Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
В начале совещания ректор объявил минуту молчания. Собравшиеся почтили память жертв терактов, произошедших в Волгограде 29 и 30 декабря 2013 года.
О подготовке к чествованию ветеранов в честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от блокады
Пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин проинформировал участников совещания о подготовке в Университете к чествованию ветеранов Великой Отечественной войны и жителей блокадного города в связи с приближающимся 70-летием полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Принято решение о проведении традиционного чествования ветеранов-универсантов в пятницу, 24 января. В этот день в Университете пройдет традиционное торжественное заседание и концерт для ветеранов в Актовом зале СПбГУ, торжественная встреча в Центре питания, культурного и делового сотрудничества СПбГУ на Биржевой линии. Для всех ветеранов подготовлены подарки от Университета. Организация мероприятий осуществляется совместными усилиями служб ректората СПбГУ, профсоюзной организации сотрудников СПбГУ и Совета ветеранов войны и труда (см. Приказ № 4740/1 от 24.12.2013).
А. А. Заварзин напомнил о поручении деканам проработать и провести в коллективах факультетов свои мероприятия, посвященные юбилею полного освобождения советскими войсками Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. Он поблагодарил директора научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ М. Э. Карпову и ее коллег за подготовку фотовыставки (она будет открыта в середине января в помещениях отраслевого отдела математики и механики) и директора ДКиН СПбГУ А. В. Чагинского за аналогичную инициативу (выставка откроется в помещении фойе Дворца культуры и науки СПбГУ).
Об утверждении составов факультетских комиссий по учебно-методической работе
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что составы факультетских комиссий по учебно-методической работе утверждены (подробнее о значении работы учебно-методических комиссий и правилах их формирования см. Материалы ректорского совещания от 23.12.2014, п. 1; см. также: Кризис образования — общая проблема глобализации, ответы 13и 14); Честность и открытость, ответ 8); Повышение профессиональных компетенций, ответы 3 и 22).
О системе дистанционного обучения
Проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова представила презентацию о дистанционном способе реализации образовательной программы по направлению «Юриспруденция». Применение дистанционной технологии обучения нацелено на реализацию требований образовательных стандартов СПбГУ и учебного плана на основе:
- подключения «удаленного» обучающегося ко всем электронным информационным ресурсам и сервисам СПбГУ
- доступа к полноформатным видеозаписям лекционных курсов в объеме часов учебного плана (в том числе в режиме реального времени)
- доступа к полноформатным видеозаписям семинарских и практических занятий в объеме часов учебного плана (в том числе в режиме реального времени)
- возможности консультационных контактов обучающихся с преподавателем с использованием системы Blaсkboard
- осуществления текущего и промежуточного контроля с использованием системы Blaсkboard
- соблюдения обычного графика учебного процесса и сроков освоения учебного плана
М. Ю. Лаврикова перечислила основные ресурсы и сервисы, подготовленные для реализации программы: библиотечная система, учебно-методические комплексы, портал направления «Юриспруденция» для преподавателей и студентов и система Blaсkboard, система трансляции и записи лекций, научные базы данных, правовые базы, электронное расписание, удаленный доступ ко всем ресурсам. Она продемонстрировала некоторые из ресурсов дистанционного обучения: участники заседания «заглянули» в аудиторию на лекцию одного из преподавателей-юристов, услышали в аудиозаписи фрагмент лекции другого преподавателя, «побывали» на практическом занятии первокурсников и на семинаре по теории государства и права.
Цель внедрения дистанционной технологии — предоставление возможности получения высшего профессионального образования лицам, лишенным по объективным причинам возможности непосредственно находится в аудитории.
Ректор подчеркнул, что за каждой фразой этой краткой презентации стоят годы труда преподавателей-юристов. Например, видеозаписи лекций и семинарских занятий идут не первый год. И это изменило отношение преподавателей к лекциям и семинарам, повысило их ответственность за каждое произнесенное слово. Собрано огромное количество гостевых лекций, которые записывались в течение десятка лет. Накапливаются видеозаписи научных конференций — не один десяток ежегодно.
