Материалы ректорского совещания
- Кардиохирург СПбГУ разработал нейросеть для лечения пациентов с заболеваниями сердца
- СПбГУ первым из российских вузов запускает открытый всероссийский конкурс на заключение договоров о целевом обучении с предприятиями Карелии
- О текущих проблемах организации образовательного процесса
- Результаты государственной итоговой аттестации
- Организация переводов и восстановлений обучающихся
- О предъявлении обучающимися документов о временной нетрудоспособности
- Меры, направленные на профилактику совершения мошеннических действий в отношении абитуриентов и обучающихся
- Взаимодействие с правоохранительными органами в целях защиты интересов Университета, его обучающихся и сотрудников
- О международной деятельности
- Презентация издания «Король Лир» в Музее В. В. Набокова СПбГУ
1. Кардиохирург СПбГУ разработал нейросеть для лечения пациентов с заболеваниями сердца
Врач Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ Глеб Ким создал нейросеть, которая на основании базы данных зашифрованных историй болезней пациентов может спрогнозировать развитие сердечно-сосудистых заболеваний, а также дать рекомендации по их лечению. Проект занял первое место на всероссийском конкурсе «Лига будущего» по направлению «Здравоохранение».
С помощью системы «Второе мнение. Нейросети и патология аорты в кардиохирургии» специалисты из всех регионов страны смогут получить экспертную помощь по ведению пациентов с угрожающим жизни состоянием — аневризмой или расслоением аорты. Доктору будет достаточно представить определенный объем данных из истории болезни пациента: клинические данные, его антропометрию, результаты компьютерной томографии аорты и эхокардиографии, после чего нейросеть даст свои прогнозы и рекомендации.
Выводы экспертной системы формируются в результате ее обучения на базе зашифрованных данных из историй болезней пациентов. Сбор больших объемов данных (big data), необходимых для эффективного обучения нейросетей, планируется осуществлять в сотрудничестве с кардиохирургами и кардиологами из всех регионов России. В СПбГУ врачами и программистами созданы и тестируются уже девять моделей нейросетей. Сегодня главная задача по развитию разработки заключается в накоплении данных — именно это позволяет нейросети обучаться и формировать точные рекомендации (Кардиохирург СПбГУ разработал нейросеть для лечения пациентов с заболеваниями сердца).
2. СПбГУ первым из российских вузов запускает открытый всероссийский конкурс на заключение договоров о целевом обучении с предприятиями Карелии
Представители СПбГУ, министерства образования и спорта Республики Карелия, а также компаний-заказчиков целевого обучения региона договорились провести во время приемной кампании 2022 года открытый конкурс на заключение договоров о целевом обучении среди абитуриентов Университета. Подобный конкурс, принять участие в котором смогут не только жители конкретного субъекта федерации, но и абитуриенты со всей страны, будет проводиться впервые.
Договоренность была достигнута в рамках совещания по вопросу развития кадрового потенциала Республики Карелия посредством использования механизма целевого обучения, которое прошло в министерстве образования и спорта региона в конце июня.
Победа в конкурсе даст абитуриенту право заключить целевой договор для поступления в СПбГУ на обучение по программам бакалавриата и специалитета по приоритетным для Республики Карелия направлениям подготовки и специальностям. Конкурс затрагивает образовательные программы, реализуемые Санкт-Петербургским университетом, по которым Правительством Российской Федерации установлена квота приема на целевое обучение.
Заинтересованные в поступлении (ими могут стать жители любых субъектов Российской Федерации, а не только проживающие в Республике Карелия) смогут подать заявку для участия в отборе. В случае победы абитуриент получит возможность заключить договор о целевом обучении с одной из организаций-заказчиков из Республики Карелия и принять участие в конкурсе на поступление в рамках квоты приема на целевое обучение. Более подробная информация о конкурсе опубликована на сайте приемной комиссии СПбГУ (Объявлен конкурс среди абитуриентов программ бакалавриата на заключение договора о целевом обучении с организациями Республики Карелия).
3. О текущих проблемах организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило десять обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще десять зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся. Обращения в основном связаны с запросами на оформление различных документов. Ответы на вопросы направляются в установленном порядке.
