Материалы ректорского совещания
О расширенном заседании Государственного совета и совета по науке и образованию при президенте Российской Федерации
Ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев рассказал о расширенном заседании Государственного совета и совета по науке и образованию при президенте Российской Федерации. В заседании участвовали руководители регионов, политических партий, представители научного сообщества, члены Правительства РФ и Совета безопасности. Обсуждались итоги Года науки и технологий в России, дальнейшее развитие отечественного научного потенциала. Стенограмма заседания опубликована на официальном информационном ресурсе президента России.
Организация противоэпидемических мероприятий в СПбГУ
На прошлых ректорских совещаниях (Материалы ректорского совещания от 13.12.2021; Материалы ректорского совещания от 20.12.2021) была представлена информация о выявлении COVID-19 у студентов, проживающих в общежитии № 8 (г. Петергоф, ул. Халтурина, д. 15, к. 1), и мерах, которые были приняты Университетом для предотвращения распространения инфекции в соответствии с предписаниями управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу.
Первый проректор Елена Григорьевна Чернова рассказала, что в результате принятых Роспотребнадзором мер 80 обучающихся СПбГУ были направлены в обсерватор на территории пансионата «Балтиец». В обсерваторе студенты обеспечены трехразовым питанием, производится ежедневная дезинфекция помещений, дважды в день осуществляется медицинский осмотр с термометрией и тестированием на COVID-19. При необходимости дежурная бригада оказывает медицинскую помощь. В случае выявления заболевания COVID-19 заболевшие будут изолированы в отдельных номерах.
Обучающиеся, направленные в обсерватор, были проинформированы, что для них организована возможность сдать зачеты и экзамены удаленно либо перенести аттестацию на иные даты по индивидуальному графику, для чего студентам необходимо было направить соответствующие заявления.
Также обучающиеся были проинформированы, что для решения вопросов, связанных с промежуточной аттестацией, необходимо обращаться к начальникам учебных отделов, а за помощью в приобретении или передаче личных вещей и предметов первой необходимости — к заместителям начальника Управления по работе с молодежью по соответствующим направлениям.
Действия Роспотребнадзора являются типичными в подобной ситуации. Действия сотрудников служб ректората СПбГУ ничем не отличаются от действий, которые совершают службы ректоратов других вузов России. За время пандемии такие массовые заражения COVID-19, к сожалению, уже неоднократно случались в различных вузах России. В те же дни, когда произошло заражение студентов СПбГУ, в аналогичной ситуации оказались и студенты Санкт-Петербургского политехнического университета. Однако студенты Политехнического университета и их знакомые не стали распространять в социальных сетях и СМИ информацию о том, что их «принудительно выселяют», «массово вывозят» и «отрывают от сессии». Отдельные студенты СПбГУ (и вовсе не те, кто заболел коронавирусом), не обратив внимания на предоставленную информацию и не обратившись за разъяснениями к сотрудникам Университета, поспешили вместо организации помощи своим коллегам, иностранным студентам, распространять ложную информацию в социальных сетях: «студентов СПбГУ массово вывозят из общежитий», «студентам СПбГУ не дают сдать сессию» и прочие подобные заявления. Эти сообщения быстро распространились в социальных сетях и СМИ, что нанесло значительный репутационный урон Университету: публикации в социальных сетях по данной теме были просмотрены более 4,7 миллиона раз, а количество сообщений по теме в СМИ превысило 240 (с общей аудиторией, превышающей два миллиона пользователей). Для сравнения: количество новостей по теме заболевания студентов Политеха более чем в десять раз меньше, чем об СПбГУ.
Директорам институтов и деканам факультетов поручено провести со студенческими советами беседы о необходимости в первую очередь обращаться за информацией к сотрудникам Университета, организовывать помощь студентам, попадающим в беду, а также думать об информационных последствиях распространения ложных сообщений в социальных сетях и СМИ.
Елена Григорьевна добавила, что студентов СПбГУ выписывают из пансионата «Балтиец»: 25.12.2021 — 29 обучающихся (уже выписались и вернулись в общежитие), 27.12.2021 — 36 обучающихся, 28.12.2021 — 15 обучающихся. В дни выписки транспортом Университета обучающихся доставляют из обсерватора к местам проживания в общежитии № 8 в Петергофе.
Начальник Управления по обслуживанию и эксплуатации общежитий — заместитель заместителя по эксплуатации материально-технической базы первого проректора Дмитрий Владимирович Михайлов рассказал, что 24 декабря в СПбГУ поступил запрос из комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. Комитет переслал заявление от мамы студентки, в котором она обратилась в федеральные органы власти, сообщая о проживании ее беременной дочери в одной комнате с заболевшей COVID-19 и якобы равнодушное отношение к ней «администрации общежития Санкт-Петербургского университета» (см. Заявление). При этом заявительница не указала в обращении ни Ф. И. О. дочери, ни номер общежития, ни направление обучения. Для выяснения обстоятельств Д. В. Михайлов связался с ней по телефону. И в процессе разговора выяснилось, что дочь заявительницы обучается... не в СПбГУ, а в другом петербургском вузе, который она в своем обращении назвала «Санкт-Петербургский университет» (Проверяйте, кому и на кого жалуетесь!).
На совещании также отмечалось, что в трудной ситуации заболевшие студенты СПбГУ, как и любые универсанты, могут получить бесплатную помощь на базе Психологической клиники СПбГУ. Директорам институтов и деканам факультетов поручено регулярно напоминать коллегам и студентам о такой возможности.
Вакцинация против COVID-19
На совещании вновь обсуждался ход вакцинации от COVID-19 в Университете. За прошедшую неделю доля вакцинированных, перенесших заболевание в течение последних шести месяцев либо представивших медотводы от прививки студентов выросла незначительно: прирост составил 1,32 % (с 35,41 % до 36,73 %). Среди научно-педагогических работников прирост количества вакцинированных составил 0,3 %, общая доля привитых преподавателей по Университету составляет 93,2 %.
