Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Законом продлен срок для использования льгот при поступлении в вузы
2 июня 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о внесении изменения в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Закон устанавливает, что до 1 января 2019 года право приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах
В настоящее время эти льготы действуют до 1 января 2017 года в соответствии с п. 14 ст. 108 Федерального закона №
Создана комиссия по изучению вопроса об открытии образовательной программы «Теология»
В связи с предложением профессора Сергея Кривовичева создана Комиссия по изучению вопроса об открытии в СПбГУ образовательной программы «Теология». Установлен срок до 19 сентября для представления заключения комиссии. В нее могут войти и другие работники Университета. Напомним, несколько лет назад комиссия, изучавшая похожий вопрос о создании теологического факультета, не поддержала предложение Ученого совета Факультета искусств о создании в СПбГУ факультета теологии (см. Материалы ректорского совещания от 27.06.2016, от 16.05.2016, от 03.10.2016, от 14.11.2016, Материалы приема граждан от 11.12.2012).
Готовится конкурс на обеспечение работы исследовательских коллективов СПбГУ
В дополнение к ежегодным открытым конкурсам на финансирование научных исследований и создание новых исследовательских лабораторий осенью 2016 года планируется проведение конкурса на обеспечение работы действующих исследовательских коллективов СПбГУ. Финансирование будет обеспечено за счет средств 2017 года Программы развития СПбГУ. Определены условия проведения конкурса (см. Материалы ректорского совещания от 03.10.2016):
- в нем смогут участвовать только исследовательские группы СПбГУ (это не открытый конкурс)
- тематика исследований должна находиться в рамках приоритетных направлений Программы развития СПбГУ
- группы должны подтвердить свое существование наличием совместных публикаций членов группы
- как отдельная категория групп рассматриваются тандемы «научный руководитель плюс аспирант»
- можно направить заявку на финансирование для приобретения:
- специализированного оборудования для размещения на рабочих местах исследователей (это оборудование не будет находиться в ресурсных центрах Научного парка СПбГУ, но будет учитываться в реестре Научного парка и доступ к нему будет открыт по особым правилам и для других исследователей Университета)
- реактивов и расходных материалов
- специализированного программного обеспечения
- доступа к специализированным информационным ресурсам, базам данных и цифровым научным изданиям
- дополнительно можно направить предложения, но это не могут быть средства на заработную плату, а также средства, на которые проводятся отдельные конкурсы (например, на трэвэл-гранты)
- заявка должна содержать обязательства группы по количеству и уровню научных публикаций (включая монографии) на период до 2018 года. Эти публикации должны быть дополнительными по отношению к публикациям, уже зафиксированным в трудовых договорах членов группы
Заявки на конкурс будут оцениваться по нескольким критериям: актуальность тематики исследований для выполнения приоритетных направлений Программы развития СПбГУ, уровень наукометрических показателей руководителя коллектива, уровень наукометрических показателей членов группы, уровень обязательств членов группы, включенных в заявку... Результаты этого конкурса будут учитываться также при принятии решений о финансировании для обеспечения научных исследований из иных, внебюджетных, источников (в порядке рейтингового списка не отклоненных заявок).
Выдвижение претендентов продолжается
Сотрудники Университета предложили еще одну кандидатуру на должность проректора по научной работе СПбГУ — директора Института химии, профессора И. А. Баловой. В настоящее время выдвинуто несколько претендентов на эту должность. Каких-либо возражений и отводов за это время не поступало. В связи с просьбой проректора С. П. Туника в ближайшее время будет принято кадровое решение (см. Материалы ректорского совещания от 10.05.2016).
Совершенствуем свои образовательные стандарты
Работа по совершенствованию образовательных стандартов, самостоятельно утверждаемых Санкт-Петербургским государственным университетом, продолжается параллельно с модернизацией образовательных стандартов для всего высшего образования России, проводимой федеральными учебно-методическими объединениями (УМО) по поручению Министерства образования и науки РФ. УМО реализуют задачу: формировать федеральные образовательные стандарты на основе профессиональных стандартов, они должны быть ориентированы на требования рынка труда, сформулированные работодателями. Действует национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте РФ, создаются центры оценки квалификации. Нормативно-правовые документы будут корректироваться после принятия ФГОС нового уровня (ФГОС 3++), в том числе будут изменения в порядке приема в вузы, перевода и аттестации обучающихся. Уже утверждено 508 федеральных стандартов, продолжается работа над 191 стандартом, которую планируют завершить к 1 сентября 2016 года. Об этом сообщил А. Б. Соболев, директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки, принявший участие в заседании УМО по юриспруденции, состоявшемся недавно в СПбГУ.
Работа над федеральными стандартами должна закончиться в декабре 2016 года. Для Университета ФГОС — это ориентиры, собственные образовательные стандарты СПбГУ должны быть выше их по уровню. В стране созданы девять координационных советов по девяти областям образования, которые утверждают составы 57 УМО по укрупненным направлениям подготовки. Сотрудники СПбГУ, входящие в УМО, активно участвуют в разработке федеральных образовательных стандартов (в 31 из 57 УМО председателями или заместителями председателей являются работники СПбГУ). Совершенствование образовательных стандартов, самостоятельно утверждаемых Университетом, должно идти опережающими темпами.
Работодатели в составе ГЭК
Продолжалось обсуждение опыта участия работодателей в процедурах итоговой государственной аттестации, начатое на предыдущем совещании. Государственные экзамены и защита ВКР уже завершились по многим программам, и в целом Университет отработал слаженно, большинство работодателей ответственно отнеслось к новой для них работе председателями и членами ГЭК. Поставлена задача перевести отношения в формат соглашений с компаниями-работодателями. В ближайшее время будут проведены встречи ректора и проректоров с председателями ГЭК для совместного обсуждения нового опыта сотрудничества. Работодатели будут приглашены на церемонии торжественного вручения дипломов в конце июня — начале июля. По решению Студсовета СПбГУ большинство этих церемоний пройдет в Актовом зале здания Двенадцати коллегий.
Материалы ректорского совещания от 01.08.2016, от 30.05.2016
Этот опыт помог увидеть и проблемы в организации ИГА благодаря тому, что процедура стала прозрачной. Гораздо активнее в этом году стали работать апелляционные комиссии по всем направлениям подготовки. Проект «Открытый университет» продолжается — государственные экзамены и защита ВКР теперь активно обсуждаются не только в Университете, но и за его пределами. Наиболее активные члены ГЭК выражают желание участвовать в подготовке студентов на более ранних этапах: предлагают новые спецкурсы, готовы определять тематику исследований выпускников, обсуждать готовящиеся ВКР на заседании кафедры...
По мнению директоров и деканов, опыт проведения итоговой государственной аттестации в этом году доказал эффективность политики открытости университетской жизни. У многих работодателей возникает желание помочь Университету — предлагают провести совместные исследования, прочитать спецкурсы, выпускникам предлагают работу в компаниях прямо во время защит ВКР. Работодатели-выпускники благодарят за то, что, наконец-то, смогли встретиться с однокурсниками. Открыто общественное обсуждение мнений работодателей об итоговой государственной аттестации.