Вклад СПбГУ в онлайн-образование страны в период пандемии

В середине марта 2020 года из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции большинство российских университетов по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ в срочном порядке перешли на дистанционное обучение.

В этой связи министерство проводило масштабную кампанию: был создан telegram-канал для руководителей вузов, проводились опросы, устраивались телемосты с В. Н. Фальковым и приглашенными экспертами, был сформирован перечень онлайн-курсов, реализуемых на безвозмездной основе. Министерством была организована рабочая группа во главе с В. Н. Фальковым, которая помимо прочих задач занималась и разработкой рекомендаций по включению онлайн-курсов в образовательные программы, в связи с чем в МОН инициировали анкетирование всех российских вузов на предмет обеспеченности ОП в новых условиях.

Разумеется, подобная активная позиция министерства в значительной мере повлияла в том числе и на отношение самих преподавателей и студентов к происходящему. Согласно результатам исследований социологов СПбГУ, выросла доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного образования.

Одним из самых очевидных решений в период пандемии стало внедрение в учебный процесс вузов уже готовых открытых онлайн-курсов. В весеннем семестре (по данным, предоставленным МОН) 28 % образовательных программ российских вузов частично или полностью были реализованы с использованием курсов, представленных на онлайн-платформах (в большей степени это коснулось программ бакалавриата). Многие преподаватели и до введенного карантина активно пользовались онлайн-курсами, в том числе и по модели «перевернутого класса», и авральный уход в «дистант» лишь стал дополнительным стимулом для активной популяризации подобного формата.

В этой связи значительно выросла аудитория крупнейшей национальной платформы «Открытое образование» (к концу июня общее число пользователей платформы превысило шесть миллионов человек). За годы существования платформы «Открытое образование» практически вся аудитория традиционно распределялась между тремя центрами: вузы Москвы (МГУ, НИУ ВШЭ, МГТУ, МФТИ, «МИСиС», МИФИ, РУТ (МИИТ)), вузы Санкт-Петербурга (СПбГУ, Политех, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ИТМО), вузы Сибири (ТГУ, УрФУ, ТюмГУ, ТИУ). При этом большая часть слушателей записывалась на онлайн-курсы вузов Москвы. За период карантина с середины марта по конец июля соотношение активности слушателей по записи на курсы видоизменилось, сместившись в сторону вузов Северо-Запада, главным образом благодаря увеличению числа курсов СПбГУ. К моменту перевода вузов на дистанционное образование количество курсов всех вузов на платформе «Открытое образование» было чуть менее 500, а к настоящему моменту увеличилось почти на 100. При этом наибольший вклад внес именно СПбГУ, увеличив количество своих курсов в открытом доступе на 45 курсов. Теперь из 590 курсов на платформе «Открытое образование» представлены 132 курса СПбГУ.

В период с марта 2020 года по настоящий день аудитория онлайн-курсов СПбГУ значительно увеличилась как за счет большого количества учащихся других образовательных организаций, так и за счет притока внешних обучающихся. Так, к примеру, на платформе «Открытое образование» в рамках весенней сессии количество слушателей выросло в три раза, почти добравшись до отметки в 400 000 человек, что составляет 28,8 % от всех слушателей весенней сессии (см. ниже диаграмму и график прироста).

Именно в этот период СПбГУ фактически стал лидером онлайн-образования и первым предоставил в открытый доступ свои онлайн-курсы, помогая региональным вузам внедрить онлайн-компонент и перезачесть дисциплины, пройденные онлайн. Кроме того, в эти месяцы СПбГУ реализовал целую программу всесторонней методической и консультативной поддержки вузов РФ.

По просьбе МОН в СПбГУ организовали работу кол-центра по оказанию методической помощи вузам и сбору информации о возможности использования онлайн-курсов при реализации дисциплин для организации дистанционного обучения для всех вузов России.

