Каменная летопись истории Земли
В Санкт-Петербургском университете продолжается реорганизация музейных экспозиций и коллекций. Соответствующие изменения в Уставе СПбГУ позволяют шире использовать музейные ресурсы в учебной и научной деятельности Университета, а также открывают возможности ознакомления с ценными экспонатами всем желающим.
Палеонтолого-стратиграфическая музейная коллекция — одна из старейших в Университете: в наступившем году ей исполняется 145 лет. Важную роль на начальном этапе формирования коллекции сыграл первый российский профессор геологии, член-корреспондент Петербургской академии наук Александр Александрович Иностранцев. Так, благодаря именно его усилиям Университет приобрел у русского естествоиспытателя, врача и палеонтолога Эдуарда Ивановича Эйхвальда уникальную коллекцию, положившую начало музею. Объектами исследования Эйхвальда стали все собранные к середине XIX века на обследованной территории России остатки древних растений и животных, в числе которых множество новых видов.
Изначально в 1873 году коллекция вошла в состав Геологического музея на естественном отделении физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Для ее экспонирования руководство Университета выделило просторные аудитории на третьем этаже здания Двенадцати коллегий. Экспонаты поместили в специально изготовленные для них дубовые шкафы и витрины — образцовые работы старинного столярного мастерства, где посетители могут видеть их и сейчас.
В настоящее время Палеонтолого-стратиграфическая коллекция СПбГУ, отражающая историю развития отечественной геологии, состоит из двух отделов: монографического и учебного, где посетителям представлены свыше 55 тысяч экспонатов. Здесь хранятся уникальные образцы горных пород и органических остатков, собранные во время геологических экспедиций на территории России и сопредельных стран c середины XIX века до настоящего времени.
Среди музейных образцов есть и собранные самим А. А. Иностранцевым. Кроме того, коллекцию составляют экспонаты, привезенные из геологических экспедиций его учениками и коллегами. Так, например, коллекция пермских моллюсков Владимира Прохоровича Амалицкого и костные остатки северодвинского ящера. Здесь же хранится первая скульптурная реконструкция позднепермского парейазавра, выполненная под руководством ученого в конце XIX — начале ХХ века.
Известный геолог В. П. Амалицкий, исследовавший пермские континентальные отложения России, доказал общность органического мира севера России и Южной Африки пермского периода, основываясь на данных, которые получил при сборе пресноводных моллюсков и флоры. Затем ученый провел на севере России целенаправленные поиски пресмыкающихся, ранее известных только из пермских отложений южных континентов. В результате нескольких лет полевых исследований в районе Северной Двины им было обнаружено богатейшее и уникальное по сохранности ископаемых организмов местонахождение звероподобных ящеров пермского периода в Европе. Амалицкий на правах первооткрывателя дал название одному из видов ящеров в честь своего учителя — Inostrancevia.
В разные годы над пополнением научного отдела музея работали такие выдающиеся ученые, как геолог, ботаник и палеонтолог Ф. Б. Шмидт, статистик и географ В. П. Семенов-Тян-Шанский, профессор естествознания С. С. Куторга, первая в России женщина, получившая степень доктора геологии, Е. В. Соломко, и многие другие преподаватели и сотрудники Университета.
Еще во времена А. А. Иностранцева наряду с формированием научных коллекций начался сбор образцов горных пород и органических остатков в образовательных целях. Сейчас учебный отдел коллекции включает в себя более 30 тысяч экземпляров, которые используются студентами непосредственно для изучения многих геологических дисциплин. Экспонаты иллюстрируют историю развития органического мира по геологическим периодам, а также условия образования осадочных пород и палеоэкологические особенности древних организмов. Для универсантов, обучающихся по направлениям «Геология», «Геология и гидрогеология», «Геофизика и геохимия», «Нефтегазовое дело», «Биология» и «География», проводятся лекции, семинары и экскурсии. Кроме того, монографические и сырьевые музейные коллекции служат основой для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Палеонтолого-стратиграфическое собрание Университета — площадка, где реализуют свои проекты студенты разных направлений. В течение многих лет здесь проходят занятия со студентами-музеологами, где они практикуются в экскурсоведении. В прошлом году на базе коллекций студентами-дизайнерами СПбГУ было выполнено полтора десятка учебных работ с использованием мультимедийных технологий. А в этом году две ученицы Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева СПбГУ работают над созданием экспозиции, посвященной исследованиям Владимира Амалицкого.
Для специалистов коллекция особенно привлекательна представленными здесь голотипами, поскольку каждый палеонтолог, описывая новый вид, сравнивает его с уже известным типовым экземпляром. В палеонтологии голотип — это эталонная находка, на основе которой описан ископаемый вид, он служит для закрепления правильного видового названия. Закончив работу, автор сдает исследованный образец в музей, где тот бережно хранится. Находясь в естественно-научных музеях мира, голотипы становятся доступны любым исследователям для самостоятельного изучения образов. Такими возможностями обладает и университетская коллекция.
Всем посетителям комплекса Палеонтолого-стратиграфических коллекций открывается каменная история Земли. Музейный хранитель и преподаватели СПбГУ проводят экскурсии для слушателей самых разных возрастов — от дошкольников до ветеранов Великой Отечественной войны.
«Пожилые люди — самая благодарная публика. Им все интересно, для многих палеонтологические объекты — это что-то совершенно экзотическое, — отмечает доцент СПбГУ Ирина Бугрова. — Старшеклассникам мы рассказываем об истории развития органического мира и об определении возраста горных пород по органическим остаткам. А для малышей есть экскурсия "Древний океанариум", во время которой они знакомятся с обитателями древнего океана — ихтиозаврами, головоногими моллюсками, трилобитами. Для детей у нас есть специальные изображения, дополняющие экспонаты образами древних обитателей Земли».