Материалы ректорского совещания
Вакцинация против COVID-19
На совещании вновь обсуждался ход вакцинации от COVID-19 среди сотрудников и студентов Университета. За прошедшую неделю доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы из числа совершеннолетних обучающихся выросла в целом по Университету до 33,58 %. Среди научно-педагогических работников доля вакцинированных по Университету достигла 92,7 %.
Информация о вакцинации студентов по направлениям обучения
Направление обучения |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (на 29.11.2021) |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (на 03.12.2021) |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (на 10.12.2021) |
---|---|---|---|
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
75 % |
91,67 % |
91,67 % |
Востоковедение и африканистика |
57,7 % |
62,17 % |
64,29 % |
Институт химии |
48,3 % |
54,68 % |
57,78 % |
Физическая культура (бакалавриат) |
45,2 % |
52,38 % |
57,14 % |
Биология |
44,8 % |
47,13 % |
49,93 % |
Медицина |
38,4 % |
45,7 % |
48,63 % |
Институт когнитивных исследований |
44,4 % |
41,18 % |
47,06 % |
Математика и компьютерные науки |
36,9 % |
43,06 % |
45,24 % |
Физика |
35,5 % |
39,87 % |
43,97 % |
Институт педагогики |
28,8 % |
40,95 % |
42,86 % |
Институт наук о Земле |
37,1 % |
39,11 % |
40,86 % |
Филология |
32,8 % |
34,71 % |
39,1 % |
Математика и механика |
31,5 % |
33,33 % |
36,64 % |
Свободные искусства и науки |
31,5 % |
33,73 % |
36,64 % |
Институт философии |
30,8 % |
33,44 % |
35,76 % |
Медицинский колледж |
26,8 % |
30,36 % |
35,71 % |
Психология |
31,1 % |
33,47 % |
35,35 % |
Институт истории |
31,5 % |
33,33 % |
35,02 % |
Процессы управления |
26,8 % |
31,9 % |
34,15 % |
Международные отношения |
26,6 % |
30,16 % |
32,76 % |
Стоматология и медицинские технологии |
15,3 % |
21,12 % |
30,6 % |
Менеджмент |
23,6 % |
25,2 % |
28,55 % |
Социология |
23,1 % |
24,15 % |
27,02 % |
Политология |
21,5 % |
22,51 % |
25,55 % |
Юриспруденция |
21,8 % |
23,94 % |
25,4 % |
Экономика |
17,7 % |
18,89 % |
20,75 % |
Искусства |
14,5 % |
16,4 % |
18,73 % |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
15,2 % |
16,09 % |
16,53 % |
Физическая культура (СПО из числа совершеннолетних) |
5,7 % |
12,45 % |
16,12 % |
Итого |
27,9 % |
30,89 % |
33,58 % |
Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова отметила, что доля вакцинированных обучающихся постепенно растет, за прошедшую неделю прирост составил 2,68 % (с 30,89 до 33,58 %). С учетом того, что с начала следующего семестра планируется разрешить аудиторные занятия в коллективах, в которых доля вакцинированных обучающихся будет более 40 %, на сегодняшний день в аудитории смогли бы выйти только 11 студенческих коллективов. Еще восемь коллективов близки к этой цифре.
Марина Юрьевна добавила, что студентам регулярно разъясняется важность вакцинации, а также необходимость информировать о прививке через Личный кабинет обучающегося. 10 декабря студенты вновь были проинформированы о необходимости внесения данных о вакцинации в личном кабинете (my.spbu.ru). Обучающимся напомнили о ролике, в котором разъясняется технология подачи сведений о вакцинации или медотводе через Личный кабинет обучающегося СПбГУ.
Также М. Ю. Лаврикова сообщила, что в соответствии с пролонгированным договором с Северо-Западным центром доказательной медицины в декабре 2021 года на вакцинацию за счет средств Университета направлено еще 144 иностранных обучающихся, выразивших желание привиться вакциной «Спутник Лайт».
Информация о вакцинации научно-педагогических работников, членов коллективов факультетов, институтов
Подразделение |
Общее кол-во (пост+внеш) |
Вакцинировано |
Наличие антител |
Медотвод |
Процент на 03.12.212 |
Процент на 10.12.21 |
---|---|---|---|---|---|---|
Академическая гимназия |
83 |
59 |
6 |
8 |
88 % |
88 % |
Биологический факультет |
336 |
289 |
28 |
8 |
96,4 % |
96,7 % |
Военно-учебный центр |
32 |
29 |
3 |
0 |
100 % |
100 % |
Восточный факультет |
150 |
116 |
19 |
11 |
96,7 % |
97,3 % |
ВШЖиМК |
112 |
86 |
16 |
10 |
100 % |
100 % |
ВШМ |
81 |
61 |
8 |
5 |
91,4 % |
91,4 % |
ИНоЗ |
246 |
226 |
15 |
5 |
100 % |
100 % |
Институт истории |
141 |
122 |
11 |
8 |
100 % |
100 % |
Институт когнитивных исследований |
20 |
16 |
3 |
1 |
100 % |
100 % |
Институт педагогики |
7 |
6 |
1 |
0 |
100 % |
100 % |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
9 |
6 |
3 |
0 |
100 % |
100 % |
Институт философии |
143 |
119 |
13 |
9 |
98,6 % |
98,6 % |
Институт химии |
219 |
191 |
19 |
9 |
100 % |
100 % |
Кафедра физкультуры и спорта |
54 |
40 |
4 |
10 |
100 % |
100 % |
КФКиСЭТ |
78 |
53 |
12 |
5 |
83,3 % |
89,7 % |
Мат-Мех |
280 |
219 |
22 |
2 |
86,7 % |
86,8 % |
Медицинский колледж |
22 |
18 |
3 |
1 |
100 % |
100 % |
Медицинский факультет |
326 |
243 |
24 |
8 |
83,7 % |
84,4 % |
ПМ-ПУ |
184 |
143 |
26 |
9 |
96,6 % |
96,7 % |
Факультет иностранных языков |
298 |
197 |
32 |
18 |
81,9 % |
82,9 % |
Факультет искусств |
104 |
86 |
9 |
4 |
95,2 % |
95,2 % |
Факультет математики и компьютерных наук |
175 |
134 |
8 |
1 |
78,3 % |
81,7 % |
Факультет международных отношений |
119 |
83 |
16 |
15 |
95 % |
95,8 % |
Факультет политологии |
44 |
29 |
9 |
1 |
88,6 % |
88,6 % |
Факультет психологии |
132 |
105 |
18 |
8 |
99,2 % |
99,2 % |
Факультет свободных искусств и наук |
89 |
68 |
5 |
0 |
82 % |
82 % |
Факультет социологии |
94 |
71 |
7 |
4 |
86,2 % |
87,2 % |
Факультет стоматологии и медицинских технологий |
90 |
54 |
17 |
2 |
81,1 % |
81,1 % |
Физический факультет |
454 |
402 |
39 |
10 |
99,3 % |
99,3 % |
Филологический факультет |
474 |
327 |
58 |
25 |
84,6 % |
86,5 % |
Экономический факультет |
157 |
126 |
14 |
10 |
95,5 % |
95,5 % |
Юридический факультет |
136 |
106 |
22 |
7 |
99,3 % |
99,3 % |
ИТОГО |
4889 |
3830 |
490 |
214 |
92 % |
92,7 % |
Как сообщил проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, все коллективы учебно-научных подразделений вышли на установленное значение (80 %) показателя вакцинированности, а в десяти коллективах показатель достиг 100 %.
