адаптации первокурсников в СПбГУ, успеваемость студентов, их информированность о мероприятиях, структуре Университета, разнообразить и совершенствовать внеучебную деятельность. Кураторы студентов первого курса назначались из числа кандидатов, предложенных директорами и деканами, с учетом мнения студенческих советов и работников, отвечающих за учебную и внеучебную работу в Университете. Работа кураторов регламентирована Положением о кураторе студентов первого курса.
Об эффективности материальной поддержки обучающихся
31 августа был издан приказ ректора № 6742/1, который внес ряд изменений в действующий порядок предоставления обучающимся СПбГУ материальной помощи. Этот порядок был разработан в 2011 году при активном участии Студенческого совета Университета, который тогда был только что сформирован и поднял вопрос о материальной поддержке обучающихся как один из приоритетных в своей работе. Настоящий приказ вносит наибольшее количество изменений (34 изменения).
Необходимость изменений обусловлена накопившимися с 2011 года изменениями в законодательстве РФ, в локальных актах и структуре СПбГУ, а также информационным письмом заместителя министра образования и науки РФ от 06.05.2016 № ВК–950/09 «О повышении эффективности материальной поддержки обучающихся». Для приведения в соответствие с законодательством и локальными нормативными актами Университета были внесены 20 изменений. Остальные изменения были продиктованы накопленным опытом работы стипендиальных комиссий и желанием усовершенствовать порядок предоставления материальной помощи обучающимся, в том числе расширить и уточнить категории нуждающихся обучающихся.
Проект приказа был внимательно рассмотрен Студенческим советом СПбГУ, который по итогам рассмотрения направил первому проректору по учебной, внеучебной и учебно-методической работе несколько предложений по доработке представленного проекта приказа. Все предложения Студенческого совета были учтены при подготовке итоговой версии приказа. Измененное Положение о предоставлении материальной помощи обучающимся в СПбГУ способствует улучшению социальной поддержки обучающихся.
Электронный реестр тем ВКР
СПбГУ идет по пути открытости информации о жизни Университета. Активно развивается система информационных сервисов, сопровождающих бизнес-процессы в учебной деятельности. Создан востребованный сервис «Личный кабинет обучающегося», идет работа над сервисом «Личный кабинет преподавателя». В прошедшем учебном году большинство студентов согласилось и выставило тексты своих ВКР в открытом доступе. Всего в СПбГУ из 4687 выпускников дали согласие на размещение ВКР 2490 (53 %). Из 133 выпускников образовательной программы «Искусства и гуманитарные науки» дали согласие 37 (28 %).
На основании предложений организаций-работодателей, научно-педагогических работников и обучающихся СПбГУ с осени 2016 года в Университете будет формироваться Электронный реестр тем выпускных квалификационных работ студентов с информацией о научных руководителях этих работ. Предложения работодателей по темам ВКР могут представляться в инициативном порядке или в ответ на запросы председателей УМК или иных уполномоченных должностных лиц СПбГУ. Научно-педагогические работники также в инициативном порядке смогут представлять предложения по темам ВКР посредством корпоративной электронной почты по адресу: vkr.tema@spbu.ru. Обучающиеся СПбГУ в Личном кабинете смогут выбрать тему ВКР из реестра тем, предложенных работодателями или преподавателями, или предложить свою тему ВКР. Темы, предложенные научно-педагогическими работниками и обучающимися, направляются на экспертизу УМК и на согласование работодателям. Согласованные с работодателями темы будут включаться в электронный реестр тем ВКР.
Вся эта информация будет доступна универсантам. Реестр позволит сравнивать тематику ВКР, анализировать качество работы научных руководителей. Этот реестр будет востребован председателями и членами ГЭК в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации студентов в 2017 году. Директорам и деканам поручено направлять предложения по совершенствованию базы данных тем ВКР.
