В СПбГУ обсудили, как учить творцов
Чему учить будущих композиторов и художников и как помочь им после выпуска найти работу по специальности? Чем важно живое общение ученика и учителя? Почему искусство так важно для человечества? Ответы на эти вопросы искали участники дискуссии «Экосистема творческого образования», состоявшейся в Санкт-Петербургском университете в рамках молодежного форума «Культурный код — 2022».
«Экология начинается в сердце — надо любить и ценить в жизни все, что мы делаем, продолжается в голове, а потом в наших действиях. Чувство, мышление и действие связаны друг с другом, хотя, как мы знаем, часто конфликтуют между собой. Поэтому знание, дело, любовь и правильные действия являются важными условиями для достижения гармонии в жизни, — отметил профессор СПбГУ, почетный директор Королевской школы карильона имени Ж. Дейнена (Бельгия) Йозеф Виллем Хаазен. — Изобразительное искусство предлагает особые возможности для развития этого процесса. Я говорю об изящных искусствах, а не о массовой культуре, которая сегодня особенно сильно проникает в наше сознание». Он подчеркнул, что музыка, живопись, литература и философия играют важную роль в достижении гармонии, а творцы, особенно педагоги, призваны внести свой вклад в этот возвышенный процесс.
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская предложила участникам дискуссии задать себе вопрос, что вообще такое культура, каковы критерии произведения искусства и является ли искусство исключительно элитарным явлением. Так, профессор Санкт-Петербургского университета выразила уверенность в том, что для понимания, например, живописи нужно быть хорошо подготовленным и обладать определенной насмотренностью. По ее словам, именно искусство станет тем единственным, что в конце мировой истории будет определять ценность человечества.
«У нас в голове не компьютер стоит. В каждом учебнике вы прочтете, что мозг — это орган, который получает информацию из внешнего мира, ее перерабатывает и отвечает. Но это только маленький кусочек реальной картины. Создатель, или, если вам больше нравится, эволюция, нас устроили таким образом, что мы умеем и алгоритмическую работу делать ― это наука, и нечто, что даже непонятно, как описать», ― сообщила Татьяна Черниговская.
Мы вовсе не аппарат, который перерабатывает, как мясорубка, поступающую в него информацию, наш мозг устроен так, что он творит знания и смыслы. Именно этим он отличается от других мозгов на планете. Смыслы — это важная вещь, а не то, что мы измерили и сосчитали с помощью логарифмической линейки, томографа, энцефалографа и аппаратов, которые летают в космосе.
Директор Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская
Профессор СПбГУ рассказала, что трудно изучать, что происходит в голове композитора, когда он творит музыку, или гениального ученого, на которого «обваливается» открытие. Но из дневников и переписок выдающихся людей прошлого выстраивается схожая картина: все они учились, а затем годами и десятилетиями делали попытки добиться нужного результата и считали, что у них никогда не получится. Но опыт накапливался, и в конечном итоге это приводило к прорыву. «Хочу вам сказать: не недооценивайте себя в этом смысле. Воображение сильнее разума и сильнее знания, потому что у него нет границ. Доверяйте своей интуиции, она, как писал Альберт Эйнштейн, священный дар, а разум — покорный слуга. Ты не ждешь от физика таких слов. Интуиция идет впереди, и если она вам что-то говорит, откройте глаза и сердце. Что это, может быть, сюда надо идти? Это может быть ошибкой, но если вы этот момент прозеваете, возможно, идти будет некуда», ― напутствовала Татьяна Черниговская.
