Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Об организации в СПбГУ работы по информированию граждан о работе должностных лиц СПбГУ и коллегиальных органов СПбГУ
Вопросы информирования студентов и сотрудников Университета о работе и решениях, принимаемых должностными лицами, деканами факультетов и коллегиальными органами (Ученый совет Университета, ученые советы факультетов, учебно-методические и научные комиссии и т. д.) не раз обсуждались на ректорских совещаниях (см. Материалы ректорского совещания от 09.12.2013, п. 7; от 19.03.2012, п. 4; от 17.06.2013, п. 2; от 01.04.2013, п. 7 и др.). Уже не первый год на сайте СПбГУ подробно и в полном объеме публикуются материалы совещаний ректора с деканами факультетов (с марта 2011 года — более 130 отчетов), повестка дня и отчеты о заседаниях Ученого совета Университета (с февраля 2011 года), материалы с приема граждан ректором (с июля 2011 года — больше 100 отчетов), обращения должностных лиц и организаций к ректору и ответы на них (с февраля 2011 года). Почти год публикуются материалы о приемах граждан проректорами, материалы о заседаниях ученых советов факультетов (повестки дня заседаний публикуются деканами повсеместно, а результаты обсуждений — пока далеко не везде). Проректор И. А. Дементьев напомнил, что и в трудовые договоры с деканами факультетов включены обязательства деканов регулярно вести прием граждан, встречаться со студентами и членами студсовета, публиковать информацию об этих встречах. Проректор отметил, что в связи с высокой важностью вопросов информирования о работе должностных лиц и коллегиальных органов, будет постепенно вводиться контроль за выполнением этой работы и должностными лицами Университета, и деканами.
О создании рабочей группы для проработки предложений по созданию и размещению единого университетского городка СПбГУ
По поручению Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева после заседания Попечительского совета СПбГУ 18 октября (см. Материалы ректорского совещания от 21.10.2013, п. 1) создана межведомственная рабочая группа под руководством министра экономического развития РФ для проработки предложений по созданию и размещению единого университетского городка СПбГУ. В нее вошли представители федеральных государственных органов (Минэкономразвития РФ, Минфин РФ, Минобнауки РФ, Минрегион РФ), Правительства Санкт-Петербурга, Правительства Ленинградской области. В состав группы от СПбГУ входят проректоры М. Н. Кудилинский и И. А. Дементьев. Установлен план работы этой группы, которая должна представить конкретные предложения премьер-министру в июне 2014 года. Универсанты могут направить свои предложения в адрес М. Н. Кудидилинского и И. А. Дементьева.
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 11); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 7); Честность и открытость (ответ 10); Н. Кропачев: «Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета» (РБК, 25 марта 2015, ответы 1–2); Университету кризис не страшен (ответ 15); Материалы ректорского совещания от 02.06.2014, п. 2; от 24.02.2016, п. 6; от 14.03.2016, п. 4; от 25.07.2016, п. 5.
О формировании диссертационных советов
Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил, что заместитель министра образования и науки Л. М. Огородова 31 декабря 2013 года издала приказ о приостановке деятельности диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. Этим приказом фактически оформляется решение, которое ранее принималось ВАК в связи с необходимостью приведения в соответствие перечня и состава диссертационных советов с Положением о советах, утвержденным еще в конце 2011 года.
В приложении к этому приказу перечислены 602 совета, которые должны быть реформированы и получить новое разрешение на свою деятельность в срок до 1 июня 2014 года — и 12 из них имеют отношение к СПбГУ. Проректор напомнил, что еще весной 2012 года в СПбГУ была начата реорганизация диссертационных советов на новых принципах (см. Материалы ректорского совещания от 27.04.2012, п. 4, от 10.09.2012, п. 3). В результате была сформирована новая сеть советов СПбГУ, при создании которой были реализованы принципы:
- при вузе открывается только один диссертационный совет по одной специальности
- любой доктор наук, работающий в Университете, может изъявить желание о вхождении в состав диссертационного совета
- кандидатуры председателя совета, его заместителя и ученого секретаря предлагаются ректору на заседании кандидатов в члены совета
Руководство ВАК одобрило все нововведения по реорганизации диссертационных советов, реализованные в СПбГУ (подробнее см. Материалы ректорского совещания от 10.09.2012, п. 3).
В силу первого принципа из 12 советов при СПбГУ, упомянутых в приложении к приказу заместителя министра, ходатайств о возобновлении пяти советов и не подавалось. А сейчас продолжается работа по устранению недочетов по оставшимся семи советам. При этом 48 диссертационных советов СПбГУ утверждены и ведут свою деятельность в плановом порядке... И. А. Горлинский отметил, что работу по подготовке документов по реформируемым семи советам (требующую, в том числе изменение ранее заявленного состава советов) необходимо завершить, руководствуясь теми же принципами.
