«"Экологическая цивилизация" — это про любовь»: как искусство и бизнес меняются ради будущего
В Государственном Эрмитаже состоялась панельная дискуссия «Концепция "экологической цивилизации" как архитектоника культуры будущего».
Мероприятие стало частью секции «Образование» Петербургского культурного форума и программы страны — гостя форума — Китая.
Модератор дискуссии, искусствовед, руководитель Отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков отметил, что площадка музея как нельзя лучше подходит для обсуждения столь важной для общего будущего темы. «Сегодня перед музеями стоит сложная дилемма. С одной стороны, мы должны сохранять предметы культуры для будущих поколений, что иногда означает их полную консервацию, а с другой — музеи должны открыто демонстрировать наследие широкой публике», — прокомментировал Дмитрий Озерков.
Дуньхуан — это древний город в провинции Ганьсу, расположенный на краю пустыни Такла-Макан и основанный более двух тысяч лет назад. В древности служил воротами в Китай на Великом шелковом пути. Приобрел известность благодаря пещере Могао, в которой сохранилось богатейшее наследие фрескового буддийского искусства.
Главный архитектор архитектурно-дизайнерского объединения «Гуанчжоу ньюздэйз дизайн» Чэнь Сянцзин подробно рассказал о проекте арт-города Дуньхуан, который соединил в себе традиции древнекитайского строительства и современные архитектурные решения. По словам известного дизайнера, использование старинных зодческих методов поможет создавать проекты экологичных поселений. Например, уже несколько тысяч лет назад технологии строительства, которые тангуты применяли для возведения зданий, были призваны минимизировать влияние сурового пустынного климата — перепадов температур в течение суток и со сменой сезонов. Кроме того, уникальные образцы древнекитайского искусства служат вдохновением для художников и дизайнеров со всего мира: фрески пещеры Могао находят отражение в современных паттернах, предметах быта и мебели.
Директор Института Конфуция в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса Сьюзен Пертель Джейн сообщила, что этот древний город стал вдохновением для многих деятелей искусства США. Копии фресок, хранящиеся в музее Дуньхуана, сами по себе могут считаться образцами искусства: на их написание вручную художники потратили более пяти лет. «То, с какой любовью и трудом они созданы, позволяет говорить, что это новые произведения искусства, а процесс их создания подобен религиозному поклонению», — прокомментировала Сьюзен Джейн. По словам спикера, оригинальные изображения в пещере Могао находятся в полной темноте, а рассмотреть их фрагменты можно только с помощью света фонаря. Копии же позволяют рассмотреть шедевры древних художников «в полный рост».
Сьюзен Джейн упомянула, что в Китае концепция «экологической цивилизации» учитывается при разработке законов на самом высоком уровне (в частности, закреплена в новой редакции конституции Китая) и в этом смысле КНР выходит на лидирующие позиции в мире.
Заместитель директора отдела древней архитектуры Музея Гугун (музей «Бывший императорский дворец», расположенный в Запретном городе в Пекине) Ди Яцзин рассказала об истоках отношения китайцев к природе. По ее словам, принципы невмешательства в природные процессы установились вместе с появлением первых людей на территории Китая. В их числе запрет на разрушение гор, осушение болот и озер, вырубку деревьев весной. Этот подход применялся и при возведении Запретного города, который в представлении китайцев является воплощением идеи Лао-цзы о единстве неба, земли и человека. Музей Гугун на сегодняшний день является одним из самых посещаемых в мире: полюбоваться на императорский дворец приезжает более 17 миллионов туристов в год.
Директор Центра корпоративной социальной ответственности имени ПрайсвотерхаусКуперс (PwC) ВШМ СПбГУ доцент Юрий Благов заметил, что концепция «экологической цивилизации» тесно связана с концепцией устойчивого развития. В последнее время эта тема рассматривается не только в аспекте улучшения уровня жизни последующих поколений, но и в целях сохранения качества жизни людей уже сейчас.
«Вопрос участия предпринимательства в переходе к "экологической цивилизации" очень непростой, ведь подразумевается смена бизнес-модели. Это уже не только учет экологических и социальных рисков, но и изменение подхода win-win, при котором раньше предприниматель выигрывал от внедрения решения социальных проблем. Мы все больше убеждаемся, что при переходе к модели устойчивого развития бизнес должен быть готов к межсекторному взаимодействию и осознавать необходимость жертвовать прибылью не в краткосрочной перспективе, а в среднесрочной», — рассказал директор Центра корпоративной социальной ответственности имени Прайсвотерхаускуперс (PwC) ВШМ СПбГУ доцент Юрий Благов.
Заместитель декана Бизнес-школы Андерсона Калифорнийского университета Лос-Анджелеса Санджей Суд поделился взглядом с позиции маркетолога. Он отметил, что если на вопрос, готовы ли вы заплатить за продукцию социально ответственной компании на 10 % больше по сравнению с обычными конкурентами, представители старшего поколения по большей части отвечали отрицательно, то большинство миллениалов склонны давать утвердительный ответ. Это значит, что общество готово к изменениям и дает такой шанс бизнесу, уверен Санджей Суд.
Юрий Благов согласился с коллегой: по его наблюдениям, отношение студентов к корпоративной социальной ответственности кардинально поменялось. «20 лет назад студенты приходили в бизнес-школу, чтобы научиться делать деньги, а к курсам по корпоративной социальной ответственности и социальному предпринимательству относились как к дополнительной возможности. Сегодня же на курсах по этим предметам я все чаще напоминаю: нужно думать и про прибыль», — рассказал доцент Благов. Трансформацию отношения к теме спикер наблюдает и в рамках форума: если раньше, два-три года назад, на МКФ преимущественно обсуждали проблемы привлечения средств (фандрайзинга) учреждениями культуры, то сегодня вопрос стоит в плоскости изменения мышления и полной смены парадигмы ведения бизнеса.
Экологическая цивилизация — это про любовь и к ближнему, и к своему делу, и к среде, в которой мы находимся. Это то, что поможет нам выжить.
Директор Центра корпоративной социальной ответственности имени ПрайсвотерхаусКуперс (PwC) ВШМ СПбГУ доцент Юрий Благов
Дмитрий Озерков напомнил, что тема экологии сегодня все чаще выходит на первый план не только в экономике, но и в искусстве. Так, недавно прошедшая Стамбульская биеннале — «Седьмой континент» — была посвящена чудовищному количеству микропластика в Мировом океане. Очевидным становится тот факт, что и художники, и представители бизнеса направляют фокус своего внимания на проблемы экологии и в одинаковой степени осознают надвигающуюся угрозу. Наша задача — найти путь, как общими усилиями мы можем решить назревшие проблемы, пока не стало поздно.