Материалы ректорского совещания
Переговоры с министром иностранных дел Республики Судан и Чрезвычайным и Полномочным Послом Социалистической Республики Вьетнам в РФ
14 июля состоялась встреча ректора СПбГУ Н.М. Кропачева с министром иностранных дел Республики Судан г-жой М. Аль-Махди.
В ходе встречи стороны выразили интерес в развитии сотрудничества и совместной реализации следующих инициатив:
- создание и реализация совместных образовательных программ с ведущими университетами Республики Судан
- содействие МИД Республики Судан и посольства Республики Судан в РФ в приглашении экспертов, включая президента Хартумского университета, для участия в конференции, посвященной истории и культуре Судана, запланированной к проведению в СПбГУ в конце октября 2021 года
- содействие МИД Республики Судан в установлении и развитии сотрудничества с Министерством высшего образования Республики Судан для:
- реализации проекта по открытию представительства СПбГУ на базе одного из ведущих университетов Республики Судан
- открытия Центра тестирования по русскому языку как иностранному в рамках проекта «Кабинет русского языка имени Пушкина», реализуемого в Хартумском университете
- развития научно-образовательного сотрудничества с вузами Республики Судан (в частности, с Хартумским университетом, в связи с прекращением действия рамочного соглашения и соглашения о студенческом обмене)
- научного и академического обмена с Хартумским университетом и другими ведущими вузами Республики Судан, проведения совместных научных исследований в различных областях знаний (медицина, история, литература, религиоведение, экономика и др.)
- организации видеоконференций российских и суданских ученых
- участия студентов СПбГУ и студентов вузов Республики Судан в археологических раскопках в Республике Судан
- размещение ссылки на официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета на сайте министерства и посольства Республики Судан в РФ с целью информирования о потенциале СПбГУ
14 июля состоялась встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с Чрезвычайным и Полномочным Послом Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) в Российской Федерации г-ном Данг Минь Кхоем.
В ходе встречи стороны выразили интерес к развитию сотрудничества по следующим направлениям:
- участие посла СРВ в качестве председателя в совете образовательной программы (СОП) по истории Вьетнама
- издание учебно-методической литературы по вьетнамоведению, а также издание переводов трудов Хо Ши Мина («Законы войны») в Издательстве СПбГУ
- участие посла Вьетнама в написании предисловия к изданию первого комментированного перевода, модернизированного Хо Ши Мином в 1946 году, трактата Сунь-Цзы «Законы войны»
- оказание поддержки со стороны Санкт-Петербургского государственного университета посольству Вьетнама в проведении экспертизы литературы по Вьетнаму и для Вьетнама, переведенной на русский язык
- содействие посольства Вьетнама:
- в увеличении количества образовательных программ СПбГУ с вьетнамским компонентом, включая разработку и реализацию образовательной программы «Туризм с изучением Вьетнама и вьетнамского языка»
- в обеспечении учебно-методической литературой и приглашении преподавателей из Вьетнама для создания и реализации новых образовательных программ
- в увеличении количества вьетнамских студентов в СПбГУ как в рамках собственного отбора, так и по гослинии
- содействие посольства Вьетнама в установлении контактов с Министерством высшего образования Вьетнама и заключении соглашения между СПбГУ и Министерством высшего образования Вьетнама
- содействие посольства в решении вопроса об организации практики для студентов СПбГУ во Вьетнаме (университеты в Ханое и Хошимине)
- организация визита ректора СПбГУ во Вьетнам (после окончания пандемии) для проведения встреч с представителями Министерства высшего образования Вьетнама, ректорами ведущих вузов Вьетнама, организованных при поддержке посольства Вьетнама в РФ
Директорам и деканам предложено направить предложения по направлениям сотрудничества с Республикой Судан и Социалистической Республикой Вьетнам.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 71 обращение от студентов и преподавателей (в том числе 11 вопросов учебно-методического характера), 20 обращений поступило на электронную почту проректора.
Обращения на разные темы: о возможности получения диплома СПбГУ, о возможности получения архивной справки, о возможности отсрочки оплаты за обучение, о переводе, о изучении второго языка на направлении «Международные отношения», о прокторинге, о въезде иностранных обучающихся, об отправке диплома почтой, о повторной защите ВКР, о несогласии с выставленной оценкой, о предоставлении статусных справок, о выходе из отпуска по уходу за ребенком. По всем обращениям проводятся сбор информации и проверки при участии сотрудников различных служб Университета, своевременно направляются ответы.
