Социологи СПбГУ: около 80 % петербуржцев знакомы со сферой креативных индустрий
Специалисты Центра социологических и интернет-исследований Санкт-Петербургского университета изучили, как петербуржцы относятся к креативным индустриям в городе и как они интегрированы в креативный сектор экономики. Выяснилось, что более 80 % опрошенных знают, что такое креативные индустрии, и имеют знакомых, занятых в этой сфере, а около 20 % респондентов сами работают в творческой среде.
В опросе Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ приняли участие более 1200 жителей города, большая их часть — около 80 % — имеет представление о креативных индустриях, а 20 % опрошенных петербуржцев сами работают в данной отрасли.
Результаты первого исследования креативных индустрий Санкт-Петербурга презентовали в рамках молодежного форума «Культурный код — 2022», который прошел в СПбГУ.
«Молодежный форум объединил в дискуссии исследователей и профессионалов из стремительно набирающей популярность сферы креативных индустрий, которая сочетает в себе творчество в его широком понимании и коммерциализацию таких проектов. Креативные индустрии — это значимый сектор экономики, без которого сегодня довольно сложно представить современное общество. Конечно, для Университета важно принимать участие в многочисленных творческих проектах и исследовать развитие современных креативных индустрий», — отметила модератор дискуссии, проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Анастасия Ярмош.
Под креативными профессиями сегодня жители Санкт-Петербурга понимают сферу труда, которая связана с творчеством и созданием инновационных идей. Среди них, например, музыканты, деятели театра и кино, журналисты, маркетологи, дизайнеры и другие. Однако, как отмечают авторы исследования, несмотря на распространенность творческих профессий и высокий интерес к ним, понятие «креативные индустрии» вызывает затруднения у респондентов в его определении.
Креативные индустрии — пока еще малораспространенное словосочетание, поэтому сейчас их изучение необходимо проводить через связанные понятия — например, креативные или творческие профессии, креативные пространства и другие.
Один из авторов исследования, специалист Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ Иван Сафонов
Результаты проведенного опроса показали, что карьера в креативной сфере привлекательна для 43 % петербуржцев. В то же время респонденты отметили, что креативности обучиться непросто, для этого человек должен обладать определенными возможностями.
Образование креативных профессионалов, по мнению респондентов, чаще всего относится к таким направлениям, как информационные технологии, инженерное дело, искусство. Среди наиболее часто упоминаемых профессий участники опроса отметили дизайнеров, специалистов по информационным технологиям, связям с общественностью, рекламе, маркетингу и аналитике.
При этом исследователи отмечают, что профессии мужчин и женщин Санкт-Петербурга значительно отличаются друг от друга: мужчины чаще всего имеют образование по направлениям информационные технологии и инженерное дело, а работают в сфере IT и видеоигр. Женщины обучались по направлениям лингвистика, социальные науки и искусство, а заняты в сфере рекламы, маркетинга, связей с общественностью и аналитики.
Сегодня в Санкт-Петербургском государственном университете 490 основных образовательных программ. Среди них — творческие направления, например «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Культурология», «Графический дизайн» и «Дизайн среды», «Артист драматического театра и кино», «Академическое пение» и многое другое.
Социологи СПбГУ также отметили, что сегодня среди профессионалов в креативных индустриях занято больше мужчин, несмотря на преобладание женщин на рынке труда.
Директор Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ Майя Русакова во время дискуссии рассказала, что для развития креативных индустрий необходимо наличие творческого сообщества, с которым можно обмениваться идеями и делиться результатами.
Мероприятие прошло в рамках впервые организованного СПбГУ молодежного форума «Культурный код — 2022». Первый такой форум состоялся 11 ноября на площадках Университета и стал местом для дискуссий на самые актуальные для молодой аудитории темы, связанные с ключевой ролью культуры в современном мире, а также формированием целостного представления об историческом наследии и национальных традициях.
«Я уверена, что по-настоящему активно развиваться в творческом направлении возможно, когда ты находишься в общем контексте и можешь обмениваться информацией с другими, организовывать команды и вместе выходить за рамки — это и есть процесс творчества. Конечно, важный навык успешного креативного дела — умение его превратить в качественный бизнес-проект. Сегодня Университет дает студентам возможность развить этот навык во время участия в конкурсе инновационных проектов "Start-up СПбГУ — 2023", прохождения практики в творческих организациях, а также с помощью онлайн-курсов СПбГУ. Это позволяет формировать у молодого поколения понимание того, что для успешного развития проектов к креативу необходимо добавлять продажи, а к продажам — грамотную аналитику».
В дискуссии «Locus Agendi: креативные индустрии» также приняли участие член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза художников, преподаватель СПГХПА имени А. Л. Штиглица Ксения Бандорина, основатель проекта Fashion Tech by Fash.In Полина Егармин, а также продюсер, соучредитель Фонда культурных инициатив Sparta Лиза Савина.