Культурный форум: какие технологии нужны «умному городу»

Как цифровизация меняет городское пространство? Зачем музеи и другие учреждения культуры осваивают виртуальную реальность? И главное — как меняется человек под влиянием высокотехнологичной среды?

На эти и другие вопросы попытались ответить участники дискуссии «"Умный город" — "умные медиа": музеи и СМИ в условиях глобальной цифровизации городских пространств», которая состоялась в рамках секции «Образование» VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

В «умном городе» все учреждения и организации связаны между собой информационными технологиями. Цель этих разветвленных коммуникаций — наладить связи и отношения между людьми с помощью «умных медиа». К ним относятся мобильные приложения, сервисы и другие цифровые инструменты, которые формируют экономику знаний.

Заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ Камилла Нигматуллина

Концепцию «умного города» невозможно реализовать без участия общественных пространств, в том числе учреждений культуры. Сегодня именно музеи становятся цифровыми площадками, которые апробируют информационные технологии, внедряют их в повседневную жизнь. Участники дискуссии рассказали о таких мультимедиапроектах.

Так, руководитель пресс-службы Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме Анастасия Озерская рассказала о выставке «Ахматова. Ты один из моих двойников», которая сейчас проходит в музее. Для знакомства с экспозицией посетители должны прийти в Фонтанный дом, а затем скачать специальное приложение. С помощью цифровых технологий авторы выставки попытались представить творческий метод поэтессы.

Аналитик управления музейно-туристского развития ГАУК «Мосгортур» Анна Михайлова привела еще несколько примеров того, как виртуальная реальность встраивается в работу городских музеев. Например, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина с помощью камер фиксируют и анализируют количество посетителей. Такой мониторинг трекинг-движения позволяет понять, насколько востребованы у широкой публики конкретные залы музея и экспонаты.

Соорганизатор сообщества «Открытая Лаборатория Город» Лилия Воронкова рассказала о том, как цифровые технологии можно использовать не только в контексте музейного пространства, но и уличного искусства. Множество мультимедиапроектов в сфере культуры можно ежегодно увидеть на Международном фестивале «Арт Проспект». Один из них — видеоигра TIME-PONG, которую в прошлом году создал художник Владимир Абих и спроецировал на обветшалый фасад одного из домов Петербурга. Суть игры в том, что два игрока управляют скульптурами, которые отбивают отпавший кусок штукатурки. Своим проектом автор хотел привлечь внимание властей и общественности к городским фасадам, нуждающимся в реставрации.

Информационные технологии действительно могут стать инструментом для решения социальных проблем — в этом уверена и руководитель студии «Гонзо-дизайн» Ксения Диодорова. Вместе с коллегами она создала сервис CONVERTER для родителей, которые пытаются найти общий язык с подростками. Здесь есть и игровой чат, где можно получить подсказку о том, как лучше ответить на сообщение от своего ребенка, и необычные коллажи, составленные из картинок пользователей. Эти изображения напоминают взрослым людям о приметах времени — предметах и явлениях, которые были распространены во времена их юности.

Однако всеобщая цифровизация — не всегда позитивный процесс. Технологии связаны с информационным шумом и длинным цифровым следом, который оставляет каждый интернет-пользователь. Как отметил художник-организатор и независимый исследователь из Финляндии Эндрю Патерсон, современный человек ежедневно пролистывает ленту новостей, длину которой можно сопоставить с длиной девяти вагонов поезда. При этом пользователи не всегда понимают, что должны, как и в реальной жизни, нести ответственность за свое поведение. О том, как технологии изменили повседневность, говорил и директор Большого Парижского альянса по развитию метрополий Николя Бушо. Он убежден, что в «умных городах», в том числе в Петербурге, важно найти баланс: гармоничное сочетание высоких технологий и духа места, который создает особую, невиртуальную атмосферу.