Материалы ректорского совещания

№ 483
от 26.07.2021

    Участники совещания почтили минутой молчания память почетного профессора СПбГУ А. А. Крылова.

    О текущих проблемах организации учебного процесса

    За неделю в Виртуальную приемную СПбГУ в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 65 обращений от студентов, преподавателей и абитуриентов (в том числе 13 вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы). 13 обращений поступило на электронную почту проректора.

    Обращения на разные темы: о работе учебного отдела по направлению «Политология», о переводе, об условиях получения диплома с отличием, о формате обучения, о возможности отсрочки оплаты за обучение, о формате церемонии вручения дипломов выпускникам 2021 года, о возможности получения копии диплома, о сроках публикации информации о количестве мест для восстановления, об обучении иностранных студентов в следующем семестре, о выходе из академического отпуска, о выплате стипендии, о заключении договора об оказании образовательных услуг, о подготовке статусной справки, о получении документов о наличии лицензии. По всем обращениям проводятся сбор информации и проверки при участии сотрудников различных служб Университета, своевременно направляются ответы.

    В отчетах большинства руководителей УНП отражено, что учебный процесс завершен, у обучающихся каникулярное время. По информации от большинства руководителей учебно-научных подразделений, за прошедшую неделю встречи с представителями студенческих советов не проводились в связи с каникулярным временем.

    О ходе приема в СПбГУ

    Продолжается прием на основные образовательные программы в Санкт-Петербургский государственный университет. По данным на 25.07.2021, для поступления на программы бакалавриата и специалитета подано 64 938 заявлений, в том числе от лиц, поступающих на места в пределах особой квоты, — 981 заявление (из них от инвалидов — 743, и их число растет ежегодно: Материалы ректорского совещания от 19.07.2021), от лиц, поступающих на места в пределах целевой квоты — 381 заявление.

    23 июля в аппарате Правительства РФ прошло расширенное совещание с участием представителей федеральных органов государственной власти, имеющих подведомственные образовательные организации высшего образования, а также ректоров вузов, подведомственных Правительству РФ, по вопросу промышленной эксплуатации федеральной информационной системы — суперсервис «Поступление в вуз онлайн».

    СПбГУ обеспечивает прием заявлений поступающих через информационную систему — суперсервис «Поступление в вуз онлайн» в рамках Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). Около 10 % поступивших в Университет заявлений поступило через суперсервис «Поступление в вуз онлайн». При этом около 8 % заявлений из числа поступивших через этот суперсервис было отклонено. Среди причин отклонения заявлений на первом месте — балл ЕГЭ абитуриента ниже минимального, установленного в СПбГУ на выбранную программу. Практика использования Университетом суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» в этом году будет обобщена, будут сформулированы и направлены в аппарат Правительства РФ предложения по совершенствованию технической, методологической и правовой составляющей эксплуатации суперсервиса.

    В рамках приемной кампании СПбГУ не только ведет прием на места, выделенные для граждан Российской Федерации и лиц, поступающих на равных правах с гражданами Российской Федерации, но также организовал самостоятельный конкурсный отбор иностранных граждан на места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках квоты, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», и прием на места для иностранных граждан по договорам об оказании платных образовательных услуг.

    В СПбГУ для участия в конкурсном отборе на места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета поступили заявления более чем двух тысяч иностранных абитуриентов (в 2020 году — 1,78 тыс., рост на 12,5 %), на места по договорам об оказании платных образовательных услуг — около двух тысяч иностранных абитуриентов (в 2020 году — 1,75 тыс., рост на 14,3 %).

    Отмечалось, что (по состоянию на 25.07.2021) количество абитуриентов, имеющих право поступать без вступительных испытаний (победителей олимпиад школьников), превышает количество бюджетных мест на соответствующих образовательных программах на 75.

    Анализ деятельности коллектива факультета ПМ-ПУ

    Началось обсуждение деятельности коллективов учебно-научных подразделений СПбГУ. Первым был проведен анализ деятельности коллектива факультета ПМ-ПУ. Этот вопрос привлек заинтересованное внимание участников совещания.

    Презентация

    Общая численность коллектива факультета в 2016–2021 годах сократилась с 252 до 207 человек. Сейчас 73 % профессорско-преподавательского состава составляют доценты и профессора. Число научных сотрудников относительно мало — 8 (против 96 — у физиков и 73 — у биологов). Отмечено, что средний возраст научно-педагогических работников (в отличие, например, от коллектива Института химии) растет: с 48,13 в 2016 году до 50,32 в 2021. Обращает на себя внимание резкое сокращение числа молодых преподавателей до 30 лет (с 51 в 2016 году до 24 в 2021). Руководству факультета необходимо внимательно проанализировать причины ухода молодых сотрудников и принять комплекс мер по увеличению их числа в коллективе, используя, например, положительный опыт работы директора Института химии профессора И. А. Баловой.