В ходе ответов на запросы вузов стало понятно, что многим преподавателям не хватает элементарных знаний об инструментах, с помощью которых можно перевести занятия в дистанционный формат, а потому СПбГУ, обладая опытом в этом вопросе и необходимыми производственными мощностями, в кратчайшие сроки создал ряд обучающих материалов о самых популярных сервисах дистанционного обучения для педагогов, работающих в сфере высшего и среднего образования («Использование платформы Quizlet в учебных целях», «Использование платформы Kahoot в учебных целях», «Создание контрольных работ с помощью Google Forms», «Знакомство со средствами Microsoft Teams», «Работа на платформе ZOOM» и др.). Эти обучающие материалы оказались полезны не только для преподавателей вузов, но и для школьных учителей, поскольку перед ними столь же остро встала проблема организации учебного процесса в новых реалиях. На поддержку школьных учителей и педагогов СПО был направлен также проект Института педагогики СПбГУ под руководством директора института, профессора Е. И. Казаковой: серия из пяти онлайн-семинаров «Цифровая педагогика для начинающих» для педагогов, работающих в сфере высшего и среднего образования, которые проводились в апреле 2020 года (читайте также интервью «Директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова: "Мир, как выяснилось, очень мал, когда речь идет о педагогике"»).

Российские вузы, испытывая доверие к бренду СПбГУ, проявляли стойкий интерес к онлайн-курсам СПбГУ и активно внедряли их в свои образовательные программы. Подобное взаимодействие вузов на протяжении последних лет осуществлялось в рамках сетевых договоров. Приобретенный опыт помог отработать принципы поддержки учащихся других вузов, а также сформировать систему контроля знаний и проведения итоговых аттестаций с помощью синхронного и асинхронного прокторинга. Начиная с середины марта в СПбГУ на онлайн-курсах прошли обучение студенты 89 вузов. По направлениям руководства 66 российских вузов на курсы СПбГУ было зачислено около 13 000 студентов и преподавателей, сопровождающих те или иные дисциплины. Кроме того, в индивидуальном порядке обратились студенты еще 23 учебных заведений.

Онлайн-курсы СПбГУ и раньше использовались не только в образовательных программах. Для многих слушателей это возможность расширить кругозор и получить знания по смежным тематикам. В настоящее время в Университете реализуется большое количество междисциплинарных программ, которые неизменно пользуются популярностью у абитуриентов. Однако нельзя объять необъятное, и зачастую у студентов различных специальностей возникает потребность взглянуть на изучаемую проблему под иным углом, в этом случае на помощь приходят онлайн-курсы, которые позволяют в удобное время и в удобном формате освоить нужные знания, найти единомышленников и познакомиться с ведущими специалистами. В 2015 году в Университете был восстановлен весьма распространенный в Санкт-Петербургском Императорском университете институт вольнослушательства. Статус вольнослушателя сразу же стал популярен у слушателей самых разных возрастных групп. В настоящее время онлайн-курсы, взяв на вооружение классический академический прием, фактически развивают на новом уровне статус вольнослушательства, предоставляя открытый доступ к лекциям и семинарам известных профессоров СПбГУ, причем не только собственным обучающимся, но и всем желающим, а потому в период пандемии аудитория онлайн-курсов прирастала не только за счет студентов. Для многих россиян, вынужденных в период самоизоляции сидеть в четырех стенах и полностью перестроить свою жизнь, онлайн-курсы стали настоящим спасением и возможностью для личностного роста и самосовершенствования. За время пандемии аудитория некоторых онлайн-курсов СПбГУ скачкообразно выросла в 3-5 раз. В этой связи мы видим (пусть и незначительное) смещение возраста слушателей на платформе «Открытое образование» в сторону чуть более старшей возрастной группы.

Анализ портрета слушателя ясно показывает, что студентов на платформе лишь около половины, все остальные — это взрослые люди, которые путем самообразования укрепляют собственную конкурентоспособность. Во многом данный факт определяет и потенциальную востребованность курсов, поскольку данный пласт слушателей чаще стремится либо расширить свой кругозор, либо пополнить арсенал «гибких навыков».

