Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
СПбГУ на Международном культурном форуме
Подведены итоги участия СПбГУ в VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме:
- во время российско-китайского форума по языковой политике, который прошел в рамках секции «Образование», представители власти и члены профессионального сообщества Китая и России обсудили ключевые проблемы функционирования государственного языка («Русский путунхуа»: как сделать русский язык понятным для всех граждан России)
- в ходе дискуссии, посвященной 140-летию со дня основания Высших женских (Бестужевских) курсов, российские и зарубежные специалисты обсудили проблемы и перспективы высшего образования для женщин (Эксперты Культурного форума: необходимо разрушить миф о мужчине-ученом)
- участникам конференции «Музеи и коллекции университетов: естественнонаучное наследие в современном мире» в рамках секции «Образование» рассказали о дополнительной образовательной программе СПбГУ «Управление музейными фондами», об альбоме «Коллекция знаний: музеи и коллекции СПбГУ» и других проектах Университета, связанных с развитием музейного дела (В СПбГУ открывается новая образовательная программа для специалистов музейного дела)
- состоялся международный фестиваль университетских театров ТургеневFest, организованный Ассоциацией выпускников СПбГУ, в рамках секции «Образование» в СПбГУ прошла международная научно-практическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения великого русского писателя И. С. Тургенева
- состоялись и другие мероприятия («За пределами границ и ограничений»: эксперты Культурного форума — об истоках и трендах современного искусства; «Цифра», устойчивое развитие и мусор как искусство: новые вызовы международных дизайн-коммуникаций; Время создавать культурные мосты)
Перспективы развития бизнес-школы СПбГУ
На заседании Попечительского совета института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ 14 ноября обсудили успехи и перспективы развития бизнес-школы. Высшая школа менеджмента СПбГУ создавалась 25 лет назад как один из драйверов развития Университета в целом. Показателем качества и современности образовательных программ ВШМ СПбГУ является устойчивое поступательное движение вверх в международных рейтингах бизнес-образования — в течение пяти лет школа остается единственным представителем России в рейтинге европейских бизнес-школ Financial Times. Стратегия развития ВШМ до 2020 года исчерпана — нужна новая, построенная на принципах соответствия требованиям рынка труда. Необходимо перейти к созданию своих собственных передовых практик управления, которые могли бы применяться не только в российских, но и в международных бизнес-корпорациях.
Позиции СПбГУ в рейтингах ТНЕ
Проведен анализ позиций СПбГУ в четырех рейтингах Times Higher Education по областям наук. В список рейтинга ТНЕ по направлению «Психология» СПбГУ вошел впервые (на позиции 201–250). По другим направлениям рейтинга СПбГУ тоже занял значимые позиции: «Науки о жизни» (301–400), «Физические науки» (251–300), «Науки о медицине и здоровье» (501–600). Предметные рейтинги ТНЕ составляются на основе 13 индикаторов эффективности, среди которых — среда обучения, объем исследований, научная репутация, цитирование.
На ректорском совещании отмечалось, что по объемам научных исследований в 2013–2018 годах СПбГУ — вторая организация в России (после МГУ). Ежегодный рост научных публикаций ученых Университета стабилен (плюс 30 % к предыдущему году). Но рост количества цитирований и объема финансирования, привлеченного на научно-исследовательскую работу, еще недостаточен. Поставлены задачи выбора актуальных тематик научных исследований, соответствующих мировым трендам (в том числе с привлечением зарубежных коллег для организации совместных исследований), поиска партнеров и заказчиков.
В СПбГУ будут изменены условия организации конкурсов на трэвел-гранты и на проведение мероприятий научного характера. Теперь будет оцениваться не только уровень университета, но и уровень того партнера, с которым научно-педагогический работник СПбГУ собирается сотрудничать, а также уровень приглашенных на конференцию в СПбГУ гостей.
Электронный учет результатов деятельности аспирантов
Подготовка исследователя невозможна без его реальной научной работы (тема ВКР аспиранта обсуждается и утверждается на заседании научной комиссии). В индивидуальном учебном плане аспиранта (в котором определяются цели обучения, изучаемые дисциплины, практики, работа в ресурсных центрах и пр.) должна быть информация о его научной работе, и эта деятельность должна отражаться в информационной системе Pure СПбГУ. Индивидуальный план аспиранта будет регистрироваться в информационной системе «Обучение» (проект приказа «О внесении изменений в приказ от 03.03.2015 № 1093/1 "Об утверждении Порядка подготовки и регистрации индивидуального учебного плана аспиранта"»).