За период с 24 февраля получены обращения от 185 заявителей с просьбой о переводе в СПбГУ из вузов следующих государств: Чехия, Германия, Польша, Израиль, ДНР, Румыния, Канада, США, Швейцария, Франция, Украина, Испания, Австрия, Италия, Латвия, ЛНР, Финляндия, Южная Корея, Литва, Венгрия, Бельгия, Греция, Великобритания, Словакия, Сингапур, Япония. За последнюю неделю зарегистрировано 12 обращений. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 года № 434 и письмом Минобрнауки РФ от 01.03.2022 № МН-5/927-ДА: СПбГУ принимает заявления о переводе граждан Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной республики, а также российских граждан, вынужденно покинувших территорию ЛНР, ДНР и Украины и прибывших на территорию Российской Федерации, а также российских граждан, изъявивших желание перевестись из иностранных образовательных организаций в государствах, которые входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации №
Встречи руководителей учебно-научных подразделений СПбГУ со студенческим активом отложены до августа.
4. Результаты государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация 2022 года завершается. За период проведения ГИА-2022 по состоянию на 13 июля 2022 года прошло 1474 заседания ГЭК. В конце июля 2022 года пройдут оставшиеся несколько заседаний ГЭК по защитам ВКР аспирантуры и магистратуры.
Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, в заседаниях ГЭК приняли участие 1890 внешних экспертов — представителей организаций-работодателей и профессиональных сообществ, из них 480 — в качестве председателей ГЭК. Всего в качестве участников ГЭК приняли участие 2818 человек, в том числе 928 научно-педагогических работников СПбГУ.
Рецензентами выпускных квалификационных работ из числа представителей организаций-работодателей выступили 2917 человек. По каждой из 352 основных образовательных программ были определены координаторы из числа научно-педагогических работников.
Защиты ВКР с 12 мая по 7 июля прошли у 5284 обучающихся бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры.
№ |
Направление |
бакалавр |
магистр |
специалист |
аспирант |
Общий итог |
---|---|---|---|---|---|---|
1 |
Биология |
77 |
109 |
|
17 |
203 |
2 |
Науки о Земле |
127 |
200 |
|
23 |
350 |
3 |
Востоковедение и африканистика |
76 |
53 |
|
7 |
136 |
4 |
Журналистика |
208 |
148 |
|
7 |
363 |
5 |
Искусства |
53 |
48 |
32 |
|
133 |
6 |
История |
120 |
75 |
|
26 |
221 |
7 |
Когнитивные исследования |
|
4 |
|
|
4 |
8 |
Педагогика |
|
12 |
|
8 |
20 |
9 |
Развитие конкуренции и антимонопольного регулирования |
|
6 |
|
|
6 |
10 |
Математика и компьютерные науки |
57 |
18 |
|
|
75 |
11 |
Математика и механика |
94 |
51 |
23 |
26 |
194 |
12 |
Медицина |
|
|
52 |
17 |
69 |
13 |
Международные отношения |
196 |
198 |
|
30 |
424 |
14 |
Менеджмент |
153 |
91 |
|
3 |
247 |
15 |
Процессы управления |
133 |
87 |
|
11 |
231 |
16 |
Психология |
44 |
99 |
23 |
19 |
185 |
17 |
Политология |
50 |
40 |
|
11 |
101 |
18 |
Искусства и гуманитарные науки |
111 |
46 |
|
|
157 |
19 |
Стоматология и медицинские технологии |
|
|
17 |
2 |
19 |
20 |
Социология |
86 |
74 |
|
11 |
171 |
21 |
Физика |
81 |
56 |
|
16 |
153 |
22 |
Филология |
219 |
363 |
|
46 |
628 |
23 |
Философия |
72 |
73 |
|
29 |
174 |
24 |
Физическая культура |
|
|
266 |
|
266 |
25 |
Сестринское дело |
|
|
12 |
|
12 |
26 |
Химия |
57 |
60 |
|
19 |
136 |
27 |
Экономика |
212 |
158 |
|
16 |
386 |
28 |
Юриспруденция |
|
204 |
|
16 |
220 |
|
Общий итог |
2226 |
2273 |
425 |
360 |
5284 |
За время проведения защит ВКР прошли заседания 746 государственных экзаменационных комиссий (ГЭК).