Руководителям учебно-научных подразделений поручено продолжать разъяснительную работу о важности вакцинации в коллективах и среди студентов.
О мерах по защите студентов СПбГУ от распространения коронавирусной инфекции
Первый проректор Елена Григорьевна Чернова рассказала, что 11 декабря сотрудникам Университета поступила информация о заболевании коронавирусной инфекцией обучающегося в СПбГУ гражданина КНР, проживающего в общежитии № 8 (г. Петергоф, ул. Халтурина, д. 15, к. 1).
Сотрудники СПбГУ оперативно выявили среди проживающих в общежитии тех, кто контактировал с заболевшим. Их переселили в специально оборудованные помещения общежития, чтобы исключить контакты с другими обучающимися и предотвратить дальнейшее распространение инфекции. Также была организована дезинфекция жилых помещений и мест общего пользования, организовано ПЦР-тестирование. 29 обучающихся из круга контактных лиц получили положительный результат ПЦР-теста. Они были госпитализированы во временный госпиталь для пациентов с коронавирусом в «Ленэкспо».
15 декабря в соответствии с распоряжением Роспотребнадзора были приняты меры: О мерах по защите студентов СПбГУ от распространения коронавирусной инфекции, Об организации работы по исполнению предписания Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, Об организации работы по исполнению предписания Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу.
В связи с выявленными случаями заражения по рекомендации Роспотребнадзора будут приняты меры по предотвращению дальнейшего распространения коронавирусной инфекции среди студентов.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ в адрес первого проректора по учебной работе поступило 30 обращений на различные темы, в том числе 16 заявлений, касающихся организации учебной и учебно-методической работы. Еще 23 обращения зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Как рассказала на совещании первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, обращения были на разные темы, в том числе о процедуре перевода и восстановления в СПбГУ, о возможности оформления справки об обучении в СПбГУ через Личный кабинет обучающегося, об использовании системы онлайн-прокторинга для контроля за процессом сдачи зачетов и экзаменов (Почему СПбГУ использует систему прокторинга?; Будет ли совершенствоваться работа прокторинга?; Об эффективности использования системы прокторинга; О пересдаче с использованием системы прокторинга; Об использовании системы прокторинга при проведении зачетов и экзаменов; О прокторинге на промежуточной аттестации), о формате обучения, о возможности получения академического отпуска, о выдаче справок, о порядке представления информации о вакцинации, о подтверждении аккредитации образовательной программы и другие. От студентов нескольких направлений поступили вопросы о формате проведения промежуточной аттестации.
На ректорских совещаниях ранее сообщалось, что с началом нового семестра очные занятия будут разрешены только в коллективах, где доля вакцинированных преподавателей превысит 80 %, а студентов — 40 % (материалы ректорского совещания от 30.11.2021, от 06.12.2021). В Виртуальную приемную обратился студент с просьбой разъяснить эту информацию и уточнить, как будет реализовано данное решение, в том числе — какие типы занятий (потоковые / групповые) оно затронет и будут ли в принципе допущены к занятиям непривитые преподаватели и студенты.
Студенту дано пояснение, что в соответствии с приказом от 13.08.2021 № 7991/1 «О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году» в связи со сложной эпидемической обстановкой в весеннем семестре 2021/22 учебного года планируется сохранить смешанный формат обучения, сочетающий аудиторные занятия и обучение с применением информационно-коммуникационных технологий. При этом планируется, что с начала нового семестра любые аудиторные занятия будут разрешены только в тех коллективах, где будет вакцинировано более 80 % преподавателей и более 40 % студентов. В других случаях учебный процесс будет организован с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Расписание занятий и актуальная информация о формате их проведения будет размещаться в Электронном расписании не позднее, чем за три календарных дня до начала нового семестра (согласно п. 2.2.3 Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете).
М. Ю. Лаврикова также напомнила, что согласно постановлению главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12.10.2021 № 3 «О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» лица, работающие в сфере образования, подлежат обязательной вакцинации против COVID-19. Обязательной вакцинации, согласно этому документу, подлежат также студенты вузов старше 18 лет, направляемые на практику и занятия вне структурных подразделений своих вузов.
Кроме того, за прошедшую неделю поступило несколько обращений от студентов, которые получили оценку «не зачтено» в связи с выявлением системой электронного контроля (прокторинга) нарушений при сдаче. Студенты сообщили, что отрицательный статус в системе появился из-за выключенного микрофона, хотя при проверке перед началом испытания система не показывала данную ошибку, а количество набранных баллов соответствовало необходимому порогу для прохождения испытания. В настоящее время в адрес руководства платформы «Открытое образование» и поставщика услуг по мониторингу контрольных испытаний с идентификацией личности (прокторинга) — компании «Экзамус» (ООО «Электронные платформы») направлены запросы для выяснения обстоятельств возникновения ошибки. Ответы на эти запросы будут опубликованы в Виртуальной приемной СПбГУ и доведены до сведения студентов.