Необходимые электронные базы данных собирались в течение 10–15 лет. Созданы учебно-методические комплексы (УМК) по всем дисциплинам. И каждый из них включает не только от 20 до 50 печатных листов (если переводить информацию в «книжный формат»), но и в сотни раз больший объем информации, «присоединенный» к основному. Например, если где-то в тексте стоит ссылка на нормативный акт, то, кликнув мышкой, обучающийся сразу может открыть этот нормативный акт. Если стоит ссылка на текст монографии, то можно открыть ее в нужном месте или «пролистать» всю, от начала до конца. Все УМК объединены, поэтому, например, из УМК по гражданскому праву можно легко попасть в УМК, например, по истории государства и права.
Информационные базы практически бесконечны: каждый год добавляются несколько десятков тысяч источников по праву. Такого архива судебной практики нет ни в одном другом вузе России: он собирался с 1996 года. Во время презентации были названы 5 правовых баз (Консультант Плюс, Консультант Плюс Регионы, Гарант, Кодекс, ИПС «Законодательство России (ФСО)») — такого тоже нет ни одном другом вузе. Возможность подключиться к внешним информационным ресурсам (например, Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина) значительно расширяет потенциал такого обучения.
Ректор отметил, что система дистанционного обучения дает возможность получать высшее образование лицам с ограниченными возможностями и, например, спортсменам, которым трудно совместить сложный график тренировок с традиционными формами обучения. По статистике среди лиц с ограниченными возможностями наиболее популярны направления «Психология» и «История». Если наши историки или психологи будут готовы начать работу над подобными системами дистанционного обучения, то им для этого будут созданы все необходимые условия. При этом Н. М. Кропачев еще раз подчеркнул, что, во-первых, создание такой системы должно быть подробно просчитано, а, во-вторых, от преподавателей потребуются значительные трудозатраты. Более развернутую информацию о дистанционном обучении можно получить у проректора М. Ю. Лавриковой и декана Юридического факультета Н. А. Шевелёвой.
Декан Факультета стоматологии и медицинских технологий Ю. А. Щербук отметил, что система дистанционного обучения очень актуальна для медиков. Особенно в сфере постдипломного образования. Есть узкие специальности, которые очень востребованы: медики едут в другие города и страны, чтобы посмотреть на методику, на операцию и т. п. Он спросил, как может складываться система ценообразования оплаты за такие курсы. Ректор поблагодарил за идею организации дистанционного обучения по дополнительным образовательным программам и ответил, что стоимость курсов будет зависеть прежде всего от себестоимости подготовки материала. М. Ю. Лаврикова добавила, что повышение квалификации нотариусов Университет (совместно с Нотариальной палатой РФ) уже третий год проводит в форме дистанционного обучения. Например, в виде телеконференции, когда преподаватель, читающий лекцию или проводящий вебинар, находится здесь, в здании СПбГУ, а слушатели — в Брянске, Вологде или Иваново. Это значительно экономит средства заказчика (не надо направлять нотариусов в командировку в Петербург).
Ю. А. Щербук спросил, будет ли создаваться общеуниверситетский единый центр дистанционного обучения. Ректор ответил, что создавать какую-то громоздкую управленческую структуру нет необходимости: опыт наших юристов можно «тиражировать» и создавать подобные образовательные продукты по другим направлениям (бакалавриат, магистратура) и специальностям. При непременном условии: чтобы коллектив преподавателей был готов это делать. Советник ректора профессор Р. А. Эварестов спросил о защите от несанкционированного доступа к системе. М. Ю. Лаврикова объяснила, что вопросы безопасности безусловно решаются.
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский обратил внимание на то, что объем видеоархива лекций и семинаров, конференций, гостевых лекций отечественных и зарубежных гостей составляет огромный объем — более 700 Тб! Его невозможно собрать за неделю или даже за месяц... Ректор подтвердил, что начало архива было заложено еще в середине 1990-х годов, когда был утвержден план компьютеризации отраслевого отдела библиотеки и появились первые цифровые копии книг. А теперь ресурс, опыт, знания, умения юристов можно использовать на благо всего Университета (см. также: Материалы ректорского совещания от 21.04.2014, п. 2).