Первый заместитель декана факультета искусств СПбГУ заслуженный художник Российской Федерации Иван Уралов добавил, что будущим представителям творческих профессий важно учиться доверять не только себе, но и своим учителям. «Это абсолютно цеховое доверие, а мы с вами к одному цеху принадлежим — творческому, он отличается от всех остальных. Притом что мы эти гордимся, нужно понимать, что люди, которые нас учат, — это не обслуживающий персонал, это Учителя с большой буквы, — заметил Иван Уралов. — Они обладают большим творческим опытом и прошли уже во многом тот путь, который перед вами еще лежит. Вы можете быть талантливее, но не можете на этом этапе быть опытнее. В искусстве очень важно перенимать опыт и любить учителя, а учитель должен любить вас и надеяться, что вы его превзойдете». В качестве примера он привел обучение художников в мастерских великих творцов эпохи Ренессанса: они постепенно набирались опыта, наблюдая за работой учителя и помогая ему, а когда превосходили его, начинали свой собственный путь в творчестве.
Мне кажется, это важная категория в области искусств — взаимное доверие, любовь и уважение таланта к таланту.
Первый заместитель декана факультета искусств СПбГУ Иван Уралов
Подготовка по творческим специальностям занимает долгое время: так, например, обучение профессионального композитора — от поступления в музыкальную школу до выпуска из консерватории длится почти 20 лет, но после выпуска значительный процент молодых музыкантов испытывают проблемы с трудоустройством. Как рассказал заведующий кафедрой композиции и инструментовки СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова, председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга Антон Танонов, зачастую даже преподаватели не могут им подсказать, где они будут работать, поэтому выпускники дополнительно осваивают смежные профессии, устраиваются в издательства или музыкальные школы.
Чтобы отстоять свое право сочинять музыку, доносить ее до слушателя и писать в свободные от другой работы часы, нужно пройти длинный путь. Но сейчас — возможно, впервые — мы находимся в шаге от того, что в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности появится профессия композитора.
Председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга Антон Танонов
«Мне посчастливилось работать в экспертной команде, которая занималась подготовкой соответствующего документа. Нам нужно было описать то, что описать невозможно, — творчество. Как это сделать? Мы поступили по аналогии с тем, как строится наше образование, и перечислили виды деятельности, которыми может заниматься композитор», ― сообщил Антон Танонов.
Так, например, в ОКВЭД будет указано, что композитор занимается созданием произведений для акустических инструментов, от миниатюры до симфонии, для зрелищных мероприятий, куда входят театр, кино и аудиовизуальные произведения. Антон Танонов пояснил, что одними из последних прибежищ симфонической музыки в современном мире являются кинематограф и игровая индустрия: при производстве видеоигры может быть записано около двух-трех часов музыкального материала, созданием которого нередко занимаются выдающиеся симфонисты-аранжировщики. Также композитор должен уметь создавать электронную музыку и владеть искусством аранжировки. Спикер рассказал, что утверждение профессии в общероссийском классификаторе позволит открыть новые ставки в филармониях, театрах, кино- и игровых студиях, а также отсечь из серьезной работы часть менее квалифицированных композиторов-любителей. Нынешние обучающиеся консерваторий, в свою очередь, получат возможность трудоустроиться по специальности, которую они так долго осваивали.
Также в ходе дискуссии выступили ректор Российского института театрального искусства — ГИТИС Григорий Заславский, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Александр Бондурянский, проректор по научной работе и развитию АРБ имени А. Я. Вагановой, заведующий кафедрой композиции и инструментовки СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова профессор Светлана Лаврова, генеральный секретарь Австрийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (Австрия) Эрих Пойнтнер и директор Casa de Rusia (Испания) Анна Силюнас.
В рамках молодежного форума «Культурный код — 2022» для юных музыкантов прошел мастер-класс лауреата международных конкурсов, доцента кафедр камерного ансамбля и квартета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российской академии музыки имени Гнесиных Максима Пурыжинского «Инструментальный диалог в камерном ансамбле». Вечером в Музее семьи Бенуа состоялся концерт камерной музыки, посвященный памяти выдающегося российского турколога-османиста, президента Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова Михаила Серафимовича Мейера.
Кроме того, участники форума могли познакомиться с работами молодых художников из СПбГУ, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии А. Л. Штиглица и Института художественного образования Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена на выставке «Сохраняя традиции, смотрим в будущее», открывшейся в выставочном зале Университета.