Например, поступило обращение от студента по специальности «Лечебное дело» с вопросом, планируются ли в текущем учебном году дополнительные заседания комиссии по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала.
В соответствии с приказом от 02.02.2021 № 798/1, заседания комиссии прошли 19 и 26 февраля 2021 года. По мнению обучающегося, в связи с тем, что заболеваемость в Санкт-Петербурге увеличивается, в лечебных учреждениях (в том числе в «красной зоне» по COVID-19) увеличивается потребность в среднем медицинском персонале, поэтому студенты заинтересованы в получении допуска к осуществлению медицинской деятельности.
Заявителю сообщено, что (в соответствии с п. 13 приказа Министерства здравоохранения РФ от 27 июня 2016 года № 419н «Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала») перечень документов, необходимых для сдачи экзамена, информация о сроках, месте и времени их приема, времени и месте проведения экзамена размещаются комиссией в общедоступных местах в помещениях образовательной организации не позднее чем за две недели до даты проведения экзамена, а также на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Комиссия по допуску к осуществлению медицинской деятельности). В случае принятия решения о проведении заседаний комиссии по допуску к осуществлению медицинской деятельности в иные периоды информация будет доведена до обучающихся в установленные сроки указанными способами.
Необходимо иметь в виду, что в настоящее время большинство членов комиссии находится в ежегодном отпуске. Планируется, что график заседаний этой комиссии будет определен в конце августа перед началом 2021/22 учебного года.
По информации от большинства руководителей УНП, учебный процесс завершен, у обучающихся каникулярное время. По некоторым направлениям проводятся практики. До 28.07.21 продолжается вручение дипломов выпускникам образовательных программ СПбГУ.
Руководители большинства УНП за прошедшую неделю встречи с представителями студенческого сообщества не проводили в связи с каникулярным временем.
Новый Порядок зачета результатов освоения онлайн-курсов
Приказом от 14.07.2021 № 7249/1 утвержден новый Порядок зачета результатов освоения онлайн-курсов обучающимися СПбГУ. Ранее изданные приказы и изменения в них утратили силу. По сравнению с предыдущим порядком внесены следующие дополнения.
- В соответствии с приказом от 16.06.2021 № 6514/1 «О внесении изменений в правила обучения в СПбГУ», установлено, что обучающийся, которому произведен зачет результатов освоения онлайн-курса, переводится на обучение по индивидуальному учебному плану.
- Расширен список случаев, в которых может быть принято решение о зачете (в частности, если онлайн-курс включен в каталог рекомендуемых УМК или прошел экспертизу научного руководителя образовательной программы и получил положительное заключение).
- Обучающиеся СПбГУ могут осваивать онлайн-курсы, предлагаемые ведущими образовательными организациями мира и глобальными образовательными онлайн-платформами. К ведущим образовательным организациям мира относятся в том числе образовательные организации, входящие в число 300 лучших по международным рейтингам: Academic Ranking of World Universities, The Times Higher Education World University Rankings и QS World University Rankings, Московский международный рейтинг «Три миссии университета», мировой рейтинг университетов (U.S. News Best Global Universities).
Каталог онлайн-курсов, рекомендуемых УМК обучающимся, актуализируется не позднее, чем за две недели до начала каждого семестра и размещается на сайте СПбГУ.
Об организации приема и информировании о нем
В средствах массовой информации появляются материалы, которые позиционируются их авторами как аналитические, однако, к сожалению, с профессиональной точки зрения, содержание этих материалов говорит о том, что авторы слабо знакомы с темой, о которой пишут. При этом некоторые утверждения и выводы, содержащиеся в таких статьях, просто дезинформируют читателей. А для абитуриентов и их родителей зачастую именно средства массовой информации являются ориентиром при принятии тех или иных решений.
Приводился пример, который достаточно наглядно это показывает. Издание «Фонтанка» опубликовало статью, посвященную приему в образовательные организации высшего образования, под названием «Прием! Прием! Как слышно? Вузы Петербурга привлекают все больше бюджетников».
Авторы статьи в самом ее начале пишут: «В прошлом году незанятыми оказались более 15 тысяч коммерческих мест. Ректорам, похоже, проще добиться от Минобра расширения квоты и получить деньги от государства, чем привлечь платежеспособных абитуриентов». Уже этим предложением они показывают свою некомпетентность в вопросе формирования и распределения контрольных цифр приема.