Организация работы по эксплуатации научного парка Университета
Проректор по научной работе С. П. Туник сообщил, что за последние три месяца Университет посетили министр образования и науки Д. В. Ливанов, руководители вузов, входящих в программу Правительства «5 — 100», другие гости и делегации. Они знакомились с организацией работы научного парка СПбГУ. Реакция гостей на оборудование, расположенное в ресурсных центрах СПбГУ и возникавшие дискуссии выявили ряд важных вопросов организации нашей работы по эксплуатации научного парка Университета. Гости отмечали неоспоримые достоинства организации работы в СПбГУ в этом направлении:
- рациональную организацию закупок оборудования (самого современного, которое не всегда имеется даже в ведущих научных центрах мира)
- административную независимость руководства научного парка от руководителей исследовательских групп и подразделений СПбГУ
- равную возможность использования оборудования всеми сотрудниками Университета
- равную возможность использования оборудования учеными других организаций, российских и зарубежных
- прозрачность процедуры приема заявок, мониторинг результатов, возможность обратной связи с пользователями оборудования
- высокий уровень квалификации инженерно-технических работников (свыше 250 сотрудников), обеспечивающих проведение научных исследований на оборудовании СПбГУ
- высокий уровень загруженности научного оборудования (до 16 часов в день)
С. П. Туник отметил, что в научном парке СПбГУ уже выполнено более 600 научных проектов, проведено больше 10 000 измерений. Пока не было ни одного отрицательного отзыва о работе ресурсных центров. Действительно ли так все хорошо? Или ученых останавливает опасение «испортить отношения»? С. П. Туник заверил, что этого опасаться не стоит, поскольку, во-первых, организация работы прозрачна, а во-вторых, существует действенный контроль со стороны директоров ресурсных центров и администрации научного парка СПбГУ.
См. также: Быть в тренде (ответ 2); Нас ждут первые строчки мировых рейтингов (ответ 4); Экспертный совет по любому вопросу (ответ 6); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 10); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответ 3); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответы 1 и 5); Повышение профессиональных компетенций (ответ 5); Университету кризис не страшен (ответ 7).
Ректор добавил: кроме оборудования, которое уже размещено в ресурсных центрах и работа которого обеспечивается за счет централизованных ресурсов, в Университете много и другого научного оборудования. Он поручил деканам в срок до 3 февраля представить информацию о наиболее ценном, по мнению деканов, дорогостоящем оборудовании. Необходима информация о его размещении, об эксплуатации этого оборудования, потребностях в ремонте и т. д. Это делается для того, чтобы повысить эффективность содержания и использования этого оборудования.
О предложениях деканов по критериям для лиц, претендующих на постоянный контракт с СПбГУ
Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев после заседания Попечительского совета СПбГУ 18 октября дал поручение Минобрнауки РФ рассмотреть совместно с МГУ и СПбГУ вопрос по введению собственных должностей профессоров и доцентов указанных университетов и наделению данных университетов правом самостоятельно устанавливать порядок проведения конкурсного отбора на эти должности (см. Материалы ректорского совещания от 02.12.2013, п. 1). И. А. Дементьев напомнил, что в срок до 20 января от деканов были запрошены предложения о том, с кем Университету целесообразно заключать постоянные контракты. Пока поступили предложения от двух деканов, которые предлагают рассмотреть вопрос о заключении бессрочных контрактов с работниками следующих категорий:
- с лауреатами Государственных премий
- с членами РАН
- с лицами, имеющими почетные звания
- с лицами, имеющими государственные награды
- с лицами, имеющими ведомственные награды
- с лицами, имеющими награды СПбГУ (например: благодарность ректора, медаль «За заслуги перед СПбГУ»), а также с лауреатами университетских премий «За педагогическое мастерство» и «За научные труды»
И. А. Дементьев сообщил, что предложения можно направлять еще в течение недели, и попросил деканов описать критерии более детально (награды и почетные звания имеют различный статус, и важно понять, как учитывать уровень заслуг работников СПбГУ).
См. также: Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 1); Лучший — докажи (ответ 2); Честность и открытость (ответ 2); Правила жизни Университета (ответ 6); Университету кризис не страшен (ответы 8–9).