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, учебный процесс идет по расписанию. Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители УНП за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.
В ходе встреч руководителей Института философии и факультета психологии с представителями студенческих советов были затронуты вопросы о временном закрытии столовой и связанных с этим возможных мерах по улучшению условий питания обучающихся. Начальник Управления по организации питания О. А. Гоглева отметила, что постоянной работе столовой препятствует неопределенность численности обучающихся, которые посещают аудиторные занятия. Она подчеркнула, что вопросы по организации питания необходимо направлять по адресу: food@spbu.ru. На все поступившие вопросы сотрудниками управления даются своевременные ответы.
Текущие вопросы организации учебного процесса обсуждались также на встречах с членами студенческих советов руководителями Института истории, Института философии, филологического и физического факультетов.
На встречах руководителей факультетов искусств, социологии, психологии, международных отношений, физического, восточного, Института философии с представителями студенческих советов обсуждались меры стимулирования студентов к вакцинации. В том числе обучающимся напомнили, что с началом нового семестра аудиторные занятия будут разрешены только в тех коллективах, где будет вакцинировано более 80 % преподавателей и 40 % студентов. Также студентам вновь было указано на необходимость своевременно вносить сведения о вакцинации в Личный кабинет обучающегося. Некоторые студенты интересовались, проверяется ли подлинность сведений о вакцинации. Им было разъяснено, что подлинность всех справок проверяется, а представление недействительных медицинских документов влечет серьезные последствия, вплоть до уголовной ответственности.
Первый проректор по учебной работе сообщила, что 1 декабря провела совещание с руководителями учебно-научных подразделений о подготовке к промежуточной аттестации, в том числе о проведении зачетов с применением системы электронного контроля (прокторинга). По результатам совещания руководителям коллективов было дано поручение обсудить возникающие вопросы по данной теме со студенческими советами, пригласив для разъяснений руководителя Центра развития электронных образовательных ресурсов Владимира Андреевича Старостенко. Было отмечено, что директор ЦРЭОР готов дать все разъяснения по теме и подробно рассказать, как работает система электронного контроля за проведением зачетов, для чего она необходима и как именно система помогает практически до нуля свести возможность списать или иным образом нарушить правила проведения зачетов («За каждой оценкой в дипломе должны стоять реальные знания»: как работает прокторинг и зачем он нужен).
Декан юридического факультета СПбГУ провел такую встречу со студенческим советом на прошлой неделе. Директор ЦРЭОР В. А. Старостенко дал студентам-юристам подробные пояснения об организации сдачи зачетов и экзаменов, отметив, что правила проведения аттестации одинаковы, как для онлайн-, так и для офлайн-формата. На все поставленные вопросы о реализации процедуры сдачи экзаменов с использованием системы электронного контроля (прокторинга) были даны разъяснения, а также отмечено, что подробные ответы по этой теме регулярно публикуются в Виртуальной приемной. В том числе отмечалось, что списывать запрещено при сдаче зачета, экзамена как в онлайн-, так и в офлайн-формате, однако обычно преподаватель либо сам выполняет функции проктора, совмещая их с функциями принимающего экзамен, либо делегирует эти функции кому-либо из ассистентов. В случае, когда используется система электронного контроля, за дисциплиной и выполнением процедурных правил следит программа и специально обученный проктор. Как оказалось, не все студенты это понимали: среди вопросов были и такие, которые снимались после пояснений о работе системы и роли проктора. Так, студенты-юристы на встрече задали вопросы об объективности проверки с использованием системы прокторинга и учете степени влияния внешних факторов при прохождении зачета (например, шум, присутствие животных). Этот вопрос был вызван исключительно непониманием процесса. Студентам было разъяснено, что итоговый результат проверки соблюдения процедуры сдачи зачета в системе прокторинга выставляет не программа, а специалист-проктор, комплексно оценивающий поведение тестируемого на основе предоставленных программой сведений и собственной проверки (О пересдаче с использованием системы прокторинга).
Студентам-юристам было предложено подключиться к совершенствованию регулирования системы контроля за сдачей зачетов с использованием прокторинга, совместно со специалистами коллектива ЦРЭОР. Уже получены конкретные предложения: например, пересмотреть ограничение на время увода взгляда — увеличив его с пяти секунд до семи. Предложения студентов смогут лечь в основу как решений в рамках СПбГУ, так и комплексных предложений Университета по стандартизации правил мониторинга контрольных испытаний на международном уровне в рамках Всемирного союза МООК.
Пояснения по этой теме на встречах со студентами также дали заместители деканов восточного и биологического факультетов.
Декану факультета международных отношений поступил вопрос о возможности доступа обучающихся к видеозаписям результатов зачетов, проведенных с использованием системы электронного контроля, в случае возникновения спорных ситуаций. Ответ на такой вопрос в Виртуальной приемной уже опубликован.
Также в ходе встречи декана факультета международных отношений с представителями студенческого совета студенты четвертого курса подняли вопрос неэтичного, по их мнению, поведения одного из преподавателей, который позволяет себе высказывания сексистского характера. Декан обещала провести разъяснительную работу с преподавателем, а также предложила студентам обратиться по этому вопросу в комиссию по этике СПбГУ.
Декана факультета психологии студенты попросили организовать сдачу и пересдачу онлайн-курсов в аудиториях Университета в присутствии наблюдателей. Ответ на подобный вопрос уже был дан ранее (Почему СПбГУ использует систему прокторинга?). Декану также предложено провести встречу со студсоветом психологов с приглашением директора ЦРЭОР.
М. Ю. Лаврикова напомнила всем руководителям учебно-научных подразделений, что есть возможность провести обсуждение вопросов об использовании системы электронного контроля за процедурой сдачи зачетов на ближайших встречах со студсоветами с приглашением директора ЦРЭОР. Директорам институтов и деканам факультетов поручено представить информацию о времени таких встреч.
Об инициативах по совершенствованию систем электронного контроля за сдачей экзаменов и зачетов
2 декабря прошло заседание членов правления Всемирного союза массовых открытых онлайн-курсов (МООК), в котором СПбГУ является единственным представителем от России (Участники Всемирного союза массовых открытых онлайн-курсов обсудили перспективы развития и планы на будущее).