«Безопасность жизнедеятельности» волнует многих
Проанализированы предложения директоров и деканов по совершенствованию рабочей программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», подведены промежуточные итоги общественного обсуждения на портале СПбГУ. Эти предложения порой полярные: кто-то предлагает сделать эту дисциплину более теоретической, другой — усилить ее практичность. Есть предложения: включить разделы, касающиеся информационной и компьютерной безопасности, психологической гигиены в повседневной жизни. Эту дисциплину можно профилировать и включить специальные темы — разные для разных образовательных программ. Также есть предложения: использовать интерактивные формы обучения, знакомить с важной информацией (например, о решении проблем при проведении массовых мероприятий). Продолжается общественное обсуждение этой темы на портале СПбГУ (см. Общественное обсуждение проекта новой редакции рабочей программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»).
Заключены новые бессрочные трудовые договоры
Продолжается практика заключения бессрочных трудовых договоров (см. Материалы ректорского совещания от 15.08.2016, п. 1), точнее договоров на неопределенный срок. За последний месяц заключено четыре контракта: с профессорами Л. А. Петросяном, А. Ф. Хлебниковым, В. М. Шабаевым, доцентом А. В. Шаболтас.
Как уже отмечалось, договор носит строго индивидуальный характер. В нем зафиксированы высокие наукометрические показатели, которые берет на себя научно-педагогический работник, а также индивидуальная оплата его труда, рассчитанная исходя из среднего размера всех ежемесячных выплат данному НПР за предыдущий год, исключая доплаты за исполнение дополнительных обязанностей.
Организация конференций
По инициативе академика РАН А. И. Русанова в Университете проводится работа по повышению эффективности организации в СПбГУ учебно-научных конференций. Для этого год назад было создано Управление по организации публичных мероприятий и сотрудничества с партнерами СПбГУ. В Университете ежегодно проводится более 500 конференций, в которых принимают участие около 50 000 человек. С 2016 года появилась возможность принимать оргвзносы за участие в конференциях через специальный ресурс на портале СПбГУ, разработаны и утверждены стандарты «пакета участника», технического обеспечения мероприятий разного уровня.
Продолжается работа по разработке общих правил организации публичных мероприятий. Она требует более активного участия инициаторов мероприятий из числа научно-педагогических работников Университета. Так, по инициативе руководства Научного парка и Научной библиотеки разрабатывается порядок организации малочисленных семинаров. По предложению совета молодых ученых факультета психологии усовершенствованы правила организации приглашений на конференции. На прошлой неделе состоялось совещание по подготовке проекта Порядка организации научных конференций с участием А. И. Русанова. После доработки проект будет направлен директорам и деканам для корректировки и дополнений.
Доступ к оборудованию Научного парка
На портале СПбГУ продолжается общественное обсуждение темы Совершенствование системы доступа к оборудованию Научного парка СПбГУ. Представлен ежемесячный анализ предложений участников обсуждения, сообщается о принятых управленческих решениях. Например, принято решение об объединении систем подачи заявок в ИАС НИД и в информационной системе Научного парка. Разработан удобный интерфейс — теперь научно-педагогическим работникам не надо вносить заявки второй раз и тратить на это лишнее время. Интересны предложения внешних пользователей об организации доступа к оборудованию Научного парка. Коллеги из Биологического института РАН и из МГУ отмечают, что благодаря договорам СПбГУ с этим организациями удалось повысить научно-методический уровень электронно-микроскопических исследований (до этого у них не было таких возможностей).
Были также перечислены проблемы, в том числе и пока нерешенные. Например, постоянно приходят запросы от студентов о том, как они могут использовать оборудование Научного парка в своих ВКР. Им отвечают, что любой обучающийся СПбГУ имеет право пользоваться оборудованием, если он выполняет научный проект (то есть у него должен быть научный руководитель, который и регистрирует этот проект в базе данных). Порой возникают трудности курьезного характера. Например, студент пишет: «Первая трудность, с которой сталкиваешься, будучи студентом и пытаясь получить доступ к оборудованию Научного парка, — это то, что нужно обращаться к своему научному руководителю. От него нужно получить пароль, он должен создать проект — без этого заявку не подать. На все вышеперечисленные процедуры уходит много времени, особенно если научный руководитель потерял свой пароль или же просто слишком занят, чтобы заниматься такими вещами».