О кураторах первого курса
Проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова напомнила, что недавно на ректорском совещании обсуждался вопрос о возрождении в СПбГУ института кураторов студенческих групп (см. Материалы ректорского совещания от 30.12.2013, п. 4). У деканов была запрошены предложения относительно кандидатур преподавателей, на которых с начала следующего семестра может быть возложена функция кураторов. Пока получены предложения не от всех деканов. М. Ю. Лаврикова продлила срок на неделю — с тем, чтобы затем был издан приказ, и с начала второго семестра кураторы первого курса могли приступить к исполнению своих обязанностей.
См. также: В кругу звездных друзей (ответы 6 и 8); Кризис образования — общая проблема глобализации (ответы 15 и 16); Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне (ответ 3); За Нобелем (ответы 10–14).
О результатах конкурса на финансирование в 2014 году научных исследований из средств СПбГУ
С. П. Туник проинформировал об изданных приказах по результатам конкурса на финансирование в 2014 году научных исследований из средств СПбГУ:
- Мероприятие 1 (междисциплинарные проекты): было подано 29 заявок, принято решение о финансировании 12 проектов
- Мероприятие 2 (инициативные проекты): подано 175 заявок, принято решение о финансировании 69 проектов
- Мероприятие 3 (прикладные исследования): подано 64 заявки, принято решение о финансировании 11 проектов
Получены отчеты о результатах выполнения научных исследований, финансировавшихся из средств СПбГУ в 2013 году (Мероприятия 1, 2 и 3), проводится их анализ, по результатам которого будет принято решение о целесообразности продолжения финансирования проектов.
См. также: Он был первым (ответ 15); Из России с дипломом (ответ 4); Правила жизни Университета (ответы 7 и 11); Университету кризис не страшен (ответы 7–8).
Советник ректора профессор Р. А. Эварестов спросил, как была организована экспертиза проектов. С. П. Туник объяснил, что экспертиза была многоэтапная. Были созданы аналитические группы из специалистов Университета и внешних экспертов. Сначала заявки на проекты были распределены по экспертам (при этом база экспертов была существенно расширена по сравнению с прошлым годом). Каждый проект получал два отзыва, а если отзывы отличались, то его направляли не экспертизу третьему эксперту. Затем заявки оценивались Экспертной комиссией по 9 параметрам, оценки выставлялись в баллах, в общей оценке заявки учитывалась публикационная активность руководителя проекта и его команды. После этого выстраивался общий рейтинг, и финансирование получали заявки, которые стали лидерами рейтинга.
О праве на проведение дополнительных вступительных испытаний
М. Ю. Лаврикова сообщила, что премьер-министр РФ Д. А. Медведев подписал распоряжение «Об утверждении перечня организаций высшего образования, которым предоставляется право проводить в 2014 году дополнительные вступительные испытания профильной направленности». В перечень вошли пять вузов России. Кроме того, этим правом обладают СПбГУ и МГУ. Как известно, СПбГУ и МГУ вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, определяемым указанными университетами — еще с 2009 года в соответствии с федеральным законом РФ от 10 ноября 2009 года № 259–ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», а теперь и в соответствии с частью 9 статьи 70 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
М. Ю. Лаврикова отметила, что, кроме СПбГУ, другие петербургские вузы не вправе проводить дополнительные профильные испытания абитуриентов. Но, как и в предыдущие годы, СПбГУ не будет использовать свое право на проведение дополнительных вступительных испытаний профильной направленности (в 2013 году прием в СПбГУ осуществлялся на 57 направлений подготовки и специальностей). При этом будут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности при приеме на такие направления подготовки и специальности, как, например, вокальное искусство, актерское искусство, дизайн и т. п. (всего восемь программ), для успешного обучения по которым абитуриент должен продемонстрировать наличие творческих способностей.
На протяжении нескольких лет, объяснила М. Ю. Лаврикова, в Университете два раза в год (в зимнюю и летнюю сессии) проводится сравнение текущих результатов обучения (успеваемости) всех студентов с их результатами ЕГЭ. Исследования показывают, что абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ, поступившие в СПбГУ в последние два года, потом в ходе обучения, как правило, показывают результаты успеваемости выше, чем поступившие с более низкими результатами ЕГЭ. Не исключено, что такая зависимость успехов студентов и высокого балла ЕГЭ у абитуриентов отмечена не во всех вузах. Известно, что в СПбГУ учиться трудно, порой очень трудно. Может быть, поэтому те абитуриенты, кто нечестным способом получил высокие баллы ЕГЭ, даже и не пытаются поступить в СПбГУ... В отличие от СПбГУ, в МГУ дополнительные вступительные испытания профильной направленности предусмотрены для поступающих на все направления подготовки и специальности (в МГУ в 2013 году их было 50).