В Университете обсудили развитие региональной науки

В Санкт-Петербургском университете состоялось расширенное заседание Совета по региональной политике Российской академии наук. В ходе встречи участники обсудили работу профильных советов по направлениям деятельности отделений РАН, методы оценки научной активности регионов, а также поделились опытом своей работы.

Сопредседателями заседания выступили президент РАН академик Александр Сергеев, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова и председатель Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.

Обращаясь к участникам заседания, Лилия Гумерова отметила, что Год науки и технологий прошел успешно. По итогам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, сегодня около 64 % россиян доверяют науке, а 65 % респондентов из числа молодежи готовы строить карьеру в научной области ― до проведения тематического года эти цифры были значительно меньше. Сенатор также подчеркнула, что в конце декабря 2021 года на совместном заседании Государственного совета и Совета по науке и образованию президент России объявил, что тематический год станет началом научного десятилетия.

Открывая заседание, президент Российской академии наук Александр Сергеев подчеркнул особую связь РАН и Санкт-Петербургского государственного университета.

Мы родились в один год, в один день, благодаря одному и тому же указу Петра Великого, и то, что мы здесь собрались, не просто символично. Последний год мы действительно очень эффективно выстраиваем сотрудничество с СПбГУ. Достаточно посмотреть на небольшую выставку, которая здесь организована, чтобы увидеть, насколько мы переплетаемся, и в будущем, думаю, будем переплетаться еще больше.

Президент Российской академии наук Александр Сергеев о проведении выездного заседания РАН в стенах Санкт-Петербургского университета

С приветственным словом на заседании выступил ректор Санкт-Петербургского государственного университета член-корреспондент РАН Николай Кропачев. Он отметил, что история сотрудничества Российской академии наук и Университета многогранна и уходит корнями в прошлое, а сегодня ученые СПбГУ и академии реализуют совместные исследовательские проекты в различных областях — от языкознания до молекулярной биологии и водородной энергетики.

30 %

научных публикаций ученых Университета, индексированных в базе Scopus, выполнены совместно с коллегами из Академии наук.

Ректор подчеркнул, что уже многие годы члены РАН участвуют в проведении экспертизы научных исследований, проводимых в СПбГУ. А с 2019 года все плановые научные исследования, проводимые в Университете, проходят экспертизу в Академии наук. «Кроме того, следуя идеологии открытости, СПбГУ проводит университетские конкурсы научных грантов с возможностью участия в них ученых любых организаций России и мира. Для объективной экспертизы заявок привлекаются внешние эксперты, от 30 до 50 % которых — сотрудники академических учреждений, члены РАН», ― отметил Николай Кропачев.

Обращаясь к вопросу региональной политики, ректор СПбГУ отметил, что ее эффективности мешают три причины: психологический фактор, отсутствие честного открытого доступа к конкурсам, а также отсутствие понятных эффективных правил доступа к публичному имуществу, создаваемому или функционирующему за счет бюджетных средств. В то же время в Университете на протяжении многих лет доступ ко всем ресурсам организован на конкурсной основе, а публичное имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, открыто для сотрудников всех государственных организаций.

Ректор СПбГУ: «Задача сильных вузов — помогать всей стране»

«Мы разрешили всем организациям, где сформированы так называемые ваковские диссертационные советы, бесплатно пользоваться разработанным специалистами Университета в рамках программы Национальной технологической инициативы программным обеспечением, ― сообщил ректор Санкт-Петербургского университета. ― Другой пример — центры коллективного пользования. Контрольные органы ежегодно высказывают замечания относительно того, что мы разрешаем бесплатно пользоваться оборудованием Научного парка нашим коллегам из других государственных и муниципальных организаций. Надеюсь, что когда-то единые правила коллективного существования будут созданы на федеральном уровне».

