Ректор СПбГУ: «Задача сильных вузов — помогать всей стране»
Министр образования и спорта Республики Карелия Роман Голубев с официальным визитом посетил Санкт-Петербургский государственный университет и встретился с ректором СПбГУ Николаем Кропачевым. Стороны обсудили возможные направления сотрудничества в научной и образовательной сферах.
СПбГУ предложил российским вузам присоединиться к единой системе цифровых портфолио
Открывая встречу, ректор СПбГУ Николай Кропачев отметил, что Университет заинтересован в развитии партнерских связей с работодателями из разных городов и областей России. «Я считаю, что задача сильных вузов — помогать не только тому региону, в котором он находится, но и всей стране, ― подчеркнул Николай Михайлович. — Мы готовы выйти за пределы Санкт-Петербурга, открыты для совместной работы с руководством региона и представителями профильных министерств».
В ходе беседы он рассказал о реализованных в СПбГУ проектах, которые облегчают работу в самых разных областях университетской жизни и могли бы быть реализованы по всей стране. В их числе блокчейн-система для безопасных дистанционных голосований «КриптоВече», позволяющая проводить выборы любого уровня, а также опросы и исследования общественного мнения. С помощью многофункциональной платежной системы универсанты оплачивают не только обучение и участие в конференциях, но и посещение университетских музеев, в коллекциях которых насчитывается более 3 млн экспонатов. Также в СПбГУ действует цифровая система управления научно-исследовательской инфраструктурой, наличие которой предписано национальным проектом «Наука». Платформа дает возможность управлять всем научным комплексом, вести учет оборудования и понимать степень его загруженности. С 2016 года дипломы СПбГУ о высшем образовании содержат QR-код, благодаря которому потенциальный работодатель универсанта может увидеть, где он проходил практику, какие взыскания или благодарности были ему объявлены во время обучения, а также ознакомиться с текстом дипломной работы и прочитать отзывы рецензентов. Николай Кропачев отметил, что все проекты отработаны и Университет готов поделиться ими с другими вузами страны.
Проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ Александр Бабич рассказал гостям об участии Санкт-Петербургского университета в деятельности по выявлению и поддержке талантливых школьников.
В число партнеров Университета входят три крупнейших петербургских учреждения, работающих с одаренными детьми: Дворец творчества юных, Академия талантов и детский технопарк «Кванториум».
Проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ Александр Бабич
«Кроме того, СПбГУ активно сотрудничает с 29 из 62 региональных центров выявления и поддержки талантливых школьников, сформированных по модели образовательного центра "Сириус"», — сообщил Александр Вячеславович.
Он также отметил, что Университет активно сотрудничает с центрами выявления и поддержки талантливых школьников Северо-Западного федерального округа. Давние партнерские отношения связывают Университет с мурманским центром «Лапландия» и центром Ленинградской области «Интеллект», для которого научно-педагогическими работниками Университета под руководством директора Института педагогики СПбГУ Елены Казаковой была разработана учебно-методическая документация, позволившая получить статус регионального «Сириуса». При этом Университет проводит большую работу и с самим «Сириусом», обеспечивая организацию предметных тематических смен и формируя методическую базу для работы с одаренными школьниками. Университет участвует в проведении проектных смен по программе «Большие вызовы», обеспечивая наставниками и методистами из числа профессорско-преподавательского состава высокого уровня. Кроме того, ребята из региональных центров могут посетить специализированные ресурсные центры Научного парка СПбГУ, созданные специально для школьников. Здесь обучающиеся вместе с наставником или школьным педагогом разрабатывают индивидуальный исследовательский проект и работают на современном высокотехнологичном оборудовании. Завершая выступление, Александр Бабич отметил, что Университет заинтересован в заключении соглашения о сотрудничестве с ресурсным центром развития дополнительного образования Республики Карелия «Ровесник» и будет готов поделиться своим опытом по работе с талантливой молодежью.
