Материалы ректорского совещания
Вакцинация против COVID-19
На совещании вновь обсуждался ход вакцинации от COVID-19 среди сотрудников и студентов Университета. За прошедшую неделю доля вакцинированных обучающихся выросла в целом по Университету — до 30,89 %. Если говорить про научно-педагогических работников, то среди них этот показатель составляет 92 %.
Информация о вакцинации студентов по направлениям обучения
Направление обучения |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (по состоянию на 22.11.2021) |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (по состоянию на 29.11.2021) |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (по состоянию на 03.12.2021) |
---|---|---|---|
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
8,3 % |
75 % |
91,67 % |
Востоковедение и африканистика |
55,5 % |
57,7 % |
62,17 % |
Институт химии |
41 % |
48,3 % |
54,68 % |
Физическая культура (бакалавриат) |
46,3 % |
45,2 % |
52,38 % |
Биология |
42,2 % |
44,8 % |
47,13 % |
Медицина |
35,3 % |
38,4 % |
45,7 % |
Математика и компьютерные науки |
29 % |
36,9 % |
43,06 % |
Институт когнитивных исследований |
47,1 % |
44,4 % |
41,18 % |
Институт педагогики |
31,8 % |
28,8 % |
40,95 % |
Физика |
33,7 % |
35,5 % |
39,87 % |
Институт наук о Земле |
35,3 % |
37,1 % |
39,11 % |
Филология |
31,3 % |
32,8 % |
34,71 % |
Свободные искусства и науки |
28,8 % |
31,5 % |
33,73 % |
Психология |
29 % |
31,1 % |
33,47 % |
Институт философии |
29,6 % |
30,8 % |
33,44 % |
Институт истории |
29,6 % |
31,5 % |
33,33 % |
Математика и механика |
30,1 % |
31,5 % |
33,33 % |
Прикладная математика — процессы управления |
24,7 % |
26,8 % |
31,9 % |
Медицинский колледж |
26,9 % |
26,8 % |
30,36 % |
Международные отношения |
25,3 % |
26,6 % |
30,16 % |
Менеджмент |
22 % |
23,6 % |
25,2 % |
Социология |
21,8 % |
23,1 % |
24,15 % |
Юриспруденция |
21,1 % |
21,8 % |
23,94 % |
Политология |
21 % |
21,5 % |
22,51 % |
Стоматология и медицинские технологии |
15,5 % |
15,3 % |
21,12 % |
Экономика |
17,6 % |
17,7 % |
18,89 % |
Искусства |
14 % |
14,5 % |
16,4 % |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
15,2 % |
15,2 % |
16,09 % |
Физическая культура (СПО из числа совершеннолетних) |
4,4 % |
5,7 % |
12,45 % |
Итого |
26,4 % |
27,9 % |
30,89 % |
Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова отметила, что в девяти студенческих коллективах показатель вакцинированности выше 40 %, в 11 — от 30 до 40 %, и в девяти — ниже 30 %. При этом она напомнила, что с началом нового семестра очные занятия будут разрешены только в тех коллективах, где показатель вакцинированности преподавателей превысит 80 %, а студентов — 40 %.
Марина Юрьевна добавила, что студентам регулярно разъясняется важность вакцинации, а также необходимость информировать о прививке через Личный кабинет обучающегося. Чтобы сделать разъяснения более наглядными, была разработана видеоинструкция о внесении данных в личный кабинет.
Информация о вакцинации научно-педагогических работников, членов коллективов факультетов, институтов
Подразделение |
Общее кол-во |
Вакцинировано |
Наличие антител |
Медотвод |
Процент на 26.11.21 |
Процент на 03.12.21 |
---|---|---|---|---|---|---|
Академическая гимназия |
83 |
59 |
6 |
8 |
85,9 % |
88 % |
Биологический факультет |
281 |
238 |
26 |
7 |
93,2 % |
96,4 % |
Военно-учебный центр |
32 |
29 |
3 |
0 |
100 % |
100 % |
Восточный факультет |
150 |
115 |
19 |
11 |
96 % |
96,7 % |
ВШЖиМК |
112 |
86 |
16 |
10 |
100 % |
100 % |
ВШМ |
81 |
61 |
8 |
5 |
91,4 % |
91,4 % |
ИНоЗ |
217 |
199 |
14 |
4 |
100 % |
100 % |
Институт истории |
126 |
109 |
9 |
8 |
100 % |
100 % |
Институт когнитивных исследований |
20 |
16 |
3 |
1 |
100 % |
100 % |
Институт педагогики |
7 |
6 |
1 |
0 |
100 % |
100 % |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
9 |
6 |
3 |
0 |
100 % |
100 % |
Институт философии |
143 |
119 |
13 |
9 |
91,9 % |
98,6 % |
Институт химии |
218 |
190 |
19 |
9 |
100 % |
100 % |
Кафедра физкультуры и спорта |
54 |
40 |
4 |
10 |
100 % |
100 % |
КФКиСЭТ |
78 |
49 |
12 |
4 |
78,2 % |
83,3 % |
Мат-Мех |
279 |
218 |
22 |
2 |
86,3 % |
86,7 % |
Медицинский колледж |
22 |
18 |
3 |
1 |
100 % |
100 % |
Медицинский факультет |
326 |
243 |
24 |
6 |
83,4 % |
83,7 % |
ПМ-ПУ |
178 |
137 |
26 |
9 |
95,5 % |
96,6 % |
Факультет иностранных языков |
298 |
194 |