№ |
Направление |
Количество ГЭК |
---|---|---|
1 |
Биология |
34 |
2 |
Науки о Земле |
41 |
3 |
Востоковедение и африканистика |
25 |
4 |
Журналистика |
45 |
5 |
Искусства |
15 |
6 |
История |
33 |
7 |
Когнитивные исследования |
1 |
8 |
Педагогика |
4 |
9 |
Развитие конкуренции и антимонопольного регулирования |
1 |
10 |
Математика и компьютерные науки |
12 |
11 |
Математика и механика |
32 |
12 |
Медицина |
15 |
13 |
Международные отношения |
39 |
14 |
Менеджмент |
34 |
15 |
Процессы управления |
39 |
16 |
Психология |
38 |
17 |
Политология |
16 |
18 |
Искусства и гуманитарные науки |
20 |
19 |
Стоматология и медицинские технологии |
2 |
20 |
Социология |
19 |
21 |
Физика |
48 |
22 |
Филология |
93 |
23 |
Философия |
31 |
24 |
Физическая культура |
22 |
25 |
Сестринское дело |
1 |
26 |
Химия |
16 |
27 |
Экономика |
43 |
28 |
Юриспруденция |
27 |
|
Всего |
746 |
Из 5284 защитивших ВКР оценку «отлично» получили 3739 человек (70,8 %), «хорошо» — 1269 (24 %), «удовлетворительно» — 257 (4,9 %), «неудовлетворительно» — 19 (0,36 %).
За период с 12 мая по 29 июня прошли государственные экзамены у обучающихся:
- бакалавриата по направлениям: «Востоковедение и африканистика», «Науки о Земле», «Искусства и гуманитарные науки», «Международные отношения», «Политология», «Психология», «Филология», «Экономика», «Юриспруденция»
- магистратуры по направлениям: «Науки о Земле», «Международные отношения», «Политология», «Психология», «Юриспруденция»
- специалитета по направлениям: «Медицина», «Стоматология», «Психология»
- аспирантуры по направлениям: «Биология», «Востоковедение и африканистика», «Науки о Земле», «История», «Международные отношения», «Политология», «Социология», «Филология», «Философия», «Химия», «Экономика», «Юриспруденция»
За период проведения ГИА от обучающихся поступило 43 заявления в апелляционные комиссии по результатам государственных экзаменов: 18 — от бакалавров по направлениям «Международные отношения», «Психология», «Экономика», «Юриспруденция»; 24 — от обучающихся в магистратуре по направлениям «Юриспруденция» и «Психология», одно — от аспиранта по направлению «Юриспруденция».
Как рассказала проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова, формат проведения ГИА-2022 (государственного экзамена (при наличии) и защиты ВКР) был разным:
- в аудиторном формате по направлениям: «Медицина», «Развитие конкуренции и антимонопольного регулирования», «Стоматология и медицинские технологии», «Химия», «Сестринское дело»
- в смешанном формате (аудиторно и с применением ВКС и ИКТ) по направлениям: «Биология», «Востоковедение», «Журналистика», «Науки о Земле», «Искусства», «История», «Искусства и гуманитарные науки», «Когнитивные исследования», «Математика и компьютерные науки», «Математика, механика», «Педагогика», «Политология», «Процессы управления», «Психология», «Социология», «Физика», «Философия», «Юриспруденция», «Физическая культура»
- с применением видео-конференц-связи и ИКТ по направлениям: «Журналистика», «Менеджмент», «Международные отношения», «Экономика», «Филология»
Кроме того, в рамках рекомендаций постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе была проведена экспертиза качества государственной итоговой аттестации (ГИА-2022) ООП бакалавриата «Свободные искусства и науки». В ГИА-2022 в качестве членов государственных аттестационных комиссий участвовали научно-педагогические работники коллективов по направлениям «История», «Философия», «Экономика», «Социология». Эксперты зафиксировали замечания к качеству подготовки выпускников образовательной программы (ОП) бакалавриата «Свободные искусства и науки», продемонстрированному на государственной итоговой аттестации 2022 года: низкий уровень, а иногда и отсутствие исследовательской составляющей ВКР; невысокий уровень самостоятельности выполнения ВКР у части обучающихся; ориентация на критерий «демонстрации широкой эрудиции», который уводит на второй план требование «владения основными понятиями предметной области», понимание «основных направлений развития науки».