Представлена информация о вакцинации студентов по направлениям обучения:
Направление обучения |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (на 10.12.2021) |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (на 17.12.2021) |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (на 24.12.2021) |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
91,67 % |
91,67 % |
91,67 % |
Востоковедение и африканистика |
64,29 % |
65,98 % |
66,46 % |
Институт химии |
57,78 % |
60,68 % |
62,69 % |
Физическая культура (бакалавриат) |
57,14 % |
61,9 % |
61,9 % |
Биология |
49,93 % |
50,79 % |
52,24 % |
Медицина |
48,63 % |
49,89 % |
51,15 % |
Физика |
43,97 % |
48,58 % |
50,88 % |
Математика и компьютерные науки |
45,24 % |
46,53 % |
47,42 % |
Институт когнитивных исследований |
47,06 % |
47,06 % |
47,06 % |
Филология |
39,1 % |
42,6 % |
44,97 % |
Институт педагогики |
42,86 % |
42,45 % |
44,34 % |
Институт наук о Земле |
40,86 % |
42,14 % |
42,99 % |
Свободные искусства и науки |
36,64 % |
38,41 % |
40,7 % |
Математика и механика |
36,64 % |
38,18 % |
39,09 % |
Психология |
35,35 % |
37,59 % |
38,87 % |
Институт истории |
35,02 % |
36,72 % |
38,64 % |
Институт философии |
35,76 % |
37,09 % |
38,54 % |
Медицинский колледж |
35,71 % |
36,36 % |
38,18 % |
Процессы управления |
34,15 % |
36,32 % |
37,49 % |
Международные отношения |
32,76 % |
34,34 % |
35,43 % |
Стоматология и медицинские технологии |
30,6 % |
32,59 % |
34,39 % |
Менеджмент |
28,55 % |
29,63 % |
31,13 % |
Социология |
27,02 % |
29,08 % |
29,94 % |
Политология |
25,55 % |
27,02 % |
29,07 % |
Юриспруденция |
25,4 % |
26,62 % |
27,42 % |
Экономика |
20,75 % |
22,98 % |
24,22 % |
Искусства |
18,73 % |
20,2 % |
20,59 % |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
16,53 % |
17,93 % |
19,18 % |
Физическая культура (СПО из числа совершеннолетних) |
16,12 % |
17,08 % |
17,95 % |
Итого |
33,58 % |
35,41 % |
36,73 % |
Прирост |
2,68 % |
1,83 % |
1,32 % |
Представлена информация о вакцинации научно-педагогических работников, членов коллективов факультетов, институтов:
Подразделение |
Общее количество сотрудников (постоянные и внешние совместители) |
Вакцинировано |
Наличие антител |
Медотвод |
Процент на 17.12.212 |
Процент на 24.12.21 |
Академическая гимназия |
82 |
58 |
7 |
7 |
87,8 % |
87,8 % |
Биологический факультет |
342 |
302 |
22 |
7 |
96,8 % |
96,8 % |
Военно-учебный центр |
34 |
29 |
3 |
2 |
100 % |
100 % |
Восточный факультет |
151 |
125 |
12 |
10 |
97,4 % |
97,4 % |
ВШЖиМК |
113 |
90 |
13 |
10 |
100 % |
100 % |
ВШМ |
83 |
67 |
6 |
5 |
92,8 % |
94 % |
ИНоЗ |
249 |
230 |
13 |
4 |
99,2 % |
99,2 % |
Институт истории |
147 |
125 |
8 |
5 |
93,9 % |
93,9 % |
Институт когнитивных исследований |
20 |
18 |
1 |
1 |
100 % |
100 % |
Институт педагогики |
7 |
7 |
0 |
0 |
100 % |
100 % |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
9 |
6 |
3 |
0 |
100 % |
100 % |
Институт философии |
143 |
121 |
12 |
9 |
99,3 % |
99,3 % |
Институт химии |
221 |
195 |
17 |
9 |
100 % |
100 % |
Кафедра физкультуры и спорта |
53 |
41 |
5 |
7 |
100 % |
100 % |
КФКиСЭТ |
78 |
59 |
8 |
7 |
93,6 % |
94,9 % |
Мат-Мех |
286 |
226 |
21 |
2 |
87,1 % |
87,1 % |
Медицинский колледж |
24 |
20 |
2 |
1 |
95,8 % |
95,8 % |
Медицинский факультет |
324 |
249 |
21 |
7 |
85,2 % |
85,5 % |
ПМ-ПУ |
185 |
152 |
18 |
9 |
96,8 % |
96,8 % |
Факультет иностранных языков |
299 |
207 |
29 |
19 |
84,6 % |
85,3 % |
Факультет искусств |
103 |
88 |
6 |
5 |
95,1 % |
96,1 % |
Факультет математики и компьютерных наук |
180 |
139 |
6 |
2 |
81,7 % |
81,7 % |
Факультет международных отношений |
119 |
87 |
9 |
16 |
94,1 % |
94,1 % |
Факультет политологии |
44 |
34 |
5 |
0 |
86,4 % |
88,6 % |
Факультет психологии |
136 |
114 |
13 |
7 |
98,5 % |
98,5 % |
Факультет свободных искусств и наук |
88 |
68 |
4 |
0 |
81,8 % |
81,8 % |
Факультет социологии |
94 |
71 |
6 |
5 |
87,2 % |
87,2 % |
Факультет стоматологии и медицинских технологий |
90 |
54 |
17 |
2 |
81,1 % |
81,1 % |
Физический факультет |
484 |
437 |
40 |
7 |
99,4 % |
100 % |
Филологический факультет |
453 |
342 |
46 |
24 |
90,9 % |
90,9 % |
Экономический факультет |
161 |
130 |
14 |
8 |
93,8 % |
94,4 % |
Юридический факультет |
151 |
116 |
19 |
6 |
91,4 % |
93,4 % |
Итого |
4953 |
4007 |
406 |
203 |
92,9 % |
93,2 % |
С началом нового семестра очные занятия будут разрешены только в тех коллективах, где доля вакцинированных преподавателей превысит 80 %, а студентов — 40 %. На данный момент таких показателей достигли только 13 коллективов.
Руководителям учебно-научных подразделений поручено продолжать разъяснительную работу о важности вакцинации в коллективах и среди студентов.
Первый заместитель декана экономического факультета СПбГУ Виктор Олегович Титов поделился на совещании опытом популяризации эффективности вакцинации в коллективе подразделения и среди студентов (Вакцинация от COVID-19).
