Материалы ректорского совещания

№ 405
от 21.10.2019

Повестка совещания

    Второе место СПбГУ в региональном рейтинге QS

    Были проанализированы результаты регионального рейтинга «Emerging Europe and Central Asia», составляемого агентством QS. Это один из трех (наряду с рейтингом THE и рейтингом ARWU) официально признаваемых в России мировых рейтингов вузов. СПбГУ уже не первый год демонстрирует устойчивый рост: в 2017 году он занимал четвертую строчку в ранжированном списке этого рейтинга, в 2018 — третью, а в этом году поднялся еще выше и занял второе место (СПбГУ улучшил позиции в рейтинге университетов Восточной Европы и Центральной Азии).

    Такие рейтинги, как ЕЕСА, по мнению составителей из QS, учитывают особенности регионов и отличаются от общего рейтинга по числу параметров, а также (что более всего важно) — по соотношению весов показателей. Например, кроме шести показателей основного рейтинга QS, а в ЕЕСА добавлены:

    • число статей на одного научно-педагогического работника
    • участие в международных исследовательских сетях
    • доля научно-педагогических работников с ученой степенью
    • влияние вуза в WEB

    Поэтому региональные рейтинги не являются точным отражением позиции региональных вузов в основном рейтинге. Например, среди топ-20 вузов в рейтинге ЕЕСА СПбГУ занимает вторую позицию, а в основном рейтинге, по сравнению с теми же вузами — только четвертую.

    На ректорском совещании были проанализированы результаты рейтинга ЕЕСА-2020: позиция СПбГУ — в сравнении с другими лидерами рейтинга. Первый выпуск этого регионального рейтинга состоялся в 2017 году, и с тех пор в нем лидируют одни и те же пять вузов. Это:

    • МГУ, безусловно, первый в регионе (хотя, например, по показателю числа цитирований на статью он только шестнадцатый, а по числу статей на одного научно-педагогического работника и по доле иностранных преподавателей — только десятый)
    • Карлов университет в Праге, который опередил СПбГУ в прошлом году
    • Университет Тарту, который был впереди нас в 2018 году
    • Новосибирский университет, три года подряд занимал в рейтинге вторую позицию
    • СПбГУ, который с третьего-четвертого места в прошлые годы, наконец, поднялся и занял наиболее достойную на сегодня вторую позицию в рейтинге

    Из российских вузов среди топ-20 в рейтинге (кроме МГУ, СПбГУ и НГУ) присутствует еще только Томский университет и МФТИ, занимая 8 и 11 места. Как и все другие рейтинги, ЕЕСА позволяет сравнить соотношение показателей у вузов-конкурентов. Из десяти номинаций у МГУ первое место по четырем показателям и второе место — по двум. У СПбГУ лучшие результаты в трех показателях: «Академическая репутация» (4), «Влияние в Интернете» (5), «Участие в международных сетях» (6). С учетом веса этих показателей по методологии рейтинга они обеспечивают нам вторую позицию.

    Два из трех наиболее слабых показателей — публикационные: число статей на одного научно-педагогического работника (15 место среди топ-20, а у МГУ — 10 место) и число цитирований на одну статью (18 место среди топ-20, а у МГУ — 16 место). Также не радует показатель «Интернационализация научно-педагогических работников» — только 17 место среди топ-20. По каждому из этих трех показателей нас опережают наши основные конкуренты: НГУ, Карлов университет и Университет Тарту, причем у НГУ лучший в рейтинге результат по числу публикаций. Эти же университеты опережают нас и по показателю интернационализации студенчества.

    Таким образом, рейтинг ЕЕСА-2020 вновь продемонстрировал критические точки в рейтинговых показателях СПбГУ — это интернационализация и публикационная активность: число цитирований на одну статью и число статей на одного педагогического работника. В части интернационализации в настоящее время идет работа над концепцией международной деятельности СПбГУ, и там повышению уровня интернационализации будет уделено необходимое внимание. Участники совещания говорили о том, что можно сколько угодно жаловаться на то, что настоящую науку чиновники пытаются подменить наукометрией (об этом сейчас много пишут в СМИ). Но надо иметь в виду, что наши зарубежные коллеги и конкуренты публикуются больше и цитируются чаще.

    В ближайшее время в Университете будут организованы консультации приглашенных экспертов из компании Quacquarelli Symonds, которая готовит рейтинги QS University Rankings, — для всех желающих научно-педагогических работников СПбГУ. Кроме того, будут проведены консультации с директорами институтов и деканами факультетов для разработки дорожной карты, чтобы обеспечить продвижение в рейтингах вузов по разным предметным областям.

    Результаты участия вузов в Московском международном рейтинге «Три миссии университета» и правила обучения в СПбГУ

    Результаты участия вузов мира в Московском международном рейтинге «Три миссии университета» (MosIUR) наряду с результатами трех признаваемых в России мировых рейтингов: Academic Ranking of World Universities, The Times Higher Education World University Rankings и QS World University Rankings (приказ № 9978/1 от 11.10.2019) теперь учитываются в СПбГУ при организации академической мобильности и при зачете результатов освоения онлайн-курсов обучающимися СПбГУ.

