Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум
Подведены итоги VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Программа секции «Образование» (руководитель — ректор СПбГУ Н. М. Кропачев) в этом году включала 16 мероприятий (пять — профессионального потока и 11 — общественного потока), которые прошли на девяти городских площадках: в вузах, музеях, выставочных пространствах Петербурга. Общий характер затронутых проблем обусловил широкий интерес к программе секции представителей 20 государств. СПбГУ с момента создания МКФ является одним из его соорганизаторов и рассматривает его как важнейшую площадку для развития отношений с международным сообществом (В Санкт-Петербурге открылся VIII Международный культурный форум).
В ходе экспертного диалога на мероприятиях секции были обозначены аспекты, объединяющие совершенно, на первый взгляд, различные темы. Например, вопрос о том, как мы должны защищать и сохранять национальный язык, бережно относиться к богатству его диалектов, разнообразию систем письменности, поднимался как в рамках мероприятия, посвященного лингвокультурному пространству «Одного пояса, одного пути» («Язык и бедность»: эксперты Культурного форума рассказали, кто и зачем изучает китайский язык), так и в ходе конференции, посвященной языкам коренных народов Севера, и на Петербургских чтениях, посвященных сохранению исторического наследия. Многоликость языковой традиции, характерная для многих культур, ставит общие задачи перед разными странами, открывает простор для обмена опытом, например, по максимально эффективному использованию современных технических средств цифровой среды для решения задач по сохранению богатства языковой традиции. Проблемы взаимодействия бизнеса и образования в сфере культуры, обозначенные экспертами в рамках мероприятия «Профессия музыкант в XXI в.» (Культурный форум: эксперты обсудили, как учить музыке в вузах) и в ходе обсуждения проблем экологической цивилизации, также являются общими для разных стран. Об этом говорили эксперты из России, Китая, Германии, США.
Ключевым мероприятием секции стала панельная дискуссия к 120-летию со дня рождения В. В. Набокова «Фрагментарные мифы и целостное прочтение». Декан восточного факультета СПбГУ, директор Эрмитажа М. Б. Пиотровский, приветствуя гостей и участников дискуссии, отметил важность мероприятия для общественного понимания «бренда Набокова» — петербургского, неразрывно связанного с историей города. В контексте вопросов по возвращению архива Набокова в Россию важнейшие слова сказала статс-секретарь — заместитель министра культуры РФ А. Ю. Манилова о статусе музея В. В. Набокова: «Статус музея в составе СПбГУ абсолютно соответствует статусу Государственного Эрмитажа, ничем не отличается. Только СПбГУ может обеспечить не просто музейное хранение экспонатов и архива, но и постоянную исследовательскую работу, развитие музея и популяризацию творчества писателя». Собравшиеся на дискуссии ученые, филологи, писатели, документалисты обсудили восприятие творчества Набокова в разных странах, влияние его творчества на современную литературу (Алла Манилова: «Университет может дать Музею Набокова много больше»).
Важно, что 130 спикеров, составивших экспертное сообщество секции, принадлежат к разным сферам профессиональной деятельности. На системные проблемы необходимо смотреть с разных сторон: участников образовательного процесса, государственного управления и бизнеса, творческих деятелей, артистической среды. Только такой комплексный взгляд позволяет избежать односторонности в решении сложных проблем. В проведении такого диалога Университету содействовали 12 различных институций, выступивших в качестве соорганизаторов мероприятий секции. Подобная системность взгляда позволила обсуждать действительно глобальные вопросы, определяющие мировые тренды системы образования и культуры в долгосрочной перспективе. Например, в контексте обсуждения проблем экологической цивилизации как архитектоники культуры будущего затрагивались проблемы устойчивого развития. Экспертами отмечался тот факт, что на современном этапе решение проблем устойчивого развития уже не сводится к ресурсному обеспечению грядущих поколений, но требует качественного изменения жизни сегодняшнего поколения, ставит вопрос об изменении парадигмы цивилизации, направленности образования на формирование у молодежи принципиально новых паттернов поведения, связанных с социальным предпринимательством, нацеленностью на общественное благо, ограничение консьюмеризма («"Экологическая цивилизация" — это про любовь»: как искусство и бизнес меняются ради будущего).
