Материалы ректорского совещания
- Студентка СПбГУ — победитель конкурса «Флагманы образования»
- Учащиеся Академической гимназии стали победителями Европейской географической олимпиады школьников
- Выставка работ участников очного этапа всероссийского конкурса в области искусств «Петр Великий»
- О текущих проблемах организации образовательного процесса
- Международная конференция «Теория игр и ее приложения»
- О судебном споре и репутации Университета
- О международной деятельности
1. Студентка СПбГУ — победитель конкурса «Флагманы образования»
Подведены итоги всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Студент», участниками которого стали свыше 10 тысяч будущих педагогов из 42 регионов страны. Среди четверых победителей из Санкт-Петербурга — студентка колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии СПбГУ Екатерина Некрасова, обучающаяся по программе «Физическая культура» (Студентка СПбГУ — победитель конкурса «Флагманы образования»).
Конкурс реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование». Конкурс педагогического мастерства «Флагманы образования. Студент» направлен на развитие и поддержку перспективных обучающихся вузов и колледжей, обладающих высоким уровнем предметных знаний, ключевых психолого-педагогических компетенций и надпрофессиональных навыков.
В этом году свои заявки на конкурс подали почти 27 тысяч студентов из 84 регионов России. В заключительный тур вышли 175 самых талантливых участников, а 35 из них по результатам финальных соревнований были признаны победителями.
Участие в конкурсе «Флагманы образования. Студент» позволяет начинающим специалистам в сфере педагогики пообщаться с единомышленниками из разных уголков страны, обменяться идеями и обсудить вопросы преподавания. По его итогам из числа финалистов и полуфиналистов будет сформировано сообщество, члены которого получат возможность поработать с наставниками — победителями и экспертами конкурса «Флагманы образования. Школа».
2. Учащиеся Академической гимназии стали победителями Европейской географической олимпиады школьников
В Белграде (Сербия) в онлайн-формате состоялась седьмая Европейская географическая олимпиада школьников (EGEO). Россию на олимпиаде представили основная и гостевая команды по восемь человек каждая, а также пять человек из юниорского состава.
Учащаяся Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ Елена Агапова (11 класс) в составе основной команды стала обладателем золотой медали — победителем олимпиады. Бронзовую медаль европейской олимпиады завоевал учащийся 10 класса Академической гимназии Федор Денисов, вошедший в гостевую команду. Школьники учатся на разных параллелях, так что речь идет не об одном «успешном» классе. Однако преподаватели географии у них одни и те же — Наталья Дмитриевна Маслакова и Светлана Викторовна Милицина (Учащиеся Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ стали победителями Европейской географической олимпиады школьников).
В конкурсную программу олимпиады вошли теоретический, практический и мультимедийный (тестовый) туры, задания в которых выполнялись на английском языке. Помимо соревновательной части, школьники участвовали в конкурсе научных постеров и культурной презентации.
В 2021 году Елена Агапова также получила серебряную медаль на олимпиаде в Стамбуле (Турция), успешно продемонстрировав географические знания в составе сборной России.
3. Выставка работ участников очного этапа всероссийского конкурса в области искусств «Петр Великий»
В СПбГУ открылась выставка работ участников очного, финального этапа всероссийского конкурса в области искусств «Петр Великий», приуроченного к
Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, в заочном этапе всероссийского творческого конкурса «Петр Великий» участвовали 108 работ по пяти направлениям: графика, графический дизайн, живопись, история искусств и скульптура. Организаторы конкурса творческих работ не ставили перед участниками конкретных задач — студенты могли создавать художественные произведения в разных форматах: это их ощущение Петра, они так понимают его, так представляют петровскую эпоху. В конкурсе приняли участие студенты вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Краснодара, Уфы, Воронежа, Перми, Красноярска, Томска и Ельца.
После открытия выставки члены жюри, в состав которого вошли выдающиеся эксперты в области искусства, оценили работы участников очного этапа. Имена авторов лучших работ будут объявлены в ближайшее время. Победители в каждой номинации получат 60000 рублей, общий объем призового фонда составляет 300000 рублей. Дальнейшей судьбой конкурсных работ будут распоряжаться сами авторы, при желании они смогут оставить их Университету, который с благодарностью готов принять произведения искусства. Картины найдут достойное место в постоянной экспозиции Музея современных искусств имени С. П. Дягилева СПбГУ или будут представлены универсантам в ходе различных творческих мероприятий.
4. О текущих проблемах организации образовательного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 14 обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 15 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся. Обращения в основном связаны с запросами на оформление различных документов. Ответы на вопросы направляются в установленном порядке.