В соответствии с действующим законодательством, вначале Министерством науки и высшего образования РФ ведется работа по формированию общих объемов контрольных цифр приема. В этой работе принимают участие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также центры ответственности — это федеральные органы государственной власти, отвечающие за реализацию государственной политики в тех или иных сферах (Минтранс России, Минкульт России, Минздрав России и т. п.).
Таким образом, ни ректоры вузов как должностные лица, ни вузы как образовательные организации в определении общих объемов контрольных цифр приема участия не принимают. Связано это с тем, что контрольные цифры приема формируются не исходя из потребностей вузов, а исходя из потребности экономик субъектов Российской Федерации и отдельных отраслей.
Когда общие объемы контрольных цифр приема сформированы и утверждены приказом Министерства науки и высшего образования РФ, это министерство объявляет открытый публичный конкурс между образовательными организациями на распределение утвержденного объема контрольных цифр приема. Таким образом, возникает вопрос, как ректоры вузов могут «добиться от Минобра расширения квоты», когда и квоты-то никакой нет?
Далее авторы статьи пишут: «Одно из побочных явлений — резкий рост „целевых“ мест, которые оплачиваются ведомствами, госкомпаниями и регионами».
Эта информация тоже не соответствует действительности и дезинформирует читателей, поскольку «целевые» места — это те же бюджетные места, которые не оплачиваются никакими «ведомствами, госкомпаниями и регионами». При этом количество «целевых» мест определяется Правительством РФ, исходя из потребностей тех или иных сфер в высококвалифицированных кадрах. Целевое обучение — это способ восполнения кадрового дефицита в тех отраслях, в которых рынок не может его качественно восполнить.
Поэтому-то и неслучайно: «наиболее яркие представители этого движения — медвузы, у которых зачастую даже указывается, в каких конкретно регионах смогут работать выпускники, прошедшие по целевым квотам».
Относительно же приема на платную основу обучения применительно к Университету авторы пишут: «даже лидер рынка городского образования — СПбГУ в прошлом году из 1811 отведенных под них мест сумел заполнить 1765».
Это утверждение выглядит странным, поскольку в 2020 году в Университет на платную основу обучения был зачислен 3441 обучающийся. Анализировать данные, относящиеся к другим вузам, могут только сами эти вузы, но, учитывая качество данных, приведенных по нашему Университету, можно предположить, насколько достоверна информация о других вузах.
В связи с этим подчеркивалось, что при принятии тех или иных решений, связанных с поступлением в вузы, абитуриентам следует руководствоваться информацией, размещаемой на официальных сайтах вузов, и с большой осторожностью относиться к подобного рода публикациям в средствах массовой информации.
На ректорском совещании отмечалось, что не только официальные СМИ, но и разного рода интернет-ресурсы, информацию в которых размещают частные лица, порой публикуют недостоверную информацию о поступлении в Университет (например, о платных онлайн-курсах, освоение которых, якобы, дает какие-то дополнительные баллы при поступлении в СПбГУ: Об официальных источниках информации о приеме).
В Виртуальную приемную СПбГУ поступают обращения абитуриентов с вопросами о допуске их к конкурсу, в том числе содержащие негативную оценку работы сотрудников комиссии по приему документов в части сроков рассмотрения их заявлений и документов.
При этом анализ данных обращений показывает, что, к сожалению, абитуриенты зачастую представляют неполный комплект документов, что не позволяет допустить их к конкурсу (например, не прикладывают заявление о приеме, копию документа, удостоверяющего личность, не прикладывают согласие на обработку персональных данных и т. п.). Для разъяснения требований Правил приема сотрудникам комиссии по приему документов приходится связываться с поступающими. Коммуникация с поступающими осуществляется посредством телефонной связи и электронной почты. Информация, содержащая контактные телефоны и адреса электронной почты, по которым абитуриенты могут задать интересующие их вопросы сотрудникам комиссии по приему документов, размещена на странице Приемной комиссии Университета портала СПбГУ (Контакты информационного центра приемной комиссии СПбГУ).