В вопросах осмысления системы экологической цивилизации богатым культурным и историческим опытом обладает страна-гость МКФ этого года — КНР. В программе секции «Образование» были пять мероприятий страны-гостя, включающих самые разные форматы: экспозицию работ молодых китайских художников в выставочном пространстве СПбГУ (В СПбГУ открылась выставка современного искусства Китая), сценическую интерпретацию пьесы китайского писателя Мо Яня (В рамках Культурного форума показали спектакль по пьесе нобелевского лауреата Мо Яня) и др. СПбГУ традиционно является флагманом развития российско-китайских отношений в сфере образования. Изучение языка и культуры Китая — это одно из наших старейших научных направлений, имеющее 165 лет истории, и можно рассматривать мероприятия МКФ этого года как продолжение многолетней истории взаимодействия с китайской культурой, как залог дальнейшего развития сотрудничества.
В рамках секции «Образование» поднималась остро стоящая тема развития и трансформации университетских библиотек. Специально для программы МКФ этого года было подготовлено уникальное издание, открывающее миру богатейшее книжное собрание СПбГУ. Этот издательский проект, презентация которого состоялась на мероприятии «Университетская библиотека: жизнь в эпицентре знаний и перемен», посвящен книжной коллекции Университета. Она насчитывает семь миллионов экземпляров, 160 тысяч из которых относятся к числу исторических раритетов, редких книг (Редчайшие книги России. СПбГУ представил альбом-летопись университетской библиотеки). Это издание продолжает серию издательских проектов СПбГУ, на форуме прошлого года был представлен альбом, посвященный музейному наследию Университета, объединяющему три миллиона единиц хранения уникальных артефактов истории мировой науки и культуры. С достоянием этих музейных коллекций в этом году участники форума могли познакомиться в ходе многочисленных экскурсий по историческим зданиям и музеям Петербургского университета, проведенных для делегаций стран-участников (Культурный форум: какие технологии нужны «умному городу»).
Специальная программа форума, соорганизатором которой выступил СПбГУ, была посвящена перекрестному Году культуры и туризма России и Турции и включала широкий спектр мероприятий: выставки, конференцию, дискуссионную панель (Университет налаживает отношения с министерством культуры и туризма Турецкой Республики, «Недостающее звено истории». Турецкие археологи представили в СПбГУ древнейший мегалитический комплекс в мире, Литературные и культурные связи Стамбула и Петербурга обсудили на МКФ).
О размещении рекламной информации в СПбГУ
До 2010 года в соответствии с действовавшим тогда федеральным законодательством в установленном уставом высшего учебного заведения порядке структурные подразделения этого высшего учебного заведения могли наделяться полномочиями юридического лица, а руководители этих структурных подразделений получали доверенности от ректора на руководство этими структурными подразделениями. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определялись положением, утвержденным в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения (Могут ли в университете существовать «обособленные подразделения с частичным статусом юридического лица»?).
В эти годы директора институтов, деканы факультетов и руководители других структурных подразделений СПбГУ осуществляли частичные правомочия самостоятельного руководителя юридического лица. Декан факультета или директор института, имея доверенность ректора на распоряжение средствами (и бюджетными, и внебюджетными от приносящей доход деятельности), имуществом, кадрами и т. п., практически самостоятельно вел хозяйственную деятельность своего подразделения, не информируя об этом руководство Университета.
Отсутствие целостной информации о ресурсах Университета (его зданиях, финансах, работниках, студентах, оборудовании и пр.), а также отсутствие инструментов управления привели к «феодальной раздробленности». Учет генеральных доверенностей (наличие которых у сотрудника давало ему такое право) в Университете отсутствовал (На пути к единому Университету: проректоры по направлениям).