Эти аспекты были отмечены постоянной комиссией Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе (заседание 28.04.22): «профилизация» (построение 12 профессиональных траекторий) за счет большого перечня дисциплин по выбору привела к формированию учебного плана образовательной программы, состоящего из 500 дисциплин; введение в содержание ОП большого числа профессиональных компетенций, формирование которых практически невозможно качественно реализовать в стандартных 240 зачетных единицах (кредитах) программы бакалавриата. Это было подтверждено анализом компетенций выпускников 2021 года этой программы (проанализировано 50 дипломов выпускников, из выпуска 2021 года — 123 бакалавров). Эксперты в 2022 году отметили недостаточную сформированность у обучающихся фундаментальных теоретических знаний по основной предметной области профессиональных траекторий, особенно при сравнении с выпускниками соответствующих ОП факультетов / институтов («История», «Философия», «Экономика», «Социология»).
В качестве недостатков ГИА эксперты указали на не всегда корректные критерии оценивания; на формулировки вопросов государственного экзамена, носящие чрезмерно обобщенный, масштабный характер (с учетом ограниченного времени на экзамене это требовало от обучающихся либо слишком объемного ответа, либо набора общих суждений), что существенно затруднило оценку сформированности компетенций и уровня подготовки обучающихся.
Эти замечания, а также указание экспертов на довольно распространенную ориентацию на стиль научной публицистики выпускных квалификационных работ (ВКР), которые часто носили характер эссе, далекий от требований к содержанию ВКР, диктуют необходимость внесения существенных изменений в учебный план и содержание ОП в целом.
Итоги экспертизы направлены в адрес постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе для анализа и представления рекомендаций по изменению образовательной программы бакалавриата по направлению 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки».
Как рассказал проректор по информационным технологиям Сергей Юрьевич Севрюков, при проведении ГИА в смешанном, аудиторном и удаленном формате применялись различные информационные технологии. Так, например, даже при аудиторном формате проведения экзаменов и защит, было необходимо использовать технологии, позволяющие удаленно участвовать в защитах и экзаменах некоторым членам ГЭК, некоторым студентам-иностранцам, которые находились не на территории РФ. Также использовались компьютерные технологии проведения государственных экзаменов с применением системы Blackboard. Например, студенты-юристы, которым необходимо было участвовать в государственных экзаменах удаленно, подключались с использованием терминального сервера для возможности применения справочных правовых систем в ходе экзамена наравне со сдающими в аудиториях Университета.
В удаленной форме государственный экзамен проводился в зависимости от специфики направления: либо в форме теста в системе Blackboard с использованием прокторинга (в большинстве случаев), либо в устной форме посредством видеоконференции в Microsoft Teams (на направлениях «Психология», «Свободные искусства и науки», «Искусства»), при непосредственном контроле со стороны членов ГЭК.
Формат онлайн-тестирования оборудования студентов с использованием системы прокторинга применяется уже третий год. Инструкции для самостоятельной настройки оборудования были актуализированы сотрудниками УСИТ и доведены до студентов через учебные отделы, в результате чего большинство технических проблем студентов было решено на этапе тестовых подключений, обращения в ходе экзаменов носили единичный характер, проблемы оперативно решались. Случаев назначения пересдач, вызванных техническими неполадками, зафиксировано не было.
Несколько обращений было связано с некорректными настройками заданий в системе Blackboard, проблемы были оперативно решены. Однако была выявлена необходимость проведения дополнительных консультаций для преподавателей и сотрудников, которые непосредственно настраивают итоговые экзаменационные задания.