    Один из индикаторов Программы развития СПбГУ до 2020 года — доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень. К 2020 году он должен был быть 77 %. В коллективе факультета ПМ-ПУ значение этого индикатора превышает плановые требования и составляет 81 %. Но при этом отмечается сокращение числа молодых кандидатов наук в возрасте до 35 лет (с 50 в 2016 году до 27 в 2021), в то же время наблюдается увеличение количества молодых докторов наук до 40 лет (с двух человек в 2016 году до шести в 2021).

    Рассмотрена динамика общего объема стимулирующих выплат коллектива факультета по годам. Отмечен рост объема выплат на 62 % за четыре года (с 67,85 млн в 2016 году до 108,66 млн в 2020). Средний размер стимулирующих выплат научно-педагогическим работникам вырос в 1,6 раза (до 57 584 руб. в 2020 году). Были проанализированы также выплаты за различные виды деятельности. Отмечалось, что два последних года выплаты за экспертную работу увеличились в семь раз, за учебную работу — в четыре раза, за грантовую активность — в два раза. Участники совещания поднимали вопрос о необходимости увеличения количества грантов по междисциплинарным тематикам в содружестве с коллегами других специальностей.

    Была проанализирована средняя нагрузка научно-педагогических работников, работающих на полную ставку в коллективах разных кафедр, в 2020/21 учебном году. Показатели значительно различаются: от 525,71 часов у преподавателей кафедры компьютерных технологий и систем до 22,57 часов у преподавателей кафедры математической теории экономических решений. Многие участники совещания удивлялись этим цифрам и говорили о том, что у других преподавателей Университета нагрузка на полную ставку куда больше: до 900 часов в год.

    Отмечался рост с 2016 года объема привлеченных средств, вместе с тем наблюдается его замедление (на уровне 40 млн рублей в 2019 и 2020 годах). Число публикаций в базе Scopus падает (в отличие от общих показателей всего коллектива Университета). Авторами публикаций по области знаний «Прикладная математика», кроме членов коллектива факультета ПМ-ПУ, являются НПР других коллективов (математико-механического факультета, физического факультета и др.). Из 207 научно-педагогических работников факультета ПМ-ПУ только семь входят в топ-500 по РФ по области знаний «Прикладная математика». В топ-10 СПбГУ по этой области знаний вошли только трое представителей факультета ПМ-ПУ. Но при этом никто из коллективов других факультетов не привлекался к преподаванию студентам-прикладникам. И. о. декана факультета ПМ-ПУ Я. Б. Панкратова согласилась с тем, что их следует приглашать к преподаванию.

    Участники совещания приветствовали начало анализа деятельности коллективов институтов и факультетов. Предлагали подобные презентации и «разбор полетов» рассматривать на заседаниях ученых советов подразделений — с приглашением коллег-ученых, которые занимаются аналогичными исследованиями, работая в коллективах других подразделений СПбГУ. Такой анализ достижений и ошибок в работе поможет коллективам развиваться и двигаться вперед.

    Публикация на портале СПбГУ информации о показателях работы членов коллективов

    Изменено представление на сайтах факультетов / институтов сводных списков научно-педагогических работников с указанием количества грантов, заявок, научных статей, например: коллектив факультета ПМ-ПУ, коллектив юридического факультета.

    Эти списки формируются на основе данных, содержащихся в единой информационной системе СПбГУ, поэтому в случае обнаружения на сайте несоответствий работникам следует в приоритетном порядке проверять сведения в своем профиле Pure. На случай, если кто-то из преподавателей обнаружит несоответствие количественных характеристик, в тех же разделах сайтов, где размещены списки, предусмотрена обратная связь «Отправить сведения о публикационной активности».

    Со стороны работников административных подразделений предпринимаются попытки анализа сведений о публикациях непосредственно в базах Web of Science и Scopus. Напомним, что в целях последовательной систематизации сведений о результатах работы был издан приказ от 15.04.2016 № 2194/1 о предоставлении идентификаторов в базах данных, позволяющих найти информацию о достижениях научно-педагогических работников, ассоциированных с Санкт-Петербургским государственным университетом. Однако у некоторых научно-педагогических работников имеется несколько профилей в этих базах, что не позволяет однозначно идентифицировать имеющиеся достижения.

