Материалы ректорского совещания

№ 335
от 05.03.2018

Повестка дня

    На ректорском совещании 5 марта рассматривались следующие вопросы.

    В честь 295 дня рождения

    Среди уже ставших традиционными мероприятий, приуроченных ко дню рождения Университета, 26 февраля были впервые проведены:

    На портале СПбГУ велась онлайн-трансляция этих мероприятий, видеозапись будет доступна всем желающим.

    В рамках обсуждения результатов научной конференции «Территория прорыва» некоторые спикеры, а также профессора Университета (почетный профессор СПбГУ, академик РАН А. Д. Ноздрачёв; руководитель междисциплинарной лаборатории имени П. Л. Чебышёва, профессор С. К. Смирнов и другие) обратили внимание на необходимость дополнительного информирования универсантов о мероприятиях такого плана и предложили направлять информацию на корпоративные электронные адреса сотрудников. Принято решение о том, что в будущем подробная информация о проведении соответствующих мероприятий будет направляться на корпоративные электронные адреса универсантов. Директорам и деканам поручено провести в коллективах обсуждение: какую информацию и в каком объеме необходимо рассылать работникам на корпоративные адреса.

    Какое образование ждут студенты?

    Международное информационное агентство «Россия сегодня» представило результаты очередного, уже третьего исследования о вузах России, основанного на студенческих отзывах в соцсетях (в этом году — на записях около 800 студентов из 98 государственных вузов России). В этом «студенческом рейтинге» СПбГУ занял четвертую строку (и стал первым среди классических университетов).

    В рейтинг вошло 33 вуза. Еще примерно столько же вузов не вошло в рейтинг, но они учитывались. Причины их не включения в рейтинг: составители не могут сделать однозначный вывод на основе имеющихся у них данных или данных о вузе недостаточно для включения в рейтинг.

    На что обращают внимание студенты в положительных отзывах? Им нравится молодой возраст, профессионализм и заинтересованность преподавателей. Сложная и интенсивная учеба. Насыщенная студенческая жизнь, внеучебная деятельность. Наличие общежитий с хорошим ремонтом. Удобное месторасположение. Наличие хороших практик. Хорошая репутация вуза, присутствие в рейтингах, гарантированное трудоустройство, востребованность работодателями, наличие известных выпускников. Именные стипендии, гранты. Международные связи, академическая мобильность. Научная деятельность, современные лаборатории. Спорт, наличие спортивного комплекса и секций.

    На что обращают внимание студенты в отрицательных отзывах? Их волнуют скучные лекции, бесполезные семинары. Коррупция. Проблемы с общежитием. Некомпетентность работников, плохое отношение к студентам. Плохое расположение учебных корпусов и общежитий, плохой ремонт, плохое оснащение. Неоправданные ожидания от вуза или образовательной программы. Стоимость обучения, наличие дополнительных (скрытых) денежных сборов.

    Аспиранты-стипендиаты

    По результатам конкурса пяти аспирантам СПбГУ назначена специальная ректорская стипендия (Приказ № 1314/1 от 02.03.2018). Количество заявок от аспирантов в этом году было больше (45), чем в прошлом (28), но активность обучающихся все-таки низка. Возможно, низкая активность — следствие недостаточной информированности аспирантов о возможности участия в этом конкурсе. Напомним, что размер стипендии составляет 15 тысяч рублей в месяц.

    «Личный кабинет преподавателя» и другие электронные сервисы

    Завершен прием заявок научно-педагогических работников (как СПбГУ, так и других организаций) на учебные дисциплины, которые они хотели бы преподавать в Университете в следующем учебном году, — на электронном сервисе. По данным на 1 марта, заявки подали 2909 преподавателей. Самыми активными были следующие научно-педагогические сотрудники: биологи (100 %), политологи (90 %), социологи (86 %) и философы (82 %). Вместе с тем удивительно низкую активность проявили научно-педагогические работники коллективов института «Высшая школа менеджмента» (приняли участие 3 %) и медицинского факультета (4 %).

    Директорам и деканам с 5 марта открыт доступ к заявкам преподавателей, и у них в течение трех недель есть возможность провести собственный анализ и представить свои предложения и комментарии по нагрузке преподавателей. После этого (в конце марта — начале апреля) сотрудники Управления образовательных программ будут формировать реестры педагогических поручений на 2018/19 учебный год, в первую очередь в отношении тех, кто не оставил свои заявки на следующий учебный год.