По просьбе В. О. Титова заместитель декана медицинского факультета, заведующая поликлиникой СПб ГБУЗ «Больница Боткина» Ольга Игоревна Соколова подготовила доклад «Вакцинация от новой коронавирусной инфекции с точки зрения практикующего врача-инфекциониста» (Эксперт-инфекционист СПбГУ рассказала, нужно ли проверять наличие антител перед ревакцинацией). Он был представлен на заседаниях ученого совета и совета обучающихся экономического факультета и вызвал интерес со стороны слушателей.
В. О. Титов предложил распространить материалы этого доклада в коллективах и среди студентов других учебно-научных подразделений, где наблюдается недостаточное количество вакцинированных.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ в адрес первого проректора по учебной работе поступило 26 обращений. Еще 20 обращений зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
На совещании первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова сообщила, что обращения были на разные темы, в том числе: о восстановлении документов об окончании СПбГУ, возможности перевода на бюджетную основу обучения, возможности перевода на другую образовательную программу, получении диплома, оплате обучения за период академического отпуска, выдаче справки о периоде обучения, использовании системы онлайн-прокторинга «Экзамус» (ранее были размещены ответы на подобные вопросы: почему СПбГУ использует систему прокторинга, будет ли совершенствоваться работа прокторинга, об эффективности использования системы прокторинга, о пересдаче с использованием системы прокторинга, об использовании системы прокторинга при проведении зачетов и экзаменов, о прокторинге на промежуточной аттестации, сколько студентов в действительности отчисляют из-за прокторинга, во всех ли университетах правила прохождения прокторинга одинаковые, о не пройденном испытании в системе прокторинга, об использовании системы электронного контроля прохождения экзаменов), перезачете внеучебной деятельности в качестве зачета по практике. От студентов нескольких направлений поступили вопросы о формате проведения промежуточной аттестации.
Решение в отношении формата промежуточной аттестации предварительно обсуждалось первым проректором по учебной работе с руководителями учебно-научных подразделений. М. Ю. Лаврикова напомнила, что в соответствии с установленным порядком (приказы от 13.08.2021 № 7991/1 «О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году», от 04.11.2021 № 10732/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 08.11.2021», от 04.11.2021 № 10733/1 «О дополнении приказа от 04.11.2021 № 10732/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в
Марина Юрьевна разъяснила: если практические занятия по дисциплине в академической группе проходили в аудиторном формате, то и экзамен планируется проводить аудиторно. Если занятия проводились для потока из нескольких академических групп с применением информационно-коммуникационных технологий, то и зачет или экзамен планируется в удаленном формате.
При этом М. Ю. Лаврикова отметила, что в связи с методическими рекомендациями Роспотребнадзора, если преподаватель в силу возраста или в связи с состоянием здоровья не сможет проводить экзамен или зачет в аудитории, формат аттестации будет удаленным. Могут быть и иные объективные причины, при наличии которых зачет или экзамен будет проводиться в удаленном формате: например, в случае карантина в академической группе из-за контактов с заболевшими COVID-19 в период карантина зачет или экзамен будет организован с применением ИКТ; если в академической группе большинство студентов — иностранные граждане, которые пока из-за действующих ограничений не смогли приехать в Санкт-Петербург.
Все обучающиеся, находящиеся в период сессии на изоляции, могут направить заявление начальнику учебного отдела, и аттестация для них будет организована с применением ИКТ либо перенесена на другую дату (по индивидуальному графику). Порядок действий в таком случае ранее неоднократно разъяснялся обучающимся.
Те студенты, кто будет болен в дату экзамена или зачета, в соответствии с Правилами обучения (п. 4.3.4.) должны направить начальнику учебного отдела справку о заболевании, на основании которой аттестация для них будет перенесена на другую дату. Справку необходимо направить не позднее трех рабочих дней после даты выдачи документа.
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, учебный процесс (занятия и зачеты) идет по расписанию.
Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители УНП за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.
На встречах руководителей физического и биологического факультетов с представителями студенческих советов обсуждались вопросы о формате зимней промежуточной аттестации (Протокол совещания и. о. заместителя декана физического факультета с представителями студенческого совета от 22.12.2021; Протокол совещания первого заместителя декана биологического факультета с председателем студенческого совета от 22.12.2021).
И. о. заместителя декана физического факультета сообщил об обращении студенческого совета факультета с предложением о переводе промежуточной аттестации в удаленный формат. Разъяснялось, что изменение установленного формата возможно исключительно при наличии объективных причин (например, карантин в группе; невозможность по состоянию здоровья у преподавателя проводить аудиторные испытания), на основе которых могут быть приняты индивидуальные решения (Протокол совещания и. о. заместителя декана физического факультета с представителями студенческого совета от 22.12.2021).
На встречах руководителей Института химии, юридического факультета, факультета психологии с представителями студенческих советов, а также факультета иностранных языков с обучающимися первого и второго годов обучения всех программ магистратуры обсуждались вопросы проведения аттестации с использованием системы прокторинга, в том числе сдача зачетов по онлайн-курсам в помещениях Университета. Руководители учебно-научных подразделений подчеркивали в общении со студентами, что необходимо внимательно знакомиться с направляемыми инструкциями о прохождении испытаний и соблюдать установленные правила. Все ответы и разъяснения по поводу сдачи промежуточной аттестации с использованием системы электронного контроля регулярно публикуются на портале СПбГУ.
Директор Института химии разъяснила порядок проведения зачетов по онлайн-курсам с использованием системы электронного контроля на территории СПбГУ, а также отметила: независимо от того, где обучающиеся будут проходить промежуточную аттестацию с использованием системы прокторинга, честность студента и соблюдение правил являются первостепенными (Протокол совещания директора института химии с представителями студенческого совета от 17.12.2021).
На встрече декана факультета психологии с представителями студенческого совета также обсуждались вопросы использования системы прокторинга. Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов Владимир Андреевич Старостенко, принимавший участие во встрече, дал соответствующие разъяснения по использованию системы электронного контроля (прокторинга) при проведении зачетов (Протокол совещания декана факультета психологии от 20.12.2021).
В ходе встречи декана юридического факультета с представителями студенческого совета обсуждался вопрос о возможности введения процедуры перепроверки записи выполнения работ в системе прокторинга «Экзамус». Деканом и начальником учебного отдела разъяснялось, что у студентов, получивших отказ в зачете онлайн-курсов, есть информация о причинах отрицательного статуса системы прокторинга. По мнению обучающихся, в контрольных заданиях в одном из онлайн-курсов имеются ошибки. Информация об этом будет направлена директору Центра развития электронных образовательных ресурсов В. А. Старостенко (Протокол совещания декана юридического факультета от 17.12.2021).