Помещения бесконтрольно и по ценам, которые не компенсировали коммунальные затраты Университета, сдавались в аренду; в зданиях Университета осуществляли свою деятельность сторонние образовательные организации («Перезагрузка: Неожиданные открытия: как на территории СПбГУ закрыли чужую образовательную организацию и создали свою образовательную программу»); отсутствовала достоверная информация о количестве обучающихся и реализуемых основных и дополнительных программах; производились незаконные перепланировки и строительство в отсутствие необходимых разрешений и согласований («Перезагрузка: Несанкционированные перепланировки и реконструкции помещений в зданиях Университета»); не принимались меры по обеспечению сохранности имущества СПбГУ; книжные фонды Университета, включая уникальные издания дореволюционного периода, передавались частным лицам и организациям («Перезагрузка: Лечебница для книг», «Перезагрузка: Нам удалось остановить беспредел»).
За последние годы проведен комплекс мероприятий по преодолению последствий былой «феодальной раздробленности», продолжается работа по оформлению прав Университета на объекты недвижимости, подвергнувшиеся несанкционированным перепланировкам и реконструкции, возмещению в судебном порядке ущерба, причиненного действиями «уполномоченных» лиц (см. материалы рубрики «Перезагрузка», которые постоянно дополняются и обновляются).
Но точное количество доверенностей, выданных в период до 2010 года, неизвестно, информация о точном количестве заключенных директорами институтов и деканами факультетов договоров также отсутствует. В отношении прекращения полномочий сотрудников структурных подразделений проблема была ранее решена изданием приказа об отзыве всех выданных ранее доверенностей. Ситуация с заключенными договорами, к сожалению, не имеет простого способа решения. На момент подписания их условия не противоречили законодательству, а должный учет договоров не осуществлялся. Издание приказа о расторжении всех подобных договоров не приведет к их автоматическому прекращению, требуется обязательное уведомление каждого контрагента.
В связи с обращениями студентов и аспирантов в Виртуальную приемную о размещении рекламы в здании СПбГУ по адресу: Университетский пр., д. 35 была проведена проверка. Как выяснилось, компания ООО «Бренд-Макс» размещает рекламу своих услуг на стенде, который эта же компания предоставила администрации факультета более десяти лет назад, тогда же заместителем декана факультета ПМ-ПУ был заключен соответствующий договор об информационном сотрудничестве факультета как обособленного структурного подразделения СПбГУ и компании. Сведений о наличии подобных договоров об информационном сотрудничестве ранее не имелось. (О рекламе в зданиях СПбГУ)
Этот стенд демонтирован. В адрес ООО «Бренд-Макс» направлено уведомление о расторжении заключенных договоров. Организована работа по выявлению информационных стендов, установленных на территории СПбГУ на аналогичных условиях. Как десять лет назад, так и сейчас в Уставе СПбГУ отсутствует право заниматься рекламной деятельностью.
Встреча ректора СПбГУ с послом Франции
14 ноября состоялась встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с послом Франции г-жой Сильви Берманн, в ходе которой подробно обсуждались различные вопросы, в том числе вопросы сотрудничества СПбГУ и Министерства иностранных дел Франции, открытие во Франции представительства СПбГУ, открытие новых основных и дополнительных образовательных программ с французским компонентом, расширение французского компонента в действующих образовательных программах, участие представителей французских учреждений и организаций в работе советов образовательных программ СПбГУ и др. Ректор и посол также обсудили необходимость открытия французского кабинета в СПбГУ при поддержке французского правительства и компаний.
Библиотека Филиппа Абера теперь доступна для всех универсантов
14 ноября состоялась торжественная церемония передачи Университету библиотеки Филиппа Абера. Это книжное собрание находилось на территории СПбГУ более 20 лет, однако пользоваться им могли только студенты и преподаватели дополнительной образовательной программы «Французский университетский колледж» (Неожиданные открытия: как на территории СПбГУ закрыли чужую образовательную организацию и создали свою образовательную программу). Теперь около 10 тысяч изданий на французском языке, многие из которых имеют междисциплинарный характер, станут доступными для всех универсантов (Посольство Франции передало СПбГУ библиотеку Филиппа Абера ), что будет способствовать расширению портфеля образовательных программ с французским компонентом.