Защиты ВКР проходили в формате видеоконференций в системе Microsoft Teams в удаленном или смешанном (гибридном) формате, когда часть комиссии (особенно с учетом привлечения в комиссии значительной доли представителей работодателей) и часть студентов подключается онлайн, а часть комиссии и студентов находится в аудитории.
Смешанный (в том числе гибридный) формат уже использовался в учебном процессе в ходе нынешнего учебного года, поэтому на ряде направлений уже были готовы специально оснащенные мультимедийные аудитории с проектором и / или ЖК-панелью, аудиосистемой и камерой. Все оборудование было заблаговременно проверено, поэтому было зафиксировано незначительное число обращений, связанных с отказом техники: на направлении «История» при проведении защиты ВКР в смешанном формате в аудитории вышел из строя проектор, заседание было перенесено в резервную аудиторию; при проведении ГИА у восточников вышли из строя видеокамеры — в этих случаях неисправные устройства оперативно заменялись.
Количественные характеристики, отражающие объем, сложность поддержки (по сведениям УСИТ):
- проведено 4395 защит ВКР и 3249 экзаменов (по числу студентов), которые требовали технической поддержки
- количество инцидентов и / или сбоев — 59 (менее 1 %)
- количество поддержанных сеансов ВКС — 2967
Общий результат показывает, что в СПбГУ сформировался определенный опыт успешной организации сложно устроенных процессов взаимодействия многочисленных участников учебного процесса, выполняющих разные функции, с применением различных информационно-коммуникационных технологий электронного обучения. При этом целесообразно продолжить совершенствование навыков преподавателей и сотрудников в работе с различными платформами и информационными системами, которые используются как при организации занятий, промежуточных аттестаций, так и при проведении государственных экзаменов и защит ВКР.
5. Организация переводов и восстановлений обучающихся
Продолжается прием документов от претендентов на перевод и восстановление для обучения в СПбГУ. Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, в целях совершенствования процедуры перевода и восстановления на обучение в Университет приняты решения, которые расширяют возможности перевода в СПбГУ обучающихся из других образовательных организаций.
Как ранее сообщалось, теперь академическая разница, возникающая при восстановлении и переводе в Санкт-Петербургский университет из других образовательных организаций на места договорной основы обучения, согласно приказу, может составлять до половины дисциплин учебного плана (а ранее различие в учебных планах не могло превышать десять дисциплин).
В тех случаях, когда проводится аттестационное испытание при восстановлении, переводе из других образовательных организаций, изменении образовательной программы, изменении формы обучения в СПбГУ, устанавливается удаленный формат с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это создает возможность пройти такую аттестацию обучающимся из других регионов, не приезжая для этого в Санкт-Петербург.
Согласно п. 7.5.1 и 7.5.6 Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утвержденных приказом от 29.01.2016 № 470/1: одним из условий перевода и (или) восстановления обучающегося является подготовленность студента к освоению конкретной образовательной программы. Перечень программ, при переводе на которые проводится аттестация, определен в приказе от 16.12.2021 № 12157/1 «Об утверждении составов комиссий по проведению аттестации претендентов на восстановление, перевод из других образовательных организаций, изменение образовательной программы, изменение формы обучения и форм аттестационных испытаний в 2022 году».
М. Ю. Лаврикова отметила, что ежегодно практически по всем образовательным программам и направлениям подготовки при проведении переводов и восстановлений в СПбГУ на вакантные бюджетные места возникает конкурсная ситуация между претендентами. Решения принимаются Центральной комиссией по переводам и восстановлениям (ЦКПиВ) и комиссией по принятию решений о переходе с платного обучения на бесплатное, в том числе на основе результатов аттестаций.
Прием документов от претендентов на перевод и восстановление в СПбГУ продлится до 5 августа (до 18:00). Прием документов проводится также в удаленном формате — путем подачи документов через Личный кабинет на официальном портале СПбГУ. Информация о наличии вакантных мест для перевода и восстановления будет опубликована на портале Университета 12 августа. Заседание Центральной комиссии по переводам и восстановлениям и комиссии по принятию решений о переходе с платного обучения на бесплатное состоится 31 августа.