В ходе встречи с деканом факультета социологии студенты второго курса образовательной программы «Социологические исследования в цифровом обществе» обратились с просьбой о внесении изменений в расписание занятий по курсу «Методология и методика проведения социологического исследования». Необходимость изменений возникла в связи с участием студентов во Всероссийской переписи населения (ВПН) в октябре-ноябре 2021 года (Протокол встречи декана факультета социологии с председателем и членами студенческого совета от 22.12.2021). Информация была направлена в учебный отдел. По данной дисциплине поставлены аудиторные занятия.
На встрече и. о. декана медицинского факультета с представителем студенческого совета был поднят вопрос об организации экзамена по офтальмологии у обучающихся четвертого курса по образовательной программе «Лечебное дело», запланированного на 28.01.2022 на базе СПб ГБУЗ «Городская многопрофильная больница № 2», где в настоящее время оказывается медицинская помощь больным COVID-19. И. о. декана пояснил, что если будет невозможно провести экзамен на этой базе по соображениям эпидемической безопасности, то своевременно будет принято решение об изменении места его проведения (Протокол встречи и. о. декана медицинского факультета с членами студенческого совета от 21.12.2021).
Текущие вопросы организации учебного процесса обсуждались также на встречах с членами студенческих советов руководителями Института истории, Института наук о Земле, математико-механического и филологического факультетов.
На предыдущем ректорском совещании 20 декабря обсуждался механизм контроля за осуществлением образовательного процесса, использующийся в ВШЖиМК (Материалы ректорского совещания от 20.12.2021). К этому вопросу вернулись: директорам и деканам было предложено высказать мнение о целесообразности использования такого подхода либо высказать другие предложения. Никто из руководителей учебно-научных подразделений идею не поддержал. В свою очередь директор ВШЖиМК Анатолий Степанович Пую сообщил, что такая практика использовалась ранее, когда онлайн-формат только начал внедряться, но теперь, после обсуждения вопроса в коллективе института, этот механизм контроля отменили.
Работа совета образовательной программы «Юриспруденция (с углубленным изучением японского языка и права Японии)»
Советы образовательных программ СПбГУ — это внешние органы экспертной оценки, в которые входят ведущие профессионалы, деятели искусства и науки, представители государственных структур (Государственной думы, ФАС, правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, комитета по природопользованию, комитета по внешней политике, комитета по труду и занятости населения) и бизнеса (ПАО «Газпром», «ПАО «Газпром-нефть», ООО «Яндекс», ПАО «ВТБ», ПАО «Сбербанк»), а также индустриальных партнеров СПбГУ (ЗАО «Биокад»). Среди представителей государственных деятелей — генеральный консул Республики Кипр в Санкт-Петербурге, генеральный консул Швеции в Санкт-Петербурге, генеральный консул Нидерландов в Санкт-Петербурге, генеральный консул Норвегии в Санкт-Петербурге.
В настоящее время в СПбГУ функционируют 190 советов (шесть из них — с функциями учебно-методических комиссий) по 300 образовательным программам. Общее количество членов СОП — более 1900 человек, в том числе более 150 представителей — иностранные эксперты. При этом 94 % советов — внешние эксперты, 6 % — представители профессиональных сообществ, которые по совместительству работают в СПбГУ.
В качестве примера успешной практики участия СОП в обеспечении качества образования проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова привела работу совета образовательной программы бакалавриата «Юриспруденция с углубленным изучением японского языка и права Японии». Этот совет утвержден в 2019 году, в него входят ведущие российские и японские юристы. Возглавляет СОП Александра Владимировна Усачева, советник заместителя председателя правления АО «Газпромбанк» (Совет образовательной программы «Юриспруденция (с углубленным изучением японского языка и права Японии)»).
Помимо традиционных для СОП вопросов академического содержания образовательной программы, обсуждения площадок и формата прохождения практик, тем выпускных квалификационных работ, состава государственных экзаменационных комиссий, обсуждения результатов государственной итоговой аттестации, СОП бакалавриата «Юриспруденция с углубленным изучением японского языка и права Японии» большое внимание уделяет вопросам сотрудничества с японскими профессорами и практикующими юристами в рамках реализации образовательной программы (Протоколы заседаний Совета образовательной программы «Юриспруденция (с углубленным изучением японского языка и права Японии)»).
В совете программы сформирована рабочая группа во главе с профессором Сато, которая содействует обеспечению участия преподавателей японских вузов в образовательном процессе. Каждый семестр привлекаются от пяти до десяти японских преподавателей и практикующих юристов. При содействии СОП заключен договор о практиках обучающихся с японским консалтингом MTC Japan в Санкт-Петербурге.
В рамках формирования профессиональных компетенций для обучающихся всех курсов при поддержке компании «JETRO Санкт-Петербург» (г-н Юта Ичиносе и г-жа Аюна) в онлайн-формате проведено крупное мероприятие, в котором приняли участие компания «Ярумэн» (г-н Казумаса Умэмото), юридическая фирма Mockingbird law office (г-н Такехико Кавамэ), компания «Юсэн Лоджистикс» (Светлана Исаева, HR Director), консалтинговая компания «МТС Japan Санкт-Петербург» (г-н Киджимо Казухико и г-жа Анастасия Пахарева), компания «Коминикс» (г-н Мидзукоси Ацуси).
Члены СОП принимают активное участие в проведении гостевых лекций и мастер-классов: так, в осеннем семестре юрисконсульт компании «Азия Пасифик Интернэшнл», адвокат Миура, член СОП, провел воркшоп для обучающихся третьего курса, в рамках которого рассказал об особенностях консультирования клиента по открытию бизнеса с использованием бизнес-лексики и юридической лексики на японском языке.
Советы образовательных программ, собирающиеся не реже двух раз в год, формируют предложения по целому ряду вопросов. Их компетентное мнение по определению требований к абитуриентам и выпускникам конкретной образовательной программы, об академической наполненности образовательной программы, структуре практик, рекомендация организаций для прохождения практик обучающихся, рекомендации тем выпускных квалификационных работ и научных исследований и особенно предлагаемые формы взаимодействия с потенциальными работодателями и контакты с ними являются важным условием обеспечения качества образовательной программы, ее ориентации на новейшие достижения науки и практики.