В рамках расширенного заседания совета по региональной политике Российской академии наук был представлен доклад «Медицинское образование в классическом университете как основа интеграции вузовской и академической науки в России» проректора по медицинской деятельности СПбГУ почетного гражданина Санкт-Петербурга, профессора Петра Яблонского. «Начиная в 1995 году преподавание в Санкт-Петербургском университете, мы, выпускники различных медицинских школ Советского Союза, предполагали, что окунемся в мультидисциплинарную среду. Но масштаб этой среды не осознавал, наверное, никто, кроме академика Юрия Наточина, который и явился создателем медицинского направления в Санкт-Петербургском государственном университете, ― рассказал Петр Яблонский. ― На сегодняшний день мы можем сказать, что наши студенты имеют уникальный выбор как индивидуальных траекторий своего учебного плана, так и тематики самостоятельных научных исследований и научного руководства как в академическом сообществе, так и практическом здравоохранении».

Медицина — приоритетное направление развития СПбГУ

В реализации программ в области медицины помогают другие учебно-научные направления СПбГУ, в первую очередь химическое и биологическое, а наработки ученых Университета в области онкологии, офтальмологии, фтизиатрии, инфекционных заболеваний уже сегодня вызывают повышенный интерес научного сообщества. Так, например, созданные универсантами биогибриды позволяют достигать мишени менее затратными средствами и показывают высокие клинические результаты при тестировании на лабораторных животных. Студенты-медики также имеют возможность принимать участие в исследованиях и пользоваться оборудованием 23 ресурсных центров Университета, что позволяет реагировать на научные вызовы и воплощать исследовательские амбиции выпускников. Более того, как отметил эксперт, по сложившейся в СПбГУ традиции не менее 20 % участников каждого гранта должны составлять именно студенты.

Хотел бы сказать, что те 100 школ и гимназий, которые курирует РАН, вполне могли бы найти в Университете надежного партнера для построения своей индивидуальной учебной траектории. Мы к этому уже готовы.

Проректор по медицинской деятельности СПбГУ профессор Петр Яблонский

Опытом Университета в интеграции академической и вузовской науки с образованием в области агробиотехнологии с коллегами поделился академик РАН декан биологического факультета СПбГУ Игорь Тихонович. Он рассказал, что развитие генетических технологий для сельского хозяйства входит в число государственных приоритетов и именно они лежали в основе развития этого направления в работе биологов Университета. В своем докладе ученый представил успехи, которых удалось добиться универсантам в составе научного центра мирового уровня «Агротехнологии будущего».

Арктический регион начинает играть все более значимую роль в развитии России, и работа, которая проводится коллективом кафедры прикладной экологии под руководством профессора Евгения Абакумова, показывает, что Север является скрытой продовольственной корзиной, но, прежде чем ее использовать, необходимо оценить потенциал плодородия. Решить эту задачу позволяет микробиологический мониторинг, помогающий предсказывать возможные урожаи, что ценно для повышения эффективности освоения Арктики.

В научном центре мирового уровня мощно развивается сельскохозяйственная микробиология. В сотрудничестве с математиками нашего классического университета нам удалось разработать модели, характеризующие закономерность развития информации, заключающейся в микробиомах, и тем самым предсказывать наличие тех или иных микроорганизмов в почвах и других экологических нишах.

Академик РАН декан биологического факультета СПбГУ Игорь Тихонович

«Сейчас мы располагаем совершенно уникальным хранилищем, которое позволяет сохранять до 200 000 образцов микроорганизмов без потери полезных свойств. Таким образом, соединение развития микробиологической науки и платформы для ускоренной селекции высокоурожайных устойчивых сортов и гибридов приносит свою пользу, поскольку микроорганизмы могут многому нас научить», ― сообщил Игорь Тихонович.

Декан биологического факультета СПбГУ также рассказал о работе по совершенствованию методологии геномного редактирования, которую проводит коллектив лаборатории генетики и биотехнологии растений, и разработке онлайн-курсов, позволяющих подготовить кадры, способные глубоко понимать проблемы сельского хозяйства и работать на современном молекулярно-генетическом уровне в современной биологии.