32 |
18 |
81,2 % |
81,9 % |
Факультет искусств |
104 |
86 |
9 |
4 |
92,3 % |
95,2 % |
Факультет математики и компьютерных наук |
175 |
128 |
8 |
1 |
78,3 % |
78,3 % |
Факультет международных отношений |
119 |
83 |
15 |
15 |
89,1 % |
95 % |
Факультет политологии |
44 |
29 |
9 |
1 |
90,7 % |
88,6 % |
Факультет психологии |
131 |
105 |
17 |
8 |
95,4 % |
99,2 % |
Факультет свободных искусств и наук |
89 |
68 |
5 |
0 |
82 % |
82 % |
Факультет социологии |
94 |
70 |
7 |
4 |
86,2 % |
86,2 % |
Факультет стоматологии и медицинских технологий |
90 |
54 |
17 |
2 |
81,1 % |
81,1 % |
Физический факультет |
446 |
394 |
39 |
10 |
92,2 % |
99,3 % |
Филологический факультет |
474 |
319 |
58 |
24 |
81,4 % |
84,6 % |
Экономический факультет |
157 |
126 |
14 |
10 |
94,3 % |
95,5 % |
Юридический факультет |
136 |
106 |
22 |
7 |
99 % |
99,3 % |
ИТОГО |
4773 |
3700 |
483 |
208 |
89,9 % |
92 % |
Как сообщил проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, пока только шесть коллективов не вышли на установленное значение (80 %) показателя вакцинированности, а в десяти коллективах этот показатель достиг 100 %.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной работе поступило 39 обращений от студентов и преподавателей (в том числе 27 вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы). Еще 23 обращения зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Как рассказала на совещании первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, обращения были на разные темы, в том числе: об обучении в СПбГУ, об использовании системы онлайн-прокторинга «Экзамус» (Почему СПбГУ использует систему прокторинга?), об отчислении студента в связи с обучением с использованием ИКТ, о несогласии с результатами оценки зачета по элективной дисциплине «Философия», об условиях получения диплома СПбГУ с отличием, о порядке выбора научного руководителя ВКР (О порядке выбора научного руководителя ВКР), об оказании помощи Марселю Люку Гуатера (Об оказании помощи Марселю Люку Гуатера), о возможности предоставления академического отпуска, об учебной нагрузке студентов СПбГУ, об условиях студенческого обмена, о вакцинации иностранного обучающегося для прохождения практики, о выдаче документов из личного дела, о выдаче статусных справок, о проведении зимней промежуточной аттестации исключительно с применением ИКТ, о размещении дипломной работы в репозитории. По всем обращениям проводятся проверки и оперативно направляются ответы.
Марина Юрьевна на совещании подробнее рассказала о некоторых обращениях. Одно из них касалось финансовой помощи студентке, отправившейся по обмену в Университет Хельсинки (Финляндия). М. Ю. Лаврикова напомнила, что Университет Хельсинки является партнером СПбГУ с 1993 года. По соглашению между университетами в течение учебного года в академическом обмене принимают участие с обеих сторон в общей сложности не более шести студентов (на семестр), либо не более троих студентов (на полный учебный год). Университет Хельсинки является одним из самых востребованных университетов среди студентов СПбГУ: среднее количество поданных заявлений в рамках одного конкурса на участие в программах академической мобильности — 25–30.
Порядок и условия академического обмена зафиксированы в приложении № 1 к приказу от 02.09.2021 № 8408/1 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на участие обучающихся СПбГУ в программах академической мобильности», в соответствии с соглашением между СПбГУ и Университетом Хельсинки. Протоколом об обмене студентами предусмотрена стипендия, покрывающая расходы на проживание, при этом объем выплачиваемой стипендии в договоре не уточнен (п. 2.4.1 соглашения с Университетом Хельсинки). Окончательный объем стипендии определяется принимающим вузом самостоятельно и указывается в письме-приглашении (acceptance letter), которое является основанием для подачи заявки на визу. Стипендия Университета Хельсинки в зависимости от семестра в прошлые годы составляла от 450 до 600 евро. При учете стоимости проживания в общежитии в Хельсинки, которая составляет от 300 до 400 евро, эта стипендия полностью покрывала расходы на проживание, часть средств оставалась на личные расходы студентов. По решению Университета Хельсинки, студентке была назначена стипендия в размере 450 евро в месяц для покрытия расходов на проживание.