О тьюторах и воспитательной работе
К проректору по учебной работе неоднократно обращались преподаватели и студенты СПбГУ, которые говорили о необходимости возродить функцию кураторства студентов преподавателями — в особенности для первокурсников. С аналогичным предложением преподаватель СПбГУ С. В. Зубов пришел на прием к начальнику ГУАТОиД В. П. Журавлеву с обоснованием необходимости внеучебной (внеаудиторной), фактически воспитательной, работы со студентами (см. в Виртуальной приемной: О внеучебной работе со студентами: прием граждан от 26.12.2013).
По мнению посетителя и многих студентов, с которыми он обсуждал их проблемы, целесообразно возродить в СПбГУ институт кураторов студенческих групп (тьюторов), которые будут способствовать социально-психологической адаптации студентов младших курсов. Кураторы (тьюторы) должны выполнять следующие функции:
- знакомить первокурсников с основами законодательства в сфере образования
- разъяснять права и обязанности студентов, закрепленные в Уставе СПбГУ, Правилах внутреннего распорядка обучающихся СПбГУ, Правилах обучения и других локальных нормативных актах СПбГУ
- проводить профилактическую работу по борьбе с курением, наркоманией и другими вредными увлечениями
- оказывать помощь в овладении навыками самостоятельной работы
- знакомить с традициями СПбГУ, биографиями выдающихся выпускников Санкт-Петербургского университета и др.
Эта инициатива нашла поддержку и у В. П. Журавлева, и у проректора по учебной работе М. Ю. Лавриковой. Проректор поручила деканам до 20 января 2014 года прислать предложения относительно кандидатур преподавателей, на которых с начала следующего семестра может быть возложена функция кураторов (тьюторов). Кроме того, в письме проректору деканы могут высказать свои предложения относительно задач, решение которых может быть поручено кураторам.
См. также: В кругу звездных друзей (ответы 6 и 8); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 15 и 16); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 3); За Нобелем (ответы 10–14).
Дополнительно М. Ю. Лаврикова напомнила об обсуждавшемся ранее вопросе о повышении квалификации преподавателей в области права (см. Материалы ректорского совещания от 09.12.2013, п. 7). Соответствующая возможность организована силами юристов СПбГУ. Запросы на организацию повышения квалификации следует направлять М. Ю. Лавриковой на адрес programme@spbu.ru, как и указано на страничке проректора по учебной работе на сайте СПбГУ.
О пожертвованиях Почетных профессоров-химиков СПбГУ в энаумент-фонд СПбГУ для установления стипендии имени М. В. Ломоносова для студентов-химиков
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов сообщил, что декан Химического факультета И. А. Балова выступила с инициативой сбора пожертвований в эндаумент-фонд СПбГУ для того, чтобы была возможность присуждать стипендии имени М. В. Ломоносова для студентов-химиков и первая пожертвовала 50 тыс. рублей в эндаумент-фонд СПбГУ. Девять преподавателей-химиков, Почетных профессоров СПбГУ, поддержали эту инициативу. Сейчас собрано пожертвований более 0,5 млн рублей. Для того, чтобы эта стипендия была хотя бы в размере 10 тыс. рублей в месяц, нужно собрать 1,2 млн рублей. Почетные профессора СПбГУ обратились к коллегам-химикам с предложением пополнять эндаумент-фонд СПбГУ и надеются, что соберут необходимую сумму, чтобы с 2015 года начать выплачивать эту стипендию.
Ректор поддержал эту идею и сообщил, что те деньги, которые он ежемесячно жертвует в эндаумент-фонд СПбГУ (15 тыс. рублей, более 10 % от ежемесячной зарплаты), решил в 2014 году направлять на стипендию имени М. В. Ломоносова. То есть за год соберется еще по крайней мере 180 тыс. рублей (см. также: Материалы ректорского совещания от 29.09.2014, п. 5; от 26.05.2014, п. 9).
О переименовании ул. Ульяновской в Петергофе
Декан Физического факультета М. В. Ковальчук выступил с инициативой переименовать ул.Ульяновскую в Петергофе. Сейчас она носит имя великого революционера и его старшего брата. Новое название, по его мнению, должно отражать вклад Университета, его знаменитых ученых и выпускников в развитие Петербурга. Соответствующее решение принимают городские власти и для обращения к ним требуется позиция универсантов: какое название предложить?