Так, например, одна из заявительниц создала заявление о приеме в информационной системе «Личный кабинет поступающего» 11.07.2021 в 12:57. Первый раз загрузила скан-копию заявления о приеме в Личном кабинете 12.07.2021 в 23:07. Вместе с заявлением загрузила скан-копию документа, удостоверяющего личность, скан-копию документа об образовании, фотографию, скан-копию свидетельства СНИЛС. Спустя сутки (13.07.2021 в 22:45) загрузила скан-копию заявления о согласии на обработку персональных данных. В заявлении о приеме, загруженном 12.07.2021, отсутствовала личная подпись поступающего, в связи с чем 14.07.2021 в 12:35 заявительница повторно загрузила указанный документ уже в исправленном виде. В тот же день в 12:41 заявление было принято в работу, в 12:55 поступающая была допущена к участию в конкурсе.
Но свое обращение в Виртуальную приемную СПбГУ (с вопросом: почему ее «долго» не включают в число абитуриентов, допущенных к конкурсу) заявительница направила 13.07.2021 в 22:57, то есть через несколько минут после того, как подгрузила обязательный для допуска к конкурсу документ — согласие на обработку персональных данных, при этом не оформив свое заявление надлежащим образом (не поставив подпись на заявлении).
Отмечалось, что в 2021 году количество заявлений о приеме, обрабатываемых комиссией по приему документов, существенно увеличилось (почти в 2,5 раза, по сравнению с 2020 годом: 50 934 заявления, поступивших на 18.07.2021, против 21 972 заявлений на ту же дату прошлого года). Несмотря на возросший объем работы, сотрудники комиссии по приему документов обеспечивают оперативную обработку поступающих документов, консультирование поступающих и их родителей (законных представителей).
Участники совещания приводили и другие примеры безответственного поведения абитуриентов. Например, весьма распространена ошибка, когда абитуриент подает документы на образовательную программу, хотя его балл ЕГЭ меньше указанного нижнего порога, и ждет, когда же его зачислят на обучение. Директора и деканы говорили о том, что уровень безответственности, который демонстрируют абитуриенты, может стать предметом специального изучения педагогами, психологами, социологами.
Наукометрические показатели СПбГУ
Был проведен анализ наукометрических показателей СПбГУ в сравнении с данными других российских научных и образовательных организаций (по приоритетным направлениям Программы развития СПбГУ).
В настоящее время одним из наиболее распространенных показателей цитируемости публикаций при анализе данных о публикационной активности является показатель CNCI (Category Normalized Citation Impact). В этом показателе цитируемость публикаций делится на среднюю цитируемость по предметной категории или группе категорий, что позволяет сравнивать уровень относительной цитируемости выборок публикаций, принадлежащих к разным предметным областям (Презентация).
ПНР — 1. Нанотехнологии и материаловедение
За период с 2004 по 2013 год показатель CNCI СПбГУ по данному направлению ПНР был 0,62, в топ-1000 авторов, опубликовавших статьи по данному направлению, было 27 человек.
По показателю CNCI по данному направлению ПНР среди представленных организаций лидером был Институт теоретической и экспериментальной физики имени А. И. Алиханова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (с показателем — 1,61), а по количеству авторов — МГУ (с показателем — 84).
За период с 2010 по 2019 год показатель CNCI СПбГУ, в сравнении с предыдущим периодом, увеличился до 0,74, но так и не достиг среднемирового уровня (1,0), свидетельствующего об уровне научных исследований, сравнимых со средним мировым значением (CNCI меньше 1,0 свидетельствует в том числе об отсутствии актуальности в научных исследованиях по данному направлению). Однако количество авторов из СПбГУ увеличилось и достигло (в топ-1000) 30 человек. Наибольший прирост по показателю CNCI по данному направлению продемонстрировали Институт теоретической и экспериментальной физики имени А. И. Алиханова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» — до 2,16 и Московский физико-технический институт — до 0,93.
ПНР — 2. Биомедицина и здоровье человека
За период с 2004 по 2013 год показатель CNCI СПбГУ по данному направлению ПНР был 0,65, в топ-1000 авторов, опубликовавших статьи по данному направлению, было девять человек.
По показателю CNCI по данному направлению ПНР среди представленных организаций лидером был Саратовский государственный университет — 1,03, а по количеству авторов — РАН (с показателем — 224).
За период с 2010 по 2019 год показатель CNCI СПбГУ, в сравнении с предыдущим периодом, значительно увеличился и достиг среднемирового значения — 1,06. Возросло и количество авторов из СПбГУ (в топ-1000) — 21 человек. Все представленные организации (за исключением Саратовского государственного университета) продемонстрировали рост показателя CNCI, но только двум удалось достичь среднемирового уровня — СПбГУ и Московскому физико-техническому институту.
