Зачем в будущем артисту балета фандрайзинг, а оперному певцу — менеджмент?
В рамках молодежного форума «Культурный код — 2022», впервые организованного СПбГУ, состоялась дискуссия о выстраивании сотрудничества в деловой, научной и культурной практике. Представители Александринского театра, Санкт-Петербургского государственного университета и Российского государственного института сценических искусств обсудили подготовку менеджеров культуры новой формации для регионов России.
В начале октября Александринский театр и Санкт-Петербургский университет в партнерстве с Российским институтом театрального искусства — ГИТИС и Российским институтом сценических искусств и запустил образовательную программу для менеджеров культуры и искусства. За это время образовательные резиденции прошли в Дагестане, Татарстане и Бурятии, а в ближайшее время команда проекта «Национальная театральная школа» отправится в Башкортостан, Марий Эл, Коми и Карелию. В дальнейшем экспертам в области менеджмента и продюсирования театральных проектов предстоит провести интенсивы еще в 20 регионах России и нескольких странах мира.
Как рассказала заместитель директора по продвижению Александринского театра Алиса Науменко, планируя работу над проектами, коллективы нередко сталкиваются с вопросами, принесет ли их идея пользу и позволит ли решить реальные проблемы. В случае с запуском проекта «Национальная театральная школа» запрос на воплощение инициативы шел от профессионального театрального сообщества в регионах страны. Однако для реализации такой масштабной образовательной программы необходимо найти партнеров, равных в своей сфере по объему и качеству ресурсов, поэтому у учреждений культуры возникает вопрос: не проще ли сделать все самим? Однако успеха возможно добиться именно при взаимодействии с организациями из других областей.
Любое партнерство, каким бы глобальным оно ни казалось, всегда начинается с того, что должны возникнуть человеческая эмпатия и мотивация — зачем каждый из нас в этом участвует.
Заместитель директора по продвижению Александринского театра Алиса Науменко
«У Александринского театра, как у большой федеральной культурной институции, есть мотивация выйти за рамки в своей основной сфере и нарастить свое присутствие в проектах, которые мы создаем с образовательными организациями. Мы делаем это, потому что нам интересно, и мы видим свой потенциал, стремление к объединению вокруг себя лучших профессионалов гуманитарных сфер, и это приносит результаты, — отметила Алиса Науменко. — В сотрудничестве, вопреки законам математики, сумма будет больше слагаемых, если у партнеров будет желание сделать чуть больше, чем "сосед по парте", и привнести что-то свое».
Обучение театральных продюсеров осуществляется всего на пяти факультетах российских вузов, каждый из которых ежегодно выпускает не более 30 специалистов в этой области, отметила доцент кафедры продюсерства в области исполнительских искусств Российского государственного института сценических искусств Евгения Давыденко. Этого слишком мало, чтобы обеспечить качественную работу отрасли, учитывая, что не все выпускники в итоге останутся в профессии. Таким образом, в творческих областях, в частности в театральном деле, количество руководителей, имеющих управленческое образование, не превышает 10 % — и это точка роста для всей сферы.
Необходимо также учитывать специфику отрасли. Мы уже упомянули, что организация, замыкающаяся внутри себя, становится герметичной и начинает болеть всеми управленческими болезнями. А учреждения культуры имеют к этому склонность в большей степени, поскольку они практически не обращены наружу.
Доцент кафедры продюсерства в области исполнительских искусств Российского государственного института сценических искусств Евгения Давыденко
«Они общаются с аудиторией, но, как правило, через четвертую стену, а так варятся в собственном соку и довольно часто теряют связь с реальностью, что отчасти еще связано с существующей инфраструктурой. В результате качественный менеджмент попадает туда хуже и с отраслью возникает еще больше проблем. Особенно это заметно в регионах», — пояснила Евгения Давыденко.
Реализация любой идеи требует финансовых вложений, и в проектах, объединяющих несколько игроков, вопрос фандрайзинга встает особенно остро: на старте не всегда можно сразу определить, насколько удачно получится воплотить задуманное. Просветительский проект Александринского театра и Университета стал возможным благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Важной составляющей образовательной программы является уведомление слушателей о том, где региональные менеджеры могут искать средства на реализацию своего замысла. Участники образовательных резиденций «Национальной театральной школы» учатся правильно подавать заявки, проводить презентацию проекта и команды, которая над ним работает. Большую поддержку в этом оказывают представители коллектива экономического факультета СПбГУ.
Заместитель заведующего кафедрой экономики предприятия, предпринимательства и инноваций по международному сотрудничеству доцент Николай Поляков уверен, что сегодня существует множество возможностей для получения финансирования в областях культуры, спорта и образования. Так, он порекомендовал участникам сессии подавать заявки в государственные программы и фонды. «У меня есть опыт работы с предпринимательским сообществом в рамках обсуждения вопросов источников финансирования, и я всегда советую обращать внимание на возможности, которые создает государство. Государственные институты развития имеют разный опыт, хороший и не очень, тем не менее это механизм, который на сегодняшний день действует, и получение финансирования зависит от желания самих реципиентов», ― сообщил Николай Поляков.
Спикеры подчеркнули, что проведение образовательных резиденций в регионах страны ни в коем случае не должно восприниматься как миссионерство. По словам Алисы Науменко, в последнее время стали модными проекты, в рамках которых федеральные институции или именитые художники приезжают из двух столиц за вдохновением, а затем возвращаются обратно и создают свои произведения. В связи с этим необходимо соблюдать баланс и превратить общение в равноценный обмен, не занимаясь «колонизацией» регионов.