По поручению ректора в заседании участвовал директор Центра развития электронных образовательных ресурсов (ЦРЭОР) СПбГУ В. А. Старостенко, который в своем выступлении призвал зарубежных коллег к совместной выработке международных стандартов качества онлайн-курсов для дальнейшего применения в работе членов союза и поставил вопрос о необходимости совершенствования и стандартизации правил мониторинга контрольных испытаний с помощью систем прокторинга на международном уровне. В связи с актуальностью данного вопроса для стандартизации правил было предложено обобщить опыт вузов и организаций-учредителей союза, а также сложившихся в разных странах и на различных международных и национальных онлайн-платформах практик использования систем электронного контроля за процедурой сдачи экзаменов и зачетов (прокторинга). По итогам заседания предложение включено в план работы союза на 2022 год.
Кроме того, В. А. Старостенко выступил на XII Форуме Microsoft для вузов «Практика применения инновационных технологий в системе высшего образования», в котором приняли участие представители ведущих вузов России. В своем докладе он вновь поднял вопрос о выработке международных стандартов для систем электронного контроля за процедурой сдачи зачетов и экзаменов.
На ректорском совещании директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Андреевич Старостенко напомнил, что в настоящее время СПбГУ для осуществления контроля за процедурой сдачи зачетов по онлайн-курсам использует систему онлайн-прокторинга «Экзамус», в которой применяется двухэтапная система проверки: на первом этапе проверку выполняет автоматический проктор, а далее запись просматривают сотрудники «Экзамуса» — прокторы, которые обладают специальными знаниями в области профайлинга и способны объективно оценить всю совокупность действий в ходе экзамена («За каждой оценкой в дипломе должны стоять реальные знания»: как работает прокторинг и зачем он нужен). В докладе на Форуме Microsoft были определены задачи, которые стоят перед компаниями, создающими технические решения, а также перед образовательными организациями: необходимость развития технологий и сервисов, применяемых для проверки знаний обучающихся, и разработка единой методики оценивания процедуры прохождения экзаменов с использованием системы прокторинга.
Профессиональное сообщество волнуют вопросы академической честности, поскольку любые злоупотребления, особенно если речь идет об оценивании полученных знаний, дискредитируют саму идею как офлайн-, так и онлайн-обучения. Системы электронного контроля, как подчеркнул В. А. Старостенко, призваны свести практически до нуля количество списываний и прочих процедурных нарушений. Широкое распространение таких систем в перспективе позволит значительно повысить уровень образования, поскольку с такой проверкой можно быть максимально уверенным, что зачеты и экзамены сдаются честно.
Мониторинг международного опыта показывает, что во многих странах существуют профессиональные объединения, которые популяризируют идеологию академической честности среди студентов и преподавателей. Например, еще в 1992 году появился Международный центр академической честности (ICAI), с 2017 года действует Европейская сеть академической честности (ENAI), и эти организации, помимо прочего, проводят различные мониторинги, опросы и исследования. В Казахстане действует «Лига академической честности», деятельность которой нацелена на повышение качества образования путем продвижения и реализации всеобъемлющих принципов академической честности среди преподавателей и студентов вузов, вовлеченных в работу лиги.
Однако в Российской Федерации академическое сообщество под эгидой одного профессионального объединения до настоящего времени не оформлено.
В. А. Старостенко отметил, что СПбГУ всегда предъявлял высокие требования к своим сотрудникам и выпускникам, ставя во главу угла открытость и объективность, и предложил универсантам выступить в авангарде с соответствующими инициативами и продвинуть идеи и принципы академической честности в профессиональном сообществе.
Создание аналогичного «Лиге академической честности» коллегиального органа для популяризации данных идей среди ведущих вузов и будет способствовать разработке специальных правил, стандартов для процедуры проведения как офлайн, так и онлайн экзаменов и зачетов. В деятельность такого коллегиального органа В. А. Старостенко предложил вовлечь студенческие советы СПбГУ и других вузов, а также преподавателей, методистов и специалистов в области разработки онлайн-курсов. Данную инициативу В. А. Старостенко предложил вынести на рассмотрение Совета ректоров вузов СЗФО или Ассоциации ведущих университетов России (АВУ).
Директора, деканы, проректоры и ректор СПбГУ горячо поддержали инициативу. Декан юридического факультета Сергей Александрович Белов рассказал, что добросовестные студенты не раз жаловались на то, что они порой получают те же оценки, что и студенты недобросовестные (их возмущает несправедливость оценивания экзаменов и зачетов). Директор Института когнитивных исследований СПбГУ, профессор Татьяна Владимировна Черниговская говорила о том, что преподаватели иногда по-разному оценивают знания студентов, поэтому единый подход к критериям оценки необходим. И о том, что «уравниловка» не нравится тем студентам, которые учатся хорошо.
Первый проректор по учебной работе М. Ю. Лаврикова напомнила, что подобный запрос от добросовестных студентов исходит давно: еще в 2020 году студенты-математики обращались к ней с просьбой расширить использование систем электронного контроля при сдаче зачетов и экзаменов. Марина Юрьевна привела выдержку из того письма: «Не знаю, известно ли вам, но одна из самых сложных дисциплин за все время обучения на матмехе — это уравнения математической физики. Ежегодно огромное количество студентов попадало на допсу и даже было отчислено из-за долгов по этой дисциплине. Я входила в число тех немногих студентов, которые с первой попытки справились с испытанием, что подтверждало наш статус академической элиты. В этом году, когда из-за вируса все экзамены стали приниматься дистанционно, количество должников по этой дисциплине резко сократилось. Мы, отличники, убеждены, что это связано с тем, что другие студенты просто нашли способ списать на зачете или экзамене, так как при зачетах и экзаменах не используется система прокторинга. Прошу ввести повсеместное и обязательное использование системы прокторинга на всех зачетах и экзаменах в СПбГУ. В противном случае все старания добросовестных студентов могут быть просто обесценены» (Об использовании системы прокторинга при проведении зачетов и экзаменов).