ПНР — 3. Информационные системы и технологии
За период с 2004 по 2013 год показатель CNCI СПбГУ по данному направлению ПНР был 0,77, в топ-1000 авторов, опубликовавших статьи по данному направлению, было 52 человека.
По показателю CNCI по данному направлению ПНР среди представленных организаций лидером был ИТМО — 0,97, а по количеству авторов — РАН (с показателем — 195).
За период с 2010 по 2019 год показатель CNCI СПбГУ, в сравнении с предыдущим периодом, увеличился до 0,87, но так и не достиг среднемирового уровня (1,0), свидетельствующего об уровне научных исследований, сравнимых со средним мировым значением. Однако количество авторов из СПбГУ увеличилось и достигло (в топ-1000) 74 человек. Наибольший прирост по показателю CNCI по данному направлению продемонстрировал Новосибирский государственный университет — с 0,34 до 0,62, а лидером остался ИТМО с показателем — 1,09.
ПНР — 4. Экология и рациональное природопользование
За период с 2004 по 2013 год показатель CNCI СПбГУ по данному направлению ПНР был 0,51, в топ-1000 авторов, опубликовавших статьи по данному направлению, было 24 человека.
По показателю CNCI по данному направлению ПНР среди представленных организаций лидером был Уральский федеральный университет — 0,94, а по количеству авторов — РАН (с показателем — 229).
За период с 2010 по 2019 год показатель CNCI СПбГУ, в сравнении с предыдущим периодом, увеличился до 0,86, но так и не достиг среднемирового уровня (1,0). Количество авторов из СПбГУ увеличилось и достигло (в топ-1000) 32 человек. Наибольший прирост по показателю CNCI по данному направлению продемонстрировали СПбГУ — с 0,51 до 0,86 и Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет — с 0,31 до 1,48 (лидер по данному показателю).
ПНР — 5. Управленческие кадры и технологии
За период с 2004 по 2013 год показатель CNCI СПбГУ по данному направлению ПНР был 0,85, в топ-1000 авторов, опубликовавших статьи по данному направлению, было 74 человека.
По показателю CNCI по данному направлению ПНР среди представленных организаций лидером была Российская академия медицинских наук — 0,91, а по количеству авторов — ВШЭ (с показателем — 141) (Презентация).
Отмечалось следующее: хотя рост есть по всем пяти показателям, но только по двум из пяти направлений («Биомедицина и здоровье человека» и «Управленческие кадры и технологии») СПбГУ достиг среднемирового уровня. А лет десять назад некоторые коллеги-универсанты считали, что мы — лучшие в мире по всем научным направлениям! Сегодня Университет идет вперед, но некоторые российские вузы демонстрируют более высокие темпы продвижения, чем СПбГУ. Обращалось внимание на необходимость повышения качества научных публикаций, которое и выражает показатель цитируемости, и на число ученых, которые входят в топ-1000 по каждому направлению.
Количество проектов СПбГУ, поддержанных РНФ, в сравнении с другими российскими вузами
На ректорском совещании 5 июля были представлены данные о грантах РНФ, полученных СПбГУ, в сравнении с информацией о грантах вузов Санкт-Петербурга. Декан юридического факультета С. А. Белов задал вопрос о сравнении достижений СПбГУ с успехами вузов России (Материалы ректорского совещания от 05.07.2021). По поручению ректора проректор по научной работе С. В. Микушев подготовил и представил такую информацию.
В целом по России СПбГУ занимает второе место по количеству поддержанных РНФ проектов (с 2014 года по текущий момент) — 455 проектов. На первом месте — МГУ имени М. В. Ломоносова (838 проектов), на третьем — Университет ИТМО (195 проектов).
В таблице указано количество поддержанных РНФ проектов (с 2014 года по текущий момент) для топ-10 образовательных организаций высшего образования России, согласно данным международного предметного рейтинга университетов по версии Times Higher Education (THE):
№ п\п |
Наименование организации |
Количество поддержанных проектов с 2014 года, шт. |
Из них: для молодых ученых с 2014 года, шт. |
1 |
МГУ |
838 |
276 |
2 |
СПбГУ |
455 |
181 |
3 |
Университет ИТМО |
195 |
105 |
4 |
КФУ |
166 |
77 |
5 |
МФТИ |
164 |
74 |
6 |
ВШЭ |
150 |
59 |
7 |
ТГУ |
137 |
60 |
8 |
МИСиС |
121 |
66 |
9 |
НГУ |
96 |
28 |
10 |
СПбГПУ |
90 |
38 |
11 |
МИФИ |
84 |
35 |
12 |
МГТУ имени Н.Э. Баумана |
44 |
15 |
13 |
СПГУ (Горный Университет) |
16 |
7 |
Учет обязанностей научно-педагогических работников
Современная государственная политика в области науки и образования предполагает постоянное расширение присутствия российских ученых в мировых рейтингах, в частности, путем наращивания количества и качества индексируемых научных публикаций в глобальных наукометрических базах данных Scopus и Web of Science Core Collection. В Университете эта задача уже почти десять лет решается в том числе путем установления требований по наличию публикаций у кандидатов на должности научно-педагогических работников, а также включения повышенных публикационных обязательств в их трудовые договоры.