    Уникальный массив данных рейтинга MosIUR (выпуск 2019 года) всесторонне характеризует деятельность более 1000 университетов из 112 стран мира, включая такие сферы, как качество образования, научные достижения и исследовательская активность, а также (в отличие от других мировых рейтингов) — взаимосвязь с обществом. Заметим, что в рейтинге этого года СПбГУ не только сохранил позицию в топ-100, но и поднялся на 20 строчек (по сравнению с 2018 годом), заняв 41 место в мире (СПбГУ вошел в топ-50 международного рейтинга вузов «Три миссии университета»).

    В базе данных рейтинга MosIUR содержится более полусотни показателей вузов, в том числе:

    • общая численность студентов, доля иностранных студентов, достижения студентов на международных студенческих олимпиадах
    • показатели вузов по численности научно-педагогических работников и количеству научных премий, полученных сотрудниками и выпускниками
    • финансовые показатели вузов
    • библиометрические показатели, характеризующие публикационную активность, востребованность и качество научных публикаций вузов, рассчитанные на основе данных реферативных баз Web of Science и Scopus
    • показатели по представленности вузов в социальных сетях и глобальном образовательном онлайн-пространстве

    В соответствии с нормами приказа № 9978/1 были внесены изменения в локальные нормативные акты СПбГУ, принятые по вопросам организации образовательной деятельности Университета, и организован учет данных Московского международного рейтинга при организации обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в СПбГУ.

    Среда для иностранных обучающихся в СПбГУ

    Иностранным студентам, приезжающим для обучения в российские вузы, нелегко адаптироваться к обучению и проживанию в другой стране, и задача вузов — по возможности облегчить для них процесс адаптации. Для этого утвержден план-график мероприятий по совершенствованию среды для иностранных обучающихся в СПбГУ.

    В СПбГУ прошла ориентационная неделя для иностранных студентов, прибывших в СПбГУ по обмену. Была запущена программа послов СПбГУ, в рамках которой студенты СПбГУ, уезжающие по обмену, публикуют статьи и посты про обучение в вузах-партнерах, а также представляют Университет на выставках международного образования. Прошли заседания и конференция клуба иностранных обучающихся СПбГУ для определения вектора развития программ для иностранных обучающихся, поступивших на образовательные программы СПбГУ. Были проведены различные внеучебные мероприятия с участием иностранных граждан (квесты, тренинги, консультации), а также были запущены разговорные клубы, в том числе на русском языке.

    Планируется дальнейшее улучшение среды для иностранных обучающихся СПбГУ: размещение на портале СПбГУ списка и аннотаций всех дисциплин, доступных для обучающихся по обмену, и нормативных локальных актов на английском языке; создание на сайте раздела по дополнительным образовательным программам СПбГУ на английском языке с удобной навигацией; проведение ярмарки международного образования для студентов СПбГУ и внеучебных мероприятий для иностранных студентов.

    Участники совещания говорили также о том, что один из важных лимитирующих факторов для поступления иностранных обучающихся на образовательные программы СПбГУ — качество учебно-научных помещений, качество общежитий, удаленность общежитий от зданий Университета, где ведется образовательный и научный процесс, отсутствие в Университете современной спортивной инфраструктуры, отсутствие нормальных условий для обучения, занятия наукой и проживания в общежитиях СПбГУ лиц с ограниченными возможностями. Эти проблемы поможет решить новый кампус Университета: там все студенты (в том числе и иностранные) будут жить в современных комфортных общежитиях рядом с учебными аудиториями, научными лабораториями, объектами спортивной и культурной инфраструктуры.

    Директорам и деканам дано поручение: представить предложения по совершенствованию распоряжения — в рамках реализации разных образовательных программ.

    О визите словацкой делегации в СПбГУ

    21 октября Университет посетила делегации из Словакии для подготовки съемок фильма о М. А. Балугьянском, первом ректоре возрожденного Императорского Санкт-Петербургского университета (1819–1821) — не только российском государственном деятеле, правоведе и экономисте, но и выдающемся деятеле Словакии (На Ректорском флигеле установили мемориальную доску в память о ректоре М. А. Балугьянском). В ходе встречи с делегацией стороны договорились о совместной работе по созданию фильма (В Словакии снимут фильм о ректоре Санкт-Петербургского университета). Университет готов предоставить архивные и другие документы, материалы исследований по истории СПбГУ. Благодаря этому фильму жители Словакии больше узнают об истории Университета и современном СПбГУ.

    Участники совещания говорили также и о других выдающихся универсантах, выпускниках, ученых и преподавателях первого университета России. Например, о профессоре, заведующем кафедрой международного права нашего Университета, известном во всем мире российском юристе-международнике и дипломате Ф. Ф. Мартенсе (В Петербурге увековечили память выдающегося российского дипломата Федора Федоровича Мартенса, Университет ценит память о Федоре Мартенсе). Директорам и деканам дано поручение: представить предложения об увековечении памяти выдающихся универсантов.

    О Центре исследований современной Турции

    В Университете создан центр исследований современной Турции (приказ № 9610/1 от 02.10.2019).