Совершенствование организации в СПбГУ приема иностранных граждан
Прием в СПбГУ иностранных граждан, лиц без гражданства и соотечественников, проживающих за рубежом, осуществляется на места в рамках квоты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2150, а также на места по договорам об оказании образовательных услуг по результатам вступительного испытания в форме конкурса документов (портфолио).
Проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич рассказал, что программа вступительного испытания предусматривает оценивание достижений поступающих в различных областях, в том числе в учебной и научной сферах, успехи в интеллектуальных соревнованиях, а также (начиная с приема на 2021/22 учебный год) достижений, полученных при прохождении аттестационных испытаний, интеллектуальных соревнований и конкурсов, предусмотренных национальными системами образования иностранных государств.
С учетом опыта приемной кампании 2021 года, по результатам анализа документов, которые предоставляли поступающие в рамках приема на обучение на 2021/22 учебный год, программы вступительных испытаний для иностранных граждан, поступающих на обучение на 2022/23 учебный год, в соответствии с предложениями, поступившими от директоров институтов, деканов факультетов и председателей учебно-методических комиссий, были скорректированы в целях дальнейшего совершенствования конкурсного отбора, направленного на привлечение к обучению в СПбГУ иностранных граждан, наиболее мотивированных и подготовленных к освоению образовательных программ.
В частности, в программы вступительных испытаний внесены изменения:
- Расширен перечень документов, учитываемых для подтверждения владения языком реализации образовательной программы, в том числе учитываются документы об обучении на соответствующем языке не только в рамках освоения программы среднего общего образования (при поступлении на программы бакалавриата и специалитета) и высшего образования (при поступлении на программы магистратуры), но и по программам основного общего, среднего профессионального образования.
- Предусмотрено начисление баллов за наличие статуса победителя второго этапа республиканской олимпиады (Республика Беларусь) по приоритетному общеобразовательному предмету и победителя отборочного этапа международного конкурса «Литературные судьбы Беларуси и России: от диалога к пониманию», победителя или призера отборочного этапа олимпиады школьников СПбГУ по приоритетному общеобразовательному предмету в 2021/22 учебном году.
- Предусмотрено начисление баллов за обучение в онлайн-школе СПбГУ, подтверждаемое документом об успешном прохождении промежуточной аттестации.
- Предусмотрено начисление баллов за участие в волонтерской деятельности, подтверждаемое дипломом, волонтерской книжкой, благодарственным письмом.
- Для развития сетевого взаимодействия образовательных организаций и привлечения на обучение иностранных граждан, осваивавших образовательные программы, в том числе в рамках включенного обучения в другой образовательной организации, предусмотрено начисление баллов за наличие диплома бакалавра, специалиста или магистра, полученного в результате освоения образовательной программы, реализуемой в сетевой форме.
- Усовершенствован учет достижений в научной сфере: помимо наличия публикаций в изданиях, индексируемых в наукометрических базах Scopus, Web of Science, Chinese Science Citation Database, РИНЦ, для начисления баллов учитывается наличие публикаций в периодических изданиях ВАК.
Работа по совершенствованию программ вступительных испытаний, проводимых в форме конкурса документов (портфолио), для привлечения в Университет наиболее способных и подготовленных иностранных абитуриентов будет продолжена.
Директорам институтов и деканам факультетов поручено представить проректору по воспитательной работе и организации приема предложения по совершенствованию программ вступительных испытаний, проводимых в форме конкурса документов (портфолио).
Подготовка материалов для направления в РАН
В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.09.2013 №
Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, в текущем году можно было направить до пяти важнейших результатов по каждой области и направлению научных исследований, полученных в 2021 году. При этом каждый важнейший результат необходимо было отнести к конкретной области наук: математические науки; физические науки; химия и наука о материалах; биологические науки; энергетика, машиностроение, механика и процессы управления; нанотехнологии и информационные технологии; медицинские науки; физиология и фундаментальная медицина; науки о Земле; сельскохозяйственные науки; общественные науки; историко-филологические науки; глобальные проблемы и международные отношения; строительство, архитектура, градостроение.
По результатам соответствующего запроса в адрес председателей научных комиссий, а также с учетом дополнительного обзвона были получены сведения о лучших достижениях СПбГУ. Например, в области «глобальные проблемы и международные отношения» от председателя научной комиссии в области международных отношений Дмитрия Николаевича Барышникова получили материалы на тему «Выявление фундаментальной роли университетов и академической университетской культуры как инструментов "мягкой силы" в ходе глобального противостояния двух систем в годы холодной войны» (опубликованы в виде монографии: Tsvetkova N. The Cold War in Universities. US and Soviet Cultural Diplomacy
Проректор сообщил, что в ответ на запрос материалов не представили сведения председатели научных комиссий: в области медицины и общественного здравоохранения (М. В. Эрман), математики и компьютерных наук (П. Г. Зограф), прикладной математики (А. О. Бочкарев), менеджмента (А. Ю. Панибратов), социологических наук (Ю. В. Асочаков), психологических наук (О. Ю. Стрижицкая), СМИ и массовых коммуникаций (О. С. Кругликова), экономики и бизнеса (С. А. Белозеров), междисциплинарных исследований в области естественных и гуманитарных наук (Г. П. Тульчинский). Материалы в РАН были направлены без включения достижений по вышеперечисленным направлениям.
С. В. Микушев подчеркнул, что включение материалов о научных достижениях универсантов в доклад президенту Российской Федерации является весьма значимой оценкой работы СПбГУ.
В ходе обсуждения этого вопроса на совещании директор Института когнитивных исследований Татьяна Владимировна Черниговская сообщила о том, что узнала о запросе такой информации только сегодня. Директор Института педагогики Елена Ивановна Казакова добавила, что она вместе с председателем научной комиссии института искала в почте эту рассылку, и они ее не нашли. Ректор поручил проректору по научной работе сведения о запросе информации у председателей научных комиссий этого года направить в адрес директоров и деканов, а следующие рассылки с запросами направлять не только председателям научных комиссий, но также в адрес директоров и деканов.