За период с 24 февраля получены обращения от 175 заявителей с просьбой о переводе в СПбГУ из вузов следующих государств: Чехия, Германия, Польша, Израиль, ДНР, Румыния, Канада, США, Швейцария, Франция, Украина, Испания, Австрия, Италия, Латвия, ЛНР, Финляндия, Южная Корея, Литва, Венгрия, Бельгия, Греция, Великобритания, Словакия, Сингапур, Япония. За последнюю неделю зарегистрировано 12 обращений. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 года № 434 и письмом Минобрнауки РФ от 01.03.2022 № МН-5/927-ДА: СПбГУ принимает заявления о переводе граждан Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также российских граждан, вынужденно покинувших территорию ЛНР, ДНР и Украины и прибывших на территорию Российской Федерации, а также российских граждан, изъявивших желание перевестись из иностранных образовательных организаций в государствах, которые входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации №
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, учебный процесс завершен, у обучающихся каникулярное время.
Встречи с обучающимися (представителями студенческих советов, студенческих научных обществ и старостами групп) некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили.
Текущие вопросы организации учебного процесса, а также другие вопросы обсуждались на встречах с представителями студенческого актива филологического факультета, колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии (протокол встречи не оформлен и не представлен для публикации).
В период со 2 по 8 июля проведены защиты ВКР у 33 обучающихся аспирантуры.
№ |
Направление |
аспирант |
1 |
Филология |
4 |
2 |
Философия |
29 |
|
Общий итог |
33 |
За время проведения защит ВКР прошли заседания восьми государственных экзаменационных комиссий (ГЭК).
№ |
Направление |
Количество ГЭК |
1 |
Филология |
2 |
2 |
Философия |
6 |
|
Всего |
8 |
Из 33 защитивших ВКР оценку «отлично» получили 32 человека (97 %), «хорошо» — один человек (3 %).
№ |
Направление |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
Общий итог |
Апелляции |
||||||||||
аспирант |
бакалавр |
специалист |
магистр |
аспирант |
бакалавр |
специалист |
магистр |
аспирант |
бакалавр |
специалист |
магистр |
получено апелляций |
удовлетворено |
|||
1 |
Филология |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
2 |
Философия |
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
|
|
|
29 |
|
|
|
|
|
1 |
32 |
33 |
|
|
5. Международная конференция «Теория игр и ее приложения»
С 28 июня по 1 июля на базе Санкт-Петербургского государственного университета в дистанционном формате состоялась международная конференция «Теория игр и ее приложения» (The International Conference «Game Theory and Applications», GTA2022).
Тематика конференции была посвящена результатам теоретических и прикладных исследований в следующих областях: модели конфликта, конкуренция и кооперация, дизайн механизмов, социальный выбор, голосование и индексы силы, аукционы, переговоры, динамические игры и приложения, стохастические игры и приложения, эволюционные игры и приложения, повторяющиеся игры, игры преследования, обучение и эксперименты в теории игр, алгоритмическая теория игр, модели рынка, сетевые игры. Финансирование мероприятия осуществлялось за счет собственных средств СПбГУ и организационных взносов участников. Конференция GTA2022 — пример эффективного международного сотрудничества.
В программный комитет конференции был включен 21 участник, из которых 14 — это представители ведущих вузов мира, семь представителей России и два нобелевских лауреата (Роберт Ауман — нобелевская премия по экономике, 2005 год; Эрик Маскин — нобелевская премия по экономике, 2007 год), что еще раз подтверждает высокий уровень мероприятия. Председатель программного комитета — декан факультета прикладной математики — процессов управления Леон Аганесович Петросян, сопредседатель — заведующий кафедрой операционного менеджмента Высшей школы менеджмента Николай Анатольевич Зенкевич. Конференция поддерживается международными обществами теории игр: Обществом теории игр (GTS) и Международным обществом динамических игр (ISDG).
Всего для участия в конференции было подано 119 докладов от 199 авторов из 19 стран мира и 13 регионов России. Программным комитетом для участия в конференции отобрано 111 докладов. Из числа авторов отобранных докладов приняли участие в работе конференции 147 человек, 86 из которых являются зарубежными участниками. Всего на конференции сделано 96 секционных докладов (часть из которых в соавторстве) и семь пленарных докладов.
6. О судебном споре и репутации Университета
В марте 2022 года в адрес СПбГУ поступило письмо Фрунзенского районного суда о привлечении СПбГУ третьим лицом и предоставлении сведений по результатам проверки по обращению А. В. Смиховской. Речь шла о гражданском споре бывшей студентки СПбГУ А. В. Смиховской и ее научного руководителя В. А. Кочемировского по вопросу возможного неправомерного заимствования материалов научных исследований.
