Ректор СПбГУ: «Задача сильных вузов — помогать всей стране»

Министр образования и спорта Республики Карелия Роман Голубев с официальным визитом посетил Санкт-Петербургский государственный университет и встретился с ректором СПбГУ Николаем Кропачевым. Стороны обсудили возможные направления сотрудничества в научной и образовательной сферах.

СПбГУ предложил российским вузам присоединиться к единой системе цифровых портфолио

Открывая встречу, ректор СПбГУ Николай Кропачев отметил, что Университет заинтересован в развитии партнерских связей с работодателями из разных городов и областей России. «Я считаю, что задача сильных вузов — помогать не только тому региону, в котором он находится, но и всей стране, ― подчеркнул Николай Михайлович. — Мы готовы выйти за пределы Санкт-Петербурга, открыты для совместной работы с руководством региона и представителями профильных министерств».

В ходе беседы он рассказал о реализованных в СПбГУ проектах, которые облегчают работу в самых разных областях университетской жизни и могли бы быть реализованы по всей стране. В их числе блокчейн-система для безопасных дистанционных голосований «КриптоВече», позволяющая проводить выборы любого уровня, а также опросы и исследования общественного мнения. С помощью многофункциональной платежной системы универсанты оплачивают не только обучение и участие в конференциях, но и посещение университетских музеев, в коллекциях которых насчитывается более 3 млн экспонатов. Также в СПбГУ действует цифровая система управления научно-исследовательской инфраструктурой, наличие которой предписано национальным проектом «Наука». Платформа дает возможность управлять всем научным комплексом, вести учет оборудования и понимать степень его загруженности. С 2016 года дипломы СПбГУ о высшем образовании содержат QR-код, благодаря которому потенциальный работодатель универсанта может увидеть, где он проходил практику, какие взыскания или благодарности были ему объявлены во время обучения, а также ознакомиться с текстом дипломной работы и прочитать отзывы рецензентов. Николай Кропачев отметил, что все проекты отработаны и Университет готов поделиться ими с другими вузами страны.

Проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ Александр Бабич рассказал гостям об участии Санкт-Петербургского университета в деятельности по выявлению и поддержке талантливых школьников.

В число партнеров Университета входят три крупнейших петербургских учреждения, работающих с одаренными детьми: Дворец творчества юных, Академия талантов и детский технопарк «Кванториум».

Проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ Александр Бабич

«Кроме того, СПбГУ активно сотрудничает с 29 из 62 региональных центров выявления и поддержки талантливых школьников, сформированных по модели образовательного центра "Сириус"», — сообщил Александр Вячеславович.

Он также отметил, что Университет активно сотрудничает с центрами выявления и поддержки талантливых школьников Северо-Западного федерального округа. Давние партнерские отношения связывают Университет с мурманским центром «Лапландия» и центром Ленинградской области «Интеллект», для которого научно-педагогическими работниками Университета под руководством директора Института педагогики СПбГУ Елены Казаковой была разработана учебно-методическая документация, позволившая получить статус регионального «Сириуса». При этом Университет проводит большую работу и с самим «Сириусом», обеспечивая организацию предметных тематических смен и формируя методическую базу для работы с одаренными школьниками. Университет участвует в проведении проектных смен по программе «Большие вызовы», обеспечивая наставниками и методистами из числа профессорско-преподавательского состава высокого уровня. Кроме того, ребята из региональных центров могут посетить специализированные ресурсные центры Научного парка СПбГУ, созданные специально для школьников. Здесь обучающиеся вместе с наставником или школьным педагогом разрабатывают индивидуальный исследовательский проект и работают на современном высокотехнологичном оборудовании. Завершая выступление, Александр Бабич отметил, что Университет заинтересован в заключении соглашения о сотрудничестве с ресурсным центром развития дополнительного образования Республики Карелия «Ровесник» и будет готов поделиться своим опытом по работе с талантливой молодежью.