На сайте СПбГУ развернулась дискуссия. Проректор по эксплуатации МТБ Г. С. Васильев сообщил, что основных предложения было два: ул. Академика А. Д. Александрова (ректора ЛГУ, при котором стал создаваться Петергофский учебно-научный комплекс СПбГУ) и ул. Академика В. А. Фока (известного физика-теоретика). Пока лидирует второе предложение. Общественное обсуждение продлено до 15 февраля 2014 года, после чего в адрес соответствующей комиссии по переименованиям правительства Санкт-Петербурга будет направлено письмо с предложением о переименовании ул. Ульяновской с соответствующим обоснованием.
Президент Университета Л. А. Вербицкая поддержала первое предложение (ул. Академика А. Д. Александрова), подчеркнув, что он многое сделал для развития нашего Университета, и спросила мнение ректора. Ректор ответил, что уже определился с позицией, но не будет ее озвучивать, пока идет общественное обсуждение этого вопроса (см. также: Материалы ректорского совещания от 14.07.2014, п. 3).
Об установке новых информационных табличек
Продолжается общественное обсуждение и вопроса об установке новых информационных табличек на зданиях Университета. Оно было инициировано председателем Студенческого совета СПбГУ. На этих табличках должна присутствовать не только информация о том, что это здание Университета (какая форма собственности: федеральная, городская или муниципальная; на каких условиях здание передано СПбГУ: безвозмездное пользование или аренда), но и контактные данные лиц, ответственных за его эксплуатацию. В ходе обсуждения также было высказано несколько содержательных предложений, которые показывают, что сама по себе идея установки таких табличек оценивается положительно. В этой связи проректор Г. С. Васильев принял решение о том, что соответствующие таблички размещаться за зданиях Университета будут. Их окончательный формат (дизайн-макет и содержание табличек) будет утвержден до 1 февраля.
Проректор добавил, что многие здания Университета имеют почти общепризнанные названия (например, «Шайба», «Менделеевский центр» или «Ректорский флигель»). У других зданий таких наименований два-три, а у некоторых нет никакого наименования. Появилась идея в продолжение идеи с информационными табличками: утвердить названия зданий СПбГУ. На сайте СПбГУ можно будет высказаться по этому вопросу.
О планируемом ремонте лицевого фасада здания Двенадцати коллегий
На ректорских совещаниях неоднократно обсуждался вопрос о ремонтных работах в зданиях Университета. И общим лейтмотивом этих обсуждений является нехватка средств на обновление наших зданий и сооружений. Г. С. Васильев напомнил, что еще пять лет назад в годовом бюджете СПбГУ на ремонты всех зданий Университета Министерством образования и науки РФ выделялось не более 100 млн рублей в год. Последние годы бюджет Университета значительно вырос, однако средств все равно категорически не хватает. Оценка потребностей (в ценах 2012 года) составляет несколько десятков миллиардов рублей. Поэтому безусловной задачей является поиск дополнительных источников финансирования. В этой связи Г. С. Васильев напомнил: на предыдущем ректорском совещании сообщалось, что Министерство культуры РФ (!) выделило 262 млн рублей на ремонты четырех зданий, находящихся в Главном городке (см. Материалы ректорского совещание от 23.12.2013, п. 10). И сообщил, что 27 декабря то же министерство приняло еще одно решение, выделив дополнительно 140 млн рублей на ремонт лицевого фасада здания 12 коллегий.
Это решение — результат нашей продуманной политики настойчивости. Почти два года было затрачено на тщательное изучение требований министерства по подготовке соответствующей документации для заявки, согласование между собой требований КГИОП и Министерства культуры РФ. Положительный результат показывает, что работа по правилам, а не по понятиям, последовательность и настойчивость в этом направлении окупается сторицей и позволяет серьезно увеличить наши возможности, отметил Г. С. Васильев.
См. также: Быть в тренде (ответ 1); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 11); Он был первым (ответ 3); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 6); Честность и открытость (ответ 10).
Однако и далее эта работа потребует от нас серьезных усилий. Ведь все перечисленные ремонты напрямую затронут учебную, научную, административную работу. Г. С. Васильев предупредил деканов о том, что в начале нового года будут сформированы комиссии, задачей которых будет урегулирование соответствующих вопросов подготовки к ремонтным работам и контроль за ходом ремонтных работ.