Как рассказала проректор по стратегическому развитию и партнерству Анастасия Сергеевна Ярмош, исходной точкой этого спора стало письмо, направленное в октябре 2021 года в Управление научных исследований СПбГУ недавней выпускницей магистратуры А. В. Смиховской. Автор письма предъявляла своему бывшему научному руководителю претензии в том, что последний неправомерно присвоил себе результаты ее научных изысканий, выполненных в процессе подготовки магистерской диссертации. В подтверждение своих доводов автор письма ссылалась на выдержки из текста ВКР и на статьи, изданные ею в соавторстве с рядом других исследователей, сообщала о том, что руководитель без указания на ее авторство опубликовал результаты проведенных ею изысканий в работе, вышедшей в свет после того, как результаты были обнародованы заявительницей. Исходя из этого, автор письма просила Университет оказать ей содействие в восстановлении ее авторских прав. Научный руководитель, который к этому моменту уже не работал в СПбГУ, ознакомившись с заявлением своей бывшей подопечной, счел его клеветническим и подал в суд иск с требованием компенсации нанесенного ему морального ущерба.
Изложенные факты характеризуют спор между двумя физическими лицами, к которому СПбГУ не имеет прямого отношения. Вместе с тем имеет место одно обстоятельство. Директор Института химии встала в возникшем споре на сторону А. В. Смиховской и попросила сотрудников Юридического управления СПбГУ оказать ей содействие в участии в судебном разбирательстве. По этой просьбе Центром экспертиз была назначена и проведена экспертиза, которая установила, что результаты научных изысканий, ставшие предметом судебного спора, действительно были опубликованы бывшей магистранткой ранее, чем ее научным руководителем. Однако материалы, которые имелись в распоряжении экспертов, не позволили безусловно точно подтвердить ее авторство. Несмотря на это, директор института продолжала настаивать на том, чтобы в возникшем споре СПбГУ встал на сторону А. В. Смиховской и стал участником судебного разбирательства.
Специалисты юридического управления своевременно оценили ситуацию и возможные негативные последствия, которые могли возникнуть для Университета в том случае, если бы он пошел предложенным путем. СПбГУ с неизбежностью был бы втянут в судебный спор, к причинам и сути которого он не имел никакого отношения. Имя, престиж и авторитет СПбГУ стали бы разменной монетой в прениях сторон, и каждая из них получила бы возможность использовать имя Университета в собственных интересах. Позиция директора института была выстроена без оценки репутационных последствий. Юридическим управлением в конце 2021 года было принято взвешенное решение о том, что СПбГУ следует воздержаться от участия в судебном разбирательстве.
А. С. Ярмош подчеркнула: действительность подтвердила правильность позиции, занятой специалистами Юридического управления СПбГУ. Судебный процесс с участием бывшей магистрантки и ее научного руководителя обретает затяжной характер, стороны предъявляют друг другу новые и новые обвинения. Что касается СПбГУ, то в настоящий момент он выступает в этом процессе третьим лицом, что исключило возможность репутационных потерь и оградило доброе имя Университета от неправомерного использования в чьих-либо частных интересах.
В контексте происходящих событий особенно важным представляется тот факт, что СПбГУ воздержался от участия в судебном споре не только в качестве одной из сторон, но и в роли экспертного учреждения. Если бы Университет по предложению директора Института химии согласился представить в суде результаты проведенной им экспертизы, это с неизбежностью привело бы к признанию выводов экспертов СПбГУ ненадлежащим доказательством по делу, поскольку в роли истца и ответчика выступают лица, работающие в Университете или ранее состоявшие с ним в трудовых отношениях. Тем самым у суда появились бы веские основания для сомнений в объективности экспертного заключения, представленного СПбГУ.
Обстоятельства этого судебного дела являются красноречивым подтверждением актуальности одного из базовых принципов, определяющих жизнь университетского сообщества. Доброе имя, престиж и авторитет Санкт-Петербургского университета выступают в числе главных ценностей, формирующих стержень и основу всех многогранных сфер его жизни. Эти ценности создавались, развивались и укреплялись поколениями универсантов, и их необходимо беречь и сохранять всем тем, кто работает и учится в Университете ныне.
А. С. Ярмош заметила, что этот случай — не единственный пример того, что СПбГУ как экспертное учреждение весьма внимательно и тщательно подходит к соблюдению своей репутации, всегда избегает конфликта интересов и не дает никому поводов для любых, даже малейших сомнений в объективности проведенной им экспертизы. В частности, в недавнем прошлом СПбГУ отказал одному из бывших работников, который от имени принадлежавшего ему частного предприятия обратился в Университет с запросом о производстве правовой экспертизы обстоятельств судебного спора. В другом случае СПбГУ отказал в проведении экспертизы, назначенной в рамках административного производства по делу, где подозреваемой в правонарушении оказалась студентка Университета.