О результатах выборов в РАН
Участники ректорского совещания поздравили профессоров Университета, избранных в члены Российской академии наук:
- в действительные члены РАН:
- В. П. Ананикова, руководителя научной лаборатории кластерного катализа СПбГУ, заведующего лабораторией Института органической химии имени Н. Д. Зелинского РАН
- В. Ю. Кукушкина, заведующего кафедрой физической органической химии СПбГУ
- И. Н. Мешкова, профессора кафедры информационных и ядерных технологий СПбГУ, главного научного сотрудника Объединенного института ядерных исследований
- С. И. Николаева, профессора кафедры славянской филологии СПбГУ, главного научного сотрудника Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН
- в члены корреспонденты РАН:
- А. К. Беляева, профессора кафедры теоретической и прикладной механики СПбГУ, директора Института проблем машиноведения РАН
- М. Н. Виролайнен, профессора кафедры истории русской литературы СПбГУ, главного научного сотрудника Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
- Н. М. Кропачева, ректора СПбГУ
- С. В. Люлина, профессора кафедры молекулярной биофизики и физики полимеров СПбГУ, директора Института высокомолекулярных соединений РАН
- И. Ф. Попову, профессора кафедры китайской филологии СПбГУ, директора Института восточных рукописей РАН
Победа команды СПбГУ на международном конкурсе
11 ноября команда студентов-юристов СПбГУ победила на ежегодном международном конкурсе по инвестиционному арбитражу (FDI Moot). Наши студенты — Ника Вартанова (второй курс магистратуры), Илья Зобков (первый курс магистратуры), Наталья Ковалькова (третий курс бакалавриата), Даниил Одуд (третий курс бакалавриата), Дарья Сошникова (первый курс магистратуры) — обошли соперников из ведущих юридических школ мира с четырех континентов. В состязании участвовали больше 60 команд из Великобритании, Германии, США, Канады, Кении, Уругвая и др. Россию, кроме СПбГУ, представляли МГУ, МГИМО, РГУП, РУДН (Студенты СПбГУ победили в международном конкурсе по праву прямых иностранных инвестиций).
Соревнование по праву прямых иностранных инвестиций проходит в формате игрового судебного процесса. Фабулой конкурсного кейса этого года стала блокировка иностранных социальных сетей за распространение незаконного контента. Лучшим спикером финала, который в этот раз прошел в Майами, стала студентка СПбГУ Ника Вартанова, а одним из лучших спикеров отборочных раундов была признана универсант Наталья Ковалькова.
Студенты СПбГУ участвуют в конкурсе с 2008 года и неизменно показывают хорошие результаты: участники команды входили в число десяти лучших ораторов конкурса (и в 2013 году один из студентов СПбГУ был признан лучшим оратором конкурса), команда выходила в финал, 1/8 и 1/4 конкурса, получала статус Highest ranked team. Меморандумы за истца и ответчика неоднократно входили в тройку лучших меморандумов по итогам конкурса. Сейчас СПбГУ является лидером по количеству завоеванных за меморандумы наград среди всех участников конкурса.
О конкурсах РАН
Продолжается сбор заявок на конкурсы, проводимые РАН в 2020 году на соискание золотых медалей и премий имени выдающихся ученых. Каждая из них присуждается в знаменательную дату, связанную с жизнью и деятельностью ученого, именем которого названа медаль или премия, — за выдающиеся научные работы, открытия и изобретения или по совокупности работ большого научного и практического значения. Пока, на день ректорского совещания, заявки на конкурсы РАН подали только историки, физики и филолог.
Конкурс в рамках программы «Дмитрий Менделеев»
В целях реализации соглашения между Германской службой академических обменов (DAAD) и СПбГУ объявлен конкурс на финансовую поддержку в 2020/21 учебном году научно-исследовательских стажировок аспирантов и молодых научно-педагогических работников СПбГУ в немецких вузах и научно-исследовательских учреждениях в рамках совместной программы СПбГУ и DAAD «Дмитрий Менделеев» (приказ № 11223/1 от 12.11.2019).
Кто получит крупные гранты РНФ?
До 16 декабря в отделах УНИ по соответствующим направлениям продолжается сбор заявок на конкурс, объявленный Российским научным фондом по приоритетному направлению деятельности РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по поручениям (указаниям) Президента Российской Федерации» (междисциплинарные проекты). Размер гранта на реализацию одного междисциплинарного проекта составляет от восьми до пятнадцати миллионов рублей ежегодно.