Еще одним направлением сотрудничества с образовательными организациями Карелии может стать разработка совместных основных программ высшего образования.

Первый заместитель первого проректора по учебной работе СПбГУ Светлана Бегеза представила программы по модели двух дипломов, реализующиеся с российскими и зарубежными вузами, а также рассказала о возможностях Университета по созданию дополнительных образовательных программ. Санкт-Петербургский университет обладает широким спектром ДОП по целому ряду направлений — от медицины и биологии до социологии и психологии. Всего их насчитывается более 800, и каждая может быть кастомизирована под требования заказчика, среди которых есть и образовательные организации, и органы государственной власти. Примерно столько же программ находятся в «спящем режиме» и могут быть запущены буквально на следующий день после появления запроса.

Отдельно Светлана Бегеза остановилась на разработке онлайн-курсов.

Сегодня Университет занимает пятое место по количеству курсов на платформе Coursera среди всех образовательных организаций мира и первое среди российских вузов.

Первый заместитель первого проректора по учебной работе СПбГУ Светлана Бегеза

«В марте 2020 года в связи с переходом на дистанционное обучение Санкт-Петербургский университет объявил о свободном доступе всех студентов к собственным онлайн-курсам, и вскоре они стали чрезвычайно востребованы. Сегодня многие вузы страны внедряют курсы СПбГУ в свой образовательный процесс», — рассказала первый заместитель первого проректора по учебной работе СПбГУ. В ходе встречи представители Университета выступили с предложением пригласить вузы Карелии к совместной разработке и запуску онлайн-курсов на различную тематику.

Одной из тем разговора стало проведение практик обучающихся в домашнем регионе. На сегодняшний день СПбГУ имеет 13 соглашений о сотрудничестве с карельскими компаниями-работодателями, однако количество студентов, пользующихся такой возможностью, невелико. По словам исполняющей обязанности проректора по учебно-методической работе Эльвиры Зелетдиновой, сотрудничество в этом направлении можно развивать шире, чтобы мотивировать обучающихся после выпуска трудоустраиваться в родном регионе. В частности, она выступила с предложением организовать практическую подготовку обучающихся на базе предприятий и государственных структур Карелии, заключая договоры с конкретными работодателями. Также она рассказала, что в СПбГУ активно развивается программа по поддержке студенческих стартапов, многие из которых после завершения конкурса получают реализацию в формате малых инновационных предприятий. Обучающиеся часто берут для разработки нетривиальные темы, поэтому представители бизнеса Карелии могли бы выступать заказчиками проектов, предлагая универсантам темы для исследования.

Конкурс «Start-up СПбГУ — 2021» и грант на создание предприятия выиграли разработчики геоинформационной системы для анализа почв

Заместитель проректора по научной работе СПбГУ Анастасия Ярмош рассказала в том числе о Центре экспертиз СПбГУ, функционирующем на протяжении более чем десяти лет. «Ключевая особенность центра — наличие самой большой экспертной базы в России, обеспечивающей гибкость в формировании экспертных команд под любого заказчика, а также возможность проводить экспертизы совершенно разного профиля — от научно-технологических до лингвистических или юридических», — отметила она. Одним из последних масштабных контрактов Центра экспертиз СПбГУ стало комплексное исследование территории Кургальского государственного природного заказника.

Отдельным направлением сотрудничества может также стать участие специалистов СПбГУ в сфере урбанистики и дизайна в решении проблемы по созданию комфортной среды в регионах. Как отметила Анастасия Ярмош, Университет имеет опыт решения подобных задач: так, в рамках выполнения выпускной квалификационной работы один из студентов осуществил комплексную разработку решения по заказу муниципального образования село Ильинско-Подомское Архангельской области.

Также в ходе встречи стороны обсудили сотрудничество в таких областях, как развитие поисковой деятельности, участие в проектах по анализу качества водоочистных сооружений, разработка туристических маршрутов в регионах культурного и природного наследия, а также комплексного изучения территории, находящейся под защитой ЮНЕСКО.