Для защиты интеллектуальной собственности
Обсуждались основные положения проекта политики СПбГУ в области использования и защиты интеллектуальной собственности. Университет — организация, которая обладает правами на результаты интеллектуальной деятельности. Для этого созданы все условия и инструменты: информационные системы, правоустанавливающих документы, порядок фиксации возникновения оснований прав на результаты интеллектуальной деятельности (фиксации первичных данных исследований). Но объем результатов интеллектуальной деятельности пока недостаточен. На совещании обсуждался также и порядок организации взаимодействия Университета с издательствами при подготовке публикации монографий и учебников научно-педагогических работников СПбГУ.
Самые цитируемые российские ученые из СПбГУ
На церемонии вручения премии Scopus Awards Russia 2018 были объявлены имена самых цитируемых российских ученых по версии Scopus. В список попали 19 исследователей из России, в том числе ученые СПбГУ: профессор Игорь Тантлевский (в предметной категории «Гуманитарные науки») и профессор Галина Широкова (в предметной категории «Экономические науки»).
План совместных заседаний ученых советов
Были проанализированы предложения директоров институтов и деканов факультетов о сотрудничестве с коллективами мегалабораторий и предложения руководителей мегалабораторий о взаимодействии коллективов лабораторий с учеными советами и коллективами институтов (факультетов). На их основе разрабатывается план совместных заседаний ученых советов институтов и факультетов с целью более активного вовлечения коллективов мегалабораторий в реализацию образовательных программ и участие в работе коллегиальных органов СПбГУ.
Второй этап конкурса по Мероприятию 5
На основании результатов экспертизы заявок на конкурсный отбор утверждены результаты второго этапа конкурсного отбора по Мероприятию 5 (финансирование поездок на международные научные мероприятия с результатами НИР, проведенной в СПбГУ (приказ № 10931/1)). В 2018 году была подана 741 заявка, финансирование получил 421 заявитель (в том числе 86 обучающихся, студентов и аспирантов). Общая сумма финансирования по Мероприятию 5 в 2018 году — 21 410 000 рублей (первая очередь — 17 918 349 рублей и вторая — 3 491 651 руб.).
Музейные коллекции в учебном и научном процессе
Проанализированы предложения директоров и деканов, научно-педагогических работников об использовании музейных предметов и музейных коллекций в учебном и научном процессе. Некоторые руководители отмечают активное использование учебно-научных коллекций в образовательной и исследовательской деятельности, но предложений по оптимизации работы с музейными коллекциями нет, пока всё устраивает. Также был предложен ряд стандартных опробованных идей, не подкрепленных конкретными предложениями (знакомить школьников, абитуриентов и первокурсников с музеями СПбГУ; создать учебные коллекции с наглядными пособиями).
Были высказаны и более оригинальные идеи:
- проводить в музеях и на экспозициях занятия-экскурсии на иностранных языках для подготовки гидов-переводчиков
- готовить и проводить силами студентов экскурсии на иностранных языках для широкой аудитории с целью развития их общекультурной компетенции в области профессии
- развивать специализированный веб-портал по музеям и коллекциям СПбГУ, содержащий онлайн-каталоги коллекций, виртуальные туры по экспозициям, различные онлайн-сервисы и мультимедийные продукты
- изучать оцифрованные коллекции методом анализа данных
- детально описать использование музейных коллекций и экспозиций в действующих рабочих программах учебных дисциплин, курсовых работ и практик
- шире использовать потенциал музеев, которые располагают огромными ресурсами для исследования, в рамках курсовых работ и ВКР
- привлекать преподавателей к созданию новых экспозиций, к актуализации данных об экспонатах, к составлению сопроводительных текстов
- привлекать преподавателей, студентов магистратуры и аспирантов для проведения экскурсий
- организовать научно-консультационную помощь при атрибуции музейных предметов со стороны специалистов — преподавателей и научных сотрудников учебно-научных подразделений Университета
- поддержать инициативные проекты по ревизии исторических коллекций с использованием потенциала Научного парка СПбГУ и стимулировать проведение подобных исследований на базе коллекций
- назначить научных кураторов естественнонаучных музеев СПбГУ со стороны профильных учебно-научных подразделений; такие кураторы должны координировать учебную и научную деятельность преподавателей и студентов на базе естественнонаучных музеев, обсуждать с сотрудниками Управления экспозиций и коллекций СПбГУ различные формы такой работы, способствовать популяризации музеев среди студентов СПбГУ и абитуриентов
На основании решения комиссии по этике
Комиссия по этике СПбГУ 29 октября рассмотрела обращение первого заместителя директора Института ВШМ К. В. Кротова об этичности поведения студентки четвертого курса, обучающейся по направлению «Менеджмент» и проживающей в общежитии, в отношении студентки первого курса (Материалы ректорского совещания от 03.09.2018). Комиссия приняла решение о несоответствии поведения студентки Кодексу универсанта. На основании этого решения к студентке будут применены меры дисциплинарного воздействия.