    С целью углубления научных исследований в области регионоведения, страноведения, расширения базы сотрудничества с посольствами, консульствами, отдельными зарубежными организациями в СПбГУ работают и другие центры региональных исследований: центр изучения Исламской Республики Иран, Институт междисциплинарных исследований Кореи, Центр ибероамериканских исследований, Центр изучения Германии и Европы, Информационный индологический центр и др.

    Директорам и деканам поручено представить предложения по развитию подобных центров СПбГУ.

    Итоги конкурса президентских грантов

    Проведен анализ результатов конкурса 2019 года на право получения грантов президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук (СПбГУ — в сравнении с другими вузами Санкт-Петербурга) (13 молодых ученых СПбГУ стали обладателями президентских грантов).

    В Северо-Западном федеральном округе — 59 победителей всероссийского конкурса, 46 из них — представители вузов и исследовательских институтов Санкт-Петербурга (в том числе — 13 из СПбГУ: 11 кандидатов и два доктора наук). Победители конкурса из числа кандидатов наук получат 600 тысяч рублей, а доктора наук — 1 млн рублей.

    Участники совещания отметили, что в последние годы в федеральных конкурсах СПбГУ, как правило, абсолютный лидер среди вузов Санкт-Петербурга. Другие вузы и научные центры не могут похвастаться таким количеством победителей. Например, среди вузов Санкт-Петербурга по результатам конкурса грантов президента РФ только у Политехнического университета, ИТМО, Горного университета и Академического университета по два победителя конкурса. А вот в городских научных конкурсах ученые Университета почему-то никак не могут опередить коллег из петербургских вузов. Несколько лет назад Совет молодых ученых СПбГУ уже обращался к губернатору Петербурга с просьбой повысить качество и объективность конкурсов правительства города, на ректорском совещании было предложено Совету молодых ученых вновь проанализировать и сравнить результаты федеральных и городских научных конкурсов, чтобы понять причины такой ситуации.

    О съезде РОПРЯЛ

    На съезде Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) избран новый президент общества ― советник президента РФ В. И. Толстой, в числе вице-президентов РОПРЯЛ ― профессор СПбГУ С. А. Кузнецов, директор центра коммуникативных компетенций Центра экспертиз СПбГУ. Декан филологического факультета СПбГУ Л. А. Вербицкая избрана почетным президентом общества.

    О форуме ректоров университетов мира

    16 октября в городе Тяньцзине состоялся форум ректоров университетов мира, приуроченный к столетнему юбилею Нанькайского университета, одного из ведущих вузов Китая. В форуме приняли участие лидеры ведущих университетов мира, среди которых Университет Глазго, Оксфордский университет, Нанкинский университет и др. Среди гостей были представлены нобелевские лауреаты и руководители ведущих рейтинговых агентств мира. Панельную дискуссию ректоров университетов на тему «Миссия университетов мирового класса» модерировал заместитель ректора по международной деятельности С. В. Андрюшин.

    О результатах деятельности рабочих групп

    Завершился очередной этап подготовки задания на проектирование кампуса СПбГУ. Руководители рабочих групп передали все заявки и предложения, поступившие от студентов (более 30 %), сотрудников (около 60 %) и выпускников Университета (около 10 %) проректору по экономическому развитию М. Н. Кудилинскому. На основе анализа этих предложений будет подготовлено техническое задание.

    Деятельность рабочих групп продолжается, новые предложения универсантов будут учитываться в дальнейшей работе по созданию кампуса — территории развития СПбГУ. На основе представленных предложений студентов, сотрудников и выпускников Университета при участии руководителей рабочих групп до середины ноября будет проведена оценка всех потребностей Университета, а до конца ноября в Министерство науки и высшего образования будет направлено на согласование скорректированное задание на проектирование. Механизм принятия проектных решений будет открытым. Предстоит несколько стадий, в том числе: публичный технологический и ценовой аудит, включающий в себя независимую экспертизу проектного задания и его общественное обсуждение, открытый конкурс проектных организаций.

    Универсантами было внесено большое количество разнообразных оригинальных, даже неожиданных предложений относительно планировки территории кампуса и территорий, прилегающих к нему, а также предложений по составу зданий будущего кампуса. В связи с этим Университет обратился в комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга с просьбой приостановить рассмотрение ранее направленной заявки Университета по вопросам зонирования территории будущего кампуса ― до проведения анализа и учета этих предложений универсантов.

    На совещании отмечалось, что создание кампуса предоставит возможность нового развития территории Университета на Васильевском острове.

    Уникальные находки при реставрации здания Первого кадетского корпуса

    В ходе реставрации помещений Первого кадетского корпуса (Здание Первого кадетского корпуса отреставрируют для математиков СПбГУ ) исследователи обнаружили несколько сотен исторических артефактов. Кроме украшений, монет, фрагментов посуды и керамики, найдены уникальные документы, а также прекрасно сохранившиеся элементы ледника, датируемые первой половиной XVIII века.

    Кроме того, исследователи получили ранее неизвестные данные о самом здании. В ближайшее время в Университете будет организована выставка с находками, а также тематические лекции.