Подробно с правилами перевода и восстановления можно ознакомиться на странице портала СПбГУ «Информация Центральной комиссии по переводам и восстановлениям (ЦКПиВ)». Кроме того, в Виртуальной приемной СПбГУ регулярно публикуются ответы на вопросы о правилах перевода и восстановления.
6. О предъявлении обучающимися документов о временной нетрудоспособности
На основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в СПбГУ был издан ряд приказов, позволяющих в том числе представлять обучающимся СПбГУ медицинские документы о временной нетрудоспособности в электронной форме посредством электронной почты либо личного кабинета.
С учетом того, что с 01.07.2022 Роспотребнадзор приостановил действие всех ранее введенных эпидемиологических ограничений, приказы, позволявшие представлять обучающимся СПбГУ медицинские документы о временной нетрудоспособности в электронной форме, были отменены (приказ от 21.07.2022 № 8200/1). Теперь к рассмотрению принимаются медицинские документы исключительно на бумажном носителе (за исключением электронных больничных листов), выданные на законном основании уполномоченной медицинской организацией (читай также: В ситуации крайней необходимости; «Это работает!» (об эффективности приказов по СПбГУ, изданных в ситуации крайней необходимости)).
На совещании и. о. заместителя ректора по безопасности Юрий Витальевич Пенов рассказал, что в период пандемии в ситуации крайней необходимости в Университете принимали сканы медицинских документов. Из-за этого число подложных медицинских справок от студентов резко увеличилось. А когда СПбГУ обращался в правоохранительные органы по этому поводу, те не принимали обращения без оригиналов медицинских документов. Теперь ситуация должна измениться.
7. Меры, направленные на профилактику совершения мошеннических действий в отношении абитуриентов и обучающихся
В Университет поступает информация о недобросовестных организациях, расположенных как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств, незаконно использующих имя СПбГУ для оказания коммерческих образовательных услуг.
Как рассказал и. о. заместителя ректора по безопасности Юрий Витальевич Пенов, в основном указанные организации, представляясь партнером СПбГУ, предлагают без вступительных испытаний за денежное вознаграждение гарантированное поступление в Университет на коммерческой основе, гарантируют публикации в низкокачественных научных журналах, предлагают услуги грантовой поддержки, помощь в получении стипендии, обеспечение места в общежитии и т. д. (Остерегайтесь недобросовестных организаций).
Ю. В. Пенов обратил внимание на то, что Университет не имеет отношения к функционированию подобных компаний и не несет ответственности за совершаемые ими действия.
По каждому выявленному факту из перечисленных эпизодов незаконной деятельности в правоохранительные органы Российской Федерации направляется обращение о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, а в случае установления факта совершения преступления за пределами Российской Федерации в обязательном порядке уведомляется дипломатическое представительство страны, на территории которой совершено указанное противоправное деяние.
К сожалению, Университет не может отследить появление данных организаций, поэтому абитуриентам и универсантам необходимо соблюдать осторожность и руководствоваться информацией, полученной только на официальных порталах Санкт-Петербургского государственного университета (spbu.ru, english.spbu.ru, abiturient.spbu.ru) и его подразделений.
Чтобы не стать жертвой недобросовестных организаций необходимо пользоваться навигатором по сайтам СПбГУ для поиска официальной и достоверной информации, обращать внимание на e-mail, с которого ведется коммуникация. Все официальное общение с представителями Университета ведется через адреса e-mail с доменным именем @spbu.ru.
Университет никогда не гарантирует поступление за плату. Любые коммерческие организации, предлагающие образовательные услуги от лица СПбГУ, действуют нелегально.
Если возникают сомнения в правомерности деятельности организации, оказывающей услуги от лица СПбГУ, можно уточнить ее статус, направив запрос в Виртуальную приемную СПбГУ.
8. Взаимодействие с правоохранительными органами в целях защиты интересов Университета, его обучающихся и сотрудников
В последнее время участились случаи обращения иностранных обучающихся в фирмы, предлагающие услуги по оформлению документов (регистрации по месту пребывания, разрешения на временное проживание, вида на жительство и т. п.). Как рассказал и. о. заместителя ректора по безопасности Юрий Витальевич Пенов, в большинстве случаев целью таких фирм, к сожалению, является получение денег от иностранного гражданина без оказания обещанных услуг.