Еще одним направлением сотрудничества с образовательными организациями Карелии может стать разработка совместных основных программ высшего образования.
Первый заместитель первого проректора по учебной работе СПбГУ Светлана Бегеза представила программы по модели двух дипломов, реализующиеся с российскими и зарубежными вузами, а также рассказала о возможностях Университета по созданию дополнительных образовательных программ. Санкт-Петербургский университет обладает широким спектром ДОП по целому ряду направлений — от медицины и биологии до социологии и психологии. Всего их насчитывается более 800, и каждая может быть кастомизирована под требования заказчика, среди которых есть и образовательные организации, и органы государственной власти. Примерно столько же программ находятся в «спящем режиме» и могут быть запущены буквально на следующий день после появления запроса.
Отдельно Светлана Бегеза остановилась на разработке онлайн-курсов.
Сегодня Университет занимает пятое место по количеству курсов на платформе Coursera среди всех образовательных организаций мира и первое среди российских вузов.
Первый заместитель первого проректора по учебной работе СПбГУ Светлана Бегеза
«В марте 2020 года в связи с переходом на дистанционное обучение Санкт-Петербургский университет объявил о свободном доступе всех студентов к собственным онлайн-курсам, и вскоре они стали чрезвычайно востребованы. Сегодня многие вузы страны внедряют курсы СПбГУ в свой образовательный процесс», — рассказала первый заместитель первого проректора по учебной работе СПбГУ. В ходе встречи представители Университета выступили с предложением пригласить вузы Карелии к совместной разработке и запуску онлайн-курсов на различную тематику.
Одной из тем разговора стало проведение практик обучающихся в домашнем регионе. На сегодняшний день СПбГУ имеет 13 соглашений о сотрудничестве с карельскими компаниями-работодателями, однако количество студентов, пользующихся такой возможностью, невелико. По словам исполняющей обязанности проректора по учебно-методической работе Эльвиры Зелетдиновой, сотрудничество в этом направлении можно развивать шире, чтобы мотивировать обучающихся после выпуска трудоустраиваться в родном регионе. В частности, она выступила с предложением организовать практическую подготовку обучающихся на базе предприятий и государственных структур Карелии, заключая договоры с конкретными работодателями. Также она рассказала, что в СПбГУ активно развивается программа по поддержке студенческих стартапов, многие из которых после завершения конкурса получают реализацию в формате малых инновационных предприятий. Обучающиеся часто берут для разработки нетривиальные темы, поэтому представители бизнеса Карелии могли бы выступать заказчиками проектов, предлагая универсантам темы для исследования.
Заместитель проректора по научной работе СПбГУ Анастасия Ярмош рассказала в том числе о Центре экспертиз СПбГУ, функционирующем на протяжении более чем десяти лет. «Ключевая особенность центра — наличие самой большой экспертной базы в России, обеспечивающей гибкость в формировании экспертных команд под любого заказчика, а также возможность проводить экспертизы совершенно разного профиля — от научно-технологических до лингвистических или юридических», — отметила она. Одним из последних масштабных контрактов Центра экспертиз СПбГУ стало комплексное исследование территории Кургальского государственного природного заказника.
Отдельным направлением сотрудничества может также стать участие специалистов СПбГУ в сфере урбанистики и дизайна в решении проблемы по созданию комфортной среды в регионах. Как отметила Анастасия Ярмош, Университет имеет опыт решения подобных задач: так, в рамках выполнения выпускной квалификационной работы один из студентов осуществил комплексную разработку решения по заказу муниципального образования село Ильинско-Подомское Архангельской области.
Также в ходе встречи стороны обсудили сотрудничество в таких областях, как развитие поисковой деятельности, участие в проектах по анализу качества водоочистных сооружений, разработка туристических маршрутов в регионах культурного и природного наследия, а также комплексного изучения территории, находящейся под защитой ЮНЕСКО.