Также Марина Юрьевна отметила широкое распространение недостоверной информации о, якобы, имеющих место массовых отчислениях по итогам сдачи зачетов с использованием системы электронного контроля. Она пояснила, что в действительности во время последней промежуточной аттестации только 13 человек (0,12 % от общего числа аттестаций, которое составило 10829) получили оценку «не зачтено» после третьей попытки сдачи из-за нарушений правил сдачи итогового теста, зафиксированных программой прокторинга и подтвержденных в ходе проверки проктором. Информация об этом опубликована в Виртуальной приемной (Сколько студентов в действительности отчисляют из-за прокторинга?).
По результатам обсуждения принято решение, что СПбГУ в ближайшее время направит обращение в Ассоциацию ведущих университетов, Совет ректоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Совет ректоров СЗФО с предложением провести круглый стол с участием представителей Рособрнадзора и органов управления образованием, посвященный теме повышения качества проведения зачетов и экзаменов и обеспечения честного проведения аттестационных испытаний. Также СПбГУ выступит с инициативой создания сообщества, которое будет продвигать принципы академической честности при проведении зачетов и экзаменов, поскольку любые злоупотребления, особенно если речь идет об оценивании полученных знаний, ведут к снижению качества образования.
Порядок проведения промежуточных и итоговых испытаний с использованием системы электронного контроля (прокторинга) в помещениях Университета
В Университет поступают обращения обучающихся о возможности сдать зачеты по онлайн-курсам на территории СПбГУ. В связи с этим организована работа по утверждению порядка подачи обучающими соответствующих заявлений.
Первый заместитель первого проректора по учебной работе Светлана Валерьевна Бегеза рассказала, что в СПбГУ оборудовано более 200 компьютерных классов, мультимедийных аудиторий, в каждом из которых имеется по крайней мере одно рабочее место с установленной веб-камерой; около 215 рабочих мест в компьютерных классах и читальных залах библиотеки, оборудованных моноблоками с веб-камерами или компьютерами с веб-камерами; еще порядка 45 веб-камер, которые могут быть использованы для организации рабочих мест в компьютерных классах или выданы обучающимся. При этом техническая поддержка промежуточной аттестации с использованием системы электронного контроля (прокторинга), сопровождение работы компьютерного оборудования и обеспечение иных технологических потребностей будет осуществляться сотрудниками УСИТ при наличии предварительных согласованных заявок.
Такие заявки готовят сотрудники Учебного управления на основании заявлений от обучающихся, которые должны быть поданы заблаговременно, — не позднее, чем за четыре дня до даты проведения зачета.
С. В. Бегеза отдельно отметила, что правила проведения промежуточной аттестации в форме зачетов с использованием системы прокторинга являются обязательными — независимо от того, где обучающийся сдает зачет: у себя дома, в общежитии или в других помещениях Университета. Важно, что обучающиеся самостоятельно обеспечивают соблюдение правил системы прокторинга (это их ответственность). Университет лишь предоставляет техническую возможность использования помещений и оборудования.
Участники совещания отметили, что наличие более 200 мест, оборудованных для проведения зачетов с использованием системы электронного контроля, не значит, что зачет в классе или аудитории будут одновременно сдавать несколько студентов. Сдавать зачет с использованием системы прокторинга в каждом классе сможет только один студент (иначе проктор обязательно обратит внимание на посторонний шум в аудитории, и необходимо исключить этот мешающий фактор). Студентам будут представлены адреса компьютерных классов в зданиях Университета, и они смогут выбрать из них.
Директорам и деканам дано поручение провести встречи со студсоветами, разъяснить процедуру и порядок проведения промежуточных и итоговых испытаний с прокторингом в помещениях Университета, представить предложения по регламенту этих зачетов.
Результаты конкурсов российского общества «Знание»
2 июня 2021 года в рамках Петербургского международного экономического форума СПбГУ и российское общество «Знание» подписали соглашение о сотрудничестве. С сентября по декабрь СПбГУ принимал участие в основных мероприятиях российского общества «Знание»: марафоне «Новое Знание» (цикл встреч в школах Санкт-Петербурга «Поделись своим Знанием», 1–3 сентября) и проекте «Умные недели» (Лекторий общества «Знание»: в СПбГУ рассказали, как изменилось поведение покупателей во время пандемии, 24 сентября); универсанты были приглашены в качестве спикеров на форум «PRO Будущее» (Архангельск, 25–26 ноября). Наш Университет был также представлен в двух ключевых конкурсах, организованных российским обществом «Знание» — «Лига лекторов» и «Премия "Знание" 2021».
Первый сезон конкурса «Лига лекторов» проходил с сентября по ноябрь. Масштабное состязание привлекло более 2500 заявок со всей России. В финал прошли 100 претендентов, из которых были отобраны 50 победителей из различных вузов и организаций: Московского физико-технического института, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», НИУ «Высшая школа экономики», Южного федерального университета, Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина, Высшей школы государственного управления РАНХиГС, Новосибирского государственного технического университета, Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, Московского педагогического государственного университета, Белгородского государственного национального исследовательского университета, Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, Северо-Кавказского федерального университета, Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики и других.
Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова рассказала, что наш Университет был представлен сразу двумя универсантами-победителями (Универсанты вошли в число победителей первого сезона конкурса «Лига лекторов»): ассистентом кафедры немецкой филологии Николаем Николаевичем Андреевым и обучающейся второго курса основной образовательной программы магистратуры «Филологические основы редактирования и критики» Юлией Янкиной. Лекции Николая Андреева и Юлии Янкиной были посвящены будущему профессии переводчика и методике отбора языковых средств при написании текстов.
Церемония награждения состоялась 1 декабря. Победителей поздравил первый заместитель руководителя администрации президента РФ, председатель наблюдательного совета российского общества «Знание» Сергей Владиленович Кириенко. Победители получили звание лектора «Знания» и возможность регулярных выступлений на лучших площадках страны в рамках деятельности общества, а также грант на образование и развитие своей просветительской деятельности. Открыт прием заявок на следующий сезон конкурса — до 23 января 2022 года.