Так, например, в Университет обратилась гражданка Киргизской Республики, обучающаяся СПбГУ по основной образовательной программе высшего образования — программе ординатуры «Онкология», с просьбой об оказании юридической помощи в получении вида на жительство в Российской Федерации.
В своем обращении иностранная гражданка указала, что ранее обращалась за консультативными услугами в юридическое агентство, которое за денежное вознаграждение обязалось оказать необходимую услугу, однако, получив денежные средства, обязательства по договору не выполнило.
Сотрудники паспортно-визового отдела СПбГУ всегда идут навстречу универсантам и оказывают необходимую помощь и всестороннюю поддержку. В этом конкретном случае обучающейся был подробно разъяснен порядок подготовки и подачи документов на получение вида на жительство в Российской Федерации, предоставлена контактная информация уполномоченной организации — «Паспортно-визовый сервис МВД России», а также Юридической клиники СПбГУ.
По факту совершения мошеннических действий в отношении иностранной гражданки со стороны недобросовестного юридического агентства в правоохранительные органы направлено соответствующее обращение.
В целях предостережения иностранных граждан о возможных противоправных действиях в сфере миграции в Виртуальной приемной СПбГУ размещено подробное разъяснение: Куда студенты СПбГУ могут обратиться за юридической помощью?.
В подтверждение того, что СПбГУ всегда поддерживает универсантов и оказывает им всестороннюю помощь, Ю. В. Пенов отметил, что 14 июля в правоохранительные органы направлено обращение по факту кражи неустановленными лицами голубых елей, которые за личные средства были приобретены директором Института химии СПбГУ Ириной Анатольевной Баловой и высажены перед зданием института в честь почетных профессоров СПбГУ (Ёлочки у Института химии).
По итогам обсуждения на совещании ректор поручил проректорам М. Ю. Лавриковой и А. В. Бабичу направлять эти материалы на индивидуальную почту студентам, а абитуриентам при поступлении сообщать о том, какую помощь оказывает Университет. Директорам и деканам поручено рассказывать об этих случаях на встречах со студенческим активом.
9. О международной деятельности
На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (материалы ректорских совещаний от 14.03.2022; от 20.06.2022; от 27.06.2022; от 04.07.2022; от 11.07.2022). Как сообщил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.
Встреча с делегацией из Университета Аль-Истикляль (Палестина)
12 июля состоялась встреча представителей СПбГУ с директором Центра русского языка и культуры имени Сергея Есенина, профессором Университета Аль-Истикляль (Палестина) Маххамедом Наджажры. В рамках встречи палестинская сторона представила презентацию своего университета, после чего состоялось обсуждение возможного академического и научного сотрудничества. Была достигнута договоренность о заключении соглашения о сотрудничестве, а также протоколов об академическом и студенческом обмене между СПбГУ и Университетом Аль-Истикляль. Также было принято решение наладить сотрудничество между Центрами русского языка двух университетов и о запуске проекта онлайн-школы для палестинских школ, подшефных университету.
На встрече коллеги из Университета Аль-Истикляль сообщили, что своим приездом выражают пожелание и других палестинских вузов сотрудничать с СПбГУ.
Открытая лекция в рамках деятельности представительства СПбГУ в Испании
13 июля в представительстве СПбГУ в Испании прошла онлайн-лекция «Гала и Дали: грандиозное начало». Она стала продолжением цикла конференций «История одной любви». Лекцию прочла Анна Силюнас, директор представительства СПбГУ в Испании, театральный критик, искусствовед.
Встреча с советником по науке и технологиям посольства Индии в России
13 июля в формате онлайн состоялась встреча представителей СПбГУ с советником по науке и технологиям посольства Индии в России и доцентом СПбГУ господином Сашватом по вопросам создания совместной российско-индийской научной программы — Mathematics, Computing and Data Science.