Открытие представительства СПбГУ в Германии
Сегодня представительства Санкт-Петербургского университета действуют в Республике Корея, Китае, Испании, Греции, Италии и Турции. Расширение сети представительств Санкт-Петербургского университета за рубежом — один из ключевых инструментов развития международного сотрудничества СПбГУ. Благодаря работе представительств больше иностранных граждан узнают о возможностях российского образования, а студенты СПбГУ получают более широкие возможности для учебы по обмену.
22 декабря состоялась торжественная церемония открытия представительства СПбГУ в Германии. С учетом эпидемической обстановки церемония прошла в онлайн-формате. Проект реализуется на базе Свободного университета Берлина — стратегического партнера СПбГУ, первое соглашение с которым было подписано в 1968 году, а в 2012 году было заключено соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое подтверждает особый статус отношений между вузами.
Как рассказал заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, во время церемонии с приветственным словом к гостям обратились ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев, президент Свободного университета Берлина Гюнтер М. Циглер и чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Федеративной республике Германия Сергей Юрьевич Нечаев. Состоялась торжественная церемония перерезания красной ленточки перед входом в офис представительства СПбГУ, который располагается в старинном особняке International House в Берлине, а также была открыта табличка нового представительства.
Церемония завершилась открытой лекцией Brain and mind («Мозг и сознание») директора Института когнитивных исследований СПбГУ, члена-корреспондента Российской академии образования Татьяны Владимировны Черниговской. Профессор СПбГУ рассказала о проблеме мозга и сознания — одной из самых сложных в когнитивных науках (запись церемонии доступна: СПбГУ открывает представительство в Германии).
В ходе ректорского совещания директор Института когнитивных исследований Татьяна Владимировна Черниговская поблагодарила за помощь директора Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимира Андреевича Старостенко и его команду, которая в оперативном режиме исправила неудачную запись ее видеолекции. Директора и деканы дали высокую оценку работы В. А. Старостенко и его коллег по созданию в СПбГУ онлайн-курсов. Во многом благодаря слаженной работе коллектива Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ занимает первое место на платформе «Открытое образование» по количеству курсов и размеру аудитории слушателей, а также входит в пятерку лидеров на платформе Coursera (Онлайн-курсы СПбГУ набирают популярность в период пандемии; Материалы ректорского совещания от 11.10.2021; Онлайн-курсы СПбГУ — лидеры в рейтингах международных образовательных платформ; Вклад СПбГУ в онлайн-образование страны в период пандемии; СПбГУ и Coursera определили новые пути сотрудничества; Онлайн-курсы СПбГУ привлекают студентов со всей России). Участники совещания вспомнили о том, что В. А. Старостенко не раз, встречаясь со студентами, давал необходимые пояснения по использованию системы электронного контроля (прокторинга) при проведении экзаменов и зачетов. При этом в социальных сетях встречается оскорбительная по форме оценка работы В. А. Старостенко и его коллег. Ректор поручил директорам и деканам на встречах с представителями студсоветов разъяснить роль директора и сотрудников Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ в организации и проведении онлайн-курсов и вновь обратил внимание на необходимость разъяснять студентам информационные последствия ложных и оскорбительных высказываний в общественном пространстве, к которым социальные сети также относятся.
Присуждение сотрудникам СПбГУ премий РАН и Национальной академии наук Беларуси
В соответствии с решением российско-белорусской комиссии по совместным премиям Российской академии наук и Национальной академии наук Беларуси по итогам конкурса, проведенного в 2021 году, президиум РАН принял постановление от 21.12.2021 № 208 о присуждении премий Российской академии наук и Национальной академии наук Беларуси 2021 года в области технических наук работникам Санкт-Петербургского университета: доктору физико-математических наук Сергею Павловичу Беляеву, доктору технических наук Александру Игоревичу Разову, доктору физико-математических наук Наталье Николаевне Ресниной совместно с белорусскими коллегами: доктором физико-математических наук Михаилом Михайловичем Кулаком, член-корреспондентом Национальной академии наук Беларуси Василием Васильевичем Рубаником, доктором технических наук Василием Васильевичем Рубаником-младшим (Институт технической акустики Национальной академии наук Беларуси) — за цикл работ «Высокоэнергетические методы управления структурой и функциональными свойствами сплавов с памятью формы для разработок перспективных технологий в технике и медицине». Участники совещания поздравили коллег с заслуженной наградой.
Использование сотрудниками СПбГУ корпоративной электронной почты
Корпоративная почта является мощным инструментом донесения информации: еженедельно всем работникам направляется краткая и полная информация о ректорских совещаниях, рассылаются наиболее важные приказы, содержание которых касается всех работников СПбГУ, и другие полезные сведения.
Как рассказал проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, в начале декабря Управление по работе персоналом провело опрос работников СПбГУ об использовании ими корпоративной почты Университета. В опросе приняли участие 1303 работника, и он показал, что три четверти респондентов активно используют свою корпоративную почту и ежедневно ее проверяют. Остальные делают это с разной степенью регулярности (некоторые несколько раз в неделю или месяц).
Четверть опрошенных (25 %) настроили переадресацию на свою личную почту, указав ее как контактную. В связи с этим В. В. Еремеев обратил внимание коллег на необходимость сообщать адрес личного почтового ящика, если используется переадресация с корпоративного адреса. Это позволит установить дополнительную линию связи, что иногда крайне важно, а также избежать возможной потери информации. Он также напомнил, что обязанность каждый рабочий день проверять свою корпоративную почту или электронную почту, указанную работником в качестве контактной, включена в трудовые договоры.
Отвечая на вопрос о частоте рассылок, более 80 % респондентов оценили ее положительно. Наиболее интересными и полезными были названы рассылки с материалами ректорских совещаний, анонсами мероприятий СПбГУ, а также информирование о возможности повысить квалификацию.
Участники совещания говорили о важности корпоративной электронной почты в налаживании эффективной коммуникации между универсантами. Подчеркивали тот факт, что информация, направленная по адресам корпоративной электронной почты, является официальной (так же, как публикации материалов на портале СПбГУ) и что потеря части этой информации может негативно отразиться на работе сотрудника Университета (например, он своевременно не узнает о важной встрече, не сможет ее запланировать, принять в ней участие).
В ходе совещания выяснилось, что некоторые сотрудники так и не активировали свою корпоративную электронную почту и не понимали, как с ней работать. Коллегам напомнили о возможности настроить переадресацию на другой электронный адрес и получать письма по корпоративной почте привычным путем.