В связи с изменением финансовых условий в Университете Хельсинки, закрытием программы FIRST (Российско-финская программа студенческих обменов, финансируемая Министерством образования и культуры Финляндии, предоставляющая гранты для российских студентов), а также с учетом многолетнего плодотворного сотрудничества между Университетом Хельсинки и СПбГУ заместителем ректора по международной деятельности Сергеем Владимировичем Андрюшиным прорабатывается возможность включения Университета Хельсинки в список приоритетных вузов-партнеров СПбГУ.
Включение Университета Хельсинки в список приоритетных вузов-партнеров СПбГУ даст возможность оказать дополнительную финансовую поддержку студентам в виде выплаты единовременной стипендии в размере 50000 рублей со стороны СПбГУ в объеме 1 квоты в семестр. Данной выплаты будет достаточно, чтобы покрыть транспортные расходы, медицинскую страховку, часть средств останется на личные расходы обучающегося.
В Виртуальную приемную поступило обращение от выпускника Университета с просьбой разобраться в вопросе, связанном с гражданином Камеруна (Об оказании помощи Марселю Люку Гуатера), который после тяжелой операции оказался без помощи и поддержки. Заявитель, ссылаясь на публикацию издания «Бумага», обращает внимание руководства Университета на тяжелую ситуацию иностранного гражданина.
В ответе на обращение выпускника разъяснено, что в СПбГУ по основным и дополнительным программам, а также на подготовительном отделении обучающегося с именем и фамилией указанного иностранного гражданина нет, также его не было в списках абитуриентов СПбГУ. Исходя из информации в открытых источниках (Пришли на помощь: петербуржцы собирают деньги для тяжелобольного студента из Камеруна), можно предположить, что молодой человек, вероятно, был студентом Института искусств и реставрации.
Также за прошедшую неделю в адрес первого проректора по учебной работе поступило множество обращений об использовании прокторинга при сдаче зачетов в рамках зимней промежуточной аттестации. На поставленные вопросы были направлены развернутые ответы, которые доступны на сайте Университета в разделе «Виртуальная приемная» (Почему СПбГУ использует систему прокторинга?; О прокторинге на промежуточной аттестации; Об использовании системы прокторинга при проведении зачетов и экзаменов; О пересдаче с использованием системы прокторинга; Об эффективности использования системы прокторинга; Будет ли совершенствоваться работа прокторинга?).
М. Ю. Лаврикова сообщила: по информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, занятия проходят по расписанию в смешанном формате или в формате с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Марина Юрьевна добавила, что в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты жизни и здоровья обучающихся, профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с учетом текущей эпидемиологической ситуации и предложений, поступивших от руководителей учебно-научных подразделений Университета, издан приказ «Об утверждении Порядка проведения промежуточной аттестации в 2021/22 учебном году» от 25.11.2021 № 11399/1. Он устанавливает организационные требования к проведению промежуточной аттестации, особенности проведения зачетов, экзаменов и показов работ с использованием информационно-коммуникационных технологий, оформление и учет результатов промежуточной аттестации с использованием информационно-коммуникационных технологий, контроль проведения промежуточной аттестации с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Как рассказала М. Ю. Лаврикова, встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.
На встречах руководителей Института философии, факультетов искусств, биологического, социологии, прикладной математики — процессов управления, свободных искусств и наук с представителями студенческих советов обсуждались меры стимулирования вакцинации среди обучающихся. Декан биологического факультета остановился на биологических и медицинских аспектах действия вируса SARS-CoV-2, напомнил о возможных последствиях заражения, а также о том, что от количества вакцинированных в коллективе будет зависеть формат обучения. Студентам разъяснена необходимость вакцинации, а также важность отражения сведений о вакцинации в Личном кабинете обучающегося.
На встрече директора Института химии с представителями студенческого совета обсуждался формат учебного процесса для тех, кто вынужден обучаться дистанционно. Директор института подчеркнула, что для обучающихся по направлению «Химия» важно получение практических навыков. Для студентов, которые вынуждены обучаться в дистанционном формате, предусмотрен индивидуальный план выполнения лабораторных работ. Также директору института поступил вопрос об организации вакцинации иностранных обучающихся. Она пояснила, что информация по этому вопросу была размещена в материалах Виртуальной приемной (О вакцинации российских и иностранных студентов СПбГУ от COVID-19 и гриппа).
Руководители Института истории, факультета социологии, физического, биологического, экономического факультетов в ходе встреч с представителями студенческих советов давали разъяснения об организации промежуточной аттестации по дисциплинам, реализуемым в формате онлайн-курсов. Первый заместитель декана биологического факультета попросила членов студенческого совета разъяснить обучающимся, что процедура сдачи зачетов с помощью прокторинга имеет четкие правила, напомнила об информационном ролике по данной теме (Материалы ректорского совещания от 09.08.2021) и попросила в письменном виде собрать вопросы студентов об использовании платформы «Экзамус». Она также добавила, что разъяснения по вопросам сдачи зачетов с использованием прокторинга можно получить у директора Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ. Если студенты заинтересованы в этом, с ним можно организовать встречу.