Кроме того, 7 декабря старший преподаватель кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц СПбГУ Антон Андреевич Шейкин стал одним из победителей в номинации «Преподаватель — просветитель года» премии «Знание» за серию научно-популярных лекций в разных городах России. Награду вручал ректор МФТИ Дмитрий Викторович Ливанов (Физик СПбГУ Антон Шейкин стал лауреатом премии общества «Знание» для просветителей).
На премию было подано более 3000 заявок из 80 регионов страны по 15 тематическим направлениям. В число лауреатов премии, завоевавших высокие оценки экспертной комиссии и почетного жюри, а также симпатии зрителей, вошли 11 просветителей из разных сфер общественной деятельности (в том числе по одному представителю от МГУ и от СПбГУ), 14 просветительских проектов («Сеть точек кипения», конкурс для школьников «Большая перемена», юниорское движение «Ворлдскиллс Россия», проект «Чистая Арктика», документальный фильм «Гибель империи. Российский урок» и др.) и «Яндекс» — компания-победитель. Участники совещания поздравили победителей конкурсов.
Марина Юрьевна добавила, что сотрудничество СПбГУ и российского общества «Знание» расширяется. Планируются мероприятия общества «Знание» на базе СПбГУ, привлечение универсантов в качестве лекторов в различных проектах, участие Университета в форумах, онлайн-марафонах и конкурсах общества «Знание». Все преподаватели, желающие принимать участие в мероприятиях, проводимых в рамках сотрудничества СПбГУ с обществом «Знание», могут обращаться на электронный адрес: spbu.znanie@spbu.ru.
Об обучающихся СПбГУ — получателях стипендии Правительства Российской Федерации
На ректорском совещании 8 июня 2021 года поднимался вопрос участия студентов и аспирантов Университета в конкурсном отборе претендентов на получение стипендии Правительства Российской Федерации. На конкурс от СПбГУ были направлены документы 34 кандидатов из числа студентов и 20 кандидатов из числа аспирантов. Отмечалось, что, несмотря на ежегодное информирование студентов и аспирантов о проводимом конкурсном отборе и перевод способа подачи заявок полностью в электронный вид, количество претендентов на эту именную стипендию сократилось по сравнению с 2020/21 учебным годом: у студентов — на 37 %, у аспирантов — на 16 %.
Проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич отметил, что в целях определения количества потенциально возможных кандидатов на получение стипендии Правительства Российской Федерации было проведено аналитическое исследование, которое показало следующее.
- В конкурсе на именную стипендию Правительства Российской Федерации для студентов и аспирантов на 2021/22 учебный год с учетом курса и текущей академической успеваемости могли участвовать 3390 обучающихся Университета. Фактически заявки были поданы 54 обучающимися.
- При этом из этих 3390 обучающихся материальную помощь в весеннем семестре 2021 года запрашивали 608 человек, получили — 569 человек. Средний размер материальной помощи составил 8600 рублей.
В связи с этим А. В. Бабич в очередной раз отметил, что многие студенты и аспиранты высказывают недовольство размером материальной помощи, обычной и даже повышенной государственной академической стипендии. Но при этом большинство студентов и аспирантов, имеющих возможность участвовать в конкурсах на получение именных стипендий, даже не пытается участвовать в них.
Приведена информация о размерах именных стипендий
Стипендия президента Российской Федерации |
Студенты |
2200 руб. / месяц |
---|---|---|
|
аспиранты |
4500 руб. / месяц |
Стипендия Правительства Российской Федерации |
студенты |
1440 руб. / месяц (ВО), 840 руб. / месяц (СПО) |
|
аспиранты |
3600 руб. / месяц |
Стипендия президента Российской Федерации по приоритетным направлениям |
студенты |
7000 руб. / месяц |
|
аспиранты |
14000 руб. / месяц |
Стипендия Правительства Российской Федерации по приоритетным направлениям |
студенты |
5000 руб. / месяц |
|
аспиранты |
10000 руб. / месяц |
Персональная стипендия имени А. И. Солженицына |
студенты |
1500 руб. / месяц |
Персональная стипендия имени Е. Т. Гайдара |
студенты |
1500 руб. / месяц |
Персональная стипендия имени Д. С. Лихачева |
студенты |
5000 руб. / месяц |
Персональная стипендия имени А. А. Собчака |
студенты |
5000 руб. / месяц |
Персональная стипендия имени В. А. Туманова |
студенты |
2000 руб. / месяц |
Персональная стипендия имени А. А. Вознесенского |
студенты |
1500 руб. / месяц |
Именная стипендия Правительства Санкт-Петербурга, в том числе: |
||
Именная стипендия Правительства Санкт-Петербурга студентам |
студенты |
2000 руб. / месяц (ВО), 1600 руб. / месяц (СПО) |
Стипендия имени Г. В. Старовойтовой |
студенты |
2000 руб. / месяц |
Стипендия студентам-соотечественникам из стран Балтии |
студенты |
2000 руб. / месяц |
Стипендия студентам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
студенты |
2000 руб. / месяц |
Стипендия имени А. П. Петрова |
студенты |
2000 руб. / месяц |
Стипендия в области языкознания и литературоведения имени Д. А. Гранина |
студенты |
2000 руб. / месяц |
Стипендия в области физических наук имени Ж. И. Алферова |
студенты |
2000 руб. / месяц |
Именная стипендия в сфере информационных технологий |
студенты |
5000 руб. / месяц |
Именная стипендия в области физики |
студенты |
5000 руб. / месяц |
Именная стипендия в области математики |
студенты |
5000 руб. / месяц |
Именная стипендия в области химии |
студенты |
5000 руб. / месяц |
Именная стипендия в области русского языка |
студенты |
5000 руб. / месяц |
Создание кафедры технологии высокоэффективных материалов и изделий
Издан приказ о создании кафедры технологии высокоэффективных материалов и изделий СПбГУ в составе Института химии во главе с профессором, доктором технических наук, заместителем генерального директора ОАО «Концерн ПВО "Алмаз-Антей"», генеральным директором ОАО «Обуховский завод» Михаилом Львовичем Подвязниковым. С созданием этой кафедры связаны надежды на укрепление научных связей Университета с ОАО «Обуховский завод», постановкой новых практически важных проблем, требующих решения силами коллектива СПбГУ, внедрением имеющихся результатов и достижений в реальный сектор экономики.