Сотрудники Управления по работе с персоналом планируют проведение более детального и более широкого опроса с целью дальнейшего анализа, выработки рекомендаций по активизации использования корпоративной почты работниками СПбГУ. Данные об оценке почтового веб-интерфейса переданы в УСИТ для анализа и организации работы по его усовершенствованию.
Материальная помощь обучающимся
В 2021 году дважды повышался размер государственной академической стипендии и государственной социальной стипендии: с 01.02.2021 и с 01.09.2021. С 01.02.2021 размер государственной академической стипендии для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры, обучающихся за счет бюджета по очной форме обучения, был увеличен на 249 рублей и составил 2000 рублей в месяц. Размер государственной социальной стипендии для этих студентов был увеличен на 374 рубля и составил 3000 рублей в месяц.
С 01.09.2021 размер государственной академической стипендии и государственной социальной стипендии еще раз увеличился. Размер государственной академической стипендии для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры, обучающихся за счет бюджета по очной форме, составил 2080 рублей в месяц. Размер государственной социальной стипендии для них составил 3120 рублей в месяц.
Первый проректор Елена Григорьевна Чернова отметила, что в 2021 году сохранен на прежнем уровне размер государственной академической стипендии в повышенном размере (в среднем размер варьируется в диапазоне от 6500 до 10 200 рублей в месяц) и размер государственной социальной стипендии в повышенном размере для студентов первого и второго курсов (30 000 рублей в месяц), несмотря на увеличение количества стипендиатов. Эти виды стипендиального обеспечения выплачиваются дополнительно к обычной государственной академической и социальной стипендии.
В 2021 году была продолжена традиция предыдущих лет поощрять обучающихся за успешное выступление на студенческих соревнованиях, олимпиадах и иных интеллектуальных, спортивных и творческих конкурсах. Приказом от 03.11.2021 № 10731/1 «Об учреждении именной стипендии для обучающихся по основным образовательным программам высшего образования» была учреждена специальная стипендия. Эта стипендия назначается студентам — победителям или призерам различных конкурсов и соревнований регионального, всероссийского и международного уровня. В этом году конкурсный отбор проводился в соответствии с приказом от 08.11.2021 № 10776/1 «Об организации конкурсного отбора претендентов на соискание именной стипендии для обучающихся по основным образовательным программам высшего образования в 2021 году». От обучающихся было получено 224 заявления, по итогам конкурсного отбора стипендия была назначена 144 обучающимся. Размер стипендии в зависимости от уровня конкурсного мероприятия и занятого обучающимся места (победа, призовое место) составил от 4000 до 18 000 рублей, аналогично размерам поощрений, которые выплачивались в предыдущие годы. Также аналогично предыдущим годам стипендия выплачивается единоразово в полном размере из средств стипендиального года (стипендия не облагается налогом на доходы физических лиц).
При этом в соответствии с Положением о предоставлении материальной помощи обучающимся в СПбГУ, утвержденным приказом от 23.07.2018 № 7321/1, обучающимся оказывается материальная поддержка: ежемесячно студенты льготных категорий получают частичную компенсацию стоимости приобретенных обедов в столовых СПбГУ (100 рублей в день), ежегодно в июне и ноябре проводятся заседания стипендиальных комиссий, на которых рассматриваются поданные обучающимися заявления на предоставление материальной помощи.
Елена Григорьевна подчеркнула: выплаты стипендий и материальной помощи осуществляются из одного источника — субсидии на стипендиальное обеспечение, а следовательно, увеличение размеров государственной академической и государственной социальной стипендии, высокие размеры повышенной государственной академической и государственной социальной стипендий обеспечиваются за счет средств стипендиального фонда, что обусловливает соответствующее уменьшение объема средств для выплаты материальной помощи.
При этом все решения как о повышении размеров государственной академической и социальной стипендий, так и о сохранении размеров повышенной государственной академической стипендии и повышенной социальной стипендии принимались с учетом мнения Студенческого совета СПбГУ и профсоюзной организации студентов и аспирантов СПбГУ.
При рассмотрении этих вопросов на заседаниях Студенческого совета СПбГУ итоги голосований были следующими: 1) по повышению размера государственных академической и социальной стипендий: с 01.02.2021 из 22 голосовавших все проголосовали за; с 01.09.2021 из 14 голосовавших все проголосовали за; 2) по повышенной государственной академической стипендии: из 19 голосовавших 17 проголосовали за, один против, один воздержался; 3) по повышенной социальной стипендии: в первом полугодии 2021 года из 15 голосовавших все проголосовали за; во втором полугодии 2021 года из 14 голосовавших 11 проголосовали за, трое воздержались.
В случае если по итогам календарного года в стипендиальном фонде Университета образуется экономия средств, она также направляются на выплату обучающимся материальной помощи. В этом случае заседания стипендиальных комиссий проводятся в декабре.
В июне 2021 года для выплаты материальной помощи обучающимся СПбГУ был выделен фонд в том же размере, что и в июне 2020 года. При этом в связи с меньшим количеством заявлений обучающихся на предоставление материальной помощи по сравнению с июнем 2020 года средний размер выплат (без учета выплат по случаям, указанным в пунктах 1.5.1.–1.5.3. Положения о предоставлении материальной помощи обучающимся в СПбГУ, утвержденного приказом от 23.07.2018 № 7321/1) составил около 7600 рублей, что почти на 600 рублей больше, чем в июне 2020 года.
В ноябре 2021 года для выплаты материальной помощи обучающимся СПбГУ был выделен фонд, который превосходит нормативный размер фонда для материальной поддержки обучающихся, но при этом меньше аналогичного фонда в ноябре 2020 года в связи с увеличением размеров стипендий в 2021 году. При этом средний размер материальной помощи обучающимся в ноябре 2021 года составил 15 000 рублей.
В декабре 2021 года на выплату материальной помощи обучающимся были направлены остатки стипендиального фонда по итогам года. Средний размер материальной помощи обучающимся в декабре составил 4120 рублей.
В соответствии с пунктом 3.15. Положения конкретные размеры материальной помощи определяются стипендиальной комиссией, в состав которой входят студенты, члены студенческих советов, в зависимости от объема денежных средств, предназначенных для выплаты материальной помощи, и от количества заявлений, поданных обучающимися.