Директор Института истории во время встречи со студентами сообщил, что дал подробный письменный ответ на обращение председателя студсовета института по поводу использования системы «Экзамус» и рассказал о его содержании. В частности, напомнил, что задания на зачетах и экзаменах необходимо выполнять самостоятельно. Директор института также напомнил студентам, что в инструкции, рассылаемой каждому перед итоговой аттестацией, есть подробный перечень нарушений, которые влекут за собой отрицательный результат прохождения прокторинга (систематический увод взгляда от экрана, использование телефона, помощь третьих лиц и прочее). Прокторы просматривают видеозапись и выставляют статус по совокупности действий студента. В случае получения оценки «не зачтено» студент имеет право дважды пересдать зачет, при этом второй раз — только аттестационной комиссии. Решение аттестационной комиссии является окончательным. Также директор института отметил, что по всем другим вопросам, связанным с обучением, универсанты могут обращаться к начальнику учебного отдела.
Также на встрече директора Института истории с председателем студенческого совета разбирался поднятый студентом вопрос о систематических опозданиях одного из преподавателей на лекции. Для решения данного вопроса директор института попросил представить подробную информацию в письменном виде о том, в каких группах произошел такой инцидент, с указанием преподаваемых дисциплин.
Отмена госэкзамена в 2020 году и предоставление выпускникам 2020 года права сдать госэкзамены в 2021 году
В связи с особой ситуацией, вызванной противоэпидемическими ограничениями из-за пандемии COVID-19, в соответствии с приказом от 28.04.2020 № 3706/1 «О внесении изменений в учебно-методическую документацию в части государственной итоговой аттестации в 2019/20 учебном году», в мае-июне 2020 года проведение выпускного аттестационного испытания в форме государственного экзамена по основным образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования было отменено (за исключением основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Юриспруденция» и программ ординатуры).
Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова напомнила, что в Виртуальную приемную в 2020 году обратились два студента, заканчивавших обучение в СПбГУ по программам бакалавриата по направлению «Востоковедение и африканистика», Михаил Игнатьев и Рафик Керимов. В своих обращениях они выражали обеспокоенность тем, что отсутствие выпускных экзаменов не дает возможности подтвердить на государственном уровне знание редких восточных языков. Отсутствие итоговых экзаменов в дипломах могло, по их мнению, негативно отразиться на их дальнейшем трудоустройстве и поступлении в магистратуру СПбГУ.
С учетом поступивших обращений выпускников 2020 года по вопросам «официального подтверждения» приобретенных ими в процессе обучения в Университете знаний, умений и навыков, было принято решение предоставить каждому желающему, у кого государственный экзамен в 2020 году был отменен, возможность сдать такой экзамен во время государственной итоговой аттестации в 2021 году (Материалы ректорского совещания от 19.05.2020).
В 2021 году от выпускников бакалавриата СПбГУ 2020 года по направлению «Востоковедение и африканистика» поступило три заявления с просьбой допустить их к сдаче итогового государственного экзамена.
Все выпускники 2020 года в 2021 году сдали государственные экзамены по дисциплинам «Китайский язык», «Французскй язык», «Тайский язык», «Английский язык», «Японский язык» с оценкой «отлично», им выданы соответствующие документы о выполнении программы ГИА в форме государственного экзамена.
О разработке аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования
В июне 2018 года ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев, ректор ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Николаевич Шохин обратились к президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину с просьбой поручить Правительству России провести изменения в системе контроля и оценки качества высшего образования.
Проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова напомнила, что по поручению ректора представители СПбГУ были включены в рабочую группу при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при правительственной комиссии по проведению административной реформы под руководством сопредседателя центрального штаба ОНФ, руководителя фонда «Талант и успех» Елены Владимировны Шмелевой и статс-секретаря — заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Михайловича Рукавишникова.
Э. А. Зелетдинова рассказала, что работа по изменению модели государственной аккредитации образовательной деятельности шла более трех лет. За это время были направлены десятки предложений и экспертных заключений со стороны СПбГУ, почти все из которых были учтены.
Вслед за внесением изменений в Федеральный закон «Об образовании» была разработана и утверждена модель новых аккредитационных показателей — вместо критериев, которые были основаны только на требованиях ФГОС. Кроме того, ранее эти показатели не всегда были четко определены, поэтому возникала возможность их свободной интерпретации со стороны экспертов Рособрнадзора. Особенно эта проблема затрагивала вузы, имеющие право работы по собственным образовательным стандартам.