Публикационная активность научно-педагогических работников
О мерах по повышению публикационной активности шла речь на ректорском совещании в июле 2021 года. Тогда отмечалось, что современная государственная политика в области науки и образования предполагает постоянное усиление присутствия российских ученых в мировом информационном пространстве, в том числе путем наращивания количества и качества индексируемых научных публикаций в глобальных наукометрических базах данных Scopus / Web of Science Core Collection (материалы ректорского совещания от 26.07.2021, от 19.07.2021).
Проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев отметил, что в Университете эта задача решается в том числе путем установления требований по наличию публикаций у кандидатов на должности научно-педагогических работников при прохождении конкурсных процедур, а также путем включения в трудовые договоры соответствующих публикационных обязательств. Постепенное внедрение требований по наличию публикаций, учитывая разное начальное состояние коллективов, привело к неоднородности формулировок, как в части конкурсных условий, так и в содержании трудовых договоров.
Поэтому принято решение использовать с 2022 года единую структуру типов трудовых обязательств в части публикаций:
- опубликовать не менее N научных публикаций, проиндексированных в базах WoS CC / RSCI / Scopus в период действия договора
- опубликовать не менее N научных публикаций, проиндексированных в базах WoS CC / RSCI / Scopus в журналах определенного уровня ежегодно
- опубликовать не менее N научных публикаций на иностранном языке в журналах определенного уровня
- опубликовать не менее N научных публикаций монографического характера на иностранном языке
Уровень журналов будет определяться с учетом тех предложений, которые деканы и директора представят.
В. В. Еремеев сообщил, что за ближайшие два года планируется привести обязательства в трудовых договорах с научно-педагогическими работниками к единообразным формулировкам, отталкиваясь от минимальных квалификационных требований, предъявляемых при прохождении конкурсных процедур, а следовательно, и обязательства в трудовых договорах количественно и качественно также будут изменяться.
Кроме того, в настоящее время в приказ № 11427/1 «О порядке назначения доплат за публикационную активность научно-педагогическим работникам СПбГУ» прорабатываются и с 2022 года будут внесены изменения, ограничивающие учет публикаций в зависимости от уровня их цитирования, в целях повышения значимости этого показателя.
О приемах граждан, встречах руководителей учебно-научных подразделений с заведующими кафедрами, представителями студсоветов, профсоюзных организаций
На совещании вновь обсуждалась необходимость регулярно проводить в коллективах факультетов и институтов встречи с заведующими кафедрами, студенческими советами и профсоюзным активом, а также вопрос о должном протоколировании таких встреч. Этот вопрос уже неоднократно затрагивался на ректорских совещаниях (Материалы ректорского совещания от 25.10.2021), однако не все руководители учебно-научных подразделений отнеслись к нему с необходимым вниманием. Так, после последнего напоминания о важности данных мероприятий в октябре внимательно к выполнению этих поручений отнеслись руководители факультетов психологии, филологического, медицинского, а также Института истории. Была отмечена и работа в этом направлении руководителей Института наук о Земле, факультетов математико-механического и экономического.
Вместе с тем проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев отметил, что, проводя встречи со студенческим советом, большинство руководителей не уделяет должного внимания обсуждению проблем с профсоюзным активом. Так, например, за последние два месяца не проведено ни одной встречи с профбюро в коллективах факультетов иностранных языков, искусств, свободных искусств и наук, юридического. Не проведены встречи или не представлены протоколы совещаний с заведующими кафедрами деканами факультетов биологического, искусств, юридического, свободных искусств и наук.
Декан факультета стоматологии и медицинских технологий вообще не проводит указанные встречи, а декан факультета математики и компьютерных наук за два последних месяца провел только одну встречу (со студентами). Как отметил проректор по организации работы с персоналом В. В. Еремеев, встречи, возможно, и проводятся, но не протоколируются. Он напомнил, что протокол нужен не для галочки, а прежде всего для того, чтобы предоставить возможность любому провести анализ опубликованных материалов. Этот анализ позволяет руководителям и всем универсантам получать крайне важную и своевременную информацию для оперативного принятия решений (в том числе и управленческих), адекватно и быстро реагировать на возникающие проблемы и принимать соответствующие меры для их решения. Доступность материалов о проведенных встречах, повестка обсуждаемых проблем, открыто публикуемых на сайте СПбГУ, подчеркивает единство и открытость Университета. К сожалению, уже приходилось сталкиваться с ситуациями, когда необдуманные обещания или комментарии руководителей учебно-научных подразделений, высказанные на встречах с гражданами, членами коллективов и обучающимися, приводили к негативным последствиям для всего Университета.
В качестве примера В. В. Еремеев вспомнил ситуацию с необдуманным высказыванием относительно волонтеров первого заместителя декана экономического факультета, которая была вовремя купирована деканом факультета профессором Отаром Леонтьевичем Маргания — именно благодаря своевременному знакомству с протоколом об этой встрече. Были приняты соответствующие меры, погасившие конфликт и позволившие, возможно, сохранить в коллективе преподавателя (Правда ли, что и. о. декана экономического факультета назвал волонтеров «убогими»?).
В. В. Еремеев напомнил, что за информационное и документационное обеспечение деятельности руководителей (в частности, ведение протоколов или аудиозаписей всех встреч и совещаний) должны отвечать сотрудники отдела обеспечения деятельности руководителей учебно-научных подразделений организационного управления ректората. От их профессиональных навыков и умений зависит как полнота и своевременность оформления документов, так и действенная помощь руководителю в организации его работы.
Требование непрерывности процесса обеспечения деятельности руководителей в свою очередь диктует необходимость создания условий взаимозаменяемости работников отдела, особенно в периоды отпусков и временной нетрудоспособности. Учитывая, что количество сотрудников отдела, выполняющих такую работу, в целом соответствует количеству руководителей УНП, вариант перемещения работников внутри отдела обеспечения деятельности руководителей учебно-научных подразделений представляется наиболее приемлемым.