    Была также сделана презентация о созданной в Университете единой системе информационных подсистем, обеспечивающих сопровождение образовательного процесса. До 2008 года разрозненно существовали только отдельные из подобных сервисов и только в некоторых подразделениях, на так называемых богатых факультетах (Электронные сервисы СПбГУ в образовательной деятельности: прошлое и настоящее). За десять лет удалось создать единую информационную систему «Обучение», которая позволяет обрабатывать и анализировать большие массивы данных в автоматизированном режиме. В нее включено восемь подсистем — от подсистемы «Прием» до подсистем «Выпускник» и «Партнер». В том числе в ее составе работают «Личный кабинет абитуриента», «Личный кабинет обучающегося» по всем основным образовательным программам, «Личный кабинет преподавателя». Информационная система «Обучение» позволяет эффективно управлять образовательной деятельностью СПбГУ и по-новому, в автоматизированном режиме, составлять отчеты по образовательным программам, анализировать разные аспекты. ИС «Обучение» напрямую передает и получает данные из других информационных систем Университета (электронный документооборот, бухгалтерия, кадры, библиотека, СКУД и др.). Было отмечено, что качество отчетов и аналитики напрямую зависит от качества и полноты первичных данных, в том числе вносимых работниками, студентами и преподавателями (Презентация Екатерины Геннадьевны Бабелюк «Электронные системы в управлении образовательными процессами»).

    Через «Личный кабинет преподавателя» с осени 2018 года у преподавателей будет возможность внести, доработать, отредактировать рабочие программы учебных дисциплин. С помощью нового электронного сервиса можно сохранить введенную информацию и избежать лишней работы при ее внесении (в шаблоне рабочей программы имеются поля, которые заполняют научно-педагогические работники, и другие поля, заполняемые сотрудниками Управления образовательных программ).

    Своими силами

    Отреставрирована статуя профессора-химика А. М. Бутлерова, стоящая в коридоре здания Двенадцати коллегий. Работы выполнены силами научно-педагогических работников и студентов СПбГУ под руководством опытного специалиста, заведующего кафедрой реставрации СПбГУ, доцента В. С. Торбика (он обладает высокой квалификацией, не раз принимал участие в реставрации объектов декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге и других регионах России). Если бы Университет заказывал эту работу «на стороне», то пришлось бы заплатить порядка 100 тысяч рублей за реставрацию особо ценных объектов культурного наследия. Следующей будет отреставрирована статуя известного геолога и почвоведа, профессора В. В. Докучаева, находящаяся в том же коридоре здания Двенадцати коллегий.

    Позиции СПбГУ в отраслевых рейтингах QS

    Проведен анализ позиций СПбГУ в предметных областях рейтинга компании QS (QS World University Rankings by Subject 2018) в сравнении с позициями других российских вузов. В четырех из пяти укрупненных групп СПбГУ продемонстрировал значительный рост позиций («Естественные науки», «Общественные науки и менеджмент», «Инженерия и технологии», «Искусства и гуманитарные науки»). Университет в этом году входит в отраслевые рейтинги QS по 15 из 48 предметных областей. А по трем областям — «Математика», «Лингвистика» и «Современные языки» — СПбГУ сохранил позиции в топ-100 лучших университетов мира (СПбГУ совершил прорыв в предметном рейтинге QS).

    Впервые СПбГУ вошел в топ-500 вузов мира в предметной области «Медицина». В текущем рейтинге из российских вузов там представлены только МГУ и Первый государственный медицинский университет.

    Вместе с тем было отмечено:

    • снижение показателя «Академическая репутация» (определяется на основании опросов экспертов в каждой предметной области) практически в каждой из предметных областей, где представлен СПбГУ
    • примерно в половине предметных областей снижение показателя «Репутация у работодателей», который определяется на основании опросов работодателей
    • переход в более низкий рейтинговый диапазон по шести предметным областям:
      • Philosophy — из (101–150) в (151–200)
      • Biological Sciences — из (351–400) в (401–450)
      • Physics — из (101–150) в (151–200)
      • Business — из (151–200) в (201–250)
      • Economics — из (151–200) в (251–300)
      • Sociology — из (151–200) в (201–250)

    В ходе анализа было показано изменение позиций СПбГУ и других вузов по каждой укрупненной группе, по всем предметным областям. Выявлялись резервы развития с учетом показателей рейтинга, которые использует британская компания Quacquarelli Symonds (QS) при оценке деятельности вузов.

    История с продолжением

    В связи с инцидентом во время открытой лекции в аудитории Университета директор Института истории А. Х. Даудов решил обратиться в комиссию по этике. На совещании обсуждались вопросы соблюдения работниками СПбГУ этических норм и правил. Также речь зашла и о том, что ранее на ректорских совещаниях обсуждался вопрос о возможных провокациях в отношении универсантов, но, вероятно, участники инцидента не придали этому значения (Материалы ректорского совещания от 14.05.2018 — Доценту СПбГУ О. В. Соколову объявлено дисциплинарное взыскание).