Новые аккредитационные показатели по образовательным программам высшего образования вступают в силу с 1 марта 2022 года и будут действовать до 1 сентября 2024 года. Работа над новой моделью аккредитации продолжается. В настоящее время идет работа над методикой применения установленных показателей.
Направление подготовки «Теология» включено в лицензию на осуществление образовательной деятельности
С 26 октября по 22 ноября на основании приказа Рособрнадзора № 1405 от 22.10.21 проведена внеплановая проверка ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» в связи с заявлением о включении в лицензию на осуществление образовательной деятельности нового направления магистратуры «Теология».
Проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова сообщила, что основанием для заявления о лицензировании послужила новая образовательная программа высшего образования «Иудейская теология» по направлению «Теология», разработанная под руководством профессора кафедры еврейской культуры Игоря Романовича Тантлевского (утверждена распоряжением от 06.02.2020 № 315).
Э. А. Зелетдинова отметила, что в подготовке Университета к лицензированию участвовали специалисты различных служб и управлений. Они готовили учебно-методическую документацию программы, проверяли здания и сооружения на соответствие установленным нормам, в том числе их приспособленность для людей с ограниченными возможностями здоровья, что является особым объектом проверки.
Проверка Рособрнадзора состоялась 19 ноября: был проведен осмотр здания на Менделеевской линии, д. 5а (Институт философии) с использованием средств дистанционного взаимодействия (по аудио- и видеосвязи).
В ходе проверки выявлено:
- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, которое предполагается использовать при осуществлении образовательной деятельности по заявленной к лицензированию основной профессиональной образовательной программе «Теология»
- наличие разработанной и утвержденной заявленной к лицензированию основной профессиональной образовательной программы
- наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие в представленных документах недостоверной или искаженной информации
- подтверждена достоверность сведений, содержащихся в заявлении лицензиата
В адрес СПбГУ поступило письмо Рособрнадзора о принятии положительного решения.
Участие СПбГУ в проведении олимпиады «Я — профессионал»
Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» — один из флагманских проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей», реализуемый при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. По результатам конкурсного отбора, проводимого Ассоциацией организаторов студенческих олимпиад «Я — профессионал», Университет получил право проводить всероссийскую олимпиаду студентов «Я — профессионал» по четырем направлениям: «Филология», «Лингвистика», «География» и «Юриспруденция» (СПбГУ стал организатором сразу четырех направлений Всероссийской студенческой олимпиады «Я — профессионал»).
Проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич отметил: если по направлениям «Филология» (в сезоне 2019/20 учебного года направление называлось «Языкознание и литературоведение») и «Юриспруденция» Университет будет проводить олимпиаду уже в четвертый раз, то направления «Лингвистика» и «География» являются новыми.
А. В. Бабич рассказал, что количество участников отборочного этапа олимпиады растет из года в год: если в 2019/20 учебном году по направлению «Юриспруденция» приняло участие 3179 человек, по направлению «Языкознание и литературоведение» — 1908 человек, то в 2020/21 учебном году по направлению «Юриспруденция» — 5094 человека (рост на 60 %), по направлению «Языкознание и литературоведение» — 2577 человек (рост на 35 %). Можно говорить о существенном интересе обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры к участию во всероссийской олимпиаде студентов «Я — профессионал» (Стартовал пятый, юбилейный сезон студенческой олимпиады «Я — профессионал»).
Регистрация участников на отборочный этап олимпиады продлится до 7 декабря, а сам отборочный этап пройдет с 10 по 26 декабря 2021 года.
Александр Вячеславович подчеркнул, что олимпиада проводится в тесном сотрудничестве с работодателями-партнерами, среди которых: Русское географическое общество, Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Институт лингвистических исследований РАН, ГК «Просвещение», ГК «Геоскан», EF Education First — международная образовательная компания, специализирующаяся на зарубежных языковых программах, Storytel — один из самых крупных мировых подписных сервисов аудио- и электронных книг, лекций и подкастов, Альфа-Банк, юридические компании Versus Legal и Dentons, Нотариальная палата Санкт-Петербурга и другие.
Результаты участия СПбГУ в конкурсе на получение грантов Российского научного фонда
30 ноября Российский научный фонд подвел итоги самого массового в линейке фонда конкурса — на финансирование научных исследований малых отдельных научных групп. На конкурс поступило более девяти тысяч заявок, по результатам экспертной оценки поддержку получили 1822 проекта.
25 % руководителей поддержанных проектов — молодые ученые в возрасте до 39 лет включительно, 34 % руководителей — женщины. Поддержанные проекты будут выполняться в 2022–2023 годах небольшими научными группами до четырех человек. Средний размер гранта на выполнение проекта составляет 1,49 млн рублей в год. В четверку лидеров по числу победителей вошли МГУ (131), СПбГУ (93), УРФУ (29), НИУ ВШЭ (27).
