Культурный форум: эксперты обсудили, как учить музыке в вузах

Российские и зарубежные специалисты рассказали об изменениях, которые происходят в области высшего музыкального образования: от обучения студентов до трудоустройства выпускников. Дискуссия «Профессия музыкант в XXI веке» состоялась в рамках секции «Образование» VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

На развитие музыкальной сферы во многом влияет бизнес — этот факт необходимо учитывать музыкантам, которые хотят успешно устроиться на работу. С одной стороны, такая ситуация зачастую негативно отражается на музыкальной индустрии и искусстве в целом.

«Количество проданных билетов на концерты никак не соотносится с тем, что действительно происходит в искусстве. Средства массовой информации также транслируют свои, не совпадающие с мнениями экспертов, позиции. Это приводит к тому, что слушатель не может отличить высокий профессионализм и качественную музыку от посредственной», — сказал научный руководитель программы «Инструментальное исполнительство на скрипке» СПбГУ, главный дирижер Симфонического оркестра Санкт-Петербурга народный артист России Сергей Стадлер.

Программа «Инструментальное исполнительство на скрипке»

С другой стороны, бизнес, а именно работодатели, диктует условия развития музыкальной сферы. А значит, обучение в вузах должно трансформироваться с учетом требований времени. От этого процесса зависит, насколько выпускники будут успешны и востребованы. Санкт-Петербургский государственный университет видит решение этого вопроса в сочетании классических традиций обучения и современных тенденций. Речь идет о развитии универсальных компетенций, следовании профессиональным стандартам, обновлении образовательных программ. Конечно, такую практико-ориентированную модель обучения невозможно выстроить без учета мнения работодателей.

В СПбГУ придерживаются принципа открытости, поэтому работодателей активно вовлекают в учебный процесс. Для этого мы создали советы образовательных программ, куда входят эксперты, не работающие в Университете, но готовые делиться с нашими преподавателями своими знаниями и опытом. Так, каждая четвертая образовательная программа СПбГУ — новая или существенно обновлена с учетом рекомендаций работодателей.
Первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова

В дискуссии также приняли участие зарубежные эксперты, которые поделились своим опытом и рассказали об особенностях музыкального образования в своих странах. Декан Высшей школы музыки Карлсруэ Нахум Эрлих считает, что в Германии преподаватели очень загружены. Плотный график мешает педагогам сосредоточиться на работе со студентами, помочь им достигнуть высоких результатов. Среди других проблем он назвал недостаток рабочих мест для музыкантов, высокие цены на обучение музыке, большое количество дисциплин, которые не всегда необходимы студентам.

Представители Шанхайской консерватории в своих докладах уделили внимание особенностям обучения музыке в Китае. Так, профессор Сяо Мэй рассказала об участии в уникальных образовательных проектах. Например, Шанхайская консерватория подключилась к созданию виртуального Музея музыкальных инструментов — это крупнейшая в мире база данных, где в свободном доступе можно найти информацию о музыкальных инструментах, хранящихся в государственных коллекциях по всему миру. Другой проект — создание базы данных вокальных техник китайских фольклорных звуков, где выложены аудиозаписи китайских песнопений из разных регионов страны с подробным описанием их истории и социокультурных особенностей.

Мнения участников дискуссии по поводу основных проблем и тенденций развития высшего музыкального образования во многом совпали. Таким образом, можно говорить о том, что вызовы, с которыми сталкивается профессиональное сообщество, универсальны и могут быть решены совместными усилиями и благодаря обмену опытом.