    Эффективность поиска сведений о достижениях научно-педагогических работников во многом определяется порядком в личных профилях авторов в глобальных базах данных. Поэтому работникам СПбГУ необходимо следить за своими профилями не только в университетском информационном пространстве.

    Директорам и деканам поручено провести совещания с научно-педагогическими работниками коллективов подразделений и поручить им проверку своих личных профилей. При обнаружении нескольких профилей в одной наукометрической базе необходимо свести их к одному, и решить этот вопрос необходимо до 1 сентября.

    О юридических лицах в составе СПбГУ

    Недавно СПбГУ получил возможность учреждать юридические лица, входящие в научно-образовательный комплекс Университета (Материалы ректорского совещания от 05.07.2021). Рабочая группа, которая будет готовить учреждение юридического лица в составе СПбГУ на базе Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ (председатель — первый проректор по медицинской деятельности П. К. Яблонский), начала работу.

    Готовятся изменения в Устав СПбГУ. Заместителем ректора по правовым вопросам Ю. В. Пеновым направлены запросы в органы власти по основным вопросам применения на практике положений Федерального закона «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» в части создания юридических лиц: например, о необходимости получения новой лицензии медицинской клиникой СПбГУ в случае наделения ее статусом юридического лица в составе научно-образовательного комплекса СПбГУ.

    Организация работы в условиях необходимости предотвращения распространения коронавирусной инфекции (СOVID-19)

    Студенты и сотрудники задают вопросы в Виртуальной приемной о формате занятий в новом учебном году. В связи с этим разъяснялось: исходя из имеющейся на сегодняшний день информации об эпидемиологической обстановке, с 01.09.2021 учебные занятия в Университете будут осуществляться в смешанном формате, сочетающем традиционные аудиторные занятия, использование ИКТ как формат занятий и гибридную форму. В конечном счете начало 2021/22 учебного года и формат учебного процесса будут зависеть от эпидемиологической обстановки в стране и в Санкт-Петербурге, в частности.

    Участники совещания обсудили решения о правилах доступа к занятиям преподавателей и студентов МГУ и других московских вузов (Материалы ректорского совещания от 12.07.2021). Подчеркивалось, что, если в Санкт-Петербурге органами Роспотребнадзора будут приняты решения, аналогичные решениям, принятым в Москве, в нашем Университете тут же будут приняты решения, аналогичные решениям, принятым в МГУ и других московских вузах. Универсантам (студентам и сотрудникам) рекомендовано не ждать этих решений и сделать прививки в целях сохранения здоровья и предотвращения распространения коронавирусной инфекции (СOVID-19).

    Подготовка публикаций к 300-летию СПбГУ

    На ректорском совещании было дано поручение: в рамках подготовки к празднованию 300-летия СПбГУ организовать подготовку и обеспечить выпуск публикаций о достижениях ученых Университета в соответствующих предметных областях (Материалы ректорского совещания от 10.03.2021). Многие руководители институтов и факультетов представили предложения о публикациях в честь юбилея нашего Университета в журналах СПбГУ. Кроме того, получена информация о целом ряде очень интересных издательских проектов.

    Прежде чем в коллективах приступят к исполнению этих планов, уточнялось следующее.

    • В целях популяризации достижений нашего Университета в различных предметных областях целесообразно обратить первостепенное внимание на публикации в научных и научно-популярных журналах. При этом особо подчеркивалось, что учредителем и издателем таких журналов не должен быть СПбГУ. Предложено в первую очередь обратить внимание на те внешние издания, где универсанты являются членами редакционных коллегий или редакционных советов. Именно такое масштабное распространение информации о наших достижениях вовне будет способствовать цели продвижения Университета.
    • Все предложения об издании книг (как научных, так и учебных) также рассмотрены. Обращалось внимание на то, что авторам этих изданий после завершения подготовки рукописей следует подать заявки в установленном порядке на конкурс монографий или на конкурс учебных изданий, которые проводятся в Университете ежегодно. Решения о целесообразности таких публикаций будут принимать экспертные советы каждого из конкурсов.

    В завершении еще раз подчеркивалось: мы не решаем задачу сделать как можно больше публикаций. Мы хотим, чтобы как можно больше других изданий, прежде всего журнальных, опубликовали научную статью, научно-популярный материал или обзор о достижениях наших ученых, успехах наших научных школ.

    Кадровые решения

    • И. о. декана медицинского факультета СПбГУ назначен И. Ю. Пчелин, доцент кафедры факультетской терапии, выполняющий лечебную работу. Осенью в установленном порядке пройдут выборы декана
    • И. о. начальника Управления по связям с общественностью назначена Д. И. Скороспелова, ранее работавшая заместителем начальника управления