Гранты выделяются на осуществление междисциплинарных проектов, состоящих из двух или трех взаимосвязанных научных, научно-технических проектов научных групп, предусматривающих проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в 2020–2023 годах с последующим возможным продлением срока выполнения проекта на три года по отраслям знаний.
Все заявки должны быть внесены в информационную систему Pure до момента направления печатного экземпляра в фонд. Подробная информация о конкурсе размещена на официальном портале СПбГУ (Конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по поручениям (указаниям) Президента Российской Федерации» (междисциплинарные проекты)).
Об обеспечении условий для освоения образовательных программ инвалидами-колясочниками
Ежегодно в адрес СПбГУ поступают обращения от граждан, зачисленных на обучение по основным образовательным программам бакалавриата и являющихся инвалидами-колясочниками, об организации в установленном законом порядке доступа в здания Университета, в которых проводятся учебные занятия. В целях обеспечения прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в аппарат правительства РФ были направлены предложения, связанные с возможностью организации альтернативной гражданской службы в Санкт-Петербургском государственном университете. Предложение заключалось в том, чтобы граждане, выбравшие обязательную альтернативную гражданскую службу, могли пройти ее в СПбГУ в качестве ассистентов, оказывающих обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь.
По итогам рассмотрения обращения СПбГУ о включении в перечень организаций для прохождения гражданами альтернативной гражданской службы был получен отрицательный ответ директора департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты РФ. Участники совещания отметили, что Университету следует продолжить эту работу.
Для профилактики гриппа и ОРВИ
На сайте СПбГУ размещена информация о вакцинации против гриппа. В Университете приняты меры, направленные на профилактику гриппа и ОРВИ в эпидемический сезон 2019–2020 годов (приказ № 134-62/1 от 05.11.2019).
Доцент О. В. Соколов уволен из СПбГУ
Университет прекратил действие трудового договора с доцентом кафедры нового и новейшего времени О. В. Соколовым в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (Официальный комментарий СПбГУ по делу доцента Соколова).
Не молчи — действуй!
В ходе встречи ректора с председателем Студенческого совета СПбГУ Д. А. Жданович, заместителем председателя Студенческого совета СПбГУ Е. М. Барановским и председателем студенческого совета Института истории СПбГУ Л. З. Фарраховой 11 ноября обсуждались различные вопросы университетской жизни, в том числе: о проведении опросов о качестве преподавания в Университете, об активности участия в них обучающихся, об учете результатов опросов при проведении конкурсов на должности и при решении вопроса о поощрении преподавателей, о работе Психологической клиники Университета.
Н. М. Кропачев призвал обучающихся не бояться не только говорить о проблемах, с которыми они сталкиваются в университетской жизни, но и принимать активное участие в их решении. В СПбГУ создана развернутая система обратной связи, которая не раз доказывала свою эффективность, у студенческих советов есть широкие права в обсуждении и решении вопросов университетской жизни (Студсовет СПбГУ и права обучающихся: от прошлого к настоящему), но и эта система обратной связи, и этот перечень прав требуют постоянного совершенствования.
Ректор подчеркнул, что лишь активная жизненная позиция универсантов позволяет решать практически любые проблемы в кратчайшие сроки.
Студенты выступили с инициативой о внесении изменений в анкету для проведения опросов обучающихся о качестве работы преподавателей. Кроме того, прозвучало предложение о том, чтобы увеличить возможности психологической клиники по оказанию помощи студентам и сотрудникам Университета.
Обращение обучающегося с информацией об угрозах, направленных в его адрес
В адрес заместителя ректора по безопасности Е. П. Шарыгиной поступило обращение обучающегося с информацией об угрозах, направленных в его адрес в связи с инцидентом во время открытой лекции доцента О. В. Соколова в марте 2018 года. Заявитель был одним из тех, кто выводил с мероприятия студента Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) (Решение Комиссии по этике от 04.04.2018, Материалы ректорского совещания от 05.03.2018). Е. П. Шарыгина направила соответствующее обращение в правоохранительные органы.
На ректорском совещании продолжалось обсуждение трагического события (Материалы ректорского совещания от 11.11.2019) и мер по предотвращению подобных ситуаций в обществе.