Поскольку в 2000–2010 годах практика публикации научных наработок в международных изданиях не была достаточно развита, обязательства по наличию индексируемых публикаций в ряде коллективов на протяжении последнего десятилетия вводились постепенно, с учетом сложившейся ситуации в том или ином коллективе. Например, если представить, что в 2013 году при прохождении конкурсов на должности научно-педагогических работников в области истории и философии устанавливалось минимальное квалификационное требование о наличии «не менее двух публикаций, индексируемых базами Scopus и / или Web of Science за последние три года», то большинство профессоров (если не все) не смогли бы участвовать в конкурсах и, как следствие, по ряду образовательных программ можно было закрывать обучение в связи с отсутствием преподавателей. Например, в 2013 году профессор А. В. Майоров в ходе ректорского приема предложил ректору требовать от каждого претендента на должность заведующего кафедрой наличие публикаций в WoS и Scopus за последние пять лет и соответствующих индексов цитирования (Материалы приема граждан от 10.12.2013).
При этом постепенное внедрение требований по наличию индексируемых публикаций привело к неоднородности как в части конкурсных условий, так и в содержании трудовых договоров. В ряде коллективов факультетов (восточного, искусств, свободных искусств и наук, иностранных языков) в текстах договоров по-прежнему используются формулировки, допускающие альтернативные варианты учета публикаций (как по наименованию наукометрической базы, где статья обязана индексироваться, так и по языку, на котором она написана). Это касается и минимальных квалификационных требований на ближайшую конкурсную кампанию, которая состоится весной 2022 года, предусматривающих альтернативную трактовку в части публикаций.
Пока среди действующих трудовых договоров можно встретить обязательство научно-педагогического работника «публиковать не менее двух публикаций ежегодно в рецензируемых периодических изданиях, индексируемых в РИНЦ, Scopus, Web of Science Core Collection, ERIH, из них не менее одной публикации на иностранном языке; не менее одной публикации в рецензируемых изданиях, индексируемых в наукометрических базах данных Web of Science Core Collection или Scopus за период действия трудового договора». Такая формулировка используется для стимулирования в индивидуальном порядке к публикации статей в изданиях, индексируемых в наукометрических базах Scopus и / или Web of Science, при этом сохраняется возможность публиковаться в менее приоритетных журналах.
К сожалению, как показывает практика последних лет, такой подход не позволяет в достаточной мере стимулировать стремление к публикациям именно в Scopus и Web of Science Core Collection (или других аналогах). Поэтому представляется целесообразным сделать следующий шаг — использовать единую структуру минимальных требований по всем близким областям знаний, предъявляя требования по наличию статей в Scopus и Web of Science Core Collection отдельно от требований к другим публикациям. Участники совещания поддержали это предложение. Декан факультета иностранных языков С. Ю. Рубцова подчеркнула, что члены коллектива уже не первый год не понимают, почему требования к преподавателям филологического факультета ниже требований к преподавателям факультета иностранных языков!
В настоящее время значительный объем (около 70 %) трудовых договоров с научно-педагогическими работниками уже заключен с указанием типовых формулировок. В них меняются только количественные значения (в зависимости от области знания или индивидуальных достижений). Например, если минимальное количество публикаций на следующий конкурсный период по области знаний составляет две за три года, то в контракт на три года включается обязательство опубликовать не менее двух статей. При этом минимальное количество статей может быть увеличено в индивидуальном порядке.
Планируется постепенно, в ближайшие два года, привести обязательства НПР, зафиксированные в трудовых договорах с НПР, к единой структуре, отталкиваясь от минимальных квалификационных требований, понимание перспективы невыполнения которых оказывает большой стимулирующий эффект.