К сожалению, метрика, предоставляемая платформой, позволяет построить только портрет среднестатистического пользователя платформы, однако данный портрет можно экстраполировать и на курсы СПбГУ, поскольку СПбГУ является крупнейшим держателем контента (132 курса из 590) и на курсах СПбГУ обучается 20 % всех слушателей платформы, а в весеннюю сессию, как уже говорилось выше, доля слушателей на курсах СПбГУ составила 28,8 % от общего количества слушателей.

Востребованность курсов укладывается в общую картину рынка онлайн-образования. По данным исследования российского рынка-онлайн образования, 28 % онлайн-сегмента рынка дополнительного b2c-обучения взрослых составляют иностранные языки. СПбГУ удерживает пальму первенства в плане создания онлайн-курсов по иностранным языкам, в том числе и «экзотическим»: (китайскому, японскому, персидскому, турецкому, арабскому), поскольку владение иностранными языками — отличная возможность добавить строчку в резюме и представить себя в выгодном свете будущему работодателю.

Очень популярными (по динамике прироста новых пользователей) у внешней аудитории оказались курсы экономической и околоэкономической тематики, курсы по IT и сквозным технологиям, а также курсы юридической направленности, поскольку слушатели платформ воспользовались периодом самоизоляции для развития полезных навыков, которые, с одной стороны, не требуют узкоспециальных знаний, с другой стороны, позволяют восполнить лакуну в компетенциях, которые помогают усилить свои позиции на рынке труда в условиях цифровой экономики.

Ниже представлено соотношение слушателей наиболее популярных курсов в общем количестве слушателей курсов ТОП-5 от СПбГУ на платформе «Открытое образование».

Для сравнения приведем аналогичные данные по ТОП-5 курсов СПбГУ на международной платформе «Coursera», где учатся пользователи со всех уголков земного шара:

Отметим, что СПбГУ предоставил все свои курсы на платформе Coursera в открытый доступ для вузов РФ и мира, подключенных к программе Coursera for Сampus. В настоящий момент на платформе Coursera на курсах СПбГУ проходят обучение более полумиллиона человек. СПбГУ сразу же поддержал инициативу платформы в рамках борьбы с коронавирусом, и студенты любого вуза, подключившегося к программе, смогли без ограничений проходить курсы СПбГУ и получать в случае успешного освоения сертификат (подробнее читайте в материалах «Онлайн-курсы СПбГУ стали доступными на сервисе Coursera for Campus» и «Онлайн-курсы СПбГУ привлекают студентов со всей России»).

В период пандемии стало очевидным, что вузам необходимо развивать цифровые ресурсы, формируя смешанную модель обучения с использованием дистанционного формата, повышая при этом квалификацию НПР. В настоящий момент вузы активно готовятся к следующему учебному году, не имея возможности прогнозировать, начнут ли студенты обучение, как обычно, за партами в аудиториях — или нас вновь ждут ограничительные меры в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации.

В это непростое для российского образования время СПбГУ готов и дальше оказывать коллегам всестороннюю помощь по внедрению онлайн-курсов в образовательный процесс. На протяжении всего периода самоизоляции производство новых онлайн-курсов не останавливалось, и к началу учебного года линейка образовательных продуктов будет значительно расширена.

В число новинок войдут курсы, которые легко можно использовать в учебном процессе, закрывая сетку общих непрофильных дисциплин («Основы экономических знаний», «Экология и окружающая среда», «Основы правоведения» и др.). Кроме того, опыт работ, постоянный мониторинг рынка онлайн-образования и участие в профильных мероприятиях позволяют выстроить долгосрочный прогноз потенциальной популярности онлайн-курсов, а потому готовятся к выходу большие блоки курсов по экономике («Управление брендами в цифровой экономике», «Современные финансовые технологии», «Искусство налогового планирования», «Страховое дело» и др.), юриспруденции («Муниципальное право», «Теория государства и права», «Основы Конституции и конституционного права», «Индустрия компьютерных игр: ключевые правовые проблемы», «Основы охраны интеллектуальной собственности» и др.), программированию, работе с данными и сквозным технологиям. Эти и другие образовательные продукты СПбГУ могут быть встроены другими вузами в свой образовательный процесс для его оптимизации, поддержки старых и развития новых образовательных программ.