Как отметил проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, на конкурс от СПбГУ была подана 301 заявка, поддержано 93 заявки (31 % от поданного количества заявок СПбГУ), из которых 15 проектов — под руководством молодых ученых в возрасте до 39 лет.
Приведены сравнительные данные по количеству поданных и поддержанных заявок СПбГУ по областям знаний и подразделениям.
По отраслям знаний:
Отрасль знаний |
Подано |
Поддержано |
% |
---|---|---|---|
Математика, информатика и науки о системах |
24 |
6 |
25 % |
Физика и науки о космосе |
33 |
10 |
30 % |
Химия и науки о материалах |
48 |
11 |
23 % |
Биология и науки о жизни |
37 |
14 |
38 % |
Фундаментальные исследования для медицины |
11 |
3 |
27 % |
Сельскохозяйственные науки |
4 |
3 |
75 % |
Науки о Земле |
32 |
10 |
31 % |
Гуманитарные и социальные науки |
99 |
34 |
34 % |
Инженерные науки |
13 |
2 |
15 % |
Общий итог |
301 |
93 |
31 % |
По структурным подразделениям:
Структурное подразделение |
Подано |
Поддержано |
% |
---|---|---|---|
Физический факультет |
55 |
14 |
25 % |
Институт химии |
40 |
13 |
33 % |
Биологический факультет |
36 |
19 |
53 % |
Институт наук о Земле |
26 |
8 |
31 % |
Математико-механический факультет |
23 |
3 |
13 % |
Факультет психологии |
18 |
13 |
72 % |
Институт истории |
14 |
5 |
36 % |
Институт философии |
12 |
5 |
42 % |
Факультет прикладной математики — процессов управления |
10 |
1 |
10 % |
Филологический факультет |
10 |
4 |
40 % |
Факультет социологии |
9 |
1 |
11 % |
Экономический факультет |
9 |
0 |
0 % |
Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» |
5 |
1 |
20 % |
Факультет политологии |
5 |
0 |
0 % |
Восточный факультет |
4 |
2 |
50 % |
Медицинский факультет |
4 |
0 |
0 % |
Факультет математики и компьютерных наук |
4 |
2 |
50 % |
Факультет международных отношений |
3 |
2 |
67 % |
Факультет свободных искусств и наук |
3 |
0 |
0 % |
Юридический факультет |
3 |
0 |
0 % |
Институт «Высшая школа менеджмента» |
2 |
0 |
0 % |
Клиника высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова |
1 |
0 |
0 % |
Научно-образовательный центр «Математическая робототехника и искусственный интеллект» |
1 |
0 |
0 % |
Научный центр мирового уровня «Агротехнологии будущего» |
1 |
0 |
0 % |
Центр технологий распределенных реестров СПбГУ |
1 |
0 |
0 % |
Внешний пользователь |
2 |
0 |
0 % |
Общий итог |
301 |
93 |
31 % |
Наибольшая результативность по количеству поданных и поддержанных заявок (учитывались области знаний, на которые подано более 20 заявок) отмечена по области знаний «Биология и науки о жизни» (38 % или 14 заявок из 37), наименьшая результативность — «Химия и науки о материалах» (23 % или 11 из 48).
Лидерами по количеству поддержанных заявок стали коллективы биологического факультета (19 заявок), физического факультета (14 заявок), Института химии (13 заявок), факультета психологии (13 заявок).
Абсолютным лидером по количеству поддержанных заявок в Санкт-Петербурге стал СПбГУ (93), на втором месте — ИТМО (18), на третьем месте — Политех (13).
Представлена статистика полученных грантов научно-образовательными организациями Санкт-Петербурга.