Изложенные обстоятельства убеждают в том, что репутация, престиж и авторитет Университета — это не абстрактные понятия, а вполне зримые и актуальные основы современной жизни СПбГУ. Их призвано укреплять, сохранять и оберегать все университетское сообщество, но при этом любое недостаточно продуманное действие и даже слово одного из членов сообщества может нанести ущерб доброму имени Университета. Репутация СПбГУ поддерживается теми, кто в нем работает и учится, о чем необходимо помнить всем универсантам.
Участники совещания (Т. В. Черниговская, И. А. Тихонович, И. А. Балова, С. А. Белов, С. Ю. Рубцова, А. В. Шаболтас и другие) подробно обсудили разные аспекты взаимоотношений студентов с научными руководителями: авторские права того и другого, ответственность научного руководителя, стандарты правовые и стандарты профессионального сообщества, этические нормы. Говорили о том, что авторство ВКР принадлежит не только выпускнику, но и его научному руководителю, который участвовал в разработке структуры и содержания ВКР, делился с учеником своими идеями. Но оценить конкретный вклад каждого участника в совместную научную работу крайне сложно. Были предложены некоторые решения: разработать регламент взаимоотношений студента и его научного руководителя, сформулировать перед комиссией по этике те вопросы, которые нельзя будет решить правовыми методами.
7. О международной деятельности
На недавних ректорских совещаниях была проанализирована международная деятельность СПбГУ (материалы ректорских совещаний от 14.03.2022; от 14.06.2022; от 20.06.2022; от 27.06.2022; от 04.07.2022). Как сообщил заместитель ректора по международной деятельности Сергей Владимирович Андрюшин, на прошлой неделе произошел ряд новых событий.
Встреча с президентом академического консорциума «Международный университет Кыргызстана»
6 июля в формате онлайн состоялась встреча представителей академического консорциума «Международный университет Кыргызстана» и СПбГУ. В ходе совещания участники обсудили подписание соглашения о сотрудничестве, протоколов по студенческому и академическому обмену, реализацию образовательных программ по модели двух дипломов. Коллеги из Кыргызстана проявили интерес к совместной работе в сфере современных инновационных технологий, медицины. Также обсуждался вопрос о возможном создании филиала СПбГУ для реализации программ в сетевом формате в Республике Кыргызстан.
Научный семинар СПбГУ и Национального института океанографии Индии
23 июня в честь Всемирного дня океанов в дистанционном формате состоялся научный семинар СПбГУ и Национального института океанографии Индии, CSIR-NIO, организованный совместно с Русским домом в Мумбаи. На семинаре были представлены доклады из различных областей наук о Земле, связанных с океаном: физика океана, биологическая океанология, геоэкология морских и устьевых зон, морская геофизика, морская геология и геохронология в морских исследованиях. Присутствующие на встрече руководители трех магистерских программ СПбГУ (ФОБОС, CORELIS, POMOR) также рассказали об особенностях обучения в магистратуре.
Ученые обменялись презентациями и обсудили возможность подписания в будущем соглашения о сотрудничестве как в сфере научных исследований, так и в сфере образования.
Результаты совместной работы российско-турецкой научной группы в СПбГУ
В результате совместной работы российско-турецкой научной группы в СПбГУ в период с 14 по 24 июня были проведены научные и образовательные мероприятия и по их итогам получены следующие результаты.
- Совместно с профессором Себахат Озман Салливан проведены тестовые испытания образцов микроартопод в РЦ «Центр микроскопии и микроанализа» Научного парка СПбГУ. Образцы были изготовлены и предоставлены турецкой стороной. В ходе испытаний обнаружен субоптимальный уровень автофлюоресценции экзоскелета собранных в Турции микроскопических клещей — вредителей растений, что указывает на необходимость усовершенствования ряда этапов пробоподготовки (подбор оптимальной температуры, исключение фенольных компонентов из заключающей среды, использование этанола высокой степени очистки, минимизация воздействия ультрафиолета на материал).
- Разработаны рекомендации по усовершенствованию подготовки исследуемого материала.
- Достигнута договоренность о сборе материала в Турции в 2023 году, а также об изготовлении новой серии образцов с использованием оптимизированного в ходе поездки в СПбГУ протокола.
- В случае успешно проведенного исследования запланирована подготовка научной статьи в WoS.
- В рамках визита турецкой стороной высказано намерение направить турецких магистров-биологов для продолжения обучения в аспирантуре СПбГУ.
- Организована открытая лекция профессора Себахат Озман Салливан. Лекция была встречена с большим интересом, став одним из мероприятий Года зоологии в СПбГУ (Турецкие биологи приняли участие в праздновании Года зоологии СПбГУ).