Задаются также вопросы о возможности обеспечения работы в выходные и праздничные дни. Университет заинтересован в том, чтобы оборудование работало хоть 24 часа в сутки, и вопрос сверхурочной работы сотрудников ресурсных центров готовы решать. Но часть научно-педагогических работников, оказывается, не готова к самостоятельной работе на оборудовании Научного парка. Хотя те ученые, которые выезжают в другие научные центры коллективного пользования (в Германии или Англии), работают там по 18 часов в сутки, практически не нуждаясь в помощи технического персонала — разве что что-нибудь сломается. Вопрос о повышении квалификации научно-педагогических работников для их работы с дорогостоящим аналитическим оборудованием надо решать совместными усилиями.
Как обеспечить открытость финансово-хозяйственной деятельности?
Проанализированы предложения директоров и деканов по обеспечению открытости финансово-хозяйственной деятельности по двум темам.
- Участие общественности в комиссиях по приемке работ (Определено, что представители общественности будут включаться в состав комиссий по приемке работ по договорам с внешними подрядчиками свыше 1 млн рублей, заключенным по результатам конкурсных процедур. Директора и деканы высказались за то, что научно-педагогические работники и студенты обязательно должны входить в комиссии, которые принимают работы, связанные с закупкой в интересах работников и обучающихся. По предложениям руководителей коллективов институтов и факультетов представители общественности будут включаться в состав комиссий по таким видам договоров.).
- Публикация на портале СПбГУ информации о договорах Университета с внешними подрядчиками (Был проведен анализ видов договоров. На первом этапе будет размещена информация о договорах стоимостью более 10 млн рублей (они будут разбиты на три группы:
10–50 млн, 50–100 млн, свыше 100 млн). Часть информации о закупках на портале СПбГУ будет как на сайте госзакупок (номер контракта, организация-подрядчик, кто подписал договор от Университета, срок исполнения и сумма договора, а также Федеральный закон, по которому проводятся конкурсные процедуры). Более детальную информацию можно будет узнать по ссылке на сайте госзакупок. Позже будет и следующий этап: информация о контрактах стоимостью5–10 млн рублей)
(Материалы ректорского совещания от 11.09.2017, п. 7).
Учет объектов недвижимости
Завершается процесс оформления прав СПбГУ на закрепленные за ним объекты недвижимого имущества (зданий, сооружений, отдельных помещений и земельных участков), который длился более восьми лет. На сегодняшний день из 345 объектов уже оформлено 309 (89 %). Для сравнения: к январю 2008 года права Университета были оформлены на 138 объектов недвижимости из закрепленных 365 (то есть на 38 %). А без ошибок права были оформлены лишь на 45 объектов недвижимости (то есть всего на 12 %). И по всем неверно оформленным объектам пришлось права регистрировать заново! И тратить для этого финансовые, временные и человеческие ресурсы (см. Аренда университетского имущества: прошлое и настоящее. Интервью с проректором М. Н. Кудилинским). Эта работа продолжается до сих пор.
Было также выявлено несколько десятков объектов, которые числились в составе недвижимого имущества ошибочно (например, сараи и умывальники на базах практик). В ходе оформления они признавались движимым имуществом и в этом статусе ставились на учет СПбГУ. Кроме того, электро- и тепловые трассы, не находящиеся на территории Университета, передаются другим организациям (а с Университета снимается бремя их обслуживания).
О результатах ежегодного рейтинга THE — 2016
Проведен анализ позиций СПбГУ в рейтинге ведущих университетов мира Times Higher Education — в сравнении с показателями других российских и зарубежных вузов. Отмечено улучшение показателей СПбГУ практически по всем основным критериям рейтинга ТНЕ, особенно по показателям Citations, Teaching, Industry income, International Outlook. На основании данных по вузам из различных сегментов этого рейтинга показаны академическая (образовательная) репутация вуза и его научно-исследовательская репутация. К сожалению, динамика публикационной активности ученых СПбГУ за последние десять лет по некоторым отраслям наук (физика и астрономия, инженерные науки, материаловедение, математика) в сравнении с коллегами из других российских вузов оказалась далеко не самой высокой. Детальный анализ причин того, почему результаты проводимых сотрудниками научных исследований (в том числе в естественнонаучных областях) не становятся предметом публикаций в научных журналах, должен проводиться руководителями подразделений.