Дополнительное образование в период пандемии: онлайн-форматы — новые возможности
Переход на дистанционное обучение произошел не только для студентов, но и для слушателей дополнительных образовательных программ, среди которых есть и представители бизнеса, проходящие повышение квалификации, и школьники, готовящиеся к сдаче ЕГЭ. Как пандемия повлияла на образовательный процесс? Какие новые программы в связи с ней запускает Университет? И где специалисты самых разных профессий могут приобрести востребованные навыки во время самоизоляции? Об этом читайте в нашем материале.
В конце марта в СПбГУ вышел приказ первого проректора по учебной и методической работе СПбГУ № 2567/1, согласно которому реализация всех университетских дополнительных образовательных программ переходит в дистанционный формат до того момента, как будут сняты все ограничения, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции. Вместе с тем при участии научных руководителей дополнительных образовательных программ была проведена аналитическая работа, в ходе которой определялось, насколько возможно в удаленном режиме без потери качества образовательной услуги реализовывать программы. Эксперты постарались учесть различные факторы, включая наличие в учебном плане практической работы, тренингов, а также использование на занятиях сложного научного оборудования. Исходя из этих данных, принималось решение о продолжении или приостановке реализации каждой конкретной программы.
Сегодня в СПбГУ продолжается обучение по 108 из 121 дополнительной образовательной программы.
В их реализации задействованы система Blackboard и платформа Zoom, а слушатели и преподаватели быстро перестроились на проведение онлайн-конференций, консультации и обмен сообщениями по электронной почте.
Переход к обучению в удаленном режиме произошел достаточно быстро, и обо всех изменениях в реализации ДОП слушателей оповещали оперативно. Запросы о новом формате проведения занятий и связанными с ним сложностями обрабатывались в кратчайшие сроки. Возможность учиться, оставаясь при этом дома, оказалась привлекательной для многих людей. В мае количество желающих повысить свою квалификацию стало больше, чем в апреле, и составило 4233 слушателя дополнительных образовательных программ, 1136 из которых — иностранные граждане.
Наиболее популярными среди слушателей оказались программы лингвистического направления. Лидером по количеству обучающихся стал курс «Русский язык как иностранный».
957
человек осваивают дополнительную образовательную программу «Русский язык как иностранный» дистанционно.
Второе место разделили ДОП «Филология» и «Востоковедение», а также «Иностранные языки», на которых обучаются 711 граждан. Большим спросом пользуются также «Медицина» (ее выбрали 503 слушателя) и «Психология», заинтересовавшая 194 человека.
Для тех, кто планирует приобрести навыки, которые будут наиболее востребованы после пандемии, СПбГУ может предложить целый ряд дополнительных образовательных программ в самых разных сферах. Так, обучиться новому в области преподавания с применением дистанционных образовательных технологий помогут ДОП «Инновационные подходы к преподаванию естественнонаучных дисциплин в высшей школе XXI века», «Интерактивные методы преподавания в системе современного образования» и «Преподавание русского языка как иностранного». Эти программы нацелены на совершенствование навыков преподавания, в том числе в условиях информатизации и цифровизации, использования современных образовательных технологий в образовательном процессе.
Среди дополнительных образовательных программ СПбГУ широко представлено и медицинское направление. В том числе недавно были разработаны и утверждены программы по обучению специалистов по борьбе с COVID-19: «Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): аналитика и практика» и «Анестезия и интенсивная терапия при пневмонии, вызванной COVID-19». С 18 по 25 мая этого года прошли обучение по программе «Лучевая диагностика поражения легких при коронавирусной инфекции (COVID-19)» 408 врачей Санкт-Петербурга.
В области информационной защиты и IT слушатели могут выбрать такие программы, как, например, «Разработка программного обеспечения с применением распределенного реестра NEO», «Объектно-ориентированное программирование в .NET» или «Основы программирования на языке С/С++». Обучение по этим программам поможет в короткие сроки овладеть широко востребованными компетенциями и даст несомненные плюсы в конкурентной борьбе на рынке труда. Слушатели научатся выбирать тот метод разработки смарт-контрактов, который будет наиболее подходить для реализации конкретного проекта или задачи, освоят новые возможности работы с распределенными реестрами и смогут развить возможности использования альтернативных методов работы с блокчейн-технологиями. Программы включают в себя рассмотрение способов и эффективности работы с частными реестрами, кошельками NEO и смарт-контрактами, языком С/С++. Также Университет рекомендует обратить внимание на ДОП «Современные математические конструкции и преподавание высшей математики» и «Технологии для юристов: ИТ-решения и практика их создания».
Знание иностранных языков открывает широкий круг возможностей трудоустройства и необходимо специалистам любых отраслей, планирующим поиск работы на международном рынке труда. Слушатели образовательных программ Санкт-Петербургского университета могут освоить английский, немецкий, французский, норвежский, шведский, итальянский, испанский, португальский, финский, китайский, арабский, корейский, японский, турецкий, а также многие другие языки.
Компетенции в областях юриспруденции и экономики остаются востребованными в любое время, и СПбГУ обладает широким спектром дополнительных образовательных программ в этой сфере. Вниманию слушателей предлагаются ДОП «Авторское право и смежные права: проблемы правоприменительной практики» и «Актуальные вопросы договорного и обязательственного права». Также их могут заинтересовать «Актуальные вопросы досудебного и внесудебного урегулирования жалоб застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования с применением медиативных технологий», «Школа бизнеса», «Стартап-школа» и «Актуальные вопросы права и управления финансами для налоговых юристов». В целях получения конкретных компетенций дисциплины программ профессиональной переподготовки могут быть переформатированы в программы повышения квалификации. Так, представителям бизнеса может оказаться полезной такая отдельная короткая программа в сфере антикризисного управления, как «Антикризисный менеджер».
Отдельно следует выделить дополнительные образовательные программы, посвященные подготовке к ЕГЭ. В настоящее время их насчитывается 29, три из них рассчитаны на иностранных граждан, планирующих поступать в вузы, и реализуются исключительно в дистанционной форме.
«Несмотря на сложную эпидемическую обстановку, Университет делает все возможное для всех заинтересованных категорий: от школьников и преподавателей до психологов и бизнесменов, которые могут воспользоваться программами обучения, не выходя из дома. Для многих специалистов возможность получить новые компетенции в условиях пандемии становится залогом дальнейшей успешной деятельности», — отметила заместитель начальника Учебного управления — начальник отдела по обеспечению обучения по дополнительным образовательным программам СПбГУ Александра Шмидт.