Наименование организации |
Кол-во грантов |
---|---|
Санкт-Петербургский государственный университет |
93 |
Национальный исследовательский университет ИТМО |
18 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
13 |
Институт эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова Российской академии наук |
10 |
Зоологический институт Российской академии наук |
9 |
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена |
9 |
Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе Российской академии наук |
9 |
Ботанический институт имени В. Л. Комарова Российской академии наук |
6 |
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ имени В. И. Ульянова (Ленина) |
6 |
Санкт-Петербургский Федеральный исследовательский центр Российской академии наук |
6 |
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук |
5 |
Институт цитологии Российской академии наук |
5 |
Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии |
4 |
Институт геологии и геохронологии докембрия Российской академии наук |
4 |
Институт истории материальной культуры Российской академии наук |
4 |
Институт физиологии имени И. П. Павлова Российской академии наук |
4 |
Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет имени Ж. И. Алферова Российской академии наук |
4 |
Институт высокомолекулярных соединений Российской академии наук |
3 |
Институт лингвистических исследований Российской академии наук |
3 |
Институт экспериментальной медицины |
3 |
Санкт-Петербургское отделение Математического института имени В. А. Стеклова Российской академии наук |
3 |
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт |
2 |
Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений |
2 |
Концерн «Центральный научно-исследовательский институт „Электроприбор“» |
2 |
Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова Министерства здравоохранения Российской Федерации |
2 |
Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н. Н. Петрова Министерства здравоохранения Российской Федерации |
2 |
Ордена Трудового Красного Знамени Институт химии силикатов имени И. В. Гребенщикова Российской академии наук |
2 |
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова |
2 |
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) |
2 |
Агрофизический научно-исследовательский институт |
1 |
Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова |
1 |
Всероссийский научно- исследовательский геологический институт имени А. П. Карпинского |
1 |
Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук |
1 |
Институт проблем машиноведения Российской академии наук |
1 |
Институт электрофизики и электроэнергетики Российской академии наук |
1 |
Научный фонд «Международный центр по окружающей среде и дистанционному зондированию имени Нансена» |
1 |
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I |
1 |
Санкт-Петербургский горный университет |
1 |
Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины |
1 |
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени проф. М. А. Бонч-Бруевича |
1 |
Среди поддержанных грантов С. В. Микушев отметил два, которые будут выполняться междисциплинарными коллективами:
- проект «Влияние геометрии околоустьичных клеток на устьичные движения» под руководством профессора кафедры ботаники биологического факультета А. А. Паутова
- проект «Диалог идеологий: формальные модели мировоззренческих дискуссий в рамках еврейской общности в античности и Средневековье» под руководством профессора кафедры еврейской культуры Института философии И. Р. Тантлевского
Сергей Владимирович Микушев обратил внимание участников совещания на то, что в последнее время грантовые условия РНФ претерпели значительные изменения, в том числе стали строже в части целей, на которые можно расходовать средства гранта. А среди победителей грантов СПбГУ — много новичков (в том числе ассистенты и даже инженер). Проректор по научной работе в ближайшее время организует совещание победителей этого конкурса. Директорам и деканам поручено в течение недели собрать в коллективах и представить вопросы авторов заявок в РНФ, касающиеся этих изменений.
Участие СПбГУ в разработке домена «Наука»
23 октября в координационном центре при Правительстве Российской Федерации состоялась официальная презентация платформы «ГосТех». В ходе презентации были обсуждены подходы к разработке конкретных направлений и их наполнению.
Разработка платформы «ГосТех» ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».
Проректор по стратегическому развитию и партнерству Анастасия Сергеевна Ярмош рассказала, что эта платформа будет обеспечивать цифровую трансформацию ключевых направлений деятельности современной российской экономики, она направлена на повышение качества услуг и формирование нового клиентского опыта. По оценке руководителей проекта, на платформу «ГосТех» должны мигрировать более 850 ГИС (государственных информационных систем) федерального уровня и 3700 регионального. Первоочередными направлениями (доменами) и группами сервисов, которые предусмотрены к развертыванию в 2022 году, стали «Здравоохранение», «Наука и образование», «Социальное казначейство», «Строительство», «Госуправление» (под доменами в концепции проекта подразумевается область деятельности государства, имеющая общий сегмент потребителей услуг).
19 ноября по приглашению координационного центра при Правительстве РФ экспертная группа СПбГУ под руководством декана юридического факультета Сергей Александровича Белова была подключена к реализации проекта домена «Наука и образование» для разработки правовой базы предлагаемых для этого направления IT-решений. В настоящий момент архитектура домена «Наука» учитывает большинство необходимых сервисов: от менеджмента заявок на гранты и ведения научно-исследовательских проектов (виртуальный проектный офис) до регистрации результатов интеллектуальной деятельности и доступа к научной инфраструктуре.
Предусмотренные концепцией операционные процессы и принципы работы сервисов затрагивают значительный корпус действующих нормативно-правовых актов и требуют проработки предложений по изменениям, актуализации или разработке принципиально новых документов. Например, в настоящий момент в российском законодательстве отсутствует единообразие в регламентах доступа к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам (условия допуска, перечни услуг, определение стоимости на типовые услуги — единая для РФ «тарификация»), что создает ограничения для безбарьерного доступа и равных условий в пользовании государственным публичным имуществом.
30 ноября в рамках заседания рабочей группы по разработке домена «Наука» при координационном центре было также принято решение о включении в IT-разработку конкретных сервисов и решений команд-разработчиков от вузов. А. С. Ярмош подчеркнула: СПбГУ в настоящий момент является единственным университетом, который своевременно сформировал для участия в проекте команду, полностью соответствующую объявленному профилю, компетенциям, составу, и направил заявку на участие 1 декабря 2021 года. К выполнению IT-задач домена «Наука» команда математико-механического факультета СПбГУ под руководством профессора Андрея Николаевича Терехова приступит уже в первом квартале 2022 года.