Таким образом, фонд материальной поддержки обучающихся в 2021 году по сравнению с 2020 годом не изменился, но с учетом мнения Студенческого совета (совета обучающихся) СПбГУ и профсоюзной организации студентов и аспирантов СПбГУ был частично перераспределен в пользу увеличения государственной академической стипендии и государственной социальной стипендии, а также сохранения размеров повышенных стипендий.
Е. Г. Чернова также отметила, что у обучающихся есть возможность участвовать в конкурсах на получение различных именных стипендий. Несмотря на то что некоторые студенты и аспиранты высказывают недовольство размером материальной помощи, обычной и даже повышенной государственной академической стипендии, при этом большинство студентов и аспирантов, имеющих возможность участвовать в конкурсах на получение именных стипендий, даже не пытается участвовать в них. Так, в конкурсе на именную стипендию Правительства Российской Федерации для студентов и аспирантов на 2021/22 учебный год с учетом курса и текущей академической успеваемости могли участвовать 3390 обучающихся Университета. Фактически заявки были поданы 54 обучающимися. При этом из этих 3390 обучающихся материальную помощь в весеннем семестре 2021 года запрашивали 608 человек, получили 569 человек. Средний размер материальной помощи составил 8600 рублей.
С подробной информацией об именных стипендиях можно ознакомиться здесь.
По итогам обсуждения ректор поручил направить директорам и деканам информацию об обучающихся по каждому направлению, которые могли участвовать в конкурсах на получение именных стипендий, и о числе участвовавших в таких конкурсах. Директорам и деканам поручено обсудить эти вопросы с представителями студсоветов и, если у студентов есть предложения по расширению открытости и гласности в принятии решений о материальном поощрении, представить такие предложения.
О действиях студента М. Н. Дрожжина
На ректорском совещании 25 октября обсуждался вопрос о рассмотрении комиссией по этике обращения обучающегося Максима Дрожжина (Материалы ректорского совещания от 25.10.2021). Председатель комиссии по этике почетный профессор СПбГУ Геннадий Григорьевич Богомазов сообщил, что комиссия начала рассматривать обращение студента 8 октября. Магистрант хотел посещать занятия фольклорного ансамбля СПбГУ. Сначала руководительница ансамбля Екатерина Владимировна Головкина приняла его, но потом прислала студенту смс, где сообщила, что ему не стоит заниматься в этом коллективе (такой вывод она сделала на основе страницы М. Дрожжина в социальной сети). В связи с этим М. Дрожжин обратился в комиссию по этике с просьбой дать оценку действиям преподавателя. Одновременно с этим в социальных сетях было опубликовано полученное М. Дрожжиным упомянутое выше сообщение от Е. В. Головкиной. После данной публикации в интернете, как говорит Е. В. Головкина, ей начали поступать угрозы, начались нападки на нее.
На заседании комиссии по этике 8 октября высказывались разные мнения о действиях студента М. Дрожжина и руководительницы ансамбля Е. В. Головкиной, но в СМИ и социальных сетях чаще пишут о том, что студента осудили. Г. Г. Богомазов сообщил о том, что комиссия еще не приняла какое-либо решение (Кто распространяет ложную информацию о заседании комиссии по этике по обращению студента М. Н. Дрожжина?). В связи с проверкой, которая проводится правоохранительными органами, комиссия приостановила рассмотрение вопроса до окончания проверки. Ввиду того, что эта проверка еще не завершена, комиссией по этике решение не принято.
В настоящее время в средствах массовой информации стали появляться сведения о том, что М. Н. Дрожжин покинул территорию Российской Федерации и находится в одной из европейских стран. На совещании отмечено, что М. Н. Дрожжин не ставил Университет в известность о выезде с территории Российской Федерации, не просил о предоставлении ему академического отпуска или индивидуального графика обучения, не информировал о наличии у него уважительных причин пропуска зачетов и экзаменов.
При этом с 13 декабря у учебной группы М. Н. Дрожжина началась промежуточная аттестация. Важно помнить, что отсутствие на зачете/экзамене без уважительных причин приводит к возникновению академической задолженности, а следовательно, при наличии пропуска без уважительных причин зачета/экзамена, их пересдачи и при пересдаче аттестационной комиссии студент подлежит отчислению из Университета. В настоящее время зафиксировано, что студент М. Н. Дрожжин не явился уже на четыре зачета. Документы, свидетельствующие об уважительности причин пропуска зачетов, в Учебное управление не поступали.
Реализация проекта «Санкт-Петербургский университет в высказываниях универсантов»
В 2019 году Семен Теодорович Альтов, известный российский писатель-сатирик, режиссер и драматург, предложил ректору выпустить сборник афоризмов, своего рода цитатник высказываний универсантов. В результате проведенной работы выяснилось, что подготовить такое издание, которое содержало бы короткие, яркие, афористичные высказывания универсантов, имеющие подтвержденный письменный источник информации, не представляется возможным: таких высказываний очень немного, остальные известны в пересказе других лиц, что делает затруднительной их верификацию.
В поиске материалов для наполнения проекта качественной научной информацией библиографы Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ провели глубокое изучение печатных источников в составе библиотечного фонда и подготовили значимый для изучения истории Университета материал «Санкт-Петербургский университет в высказываниях универсантов», начав с высказывания Д. И. Менделеева: «Душою к университету прилежит».
В объемной библиографической справке представлено более 100 персоналий деятелей, оставивших значимый след в отечественной науке и культуре конца
Объем подготовленного материала составляет 360 страниц текста и представляет собой уникальную подборку для исследователей в преддверии
В период работы над проектом он обсуждался со специалистами Института истории. Ученые-историки отметили глубину, объем и в ряде случаев новизну для исследователей и читателей того материала, что собрали сотрудники Научной библиотеки. Также было отмечено некоторое пересечение с текущим издательским проектом — изданием «Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях современников». Была дана рекомендация представить проект «Санкт-Петербургский университет в высказываниях универсантов» в онлайн-формате, сделав его доступным для всех интересующихся темой.
В декабре сотрудники Управления по связям с общественностью завершили работу по публикации воспоминаний и высказываний в специально созданном разделе портала. Теперь архив воспоминаний и высказываний универсантов находится в открытом доступе для всех желающих.
Публикация проекта в онлайн-формате позволяет дополнять собранный материал с использованием новых источников. Директорам и деканам поручено обсудить его в коллективах институтов и факультетов и представить предложения по дополнению текста.