Участники Всемирного союза массовых открытых онлайн-курсов обсудили перспективы развития и планы на будущее

Состоялось заседание членов правления Всемирного союза массовых открытых онлайн-курсов (МООК), созданного в 2020 году при участии Санкт-Петербургского университета.

Всемирный союз массовых открытых онлайн-курсов включает в себя 20 университетов и образовательных организаций, лидирующих в сфере онлайн-образования по всему миру. Его ключевыми функциями являются совместное обучение, наращивание новых возможностей, распространение новых знаний и продвижение общественных инициатив в сфере онлайн-образования.

СПбГУ — соучредитель и единственный представитель России во Всемирном союзе массовых открытых онлайн-курсов

Открывая заседание, ректор Университета Цинхуа профессор Цю Юн, возглавляющий правление Всемирного союза МООК, подчеркнул важность международного сотрудничества, после чего генеральный секретарь объединения Ван Сяосяо описала главные инициативы прошедшего года и планы на будущее.

В рамках работы союза в 2021 году был реализован ряд инициатив по развитию сотрудничества между университетами и площадками: на платформе XuetangX были размещены новые курсы СПбГУ и Корнельского университета, а сама платформа начала сотрудничество с коллегами из Thai MOOC. Однако самым крупномасштабным проектом, в который были вовлечены практически все члены союза, стал проект Global Hybrid Classroom, предоставивший возможность поучаствовать в онлайн-обмене почти 500 студентам из разных вузов мира. Так, например, в весеннем и осеннем семестрах более 100 студентов СПбГУ также получили возможность обучаться на курсах Университета Цинхуа. В настоящее время университеты планируют совершенствовать такой механизм мобильности для дальнейшего сотрудничества. В дальнейшем к участию в Global Hybrid Classroom планируется привлекать новых партнеров, а также приглашать обучающихся в проекты Global Student Research Training с возможностью использования зачетных единиц в своих вузах.

В ходе заседания с докладами выступили представители университетов и образовательных организаций. Член исполнительного комитета Всемирного союза МООК, директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко призвал коллег к выработке международных стандартов качества онлайн-курсов для дальнейшего применения в работе членов союза и затронул волнующую всех коллег тему использования систем видеофиксации экзамена — прокторинга.

«Дело в том, что искусственный интеллект запрограммирован на определение действий тестируемого с формальной точки зрения, ― пояснил Владимир Старостенко. ― Машина не в состоянии комплексно оценить поведение человека, принимая во внимание всю совокупность факторов, поэтому зачастую внезапное появление в кадре безобидной кошки трактуется как наличие постороннего рядом с экзаменуемым. Поэтому здесь на первый план выходит неоценимая помощь специально обученного человека-проктора, который действует по заданным правилам».

Сдать экзамены не выходя из дома

В связи с актуальностью данной проблемы было предложено инициировать обсуждение опыта вузов и организаций — учредителей союза, а также сложившихся практик при проведении мониторинга прохождения обучающимися контрольных испытаний, в том числе и в рамках обучения с использованием онлайн-курсов, в целях международной стандартизации данного сервиса.

Участники заседания признали важность перемен, происходящих в сфере образования, и отметили, что стратегии развития университетов на сегодняшний день в корне отличаются от ситуации 2020 года, когда новые волны пандемии все еще могли повлечь за собой закрытие кампусов и переход на дистанционный формат. В настоящее время основная задача университетов не противостоять пандемии, а как можно более оперативно реагировать на изменения и исследовать новые возможности и форматы обучения для обеспечения непрерывности образовательного процесса и создания качественной образовательной среды в имеющихся условиях. Также было отмечено, что в условиях растущего объема и разнообразия онлайн-курсов и программ университеты не должны терять мотивации к улучшению качества материалов и непрерывно совершенствовать как технологии и сопутствующие сервисы, так и педагогический дизайн образовательных продуктов.

В первой сессии приняли участие представители Университета Цинхуа, платформы XuetangX, Шанхайского университета Цзяотун (КНР), Санкт-Петербургского университета, Политехнического университета Милана (Италия), Рейнско-Вестфальского технического университета города Ахен (Германия), Центра междисциплинарных исследований (CRI, Франция), платформы Thai MOOC (Таиланд) и Монгольского университета науки и технологий (Монголия).

Похожие материалы