Выполнение поручений руководителями учебно-научных подразделений
Каждый руководитель учебно-научного подразделения Университета должен выполнять обязательства, сформулированные в дополнительном соглашении к трудовому договору, заключенному с ним как с деканом факультета или директором института. Эти обязательства далее конкретизируются и уточняются в локальных актах, издаваемых должностными лицами Университета по различным видам деятельности.
Проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев отметил, что руководителям подразделений могут давать и дают поручения как в письменной форме через СЭДД «Дело», так и устно относительно вопросов, находящихся в их зоне ответственности, и чаще всего такие поручения не носят информативный характер. Ответ на поручение о представлении предложений или необходимой информации по тому или иному вопросу не может и не должен ограничиваться словом «ознакомлен».
В. В. Еремеев привел недавний пример: из 27 руководителей учебно-научных подразделений на поручение представить предложения по подготовке публикаций в научных журналах о достижениях ученых СПбГУ к 300-летию Университета (Материалы ректорского совещания от 11.10.2021) ответили только восемь. Но среди этих ответов были, например, такие: «подготовим публикации позже», «юбилейные материалы не котируются в журналах», а некоторые представили список уже опубликованных материалов.
Проректорам по видам деятельности, другим должностным лицам Университета будет поставлена задача незамедлительно информировать проректора по организации работы с персоналом о случаях уклонения руководителей учебно-научных подразделений от решения проблем, стоящих перед Университетом, и невыполнения ими соответствующих поручений. Полученная информация будет использована для принятия оперативных мер воздействия и учета при распределении стимулирующих выплат.
Утвержден перечень имиджевых мероприятий на 2022 год
2 декабря подписан приказ № 11618/1 «Об утверждении перечня имиджевых мероприятий на 2022 год». В перечень вошли 20 крупнейших событий Санкт-Петербургского государственного университета. Среди них — мероприятия, посвященные памятным датам нашей страны (День снятия блокады Ленинграда, День Победы); университетские праздники (День рождения СПбГУ, Посвящение в студенты); крупные форумы (Форум труда, Юридический форум, Экономический форум, Культурный форум, форум «Армия»); крупные выставки (Московский салон образования, Санкт-Петербургский научно-образовательный салон, Петербургский книжный салон, выставка-форум «ВУЗПРОМЭКСПО») и другие. В этом году в перечень имиджевых мероприятий включено торжественное открытие и закрытие сезона в Ботаническом саду СПбГУ.
В 2019 году в Университете состоялось 16 имиджевых мероприятий, в 2020 году — 20, а в 2021 году — 21 имиджевое мероприятие.
Перечень событий, адресованных широкой общественности, традиционно пополняется новыми мероприятиями. Грядущий год не станет исключением. Директорам и деканам предложено ознакомиться с приказом и при наличии предложений и дополнений направить их заместителю по организации публичных мероприятий и сотрудничества с партнерами первого проректора Ольге Леонидовне Тульсановой для учета.
Организация рассылки материалов ректорских совещаний
11 ноября приказом № 10879/1 внесены изменения в порядок организации массовых рассылок в СПбГУ, касающиеся направления универсантам материалов ректорских совещаний. Начальник Управления по связям с общественностью теперь обязан направлять работникам и обучающимся СПбГУ материалы ректорских совещаний в течение трех часов с момента опубликования их на сайте СПбГУ. Материалы ректорских совещаний направляются на корпоративные электронные адреса работников и обучающихся Университета.
О работе по сокращению дебиторской задолженности
Университет уже более десяти лет ведет планомерную работу с целью сокращения дебиторской задолженности. В самом начале разбирались с крупными неплательщиками, но в последние годы все чаще приходится работать «по всем фронтам», со всеми должниками, чтобы вернуть даже небольшие суммы долга.
Заместитель ректора по правовым вопросам Юрий Витальевич Пенов рассказал, что, благодаря многолетним усилиям, задолженность стала сокращаться. Пусть пока и незначительно, однако общая задолженность постепенно уменьшается во многих сферах — и в сфере аренды, и в сфере различных услуг, оказываемых Университетом. Вот пример такой кропотливой работы. Для того чтобы обучающиеся вернули долги за проживание в общежитии, сотрудники хозяйственных служб вынуждены написать и направить каждому должнику уведомление о сумме долга, а затем в случае неисполнения подать иск в суд, чтобы возбудить исполнительное производство. Хорошо, что многие обучающиеся добровольно погашают свои долги и сумма общей задолженности сокращается.
Ю. В. Пенов отметил, что Университет в последнее время в значительном объеме стал заключать лицензионные договоры об использовании продуктов интеллектуальной деятельности — например, программы «Криптовече», позволяющей организациям проводить онлайн-голосование. Но некоторые организации регулярно «забывают» оплатить услуги по предоставлению этого программного продукта. Как показала одна из последних проверок дебиторской задолженности, две научные организации, а также так называемая «Ассоциация выпускников СПбГУ» вовремя не заплатили за использование этой программы. В связи с неуплатой задолженности для этих организаций доступ к программе прекращен.