Отмечалось, что в последние годы ситуация со стимулированием научно-педагогических работников изменилась. Если в 2019 году только 37 % научно-педагогических работников СПбГУ получали заработную плату выше двух средних зарплат по региону, то в этом году уже 49,4 % НПР получают зарплату больше 200 % по региону. В 2019 году в СПбГУ насчитывалось всего восемь коллективов учебно-научных подразделений, где больше половины получали зарплату выше, чем две средних зарплаты по региону, а в 2021 году таких коллективов уже 16. Условия труда, информационная обеспеченность в Университете существенно изменились, поэтому и требования к работникам тоже меняются.
Деканам и директорам поручено не позднее 25.08.2021 представить предложения по совершенствованию структуры и повышению уровня минимальных квалификационных требований в части публикаций на будущие периоды.
Доступность объектов СПбГУ для лиц с ограниченными возможностями здоровья
На учете в СПбГУ находятся 422 объекта недвижимости, в том числе:
- 128 — в центральных районах Санкт-Петербурга
- 152 — в Петергофе
- 142 — на учебных базах в других регионах России
Из них 71 объект недвижимости относится к объектам федерального, регионального и выявленного культурного значения (Презентация).
Государственная программа «Доступная среда» и приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования» требуют обеспечения доступа в здания маломобильных групп населения (МГН).
В соответствии с нормативными документами, к маломобильным группам населения относятся:
- инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата
- инвалиды с нарушением зрения и слуха
- лица преклонного возраста
- временно нетрудоспособные
- беременные женщины
- люди с детскими колясками
- дети дошкольного возраста
Здания должны быть оборудованы (приспособлены) для доступа в них следующих категорий МГН:
- инвалидов-колясочников (К)
- инвалидов-«опорников» (О)
- инвалидов с нарушением зрения ©
- инвалидов с нарушением слуха (Г)
В соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, мероприятия по адаптации объектов следует осуществлять в рамках «разумного приспособления». Таким образом, полному переоборудованию для доступа всех категорий МГН должны подвергнуться здания, в которых реализуются образовательные программы, насыщенные практическими занятиями и имеющие развитую лабораторную базу. В СПбГУ более 40 таких зданий общей площадью около 300 000 кв. м. Здания, в которых в основном реализуются образовательные программы, не требующие использования лабораторного оборудования, в рамках «разумного приспособления» могут быть оборудованы частично или частично-избирательно.
В настоящий момент в СПбГУ учится и работает 250 человек с ограниченными возможностями здоровья. В их числе 233 студента, из которых:
- с нарушением опорно-двигательного аппарата — 39
- с нарушением зрения — 26
- с нарушением слуха — 5
Эти студенты учатся на 57 образовательных программах в более чем 30 зданиях Университета. И число таких студентов ежегодно увеличивается.
А также — 17 преподавателей, из которых:
- с нарушением опорно-двигательного аппарата — 3
- с нарушением зрения — 1
- с нарушением слуха — 1
По категориям доступности здания подразделяются на:
- доступно полностью всем — только одно учебное здание
- доступно полностью избирательно (К, О, Г) — четыре учебных здания
- доступно частично всем — 0 учебных зданий
- доступно частично избирательно (О, Г) — 56 учебных зданий
- доступно условно — одно учебное здание
- временно недоступно — семь учебных зданий
Большинство существующих зданий СПбГУ невозможно оборудовать для доступа инвалидов в полном объеме. Это связано в первую очередь с особым статусом этих зданий — это исторические здания, объекты культурного наследия. Как пример, в 2019 году неприспособленность здания по адресу: Университетская наб., д. 11 (дворец Петра II) вынудила уйти из Университета призера олимпиады, девочку — инвалида-колясочника, поступившую на программу востоковедения. Эта девочка участвовала в празднике «День первокурсника СПбГУ», но уже в первом семестре вынуждена была отчислиться из Университета.
По требованиям градостроительного законодательства, при проведении нового строительства, капитальных ремонтов или приспособлений зданий в обязательном порядке разрабатываются и реализуются мероприятия по доступу в здание инвалидов.
В Университете последовательно проводится работа по дооборудованию существующих зданий по программе «Доступная среда».
- Изданы локальные акты: приказы: № 8082/1 от 09.08.2017 с изменениями № 5116/1 от 29.05.2018, № 11222/1 от 16.11.2018 «О создании комиссии по обследованию объектов СПбГУ по обеспечению условий доступной среды для маломобильных групп»; № 8607/1 от 31.08.2018 «Об утверждении Положения об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в СПбГУ».