В ходе совещания индийские коллеги рассказали об инициативе создания совместной российско-индийской научной программы. Господин Шишир Шротрия предложил для реализации данного проекта партнера с индийской стороны — Центр технологических инноваций (Technology Innovation Hub, TIH), созданный при Индийском статистическом институте (Калькутта, Индия). Посольство Индии и господин Сашвата предложили СПбГУ рассмотреть возможность участия в проекте с российской стороны, так как в СПбГУ одна из самых сильных математических школ в мире.
Стороны договорились совместно подготовить проект программы и заявку на финансирование в Центр технологических инноваций, так как в качестве источника финансирования программы индийская сторона предлагает рассматривать их гранты. Кроме того, господин Шишир Шротрия сообщил, что СПбГУ может предлагать и другие проекты, направленные на сотрудничество российских и индийских университетов.
О программе Visiting Professors в СПбГУ
Программа Visiting Professors реализуется в СПбГУ с июня 2021 года по новой схеме и направлена на приглашение иностранных научно-педагогических работников для обеспечения реализации дисциплин учебных планов СПбГУ с иностранным компонентом. Проект направлен на:
- интернационализацию Университета и повышение качества научно-образовательного процесса путем привлечения зарубежных преподавателей
- модернизацию образовательных программ
- укрепление сотрудничества с иностранными университетами, установление академических и научных связей
Использование ИКТ для организации учебного процесса способствует упрощенному рекрутингу иностранных экспертов и исключает необходимость оформления трудовых виз. Большое количество иностранных лекторов приглашается к дистанционному преподаванию.
Для поддержки деятельности по привлечению иностранных научно-педагогических работников для обеспечения реализации дисциплин учебных планов СПбГУ с иностранным компонентом на сайте СПбГУ разработан ресурс: Visiting Professors, посредством которого любой иностранный преподаватель в инициативном порядке может направить заявку по размещенным на портале предложениям в соответствии со своей академической областью.
Система рекрутмента и поддержки иностранных лекторов в Университете продолжает развиваться. Руководителям учебно-научных подразделений СПбГУ дважды в год направляются предложения об удовлетворении потребности в приглашении иностранных экспертов. В сентябре текущего года всем руководителям учебно-научных подразделений Университета будет направлен запрос на привлечение иностранных преподавателей на 2023/24 учебный год.
За период функционирования раздела сайта СПбГУ Visiting Professors наиболее активно запросы на приглашение иностранных лекторов направляли руководители Института истории, юридического факультета, факультета социологии, факультета международных отношений, экономического факультета и Высшей школы менеджмента.
Директорам и деканам поручено довести эту информацию до научно-педагогических работников коллективов подразделений и своевременно подавать заявки на привлечение иностранных научно-педагогических работников в целях реализации образовательных программ СПбГУ.
10. Презентация издания «Король Лир» в Музее В. В. Набокова СПбГУ
Уже несколько лет в Музее В. В. Набокова успешно развивается лекционная деятельность, которая включает несколько направлений, одно из них — цикл лекций, связанный с проблемами перевода. 29 апреля в Музее В. В. Набокова СПбГУ историк театра, шекспировед Сергей Дмитриевич Радлов представил новое издание «Короля Лира». С. Радлов совместно с Д. Ивановым подготовил издание «Короля Лира» в переводе Осии Сороки с обширным комментарием и различными сопроводительными текстами, вышедшее в московском издательстве Common Place в 2022 году.
На мероприятии, посвященном пьесе, ставшей после Второй мировой войны главным шекспировским текстом, была затронута история жизни «Короля Лира» на русском языке и проблемы его рецепции в русской культуре, а также проблемы перевода шекспировского текста. В частности, обсуждались работы одного из самых популярных российских переводчиков — Осии Сороки, переводившего тексты Уильяма Фолкнера, Олдоса Хаксли, Малькольма Лаури, Скотта Фицджеральда, Джона Стейнбека, Джона Чивера, Джеймса Олдриджа и других.
Мероприятие было организовано в очном формате, вечер провел А. А. Аствацатуров — директор Музея В. В. Набокова, писатель, профессор СПбГУ. Видеозапись лекции доступна в официальной группе музея.