В конце сентября было организовано перемещение сотрудников этого отдела между факультетом международных отношений и факультетом политологии СПбГУ. Несмотря на опасения деканов, отзывы о результатах работы сотрудников по итогам двух месяцев носят исключительно положительный характер. Более того, каждый из деканов ходатайствовал об их дополнительном премировании. Участники совещания (декан факультета ПМ-ПУ Леон Аганесович Петросян, директор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Анатолий Степанович Пую, первый заместитель декана факультета искусств Иван Григорьевич Уралов и другие) положительно отозвались о подобных перемещениях сотрудников организационного управления.
Опираясь на этот позитивный опыт, руководство организационного управления приняло решение продолжить постепенную ротацию сотрудников и в других учебно-научных подразделениях, планируя завершить эту работу до июля 2022 года.
О проекте «"Территория развития" и Инновационный научно-технологический центр "Невская дельта"»
На ректорском совещании выступил главный архитектор проекта «Территория развития СПбГУ», руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Игоревич Явейн. Он представил собравшимся ролик о проекте, ранее представленный на заседании Попечительского совета СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 30.11.2021). С самого начала работы над проектом, еще при формулировании технического задания, запрашивались мнения сотрудников и обучающихся Университета (материалы ректорского совещания от 14.10.2019, от 21.10.2019, от 28.10.2019). Было получено более 1000 предложений, больше 80 % из них учтено.
Никита Игоревич подчеркнул, что проектировщики начинали с традиционных схем организации пространства, но в результате взаимодействия с руководителями учебно-научных подразделений и служб Университета пришли к необходимости формирования открытых структур. Практически все здания и сооружения Территории развития СПбГУ могут трансформироваться, расти в стороны и вверх — для реализации изменяющихся и растущих потребностей универсантов.
Н. И. Явейн подробно ответил на вопросы участников совещания, дал пояснения о функциональных особенностях зданий и сооружений с учетом нужд и запросов членов различных коллективов Университета.
Первый заместитель декана факультета искусств Иван Григорьевич Уралов спросил, насколько новые здания будут приспособлены к северной погоде (снегу, дождям, холодам), как будет осуществляться комфортная коммуникация между корпусами, каким будет внутренний транспорт и здания для гуманитарных факультетов. Н. И. Явейн ответил, что на территории развития будут два главных проспекта и несколько поперечных улиц, в каждом здании будут свои дизайнерские решения в зависимости от его функционала и назначения, все лаборатории и учебные корпуса будут связаны крытыми переходами, предусмотрены пешеходные зоны, велосипедные дорожки, электротранспорт.
Заселение будет происходить поэтапно, с учетом мнений коллективов учебно-научных подразделений. На территории развития будут построены лабораторные здания на 14 тысяч обучающихся и учебные здания, рассчитанные на 16 тысяч обучающихся. Исторические здания, в которых сейчас располагается Университет, по-прежнему останутся университетскими, что также учитывается при планировании дальнейшей работы.
Директор Института химии Ирина Анатольевна Балова спросила о вместимости общежитий (учитывая, что первыми туда будут переселяться коллективы естественнонаучных подразделений из Петергофа). Н. И. Явейн ответил, что на территории развития предусмотрено поселение около 30 тысяч обучающихся и гостей (в общежитиях и гостиницах), плюс общежитие на 500 мест для обучающихся Академической гимназии. Общежития будут строиться одновременно с лабораторными и учебными зданиями. Первыми будут поселяться студенты тех институтов и факультетов, которые первыми начнут работу на территории развития.
Проректор по медицинской деятельности Петр Казимирович Яблонский спросил об оборудовании специальных помещений, о подземном пространстве и подъездных путях для подвоза медицинского оборудования и материалов. Н. И. Явейн объяснил, что клиника будет возводиться силами частно-государственного партнерства. Для этого на севере территории развития предусмотрен резервный земельный участок в 15 га, там будут строиться медицинская клиника, криогенный центр, виварий. На территории развития (кроме пешеходных зон) предусмотрена особая «загрузочная» улица, с которой будет организован подъезд грузового транспорта к каждому зданию, к служебным грузовым лифтам.
Декан факультета ПМ-ПУ Леон Аганесович Петросян высказал опасения, что большие наклонные крыши зданий мало функциональны зимой (там могут скапливаться массы снега и льда). Н. И. Явейн объяснил, что в этих зданиях (кровли которых направлены на юг) будет использоваться специальная технология, опробованная в Сколково, для подогрева — снег будет не скапливаться, а постоянно таять и стекать...
Декан биологического факультета Игорь Анатольевич Тихонович поинтересовался устройством теплицы для проведения генетических экспериментов и обеспечением биологических лабораторий чистым воздухом. Н. И. Явейн объяснил, что на первом этапе проектирования теплицы не были запланированы, но имеется резерв, около 10 га, где можно будет построить теплицы и экспериментальные поля. А обеспечивать помещения чистым воздухом «Студия 44» умеет, архитекторы делали это при проектировании зданий для Медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова. Сделают и здесь — в соответствии с техническими требованиями по каждому помещению.
Профессор Роберт Александрович Эварестов спросил, почему на территории развития предусмотрено здание библиотеки только на 3,8 млн единиц хранения. Первый проректор Елена Григорьевна Чернова объяснила, что эта цифра была получена в результате анализа востребованности библиотечного фонда в настоящее время, она согласована с директорами институтов и деканами факультетов. Часть библиотечного фонда останется в здании Двенадцати коллегий и в отраслевых отделах в других исторических зданиях, где будет продолжаться учебно-научная деятельность Университета. Кроме того, учтены цифры книжного фонда, необходимые для проведения аккредитации Университета. Н. И. Явейн дополнил: целый год архитекторы вместе с универсантами обсуждали эту цифру, она менялась не один раз. И если потребуется увеличить площади для библиотеки, предусмотрены резервные хранилища.
Директор Института истории Абдулла Хамидович Даудов спросил об озеленении территории развития. Н. И. Явейн рассказал и показал на плане большие зоны озеленения: парк, ботанический сад, выставочные оранжереи, дворики в учебной зоне, а также близлежащий городской парк площадью 30 га. Кроме того, отметил он, на территории будут предусмотрены кусты и газоны вдоль дорог, деревья во двориках и пр.
Н. И. Явейн также рассказал о планируемых инфраструктурных решениях, транспортном обеспечении территории развития и пространственных решениях с учетом этих особенностей.