- Разработаны, согласованы и утверждены паспорта доступности, описывающие фактическое состояние доступности конкретных архитектурных зон, на 77 зданий СПбГУ, в которых проходит учебный процесс.
- Разработан план мероприятий по формированию безбарьерной среды в СПбГУ на три года (2020, 2021 и 2022). Мероприятия плана сгруппированы по направлениям:
- кадровое обеспечение
- работа с абитуриентами-инвалидами
- архитектурная доступность зданий
- материально-техническое обеспечение образовательного и научно-исследовательского процесса
- адаптация учебно-образовательных программ и материально-технического обеспечения для обучения инвалидов
- комплексное сопровождение образовательного процесса
Направления закреплены за соответствующими должностными лицами.
- Утвержден план по дооборудованию 77 зданий в той или иной степени на предмет доступности (из них — 38 объектов недвижимости, которые являются объектами культурного наследия). В целях реализации плана «Доступная среда» и на обеспечение комфортности условий осуществления образовательной деятельности в 2019 году было запрошено дополнительное финансирование: в Минтруда — в размере 302,1 млн рублей, в Минобрнауки России — в размере 336,7 млн рублей. До настоящего времени целевое финансирование не выделено. Заявленная потребность была поддержана Минобрнауки России и Минтрудом России, но отвергнута на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.
- На 11 объектах СПбГУ оборудовано 18 мест для стоянки транспорта инвалидов.
- При подготовке приемной кампании 2019 года был оборудован доступ инвалидов на первые этажи девяти зданий к местам размещения приемных комиссий (прилегающая территория, входная группа обозначены контрастной маркировкой; звонки вызова сотрудников для оказания помощи; пути передвижения по первому этажу).
- Входы 72 объектов, включенных в лицензию на образовательную деятельность, первоначально были оборудованы временными информационными табличками «Позвоните — Вам помогут!» с номерами телефонов вахты конкретного здания и контрастной маркировкой дверей, затем было проведено дооборудование входов специальными табличками со шрифтом Брайля «Кнопка вызова помощи» и звонком вызова помощи.
- В период 2019–2020 годов за счет средств от приносящей доход деятельности было закуплено:
- девять мобильных пандусов (складных, приставных, перекатных)
- ступенькоход
- три складные инвалидные коляски
- 72 комплекта специальных табличек «Кнопка вызова помощи» со звонком и шрифтом Брайля
- комплекты тактильной продукции для оборудования зданий (Таврическая ул., д. 21—23—25 и ул. Радищева, д. 39)
- одна акустическая система
- четыре электронные информационные строки
- два ПЭВМ оборудовано программным обеспечением для чтения с экрана JAWS, один из них дополнительно оборудован тактильным дисплеем Брайля и принтером Брайля
- В двух общежитиях в рамках капитального ремонта 2014–2016 годов оборудованы входы, пандусы, подъемники и места (блоки) для проживания семи студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата (общежитие № 3: пр. Солидарности, д. 27 и общежитие № 8: ул. Халтурина, д. 15).
- Получены задания комитета по градостроительству и архитектуре СПб (КГА) на проектирование элементов благоустройства (стационарных пандусов) на семь объектов СПбГУ. По этим зданиям разработаны ТЗ, просчитаны сметы на проектирование. По четырем зданиям на 2021 год определены средства для проектирования капитального ремонта фасадов с устройством стационарных пандусов, документы на согласовании в системе «Турбо-9». Сметная стоимость разработки ПСД на капитальные ремонты фасадов — 65 701 106 рублей.
- Из 77 учебных зданий доступ для инвалидов всех категорий обеспечен в одно здание (Таврическая ул., д. 21—23—25).
- Доступно полностью избирательно (кроме слепых) четыре здания: Санкт- Петербургское шоссе, д. 109; 22-я линия В. О., д. 7а; ул. Кораблестроителей, д. 20/1 — симуляционный центр; Университетская наб., д. 13б — здание Приемной комиссии.
- Научное здание (Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Ботаническая, д. 17а) частично оборудовано для доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения: информация со шрифтом Брайля, звонок, пандус, туалет для инвалидов, лифт (Презентация).
Подчеркивалось, что большинство зданий СПбГУ невозможно оборудовать для доступа инвалидов в полном объеме. Реализовать программу «Доступная среда» полностью станет возможно только на Территории развития СПбГУ.